ТЕМА «ЭВОЛЮЦИЯ ФИЛОСОФИИ НАУКИ»




Контрольная работа

 

Суть работы:

- Изучить содержание лекции 4.2. и выполнить два задания.

Условия:

- Каждый студент (благодаря контакту преподавателя со старостой) получает задания в день занятий по расписанию.

- Объем ответов: до 2 тыс. знаков (с пробелами).

ЗАДАНИЕ 1: ответить на один из вопросов из списка:

 

 

1. Какие философы классической эпохи оказали влияние на формирование пробле­матики философии науки, возникшей в ХIХ в.? Кратко охарактеризуйте теорию познания одного из них.

2. Опишите ключевые идеи У. Хьюэлла. Какое (какие) положения его философии нау­ки не актуальны в настоящее время?

3. Опишите ключевые идеи исторической эпистемологии. Какое (какие) положения Вы разделяете, а какие нет?

4. Какие черты аналитической философии (стиля мышления) способствовали ее по­пулярности среди представителей философии науки?

5. Каковы особенности аналитического метода?

6. Охарактеризуйте ключевые положения инструментализма. С какими положениями Вы согласны. С какими нет?

7. Охарактеризуйте ключевые положения позитивизма. С какими положениями Вы согласны. С какими нет?

8. Согласны ли Вы с классификациями науки, предложенными О. Контом и Г. Спен­сером? Если нет, то почему?

9. Опишите ключевые идеи эмпириокритицизма. Какое (какие) положения Вы разде­ляете, а какие нет?

10. Почему неопозитивизм именуют «логическим эмпиризмом»?

11. Приведите основные положения неопозитивизма. Какое (какие) положения Вы разделяете, а какие нет?

12. Почему неопозитивистская философия науки в целом оказалась несостоятель­ной? Или Вы считаете ее адекватной?

13. Согласны ли Вы с положениями Стандартной концепции науки?

14. Охарактеризуйте ключевые положения постпозитивизма. С чем Вы согласны, и с чем нет?

15. Опишите ключевые идеи К. Поппера. Какое (какие) положения его философии науки Вы разделяете, а какие нет?

16. В чем смысл проблемы демаркации? Какой критерий демаркации Вы считаете адекватным?

17. В чем смысл «утонченного фальсификационизма» И. Лакатоса?

18. Опишите ключевые идеи П. Фейерабенда. Какое (какие) положения его философии науки Вы разделяете, а какие нет?

19. Имеет ли эпистемологический релятивизм основания? Нужно ли с ним бороться?

20. В чем сущность дискуссии между реалистами и конструктивистами?

21. Охарактеризуйте «сильную программу» социологии знания. С чем Вы согласны, и с чем нет?

22. Что такое «зона обмена» П. Галисона? Есть ли такие «зоны» в реальной науке?

23. Противостоит ли STS (Science and Technology Studies) традиционной философии науки?

24. Есть ли будущее у философии науки?

25. Положения какого направления философии науки, на Ваш взгляд, наиболее актуальны в настоящее время?

 

ЗАДАНИЕ 2: представить свою интерпретацию одного афоризмов Людвига Витгенштейна:

 

1. Мир есть факты в логическом пространстве.

2. Объекты образуют субстанцию мира.

3. Очевидно, что мир воображаемый, сколько угодно отличный от реального, должен иметь с последним нечто общее – форму.

4. Мы создаем себе картину фактов.

5. Логической картиной фактов служит мысль.

6. Мысль не может быть нелогичной, поскольку иначе мы должны были бы мыслить нелогично.

7. Мысль есть суждение, наделенное смыслом.

8. Язык облекает мысли в разные одежды.

9. Суждение есть картина реальности. Суждение представляет модель реальности, какой мы воображаем себе последнюю.

10. Философия не принадлежит к естественным наукам. (Слово «фило­софия» должно обозначать нечто, чье место выше или ниже естественных наук, а не рядом с ними).

11. Цель философии – логическое прояснение мыслей.

12. Без философии наши мысли туманны и неотчетливы; ее задача – про­яснить мысли и придать им четкие границы.

13. Чтобы представлять логическую форму мы должны вынести суждения куда-то за пределы логики, то есть за пределы мира.

14. Тавтология и противоречие не могут быть картинами реальности.

15. Границы моего языка суть границы мира.

16. Логика заполняет мир: пределы мира являются ее пределами.

17. Философское «Я» – не человеческое существо, не челове­ческая душа, с которой имеет дело психология, но скорее, метафизический субъект, предел мира – а не его часть.

18. Логика не учение, а зеркальное отражение мира. Логика транс­цендентальная.

19. Математические суждения не выражают мысль.

20. Законы физики, со всем их логическим аппаратом, говорят, пусть не впрямую, об объектах мира.

21. Все современные представления о мире основаны на иллюзии, будто так называемые законы природы объясняют природные феномены.

22. Смысл мира должен находиться за пределами мира. В мире все есть, как оно есть, и случается все, как случается; в нем не существует ценности – а если бы она и была, то не имела бы ценности.

23. Как обстоят дела в мире, совершенно безразлично для высшего. Бог открывает себя миру.

24. Мистическое заключено не в том, как явлен мир, а в том, что он есть.

25. То, о чем нельзя сказать, следует обойти молчанием.

 

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-12-05 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: