Тема 1. История и философия науки: введение в дисциплину
Объект, предмет, структура, цель изучения и понятийно- категориальный аппарат дисциплины.
Определение философии. Философия и мировоззрение.
Полисемия концепта «наука» и многообразие его дефиниций.
1.
Объектом изучаемой дисциплины является наука. История и философия науки – междисциплинарный массив знаний, имеющий несколько предметных областей. Это:
- природа, основания, структура, функции, типология науки;
- онтологические основания науки;
- логико-методологический арсенал науки;
- трансформация форм научного познания в потоке исторического времени и эволюция научного знания;
- проблема роста научного знания;
- наука как социокультурный феномен;
- взаимодействие науки с другими формами общественного сознания;
- наука в контексте смены мировоззренческих парадигм и типов рациональности.
Сведя к минимуму количество знаков, можно сказать, что предметом нашей дисциплины является историко-философское измерение науки.
Автором термина «философия науки» является Е. Дюринг (1878 г.) Имеет место множество определений философии науки. Вот некоторые из них.
- Философия науки исследует закономерности и тенденции научного познания.
- Философии науки изучает структуру и развитие научного знания.
- Философия науки постигает природу науки, ее структурные элементы в их взаимосвязи и взаимодействии.
- Философия науки исследует проблемы возникновения и роста научного знания на разных стадиях общественного развития. Изучая общие закономерности развития науки, она рассматривает рациональные методы и нормы достижения объективно истинного знания.
- Философия науки – область философии, имеющая своим предметом природу и историю научного знания, формы и методы его построения и развития.
- «Философия науки занимается преимущественно изучением методов и принципов, на основе которых ученые истолковывают факты, формулируют законы и выдвигают гипотезы, а также исследует процесс развития самой науки. Иначе говоря, философия науки рассматривает внутреннее, логическое функционирование научного механизма» (Мэл Томпсон).
История – социально-гуманитарная отрасль знаний, постигающая событийное прошлое человечества в формате хронотопа (пространственно-временного контекста). История науки изучает процесс зарождения и развития научных идей, методов, теорий, институтов, коллективов и сообществ.
Цель изучения данной дисциплины состоит в философском осмыслении науки, постижении фактического и мировоззренческого содержания этапов ее генезиса, с дальнейшим использованием полученных знаний и навыков в теоретической и практической профессиональной деятельности. Предполагается решение следующих задач: 1) изучить предметную, структурную, функциональную конфигурацию дисциплины, усвоить ее концептуальный каркас; 2) интерпретируя науку как систему знаний, освоить проблемные сегменты эпистемологии (теории познания) с выходом на онтологические вопросы; 3) в историко-философском ракурсе рассмотреть развитие науки, сформулировав и обнаружив варианты решения проблемы роста научного знания; 4) исследовать архитектонику науки, теоретические и прикладные составляющие ее логико-методологического арсенала; 5) раскрыть антропный и социально-культурный аспект науки, специфику ее отношений с другими формами духовной жизни.
Изучаемая дисциплина включает три относительно автономные рубрики (содержательные модули): «Наука в историческом и философском измерении» (темы 1-5), «Наука в логико-методологическом измерении (темы 6-8), «Наука в социально-культурном измерении» (темы 9-10).
Философия науки, как самостоятельная область знания, начала складываться в середине XIX в. У истоков современной философии науки стояли такие мыслители как Уильям, Уэвелл, Джон Стюарт Милль, Огюст Конт. Можно смело сказать, что без таких мыслителей классической эпохи как Ф. Бэкон, Р. Декарт, Дж. Локк, Дж. Беркли, Д. Юм и, конечно, И. Кант, генезис философии науки был бы весьма проблематичным.
Выше была отмечена междисциплинарность Истории и философии науки. Она связана с естествознанием, прежде всего, физикой, математикой, логикой, семантикой и т. д. Естествознание– массив наук о природе, ее структурных элементах в их взаимосвязи и взаимодействии. Структурные элементы природы фиксируются с помощью таких понятий как «система» «сфера», «процесс», «вещь», «объект», «организм» и т. д. Формальная логика – наука, изучающая общезначимые формы, законы, принципы и операции абстрактного мышления. Семантика, в свою очередь, изучает отношение между знаками и тем, что они обозначают, а также сами эти отношения. Междисциплинарность обусловливает многоуровневую структуру понятийно-категориального аппарата.
