Тренинг по теме «Образование русского централизованного государства»
(XIV — начало XVI вв.)
Работа с хронологией
Заполните таблицу. Определите последовательность событий, выделенных жирным шрифтом.
№ п/п | Событие | Дата |
1. | Битва на реке Воже | |
2. | Битва на реке Шелони | |
3. | Восстание в Твери | |
4. | Грюнвальдская битва | |
5. | Княжение Дмитрия Донского | |
6. | Княжение Ивана III Великого | |
7. | Княжение Ивана Калиты в Москве | |
8. | Кревская уния Польши и Литвы | |
9. | Куликовская битва | |
10. | Набег Тохтамыша на Москву | |
11. | Признание Тверью «старейшинства» Москвы | |
12. | Присоединение к Москве Коломны | |
13. | Присоединение к Москве Пскова, Смоленска и Рязанского княжества | |
14. | Присоединение Новгорода к Москве | |
15. | Присоединение Твери к Москве | |
16. | Свержение ордынского ига | |
17. | Судебник Ивана III | |
18. | Феодальная война в Московском княжестве |
___→___→___→___→___→___→___→___→___→___→___→___→___→
___→___
Работа с персоналиями
Заполните таблицу. (В правом столбце указано минимальное кол-во фактов, которые надо знать.)
Исторический деятель | Когда действовал (и)? | Кто такой(ие)? | Что сделал? Что с ним произошло? |
Андрей Рублев | 1. | ||
Аристотель Фиорованти | 1. | ||
Афанасий Никитин | 1. 2. | ||
Ахмат | 1. | ||
Василий I Дмитриевич | 1. | ||
Василий II Васильевич Темный | 1. 2. | ||
Василий III | 1. 2. | ||
Витовт | 1. 2. | ||
Владимир Серпуховской | 1. | ||
Гедимин | 1. | ||
Даниил Александрович | 1. 2. | ||
Дмитрий Боброк-Волынский | 1. | ||
Дмитрий Донской | 1. 2. 3. 4. | ||
Иван I Данилович Калита | 1. 2. 3. 4. 5. 6. | ||
Иван II Красный | 1. | ||
Иван III Великий | 1. 2. 3. 4. 5. 6. | ||
Иосиф Волоцкий | 1. | ||
Мамай | 1. 2. | ||
Миндовг | 1. | ||
Митрополит Алексий | 1. | ||
Митрополит Петр | 1. | ||
Михаил Ярославич Тверской | 1. 2. | ||
Нил Сорский | 1. | ||
Ольгерд | 1. 2. | ||
Пересвет и Ослябя | 1. 2. | ||
Сергий Радонежский | 1. 2. | ||
Симеон Гордый | 1. | ||
Тохтамыш | 1. | ||
Узбек | 1. 2. | ||
Юрий Данилович | 1. 2. | ||
Юрий Дмитриевич, Василий Косой, Дмитрий Шемяка | 1. | ||
Ягайло | 1. 2. 3. |
Работа со схемой
|
1. Заполните родословную таблицу литовских князей (указаны важнейшие представители).
2. Заполните родословную таблицу московских князей (указаны важнейшие представители).
3. Определите, что обозначено цифрами на схеме управления Русским государством в начале XVI в.
1 —
2 —
3 —
4 —
5 —
6 —
Работа с картой
Найдите на карте:
1) территорию первоначального расселения литовских племен и границы Великого княжества Литовского в момент наибольшего расширения;
2) границы Московского княжества к 1300 г. и направления территориального роста;
3) границы Великого княжества Московского к 1462 г.;
4) границы Русского государства к 1533 г.;
5) Куликовскую битву;
6) битву на реке Шелонь;
7) стояние на реке Угре.
Работа с понятиями
Дайте определение понятий.
1. Боярская Дума __________________________________________________.
2. Дворяне ________________________________________________________.
|
3. Еретики ________________________________________________________.
4. Иосифляне _____________________________________________________.
5. Кормление _____________________________________________________.
6. Местничество ___________________________________________________.
7. Наместник _____________________________________________________.
8. Нестяжатели ___________________________________________________.
9. «Пожилое»______________________________________________________.
10. Поместье _______________________________________________________.
11. Судебник ______________________________________________________.
12. Уния __________________________________________________________.
13. «Юрьев день» ___________________________________________________.
Работа с источниками
Вставьте пропущенные имена, определите датировку событий.
