Рис. 1. Схема формирования финансового результата в отечественной практике
Так, в общем виде прибыль организации — разница между выручкой и общими издержками обращения.
Составляющими валовой прибыли выступают:
· прибыли (убытки) от реализации товаров, исчисляемой в виде разницы между выручкой без налога на добавленную стоимость и акцизов и затратами, включенными в себестоимость продукции;
· прибыли (убытки) от реализации основных фондов и иного имущества, определяемой для целей налогообложения как разница между ценой продажи и остаточной стоимостью этих фондов и имущества;
· доходов (расходов) от внереализационных операций.
Величина валовой прибыли, уменьшенная на сумму коммерческих и управленческих расходов, представляет собой прибыль (убыток) от продаж.
Для налогообложения финансовый результат корректируется на суммы доходов от участия в других организациях, процентов к получению (уплате) прочих доходов за вычетом соответствующих расходов. В результате получается прибыль (убыток) до налогообложения.
Остаток налогооблагаемой прибыли после уплаты налогов и других обязательных платежей, поступающих в бюджет, составляет чистую прибыль, на величину которой влияют отложенные налоговые обязательства (активы).
По МСФО в отчете о совокупном доходе статьи доходов и расходов показываются развернуто (отдельно доходы и расходы) с тем, чтобы пользователи информации правильно оценивали эффективность отдельных их видов (рисунок 2).
Это требование обусловлено необходимостью агрегирования информации со сходными характеристиками и разделения статей с различными характеристиками.
Реализованная прибыль — это полученная (заработанная) или причитающаяся к получению по состоявшимся сделкам прибыль, а нереализованная прибыль — результат бухгалтерских оценок, имеющих лишь вероятность реализоваться. Таким образом, исходя из информационных потребностей акционеров о рыночной стоимости, компания должна раскрывать информацию об изменении капитала компании в целом, с распределением на следующие составляющие:
|
· изменение капитала за счет операций с ее собственниками;
· изменение капитала вследствие всех доходов и расходов, включая: реализованную прибыль, и нереализованную прибыль, то есть прибыль, отражающую рост капитала собственников компании.
Согласно МСФО (IAS) 1 «Представление финансовой отчетности» в отчете о совокупном доходе организация должна представить все статьи доходов и расходов, признанные за период: в одном отчете о совокупном доходе или в двух отчетах: отчете, отражающем компоненты прибыли или убытка (отдельный отчет о прибылях и убытках), и во втором отчете, начинающемся с прибыли или убытка и отражающем компоненты прочего совокупного дохода (отчет о совокупном доходе) [4].
Организации необходимо представить анализ расходов, признанных в составе прибыли или убытка, с использованием классификации, основанной либо на характере затрат, либо на их функции в рамках организации в зависимости от того, какой из подходов обеспечивает надежную и более уместную информацию
Обстоятельства, при которых статьи доходов и расходов подлежат отдельному раскрытию, включают следующие:
уценка запасов до величины чистой цены продажи или стоимости основных средств до возмещаемой стоимости, а также реверсирование таких списаний;
|
реструктуризация деятельности организации и реверсирование любых оценочных резервов по затратам на реструктуризацию;
выбытие объектов основных средств, инвестиций;
прекращенная деятельность;
урегулирование судебных споров;
прочие реверсивные записи в отношении резервов.
Рис. 2. Схема формирования финансового результата по МСФО
Рассматривая процесс формирования финансового результата деятельности хозяйствующего субъекта, целесообразно рассмотреть порядок налогообложения в российской практике.
Налоговые платежи играют важную роль в управлении прибылью до налогообложения организации, определяя не только размеры этой прибыли, но и способы достижения главной цели управления ею — обеспечение повышения уровня благосостояния собственников в текущем и перспективном периоде.
В механизме формирования прибыли до налогообложения организации важно учитывать источники уплаты налогов, сборов и иных налоговых платежей (таблица 1).
Таблица 1.