Понятие представляет собой тот материал, которым мы оперируем во всякой мыслительной деятельности, в том числе в рассуждениях. Любой универсум рассуждений базируется на системе понятий и категорий. Они репрезентируют различные миры, в том числе, выступая в качестве их семантических маркеров. Понятие является строгой и однозначной формой мышления, т. к. в ней, в отличие от суждения, фиксируется целостность существенных имеющихся признаков, как отдельных предметов (свойств, отношений), так и соответствующих классов. Наличие такого коллективного интеллектуального инструмента как понятие гарантирует стабильность индивидуального мышления и возможность понимания. Поэтому вполне закономерно, что наука начинается с констатации и уточнения понятийно-категориального аппарата. В нашей дисциплине такой аппарат включает общефилософские, частнофилософские, общенаучные и частнонаучные категории, термины и понятия.
Структуру ИФН уместно рассматривать, как минимум, в программе трех подходов, в основе которых – определенный критерия, который берется в качестве базиса фиксации отдельных элементов. Такое структурирование напоминает типологию.
Первый подход – дисциплинарный. В зависимости от того, какая наука является предметом рефлексии, выделяют философию физики, философию математики, философию биологии (эти три дисциплины оправдано претендуют на статус центральных), философию химии, философию медицины, философию истории, философия психологии и т. д.
«Первой среди равных», является философия физики. Эта дисциплина имеет насыщенную историю, богатейшее содержание и эвристические импликации. Кроме того, естествознание супервентно на физике, или, говоря простым языком, «зависимо», производно от нее. Философия физики – эталон философии естествознания. Она сложилась на рубеже XIX – XX вв. Идеи ее основателей – Г. Гельмгольца, Э. Маха, П. Дюгема, А. Пуанкаре – оказали влияние на А. Эйнштейна, Н. Бора, В. Гейзенберга, В. Паули, Э. Шредингера, которые были не только учеными, но и авторами работ по философии физики. В середине прошлого века сложились ее предметно- проблемные области. Это: природа и структура языка физики, строение физической теории (и заложенных в нее симметрий), адекватность гипотетико-дедуктивного, структуралистского, операционистского методологических подходов, понятия пространства и времени, вероятность и причинность, сведение естественных наук к физике, проблема математического моделирования, интерпретации квантовой механики и теории относительности. Из множества вопросов философии физики, формулируемых М. Бунге, ключевыми являются: «Равнозначна ли относительность системы отсчета зависимости от наблюдателя и, следовательно, субъективности? Действительно ли квантовые события нельзя осмыслить без введения наблюдателя? Существуют ли в физических теориях строго наблюдательные понятия? Какова цель физической теории: систематизация данных, вычисление предсказаний, направление дальнейших исследований и (или) объяснение фактов? Можно ли экспериментировать, не прибегая к помощи теории, и собирать, таким образом, данные, целиком свободные от теории? В чем состоит физическое значение символа?»[1]. Ответы на эти и другие вопросы давали, как философы (Р. Карнап, Г. Рейхенбах, К. Гемпель, Э. Нагель, А. Грюнбаум, Ф. Франк), так и профессиональные физики – П. Бриджмен, Л. Д. Ландау, Д. Бом, М. Борн, Р. Фейнман. Современная проблематика связана с реализацией деятельностного подхода к познанию, анализом конкретных познавательных ситуаций, складывающихся в физике, установлением связи физики и техники, обсуждением культуры экспериментирования. Большое внимание уделяется философской рефлексии над Стандартной моделью физики элементарных частиц[2].
Существуют отрасли знаний, которые имеют право оспаривать уникальность и «лидерство» физики. Одна из таких отраслей – математика. И. А. Карпенко пишет: «Современные физические теорииимеют полностью адекватное представление только в математическом виде. Это значит, что невозможно предельно корректно говорить о квантовой физике на естественном языке, а не на языке математики, потому что в первом не существует эквивалентных понятий длявыражения тех математических абстракций, которые необходимыдля точного описания физических явлений. Это приводит и к болеесерьезной проблеме: как в таком случае возможна философия современной физики (и шире – естественных наук)? Возможна ли она вообще? Быть может, философия должна быть математической (т. е. оперировать языком математики)? Но будет ли это философия?»[3]. Трудно сказать. Математика и философия отличаются от экспериментального естествознания, их роднит наличие концептуальных истин и «эзотеричность». Но, если математика отличается точностью, то философия – критичностью и плюрализмом. Если естествознание прогрессирует, то философия – изменяется. Философские утверждения, в отличие от научных, опытно непроверяемые и неразрешимые (их истинность или ложность не может быть установлена эмпирически и/или математически).