А. «В те времена умер король Казимир Краковский, а сыновей у него не было, была только дочь Ядвига. И стали поляки посылать из Кракова к 1_____________, чтобы он принял крещение из Рима и стал бы у них королем в Кракове и во всей Польше. И 1_____________ начал советоваться со своей матерью княгиней Ульяной, и с братьями, со всеми князьями и боярами Литовской земли, поехал в Краков в Польскую землю, там сам крестился и брат его и многие бояре Литовской земли крестились». Дата: _____________.
Б. «Пришел ордынский князь 2____________ с единомышленниками своими и со всеми прочими князьями ордынскими и со всей силой татарской и половецкой, да еще кроме того отряды нанял басурман [мусульман], армян, фрягов [итальянцев из генуэзских колоний в Крыму], черкесов, ясов [осетин]... Также с 2____________ в единомыслии и в единой думе был и литовский 1____________ со всею силою литовскою и польскою. С ними же в союзе был князь 3____________ и со всеми этими сообщниками пошел на великого князя 4____________ и на брата его 5____________». Дата: _____________.
|
В. «Услышав, что 6_______________ стоит на берегу со всеми силами, 7_______________ пошел к Литовской земле, обходя реку Оку и поджидая к себе на помощь 8_______________ или его войска; проводники вели царя к реке Угре, на броды. Тогда 6_______________ послал на Угру сына, брата и своих воевод со всеми силами. Придя, они стали на Угре и заняли броды и перевозы. А сам 6_______________ поехал из Коломны в Москву ко всемилостивому Спасу, пречистой госпоже богородице и святым чудотворцам просить помощи и заступничества православному христианству, а также на совет и думу к своему отцу митрополиту Геронтию». Дата: ______________.
Работа с суждением историка
Прочитайте отрывок из работы историка В.О. Ключевского. Назовите князей, к которым может быть применена данная характеристика.
«Готовясь предстать пред престолом всевышнего судии [Бога] и диктуя... духовную грамоту, как эти князья внимательны ко всем подробностям своего хозяйства, как хорошо помнят всякую мелочь в нем! Не забудут ни шубки... ни пояса золотого, ни коробки сердоликовой, все запишут, всему найдут место и наследника. Сберечь отцовское стяжание и прибавить к нему что-нибудь новое... новое сельцо прикупить — вот на что, по-видимому, были обращены их правительственные помыслы, как они обнаруживаются в их духовных грамотах».
Проверочный контроль
Структура работы
На выполнение работы отводится 2,5 часа (150 минут). Работа состоит из 3 частей, включающих 47 заданий.
Часть 1 состоит из 30 заданий (А1 – А30). К каждому заданию дается 4 ответа, только один из которых верный.
Часть 2 состоит из 10 заданий (В1 - В10), требующих краткого ответа (в виде одного-двух слов или сочетания цифр).
Часть 3 состоит из 7 заданий (С1 - С7). При их выполнении требуется записать развернутый ответ.
Общие рекомендации
Внимательно прочитайте каждое задание и предлагаемые варианты ответа, если они имеются. Отвечайте только после того, как вы поняли вопрос и проанализировали все варианты ответа.
Выполняйте задания в том порядке, в котором они даны. Если какое-то задание вызывает у вас затруднение, пропустите его. К пропущенным заданиям можно будет вернуться, если у вас останется время.
За выполнение различных по сложности заданий дается один или более баллов. Баллы, полученные Вами за выполненные задания, суммируются. Постарайтесь выполнить как можно больше заданий и набрать наибольшее количество баллов.
ЧАСТЬ I
При выполнении заданий этой части для каждого задания выбирайте тот ответ, который, по Вашему мнению, является правильным.
A1 |
Какой ряд дат отражает события внешней политики Ивана III?
1478 г., 1485 г. | |
1480 г., 1500 г. | |
1510 г., 1521 г. | |
1497 г., 1505 г. |
A2 |
При Иване III был построен собор
Успенский в Москве | |
Софийский в Новгороде | |
Покровский в Москве | |
Дмитриевский во Владимире |
A3 |
Как называлось ведомство, которое в начале XVI в. отвечало за управление имуществом великого князя?
Государев двор | |
Дворец | |
Казна | |
Боярская Дума |
A4 |
Великий князь Владимирский до 1389 г. приобретал право на княжение при условии
передачи этого права от отца к сыну | |
согласия горожан г. Владимира | |
согласия Боярской думы и митрополита | |
получения ярлыка в Орде |
A5 |
Поместная система появилась в России непосредственно после
Куликовской битвы | |
феодальной войны в Московском княжестве | |
присоединения Новгорода к Москве | |
подавления восстания в Твери |
A6 |
Кто из деятелей русской истории получил прозвище после того, как стал калекой?