Источники уплаты налогов, сборов и иных налоговых платежей в процессе формирования прибыли до налогообложения согласно российскому законодательству
Налоги, включаемые в цену продукции | Налоги, относимые на себестоимость | Прочие расходы |
Налог на добавленную стоимость (НДС) | Страховые отчисления в: — фонд социального страхования, — пенсионный фонд, — фонд обязательного медицинского страхования | Платежи за пользование недрами |
Акцизы | Транспортный налог | Плата за негативное воздействие на окружающую среду |
Налог на имущество и др. | Земельный налог | |
Водный налог и др. |
|
Наряду с исследованием механизма формирования прибыли, считаем необходимым подробно рассмотреть процесс ее распределения. Поскольку объектом распределения является прибыль организации до налогообложения, то под ее распределением понимается направление прибыли в бюджет и по статьям использования в организации. Соответственно, прибыль, остающаяся в распоряжении организации, подразделяется на две части, одна из которых увеличивает ее имущество и участвует в процессе накопления, а другая — предназначается для потребления.
Остаток прибыли, не использованной на увеличение имущества, в последующем может быть направлен для покрытия возможных убытков либо финансирования возникших затрат.
Распределение той части прибыли, которая поступает в бюджеты разных уровней в виде налогов и других обязательных платежей
регулируется законодательно, а определение направлений расходования прибыли, остающейся в распоряжении организации, структуры статей ее использования находится в компетенции АО.
Среди налогов, сборов и других обязательных платежей, уплачиваемых за счет прибыли до налогообложения, основное место принадлежит налогу на прибыль, далее — налог на имущество организаций.
Остаток нераспределенной прибыли до ее распределения может использоваться в обороте организации для финансирования плановых мероприятий, а также направлен на выпуск дополнительных акций. Эти мероприятия могут иметь производственный характер в случае направления денежных средств на развитие и расширение производства, модернизацию используемого оборудования и непроизводственный характер — при использовании денежных средств на мероприятия социального характера и материальную поддержку работников организации, и другие цели, не связанные с производством продукции либо долгосрочными или финансовыми вложениями организации.
Порядок распределения и использования прибыли хозяйствующим субъектом фиксируется в его учредительных документах и определяется положением, разрабатываемым соответствующими подразделениями экономических служб, утверждается руководящим органом организации. В соответствии с учредительными документами организации могут определять направления использования прибыли. Нормативы таковых отчислений из прибыли по соответствующим направлениям устанавливаются непосредственно обществом по согласованию с акционерами.
Согласно законодательству и учредительным документам из чистой прибыли, остающейся в распоряжении организации, создаются резервный фонд и другие фонды и резервы в целях своеобразного страхования, поскольку функционирование АО происходит в условиях неопределенности и риска.
формирование, распределение и использование прибыли были и остаются одними из главных направлений не только в финансово-экономической деятельности организации, но и в экономике в целом. На протяжении многих столетий данной проблематикой занимались ученые экономисты, но и сейчас в условиях неопределенности и риска механизм оптимального формирования, распределения и использования прибыли является первостепенной задачей любого хозяйствующего субъекта.
Налоги всегда были и продолжают оставаться важнейшим инструментом осуществления экономической политики государства. Вместе с тем государство только в том случае может реально использовать налоги через присущие им функции, прежде всего фискальную и стимулирующую, если в обществе создана атмосфера уважения к налогу, основанная на понимании, как экономической необходимости существования налоговой системы, так и установленных государством правил взимания конкретных налогов.
Налогообложение - это закрепленная действующим законодательством процедура установления, взимания и уплаты налогов и сборов, включающая в себя определение видов, величин и ставок налоговых платежей, порядок их уплаты различными субъектами.
Эта процедура в Российской Федерации регламентируется законодательством о налогах и сборах. Оно регулирует властные отношения по установлению, введению и взиманию налогов и сборов в Российской Федерации. Также оно применяется к отношениям, возникающим в процессе осуществления налогового контроля, обжалования актов налоговых органов, действий (бездействия) их должностных лиц и привлечения к ответственности за совершение налогового правонарушения.
Налоговый кодекс РФ определяет различные виды налогов. Налоговая система Российской Федерации включает в себя:
- Федеральные налоги и сборы, которые идут в государственный бюджет, они обязательны к уплате на всей территории РФ;
- Региональные налоги, которые определяются НК и законами, принятыми субъектами РФ, соответственно, они обязательны к уплате на территории соответствующего субъекта РФ;
- Местные налоги, которые определяются НК и органами местного самоуправления, они обязательны к уплате на территории соответствующего муниципального образования.