Философия математики изучает сущность математических объектов и способы доказательств, решает фундаментальную проблему обоснования математики. Абстрактный характер этих объектов, сила и принудительность математической аргументации, привлекли внимание еще античных мыслителей. Влияние на философию математики одного из них – Платона – огромно. Именно он обосновал идею о том, что идеальные сущности не просто реальны, но обладают высшим онтологическим статусом. «Согласно платонистам, которые не образуют самостоятельного направления и могут принадлежать к разным школам, математика имеет дело с объектами особого рода, реальность существования которых совершенно не зависит от природной действительности или по крайней мере не ниже уровня реальности природных объектов»[4]. Философия математики является ровесницей философии физики. Возникновение этой дисциплины связывают с парадоксами в теории бесконечных множеств Г. Кантора, кризисом математической методологии, актуализацией дихотомии априоризма и апостериоризма математического знания. Еще Г. Галилей, утверждал, что «книга природы» написана на языке математики. Пользуясь современной терминологией, математика – метаязык для физической реальности. Но, с помощью чего описывается сама математическая реальности и как она существует?
В ХХ в. сформировалось четыре программы обоснования математики: 1) логицизм (основания – в логике, математика есть создание логически очевидных конструкций); 2) формализм (основания – в представлении математики в виде исчисления, она есть создание формально непротиворечивых конструкций), 3) интуиционизм (основания – в априорной интуиции времени, математика не нуждается в каких-либо внешних гарантиях и есть создание интуитивно очевидных конструкций), 4) конструктивизм (основания – в точном предписании – алгоритме, математика – есть создание потенциально доказуемых конструкций), Первую программу представляют Г. Фреге, Б. Рассел, А. Н. Уайтхед. Вторую – Д. Гильберт, В. Аккерман, Дж. фон Нейман. Третью – Л. Э. Я. Брауэр, Г. Вейль, А. Гейтинг. Четвертую – А. Пуанкаре, А. А. Марков, Э. Бишоп.
Большое влияние на развитие философии математики оказал К. Гедель со своей знаменитой теоремой о неполноте. Следует выделить группу французских математиков, писавших под общим псевдонимом Н. Бурбаки. Они внесли значительный вклад в изучение истории математики и ее связи с философией. Бурбаки обосновано указывают на существенную проблему, предопределившую элитарность описываемой дисциплины: «Математики, обладающие основательной философской культурой, встречаются так же редко, как и философы, имеющие обширные познания в математике»[5]. Значительный вклад в историю математики внес профессор Донецкого государственного университета А. И. Бородин. Уникальным является его собрание биографических данных о математиках всех эпох и регионов (соавтор – А. С. Бугай)[6].