Иван I | |
Иван II | |
Василий I | |
Василий II |
A7 |
Система распределения служебных мест с учетом происхождения и служебного положения предков человека называлась
разрядная служба | |
наместничество | |
местничество | |
кормление |
A8 |
Князь Иван I Данилович заслужил уважение современников
строительством в Москве каменных соборов | |
окончательным свержением ордынского ига | |
победами над ливонскими рыцарями | |
разгромом войск Мамая |
A9 |
Судебник Ивана Великого…
ликвидировал уделы | |
уничтожил вечевой строй | |
ограничил переход крестьян | |
учредил Боярскую Думу |
A10 |
Прочтите отрывок из сочинения современного историка и укажите, когда произошли описанные события.
«Отбросив дипломатические ухищрения, [великий князь] объявил: "Мы, великий князь, хотим государьства своего, как есмы на Москве, так хотим быть на отчине своей Великом Новгороде". Вслед за тем московские бояре продиктовали послам волю государя: "Вечю колоколу в отчине нашей в Новегороде не быти, посаднику не быти, а государство нам свое держати". Когда послы сообщили об этом на вече, в городе поднялось смятение и "многие брани". "Всташа чернь на бояр и бояре на чернь". Народ утратил доверие к боярам и окончательно отказался повиноваться им».
A11 |
Даты 1325 г., 1340 г., 1353 г., 1359 г. относятся к
ордынским набегам на Русь | |
началу правления московских князей | |
присоединению новых территорий к Московскому княжеству | |
основанию крупных монастырей |
A12 |
Кто из перечисленных ниже лиц прославился в Куликовской битве?
Даниил Александрович | |
Симеон Гордый | |
Дмитрий Шемяка | |
Владимир Андреевич |
A13 |
Как назывались крестьяне, которые жили на государственных землях и несли повинности в пользу государства?
половники и старожильцы | |
государевы холопы | |
черносошные | |
смерды |
A14 |
Войны Московского княжества с Суздалем, Тверью, Рязанью, Литвой – относятся к княжению
Ивана I | |
Дмитрия Ивановича | |
Василия I | |
Ивана III |
A15 |
Победе Василия II над удельными князьями способствовала поддержка
ханов Золотой Орды | |
Великого Новгорода | |
православной церкви | |
Литвы |
A16 |
Какие из перечисленных земель входили в состав Древнерусского государства и вошли в состав Русского централизованного государства к 1533 г.?
А | Псковская земля |
Б | Полоцкая земля |
В | Смоленская земля |
Г | Киевская земля |
Д | Рязанская земля |
Е | Галицко-Волынская земля |
Укажите верный ответ.
АБД | АДЕ | АВД | ВГЕ |
A17 |
Прочтите отрывок из народной песни и укажите дату событий, о которых идет речь.
И втапоры млад Щелкан
Он судьею насел
В Тверь ту старую,
В Тверь богатую.
А немного он судьею сидел:
И вдовы-то бесчестити,
Красны девицы позорити,
Надо всеми надругатися,
Над домами насмехатися.
1327 г. | 1375 г. | 1480 г. | 1485 г. |
A18 |
С не завершенностью процесса централизации Руси непосредственно связано понятие
«уезд» | |
«нестяжательство» | |
«княжата» | |
«наместник» |
A19 |
Битва на реке Воже произошла в
1317 г. | |
1378 г. | |
1382 г. | |
1480 г. |
A20 |
Сыновья Ивана I Даниловича
продолжали политику своего отца | |
окончательно избавили Русь от ордынского ига | |
присоединили к Москве Рязань | |
начали междоусобную войну друг с другом |
A21 |
Первые московские князья характеризуются многими историками как
люди низкого происхождения | |
неоправданно жестокие правители | |
рачительные хозяева | |
талантливые полководцы |
A22 |
Правление Дмитрия Ивановича характеризуется…
попытками Русской православной церкви полностью подчинить княжескую власть | |
ожесточенными войнами Москвы с многочисленными врагами | |
междоусобной войной за власть между потомками Ивана I | |
заимствованием западных обычаев и порядков |
A23 |
Что из названного характеризует иосифлянство?
Церковь должна быть богатой | |
к еретикам следует относиться терпимо | |
необходимо изменить многие церковные обряды | |
Русская церковь должна быть полностью независимой от константинопольского патриарха |
A24 |
Прочитайте отрывок из летописи и укажите, о правлении какого князя идет речь.