1) Федеральные налоги.
Федеральные налоги и сборы РФ установлены Налоговым кодексом для всей территории Российской Федерации. Они формируют финансовый ресурс государства. Они обязательны к уплате на всей территории страны. Но применение специальных налоговых режимов в некоторых случаях упраздняют отдельные виды федеральных налогов или изменяет их налоговую ставку.
К федеральным налогам относятся:
-Налог на добавленную стоимость (НДС).
-Налоги на доходы физических лиц (НДФЛ).
-Акцизы,
-Налог на прибыль,
-Единый социальный налог,
-Налог на добычу полезных ископаемых (НДПИ),
-Государственная пошлина,
-Водный налог,
-Сбор за пользование объектами животного мира и водными биологическими ресурсами.
Охарактеризуем каждый вид налогов.
1.Налог на добавленную стоимость. НДС – налог на добавленную стоимость, один из 2 основных видов федеральных налогов. В бюджет государства уплачивается определенный процент от добавленной стоимости. Добавленная стоимость – эта разница между конечной стоимостью товара или услуги и тех материальных затрат, которые были во время производства и обращения товара или услуги.
НДС относится к косвенным налогам. Налоговая ставка высчитывается как процент от разницы между ценой, выставленной для покупателя и отраженной в книге продаж и суммой, уплаченной поставщику, и отраженной в книге покупок.
Плательщиками НДС признаются организации (предприятия) и физические лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность, а также импортеры товаров.
Объектом налогообложения НДС являются следующие операции: реализация товаров (работ, услуг) на территории РФ, в том числе реализация предметов залога и передача товаров (работ, услуг) по соглашению о предоставлении отступного или новации, а также передача имущественных прав; передача на территории РФ товаров (выполнение работ, оказание услуг) для собственных нужд, расходы на которые не принимаются к вычету при исчислении налога на прибыль организаций; выполнение строительно-монтажных работ для собственного потребления; ввоз товаров на таможенную территорию Российской Федерации.
Ставки НДС установлены в следующих размерах:
• 0% при реализации товаров в таможенном режиме экспорта, при оказании услуг по обслуживанию перемещения товаров и пассажиров за пределы территории РФ и в иных случаях, упомянутых в п. 1 ст. 164 НК РФ;
• 10% при реализации товаров, имеющих важное социальное значение, перечисленных в п. 2 ст. 164 НК РФ;
• Во всех остальных случаях применяется ставка 18%.
Срок уплаты налога — не позднее 20-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом.
2. Налог на доходы физических лиц. НДФЛ – налог на доходы физических лиц, относится к прямым налогам. Он взимается со всех резидентов РФ и является процентом с совокупности всех доходов налогоплательщика.
Законодательство предусматривает в отношении НДФЛ определенные налоговые льготы – имущественные вычеты, позволяющее уменьшить налоговое бремя для налогоплательщика. Налоговый кодекс регулирует сумму налога для налогоплательщика через заполнение последним налоговой декларации НДФЛ за каждый налоговый период, который равен календарному году. Налоговая ставка для этого вида налога едина на всей территории Российской Федерации и составляет 13%. Работодатели обязаны исчислить и уплатить этот налог, заполнив налоговую декларацию для каждого своего работника, который является налогоплательщиком.
3. Акцизы. Акцизы относятся к косвенным налогам. Их оплачивает покупатель, приобретая определенный товар или пользуясь определенной услугой. Подакцизными преимущественно являются товары, чье производство монополизировано государством: алкогольные напитки, табачные изделия, украшения из драгоценных металлов, легковые автомобили, а также бензин, солярка. Коммунальные платежи, транспортные услуги тоже включают в свою стоимость акциз. Акциз рассчитывается отдельно для каждого вида товара или услуги.
На сегодняшний день акцизы — второй по значению фискальный инструмент (после НДС), обеспечивающий стабильные поступления налогов в бюджет Российской Федерации. Налоговым периодом по акцизам признается календарный месяц.
4. Налог на прибыль. Налог на прибыль организаций – это процент, отчисляемый от прибыли налогоплательщика. Прибылью признается сумма дохода с учетом материальных затрат на приобретение и производственные расходы. Налог на прибыль относится к прямым налогам, его налоговая ставка составляет 20% и вычисляется на основании налоговой декларации. Налоговый период равен одному календарному году. Уплата налога на прибыль осуществляется авансовыми платежами, рассчитанными на основании доходов предыдущего налогового периода.
