Урок ИЗО в 6 классе.
«Портрет»
Планируемые результаты:
Предметные: Учить рисовать лицо человека, передавая его возрастные и половые особенности.
Дать понятие - одиночный портрет, групповой, симметричность портрета.
Закрепить знания о частях лица и их расположении, уметь передавать в портрете.
Метапредметные: Коррекция зрительной памяти, наблюдательности на примере упражнения «Художник».
Познавательные: Развивать воображение, память, корригировать мелкую моторику
Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу, Воспитывать внимание, трудолюбие, усидчивость.
Коммуникативные: проявляют активность при решении познавательных задач.
Методы и формы: Объяснительно-иллюстративный, аналитический, исследовательский
Оборудование и материалы урока: Лист бумаги или альбом, краски или цветные карандаши, простой карандаш, ластик, баночка с водой, кисточка.
Зрительный ряд: репродукции картин художников, дидактические игры, схемы-помощники в рисовании портрета.
План урока:
1. Организационный момент.
2. Сообщение темы урока.
3. Коррекционное упражнение «Художник».
4. Знакомство с жанром изобразительного искусства-«портретом».
5. Объяснение последовательности рисования.
6. Дидактические игры для закрепления знаний о жанре портрета.
7. Закрепить знания о частях лица и их расположение.
8. Физминутка.
9. Самостоятельная работа: передать в портрете сказочный образ любого времени года, дополнить портрет деталями и элементами, присущими тому или иному времени года.
10. Выставка готовых работ, выставление оценок, уборка рабочего места.
Ход урока:
1. Проверка организации рабочих мест.
|
2. Сообщение темы урока.
3. Упражнение «Художник» (цель - развитие наблюдательности, памяти, коммуникативных способностей).
Процедура игры. Из группы детей выбираются 2 ребенка. Остальные - «зрители». Один из выбранных - «художник» (по желанию), другой - «заказывает ему свой портрет». «Художник» внимательно смотрит на своего «заказчика» (1,5-2 мин.). Затем он отворачивается и по памяти описывает внешность первого ребенка.
Замечания:
Если «художник» медлит, разрешается задавать ему вопросы: «Какие у Лены волосы?», «Какие у нее глаза?», «Во что она одета?» и т. д.
Запрещается высказывание обидных замечаний в адрес детей, фиксирующих какие-либо их физические недостатки.
Учитель должен подчеркивать внешние достоинства детей: «Ну-ка, вспомни, какая Лена красивая?»
3. Ознакомление с жанром Изобразительного искусства - портретом.
- Ребята, внимательно рассмотрите картину. В первую очередь определите, к какому жанру живописи она относится.
- Посмотрите, какими красками выполнена, обратите внимание на сюжет и содержание картины, её цветовое решение. Какие жанры изобразительного искусства вы видите? Назовите.
- Глядя на эти картины, вы познакомитесь с жанром портрета и его особенностями.
- Слово «портрет» означает в переводе с французского языка «воспроизводить черта в черту» изображаемого человека.
Портрет всегда рисуется с натуры. Художник выбирает человека, которого хочет изобразить, придаёт ему красивую позу, иначе говоря, просит позировать.
- Перед художником стоит сложная задача - передать внешний облик человека, его лицо, фигуру, движение, костюм, обстановку, в которой он находится. Но, главная ценность этого жанра в том, что он нам передаёт не только внешний вид человека, но и его характер, настроение, его внутренний мир, индивидуальность, возраст. Чтобы достичь этой цели, он тщательно, продуманно подбирает фон. Вот, например, картина «Девочка с персиками».
|
Её написал в жанре портрета русский художник В.Серов. У девочки немножко насмешливый взгляд, наверное, она всегда и во всём умеет подметить смешное. Вокруг неё всё залито лучами солнца. Розовое платье девочки и персики на столе, заметьте, похожи по цвету. И вся эта нежность, этот покой и цветение, которыми наполнена эта картина, не только приятны глазу, но и сердце веселят. Художник хотел, чтобы все, кто увидит его работу, радовались вместе с ним и научились находить прекрасное в самом обыкновенном, привычном. Картина эта хранится в Государственной Третьяковской Галерее.
- Искусство портрета очень древнее. Оно насчитывает несколько тысячелетий. Уже в Древнем Египте человек пытался передавать облик богов и мифических героев.
Гомер, поет. Гиппократ, врач.
С помощью этого жанра мы можем изучать историю человечества. До наших времён дошли портреты императоров
царей, вельмож, выдающихся философов,
знаменитых поэтов, писателей, художников и простых людей, живущих в разные времена и эпохи.
Портреты бывают одиночными и групповыми. На одиночных портретах изображается один человек, а на групповых - группы людей.
Художники рисуют сами себя, называя свои картины автопортретами.
|
Портреты имеют разное назначение: Парадными портретами украшают дворцы, залы, музеи. На них изображаются выдающиеся личности в красивых костюмах, в богатой обстановке.
А ещё есть интимные портреты. В них больше передаётся не значимость человека, а его внутренний мир и характер.
Интимный портрет служит нам напоминанием дорогих нам людей.
В старину знатные люди заказывали портреты всех членов семьи и передавали из поколения в поколение. Через портреты можно было познакомиться со своим прапрадедушкой или с мамой прапрабабушки. Собирался целый архив семей портретов.
С изобретением фотоаппарата художники не перестали рисовать портреты, фотография - это лишь короткий миг, и она не сможет заменить картину, выполненную художником. Ведь в каждой картине присутствует как бы живая душа человека, от неё даже исходит тепло.