Философия биологии 1) анализирует и объясняет процессы формирования наук о живом; 2) исследует специфику и структуру знаний об органической природе и пути его формирования; 3) определяет место биологии среди других наук. Базис биофилософии составляют труды классиков – К. Линнея, Ж. Кювье, Ж. Б. Ламарка, Э. Жоффруа Сент-Илера, К. Бэра, Ч. Дарвина. Биология дает богатый эмпирический материал для адекватного решения философских проблем устойчивости и развития, холизма и элементаризма, постоянства и скачков. Уже у Линнея и Ламарка присутствуют идеи эволюционизма, хотя вплоть до середины ХIХ в. креационизм, трансформизм (идея превращения одних видов в другие) и теория катастроф были сильны в биологии. Ч. Дарвину удалось раскрыть движущий фактор и причины эволюции, доказать, что естественный отбор меняет жизнь и формирует новые виды. «Везде, где имеются три основных условия, сформулированных Дарвиным, – размножение, изменчивость и репродуктивные преимущества через конкуренцию, – можно почувствовать действие естественного отбора»[7]. Развенчание ламаркизма, как учения о наследовании признаков, было продолжено Ф. Вайсманом – основателем неодарвинизма. В середине прошлого века осуществлен синтез классического дарвинизма и генетики. Это способствовало победе популяционного стиля мышления, положило начало синтетической теории эволюции. Развитие во второй половине ХХ в. молекулярной и физико-химической биологии привело к созданию новой парадигмы – биоинженерной. На новый уровень вышла конкуренция между подходами к исследованию живого – эволюционного, функционального, организационного. Появились оригинальные трактовки эволюции. Например, Р. Доккинз трактует эволюцию как «внешнее и видимое проявление дифференциального выживания альтернативных репликаторов». «Эгоистичные» гены как раз и являются репликаторами (лат. replicatio – возобновле ние), с которых делаются «копии». Организмы же являются лишь «транспортными средства» для генов. «Отбор репликаторов – это процесс выживания одних репликаторов за счет других. Отбор транспортных средств – это процесс, в котором одни транспортные средства обеспечивают выживание своих репликаторов успешнее, чем другие»[8]. За последние сто лет были созданы и другие оригинальные концепции в области биофилософии (В. И. Вернадский, К. Лоренц, Л. фон Берталанфи, Р. Левонтин, У. Матурана, Ф. Варела, М. Рьюз).
Возвращаемся к структуре ИФН. Основания для второго подхода – предметно-проблемного – обнаруживаются в очерченных выше рубриках масштабной темы «наука в историко-философском измерении». Осталось только дать наименования дисциплинам. Это: эпистемология, онтология науки, история науки, логика и методология науки, социология науки, этика науки. Этот список может быть, как сокращен, так и расширен. Содержание, цели, задачи, концептуальные каркасы этих дисциплин будут подробно рассмотрены ниже.
Наконец, третий подход связан со спецификой постижения философских проблем науки в рамках того или иного течения или направления. Есть неокантианская философия науки, позитивизм, постпозитивизм, исто рическая эпистемология, марксистская философия науки, инструмен тализм, операционализм, и т. д. Относительно самостоятельные школы можно обнаружить и внутри этих направлений.
Наш краткий обзор междисциплинарных связей и структуры ИФН будет неполным, если не сказать о философии техники – почти ровеснице философии науки. Термин «философия техники» ввел в оборот Эрнст Капп. Существенную роль в формировании этой дисциплины сыграли Ф. Бон, Э. Гартинг, Ф. Дессауэр, Х. Фрайер, Ф. Энгельмайер, А. Эспинас. Философскому осмыслению феномена техники – преимущественно критическому – посвящены работы мыслителей, не представляющих сциентистский лагерь. Это Н. А. Бердяев, С. Н. Булгаков, М. Хайдеггер, О. Шпенглер, Ж. Эллюль, К. Ясперс. Влиятельные представители современной философии техники – В. Г. Горохов, Х. Ленк, Р. Маккей, К. Митчем, Х. Позер, В. М. Розин. В фокусе внимания данной дисциплины два объекта – техника и технологии. Основные задачи: определение феномена артефакта; уяснение сущности техники; природа и функции технического знания; роль техники и технологий в жизни современной цивилизации, перспективы их развития и изменения. «Философия техники позволяет развернуть все основные проблемы современной философиив систематическом аспекте – от онтологии и антропологии (онтологический статус технических артефактов; положение человекав мире), гносеологии (статус ноу-хау внутри знания) и эпистемологии (предмет и методы технических (инженерных) наук) до философии культуры (проектирование в системе культуры, теория культурных типов) и этики и аксиологии (проблема «технического зла»,социальная оценка техники)»[9].
Стремительное развитие техники и технологий в последние десятилетия позволяет утверждать: рефлексия над ними вышла за рамки философии, требует расширения дисциплинарного пространства. И помощь в этом деле призваны оказать молодые ученые, специалисты из различных областей знания. Но для этого им необходимо освоить смысловое пространство философии, те когнитивные схемы, которые были созданы в течение недолгой, но очень насыщенной истории философии науки. Теперь, от конкретики частных наук необходимо подняться до уровня понимания науки как сложной и многофункциональной сущности, законно претендующей на статус одной из универсалий культуры.
2.