5.Единый социальный налог. Этот налог отличается своей целевой направленностью: налоговая ставка идет в Пенсионный Фонд РФ, фонд социального страхования и фонды, относящиеся к обязательному медицинскому страхованию. Объектом налогообложения для ЕСН являются выплаты, начисляемые нанятым работникам.
6.Государственная пошлина. Госпошлина относится к сборам, которые уплачиваются в бюджет за совершение юридически значимых действий или выдачу документов, лицензий, разрешений при обращении в нотариат, суды или другие государственные органы. Госпошлина уплачивается как физическими лицами, так и организациями до того, как юридически значимое действие будет совершено. Сумма пошлины зависит от того, за какое действие она уплачивается.
7.Налог на добычу полезных ископаемых. НДПИ, налог на добычу полезных ископаемых, имеет воспроизводственный характер. Налогоплательщиками этого налога являются те, кто использует недра земли для получения прибыли, объектами налогообложения – полезные ископаемые, добытые на территории России, налоговой базой – стоимость полезных ископаемых. Причем налогоплательщик должен сам рассчитать налоговую базу, ориентируясь на расчетную стоимость своего товара и цены на нее. Соответствующая налоговая ставка определяется в процентах либо в фиксированной сумме от налоговой базы. Налоговая база – стоимость либо количество добытых полезных ископаемых определенного типа.
8.Водный налог. Налогоплательщиками этого налога являются организации или физические лица, осуществляющие специальное водопользование, которое по законодательству РФ подлежит налогообложению. Сюда относится забор воды, использование акватории для получения прибыли, использование водных ресурсов для гидроэнергетики или сплава древесины. Налоговая база вычисляется для каждого объекта отдельно. Налоговые ставки устанавливаются в определенном размере по бассейнам рек, озер, морей и экономическим районам.
9.Сбор за пользование объектами животного мира и водными биологическими ресурсами. Этот сбор обеспечивает приобретение лицензии, позволяющей использование для получения прибыли объекты животного мира и (или) водные биологические ресурсы. Оплата сбора производится во время получения лицензии в виде разового взноса или в виде регулярных взносов. Для каждого объекта устанавливается своя налоговая ставка.
Региональные налоги
Региональные налоги регулируются законами субъектов РФ. К региональным налогам относят:
-Налог на имущество организаций,
-Транспортный налог,
-Налог на игорный бизнес.
1.Налог на имущество организаций. Налог на имущество организаций выплачивают организации, которые имеют на балансе в качестве объекта основных средств, движимое или недвижимое имущество. Есть здесь и исключения. Налогом не облагаются: земельные участки, имущество, принадлежащее федеральным органам исполнительной власти на праве оперативного управления. Налоговая ставка напрямую зависит от инвентаризационной стоимости имущества, но должна быть в том диапазоне, который предусмотрен НК РФ. Она не может превышать 2,2 % от среднегодовой остаточной стоимости объекта налогообложения. Налоговым периодом признается календарный год, отчетными периодами признаются первый квартал, полугодие и девять месяцев календарного года.
2. Транспортный налог. Налогоплательщиками транспортного налога являются владельцы зарегистрированных транспортных средств. К транспортным средствам, которые облагаются налогом, относят: автомобили, мотоциклы и мотороллеры, автобусы, воздушный транспорт: самолеты, вертолеты, водный транспорт: яхты, катера, гидроциклы, а также моторные лодки, снегоходы, мотосани.
Ставки определяются Налоговым кодексом в виде фиксированной суммы умножаемой на мощность двигателя (в лошадиных силах), на количество единиц определенных типов транспортных средств и т.д. Региональными законами ставки транспортного налога могут быть уменьшены или увеличены, но не более чем в десять раз.