«Сел князь великий… на великом княжении всея Руси, и была с того времени тишина великая в течение 40 лет, и перестали татары воевать Русскую землю и убивать христиан, и отдохнули и успокоились христиане от великой истомы и от многой тягости, от насилья татарского, и была с того времени тишина великая во всей земле».
Юрий Данилович | |
Иван I Данилович | |
Иван II Иванович | |
Иван III Васильевич |
A25 |
К правлению Василия I Дмитриевича относится
прекращение уплаты дани Золотой Орде | |
междоусобица среди сыновей Дмитрия Донского | |
присоединение к Москве Нижнего Новгорода | |
появление первых монастырей в Московском крае |
A26 |
Прочтите отрывок из рассказа путешественника начала XV в. и укажите название города, о котором идет речь.
«Этот город независим и имеет общинное правление. Здесь есть епископ, который представляет как бы их начальника… Внутри упомянутого города живет много больших сеньоров, которых они называют боярами, и там есть такие горожане, которые владеют землей в 200 лье длины, богаты и могущественны удивительно. И не имеют русские великой Руси других властителей, кроме этих бояр, выбираемых по очереди так, как хочет община… Все сеньоры владеют 40 000 конницы и бесчисленною пехотою.».
Москва | |
Новгород Великий | |
Псков | |
Тверь |
A27 |
Раньше, чем Куликовская битва, произошла(о)
Грюнвальдская битва | |
разгром Михаилом Тверским Юрия Даниловича | |
битва на реке Шелони | |
присоединение Новгорода Великого к Москве |
A28 |
Репрессии, проведенные после присоединения Новгорода к Москве, затронули в первую очередь
священнослужителей | |
боярство | |
дворянство | |
ремесленников |
A29 |
Реформирование монастырей связано с именем
митрополита Алексия | |
митрополита Петра | |
Сергия Радонежского | |
Иосифа Волоцкого |
A30 |
Что было одной из причин успешного территориального роста Литвы в XIV веке?
невмешательство литовцев во внутренние дела русских земель | |
победы литовцев над ордынцами и крестоносцами | |
заимствование литовцами русских порядков | |
всё вышеназванное |
Часть В
Ответом на задание в части В может быть слово, словосочетание, сочетание букв или букв и цифр.
B1. Расположите в хронологическом порядке присоединение к Москве княжеств и земель. Запишите буквы, которыми обозначены события, в правильной последовательности, НЕ делая пропусков и НЕ ставя запятые. Например: БВАГ. __________________
А) Нижний Новгород
Б) Псков
В) Можайск
Г) Коломна
B2. Установите соответствие между историческими деятелями – современниками. Ответ запишите в левый столбик (сначала цифру, затем соответствующую ей букву, например 1А, 2Б, 3В, 4Г)
Князья | Религиозные деятели | |
1. Иван Великий | А. Митрополит Алексий | |
2. Дмитрий Донской | Б. Митрополит Петр | |
3. Василий Темный | В. Нил Сорский | |
4. Иван Калита | Г. Митрополит Макарий | |
Д. Митрополит Исидор |
B3. Прочтите отрывок из сочинения современного историка и назовите прозвище князя, к которому относится эта характеристика.
«Удивительным образом вокруг "маловыразительной личности" "немудрящего" великого князя объединились люди, обладавшие всеми теми талантами, которыми его Бог обделил. Четырежды свергнутый с престола, он четырежды против всех законов природы… возвращался победителем в Москву и в конце концов, пережив всех своих соперников — и умных, и талантливых, и коварных, и благородных, передал сыну… мощное государство».
_________________________
B4. Установите соответствие между русскими землями (городами) и способами их присоединения к Москве. Ответ запишите в левый столбик (сначала цифру, затем соответствующую ей букву, например 1А, 2Б, 3В, 4Г)
Города | Способы | |
1. Коломна | А. В результате освоения новой территории | |
2. Новгород Великий | Б. В результате ряда военных походов | |
3. Смоленск | В. Мирно, без вооруженной борьбы | |
4. Ярославль | Г. Отобран(а) у другого русского княжества | |
Д. Отвоеван(а) у соседнего государства |
B5. Прочтите отрывок из сочинения историка С.Ф. Платонова и назовите прозвание князя, к которому относится эта характеристика.