Выше были представлены определения философии науки. Теперь вернемся к истокам – собственно, к философии и вспомним, что представляет эта форма общественного сознания и специфический тип знания. Предлагаем ряд определений (сущностных и функциональных) ключевого концепта.
Пифагор: «Жизнь подобна игрищам: иные приходят на них состязаться, иные торговать, а самые счастливые – смотреть; так и в жизни, – иные, подобные рабам, рождаются жадными до славы и наживы, между тем, как философы – до единой только истины».
Гераклит: задача философии – поиск истины.
Софисты: цель философии – научить мудрости. Мудрость софисты отождествляли не с достижением объективной истины, а с умением доказывать то, что каждый считает правильным и выгодным.
Платон: «Философия – это уподобление Богу в меру человеческих сил»; философия – это познание сущего, ее задача – обнаружение вечных и абсолютных истин.
Аристотель: философия – это исследование причин и принципов вещей, задача философии – постижение всеобщего в самом мире.
Эпикур: философия – это путь достижения счастья.
Эпоха средневековья: философия – «служанка богословия», ее задача состоит в подкреплении положений христианской доктрины.
Ф. Бэкон: философия – целостная единая наука, облеченная в понятийную форму.
И. Кант: философия – наука об отношении всего познания к целям человеческого разума.
В. Виндельбанд: «Философия – это научное разъяснение общих вопросов миропознания и жизнепонимания».
Б. Рассел писал: философия – это ничейная земля между богословием и наукой.
К. Ясперс: «Философия не может быть чисто научным знанием, ибо не может отвлечься от внутреннего мира самого философствующего», цель философии – постижение общего и фундаментального в существовании человека.
М. Хайдеггер: «Философия – последнее выговаривание и последний спор человека… Ностальгия, – вот фундаментальное настроение философствования о мире, конечности и отъединенности».
Фридрих Вайсман: «Философия – это логический анализ наших мыслей».
Уильям Хадсон: философия – это, прежде всего, «аналитическое описание структуры религиозной веры. Она раскрывает то, чем религиозная вера по своей логической структуре похожа и чем она отличается от науки и морали».
Д. Денет: «Философия – это деятельность, помогающая ставить вопросы в тех областях, где еще неясно, как ставить вопросы».
В. Васильев: «Философия – это предприятие, главной задачей которого является прояснение обыденных интуиций человеческого сознания с помощью концептуализаций».
М. Эпштейн: философия представляет действительный мир как один из возможных, «овозможнивает» его; все, что мыслится философски, обнаруживает свою способность быть иным.
В. Степин: «Философия – особая форма общественного сознания и познания мира, вырабатывающая систему знаний о фундаментальных принципах и основах человеческого бытия, о наиболее общих сущностных характеристиках человеческого отношения к природе, обществу и духовной жизни во всех ее проявлениях».
Всякая философия есть мировоззрение, но не всякое мировоззрение – есть философия. Ханс Майер пишет: «Мировоззрение скрывает в себе философию, идет как и она к целому, универсальному, последнему, конечному и включает в себя не только знание о космосе, но также и оценки, переживаемые субординации ценностей, включает все формы жизни». Другими словами, мировоззрение – систематическое единство ценностей, идей, идеал, интересов, убеждений и предпочтений относительно сущности природных и социальных явлений.
Мировоззрение есть результат отражения человеком мира. Глубина этого отражения – различна. Простейший вид отражения имеет место на уровне ощущений. Применительно к мировоззрению он связан с мироощущением (миросозерцанием). Следующие по глубине уровни отражения – мировосприятие и миропредставление. Здесь конструируется уже цельная картина мира, обозначается взаимосвязь процессов и явлений и делается шаг к миропониманию посредством понятийного отражения. И, наконец, последний шаг – мирообъяснение, как способность вскрывать закономерности и сущность явлений и процессов, выходить на уровень предельных абстракций, универсалий, т. е. понятий, которые невозможно обобщить.
Можно выделить типы мировоззрения – обыденный и теоретический, а также его исторические виды – мифологический, религиозный, научно-философский. Таким образом, философия (как, впрочем, и наука) это высший уровень и тип мировоззрения.
3.
Английское слова «science» (наука) происходит от латинского слов «scientia» (знание). В философии науки имеет место точка зрения, согласно которой, в современном значении слово наука было впервые использовано британским теологом и естествоиспытателем У. Хьюэллом (Уэвеллом) в 40-е годы 19 века. Он же ввел в оборот слово «scientist» («ученый»). Иногда пальму первенства в деле имплементации слова наука отдают О. Конту. До 30-40-х годов 19 века, слово «наука» нередко использовалось как синоним слова «учение». До середины 19 века для именования той отрасли знаний и формы общественного сознания, которую и до сегодняшнего дня именуют «наукой» («science») использовался термин «натурфилософия».
Современная наука начала складываться в XVII-XVIII веках. С XVII в. возникают национальные научные организации («Академия опыта» во Флоренции (1657), Английское королевское общество (1660), Парижская Академия наук (1666), Берлинская Академия (1672), Российская Академия наук и художеств (1725) в Петербурге и др.). С середины XIX века наука становится самостоятельной сферой общественной жизни. К этому времени возникают научные лаборатории при университетах, на предприятиях, создаются государственные и частные научные центры. Наука становится социальным институтом, появляется потребность в осмыслении ее истории, закономерностей, форм организации, развитии методологии научных исследований, т.е. появляется философия науки.
Основные отличительные признаки науки в ее современной интерпретации: 1) установка на исследование законов преобразования объектов и реализующая эту установку предметность и объективность научного знания; 2) выход науки за рамки предметных структур производства и обыденного опыта и изучение ею объектов относительно независимо от сегодняшних возможностей их производственного освоения.
Наука имеет несколько аспектов – институциональный, организационный, эпистемологический, психологический, экономический, этический и т. д.
Что же такое наука? Варианты ответов различны уже на уровне поиска родового понятия:
- Наука – абстрактно-логическая система знаний и законов мира.
- Наука – результат познавательной деятельности.
- «Наука» – собирательное понятие для всего комплекса наук.
- Наука – деятельность по производству знаний.
- Наука – «локомотив» прогресса.
- Наука – массив специализированного знания.
- Наука – форма социальной памяти.
- Наука – форма общественного сознания.
- Наука – форма индивидуальной памяти.
- Наука – система законов мира,
- Наука – теоретическое моделирование действительности и возможных миров.
- Наука – особая сфера культуры.
Теперь определения конкретных мыслителей.
«Наука – это поэтическое вопрошание природы; поэт выступает одновременно и как созидатель, активно вмешивающийся в природу и исследующий ее» (И. Пригожин).
«Наука – созданное нами концептуальное средство, служащее для связи одного сенсорного возбуждения с другим» (У. Куайн).
«Наука является знанием, она ищет общие законы, связывающие большое количество частных фактов» (Б. Рассел).
«Наука – это исследование истины в том смысле, что она формулирует и обосновывает истинные суждения относительно мира, природы или природного бытия» (М. Вартофский).
«Наука – это особый вид познавательной деятельности, направленный на выработку объективных, упорядоченных и обоснованных знаний о мире» (В. С. Степин).
«Науки – это когнитивные инициативы по моделированию отдельных характеристик мира (и нас самих). Такие системы локальны и частичны. Они идеализированы множеством способов и последние могут выступать принципиальными барьерами на пути их целостной интеграции в некую единую аксиоматическую систему» (С. Хорст).
Деятельностное бытие науки внешне выражается в становлении соответствующих ей научных отношений и научных институтов. Так складывается научная сфера общества, которая включает:
- Научные потребности.
- Научные способности.
- Научную деятельность.
- Научные отношения.
- Научные институты.
В историческом становлении любой науки прослеживаются следующие направления ее самоопределения:
- Предметология – определение и обоснование своего предмета.
- Терминология – разработка своего категориального аппарата.
- Методология – определение специфических методов исследования.
- Логика научного исследования, т. е. следование его законам, принципам, операциям абстрактного мышления.
- Номология – выявление законов своей предметной области.
- Праксиология – определение своей практической значимости.
Можно выделить три уровня научного познания. На эмпирическом уровне совершается процесс получения знания в результате взаимодействия человека (субъекта) с природной или социальной средой (объектом) посредством органов чувств. Исследователь получает конкретную информацию о единичных явлениях. На этом уровне познания применимы наблюдение, эксперимент и измерение. Теоретический уровень включает систематизированное выражение сущности изучаемого явления в форме понятия, суждения и умозаключения. Философский уровень дает возможность установить место предмета науки в системе мира как целого и связать его с мировоззрением.