«В отношении князей Владимиро-Суздальской Руси, а также в отношении Рязани и Новгорода [он] держался властно и повелительно. По выражению летописца, «он всех князей русских привожаше под свою волю, а которые не повиновахуся воли его, а на тех нача посягати. Он вмешивался в дела других княжеств: утвердил свое влияние в семье суздальско-нижегородских князей, победил рязанского князя Олега и после долгой борьбы привел в зависимость от Москвы Тверь… Но с Литвой осталась у Москвы вражда и после мира с Тверью».
______________________
B6. Напишите имя книжника, вошедшего в историю как автор теории «Москва — третий Рим».
________________________
B7. Установите соответствие между деятелями русской культуры и сферами их деятельности. Ответ запишите в левый столбик (сначала цифру, затем соответствующую ей букву, например 1А, 2Б, 3В, 4Г)
Деятели | Сферы деятельности | |
1. Аристотель Фиорованти | А. Иконописец | |
2. Афанасий Никитин | Б. Скульптор и декоратор | |
3. Андрей Рублев | В. Религиозный мыслитель | |
4. Нил Сорский | Г. Купец и путешественник | |
Д. Архитектор и инженер |
B8. Установите соответствие между русским князем и тем, в каком родстве он состоял с Дмитрием Донским. Ответ запишите в левый столбик (сначала цифру, затем соответствующую ей букву, например 1А, 2Б, 3В, 4Г)
Князья | Родство | |
1. Иван I Калита | А. Дед | |
2. Иван III | Б. Дядя | |
3. Василий II | В. Отец | |
4. Симеон Гордый | Г. Внук | |
Д. Правнук |
B9. Прочтите отрывок из летописи и напишите, где произошли описываемые события.
«Пришли татары и начали стрелять в наших, а наши по ним. Наши побили многих стрелами и пищалями, а их стрелы падали между нашими людьми и никого не ранили. И отбили татар от берега. И много дней татары начинали наступать с боем и ничего не могли. Ждали, когда станет река: тогда были большие морозы, и река начала становиться. Были в страхе и те и другие; одни других боялись...».
_____________________
В10. Распределите перечисленные ниже события: связанные с правлением Ивана I – в группу А, связанные с правлением Ивана III – в группу В. Запишите номера ответов в порядке возрастания в каждой из групп в нижеприведенную таблицу.
приглашение итальянских мастеров | |
строительство крепости на северо-западе Руси | |
поездки к ордынскому хану за ярлыком | |
успешные войны с Литвой | |
перенос в Москву митрополичьей кафедры | |
покупка вотчин и небольших княжеств |
Группа А | Группа В | ||||
ЧАСТЬ 3
Прочтите отрывок из исторического источника и кратко ответьте на вопросы С1 – С3. Ответы предполагают использование информации из источника, а также применение исторических знаний и умений.
«57. О христианском отказе. А христианом отказыватися из волости, из села в село, один срок в году, за неделю до Юрьева дня осеннего и неделя после Юрьева дня осеннего. Дворы пожилые платит в полех за двор рубль, а в лесах полтина. А которой христианин поживет за кем год да пойдет прочь, и он платит четверть двора; а два года поживет да пойдет прочь, и он полдвора платит; а три года поживет, а пойдет прочь, и он платит три четверти двора; а четыре года проживет, и он весь двор платит»
C1. Что это за документ? Когда он был составлен?
C2. Чьи интересы был призван защитить документ?
C3. Чем была вызвана разница в плате?
Задания С4-С7 предусматривают разные виды деятельности: представление обобщенной характеристики исторических событий и явлений (С4), сравнение (С5), анализ исторической ситуации (С6), рассмотрение исторических версий и оценок (С7). Выполняя эти задания, обращайте внимание на формулировку каждого вопроса.
C4. Укажите основные итоги деятельности князя Даниила Александровича.
C5. Сравните Куликовскую битву и стояние на реке Угре. Найдите черты сходства и различия.
Примечание. Запишите ответ в форме таблицы. Во второй части таблицы могут быть приведены различия как по сопоставимым (парным) признакам, так и те черты, которые были присущи только одному из сравниваемых объектов (приведенная таблица не устанавливает обязательное количество и состав общих признаков и различий, а только показывает, как лучше оформить ответ).
Общее | |
Различия | |
C6. Рассмотрите историческую ситуацию (брак Ивана III с Софьей Палеолог) и ответьте на вопросы.
Почему в браке были заинтересованы обе стороны? Какие последствия имел этот брак?
C7. Деятельность князя Ивана I вызывает различные оценки историков. Какие оценки вам известны, какие аргументы приводятся в споре? Какую из оценок вы считаете более убедительной? Приведите положения, факты, которые аргументируют избранную вами точку зрения.