Непростым является вопрос о критерии классификации наук. Это не удивительно. В настоящее время насчитывается около 900 сложившихся наук. Еще 700 претендуют на подобный статус. Тем не менее, по предмету науку (науки) классифицируют на естественно-математические, социально-гуманитарные и технические. По целевому назначению – на фундаментальные и прикладные. По методу – на теоретические и эмпирические. По институтам – на академическую, отраслевую, вузовскую и общественную науку.
Выше речь шла о мировоззрении. Нередко в качестве синонима слова «мировоззрение» используют двухместное понятие «картина мира». Поскольку существуют различные уровни систематизации знания в научной картине мира, выделяют три основных ее типа. Соответственно можно указать на три основных значения, в которых применяется понятие «научная картина мира» при характеристике процессов структуры и динамики науки. Во-первых, оно обозначает особый горизонт систематизации знаний, полученных в различных науках. В этом значении говорят об общей научной картине мира, которая выступает как целостный образ мира, включающий представления и о природе, и об обществе. Во-вторых, термин «научная картина мира» применяется для обозначения системы представлений о природе, складывающихся в результате синтеза достижений естественнонаучных дисциплин. Аналогичным образом это понятие может обозначать совокупность знаний, полученных в гуманитарных и общественных науках. В-третьих, им обозначается горизонт систематизации знаний в отдельной науке, фиксируя целостное видение предмета данной науки, которое складывается на определенном этапе ее истории и меняется при переходе от одного этапа к другому.
Мировоззренческие установки ученых неизбежно трансформируются в функции науки, целостно выражающие ее структуру, такие, как объяснение, понимание, предсказание. Объяснение – это подведение явления, факта или события под некоторый общий закон, теорию или концепцию. Понимание – это способ, посредством которого можно интерпретировать (истолковывать) те или иные явления, как природной, так и духовной действительности. Предсказание – это вывод предположений о фактах или явлениях из имеющихся установленных законов и теорий, причем эти предположения остаются гипотезами до тех пор, пока они не будут подтверждены эмпирически.
Таким образом, философия – это аналитическое и критическое преломление бытия в сознании людей, концептуальное моделирование действительного и возможных миров, постановка и решение фундаментальных мировоззренческих проблем. Изучаемая нами дисциплина исследует онтологические основания науки, ее эпистемологические и логико-методологические аспекты, а также исторические и социально-культурные характеристики научно-познавательной деятельности, для краткости именуемой наукой. Наука представляет собой исторически изменчивую форму общественного сознания и вид деятельности, а также – что чрезвычайно важно – специфический тип знания. Соответственно, научное исследование – это системный, логически и методологически обоснованный процесс поиска, форматирования и трансляции нового знания. К эпистемологическому аспекту науки переходим в программе следующей темы.
[1] Бунге М. Философия физики. М., 1975. С. 31–32.
[2] Значительный вклад в философию и историю физики рубежа XX – XXI вв. внесли отечественные (И. С. Алексеев, В. П. Визгин, А. А. Печенкин, В. С. Степин, Н. Ф. Овчинников и др.) и зарубежные мыслители (С. Вайнберг, Ф. Вильчек, П. Галисон, Ли Смолин, Л. Стюарт, Р. Пенроуз, Я. Хакинг и др.).
[3] Карпенко И. А. Проблема связи квантовой механики и реальности: в поисках решения // Эпистемология и философия науки. 2014. № 2. С. С. 111–112.
[4] Светлов В. А. Философия математики. Основные программы обоснования математики ХХ столетия. М., 2006. С.6.
[5] Бурбаки Н. Очерки по истории математики. М., 1963. С. 21.
[6] Бородин А. И., Бугай А. С. Биографический словарь деятелей в области математики. Киев, 1979.
[7] Циммер К. Эволюция: Триумф идеи. М., 2018. С. 162.
[8] Доккинз Р. Расширенный фенотип: длинная рука гена. М., 2017. С. 149.
[9] Михайловский А.В. Четыре основных вопроса философии техники. О книге Ханса Позера «Homo creator» // Эпистемология и философия науки. 2019. № 3. С. 227.