3. Налог на игорный бизнес. Налог на игорный бизнес тоже относится к региональным налогам. Налогоплательщиками признаются те, кто осуществляют предпринимательскую деятельность в сфере игрового бизнеса, владеющие игровыми автоматами, игорными столами, кассами букмекерских контор или тотализаторов. Налоговая база, а также налоговая ставка по этому налогу определяется для каждого объекта налогообложения отдельно местными налоговыми органами. Налоговой базой по налогу на игорный бизнес признается количество объектов налогообложения. Налоговая база исчисляется отдельно по каждому объекту налогообложения. Налоговый период для налога на игорный бизнес составляет календарный месяц. Точные налоговые ставки игорного налога устанавливаются региональными законами, в пределах налоговых ставок установленных Налоговым кодексом России за один игровой стол, игровой автомат, кассу тотализатора или кассу букмекерской конторы.
Местные налоги
Местные налоги – это налоги, которые идут в местный бюджет и устанавливаются на территории муниципального образования, где они обязательны к уплате.
При этом их ставки регулируются как Налоговым кодексом РФ, так и местными властями. Перечислим налоги местного самоуправления:
- Земельный налог.
-Налог на имущество физических лиц.
Для местных налогов органы муниципального образования определяют налоговую ставку, но в рамках НК РФ. Они же определяют порядок и сроки уплаты местных налогов, а также возможные льготы и порядок их применения для налогоплательщиков. Специальные налоговые режимы имеют влияние на некоторые виды местных налогов, как и в случае с федеральными и региональными налогами.
1. Земельный налог. Этот налог выплачивается физическими лицами и организациями, которые владеют земельными участками на правах собственности. Объектом налогообложения являются в этом случае земельные участки, расположенные на территории муниципального образования.
Налоговая база по земельному налогу определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со ст. 389 НК РФ. Налоговая ставка напрямую зависит от кадастровой стоимости земельного участка.
Максимальная налоговая ставка в 0,3 % определяется для следующих объектов налогообложения: Земельные участи сельскохозяйственного назначения, Земельные участки, занятые жилищным фондом, Земельные участки для личного подсобного хозяйства. Для остальных объектов налогообложения земельный налог не может превышать 1,5 % от кадастровой стоимости.
Налоговым периодом признается календарный год, отчетными периодами для налогоплательщиков — организаций и физических лиц, являющихся индивидуальными предпринимателями, признаются первый квартал, полугодие и девять месяцев календарного года.
2. Налог на имущество физических лиц. Налогом облагается следующее имущество, принадлежащее налогоплательщикам: жилой дом, квартира, дача, комната, гараж, любое строение или помещение. Органы местного самоуправления устанавливают налоговые ставки в диапазоне, обозначенном НК РФ. Они зависят от суммарной инвентаризационной стоимости объекта налогообложения и способа его использования, в пределах от 0% до 2%.
Упрощенная система налогообложения. Плательщиками единого налога по упрощенной системе налогообложения (УСН) признаются организации и индивидуальные предприниматели, перешедшие на УСН. Организации и индивидуальные предприниматели, изъявившие желание перейти на УСН, подают в период с I октября по 30 ноября года, предшествующего году, начиная с которого налогоплательщики переходят на УСН, в налоговый орган по месту своего нахождения (месту жительства) заявление. При этом организации в заявлении о переходе на УСН сообщают о размере доходов за девять месяцев текущего года. Если по итогам налогового (отчетного) периода доход налогоплательщика превысит 15 млн руб. или остаточная стоимость основных средств и нематериальных активов, определяемая в соответствии с законодательством РФ о бухгалтерском учете, превысит 100 млн руб., то такой налогоплательщик считается перешедшим на общий ре- жим налогообложения с начала того квартала, в котором было до- пущено это превышение. При этом суммы налогов, подлежащих уплате при использовании общего режима налогообложения, исчисляются и уплачиваются в порядке, предусмотренном законодательством РФ о налогах и сборах для вновь созданных организаций или вновь зарегистрированных индивидуальных предпринимателей. Эти налогоплательщики не уплачивают пени и штрафы за несвоевременную уплату ежемесячных платежей в течение того квартала, в котором они перешли на общий режим налогообложения. В п. 3 ст. 346.12 перечислены организации, которые не могут перейти на УСН.
Уплата единого налога освобождает от уплаты налога на прибыль, НДС, исчисляемого по внутренним операциям, налога на имущество организаций, ЕСН. При этом сохраняется обязанность по уплате иных обязательных платежей, в том числе НДС по товарам при их ввозе на таможенную территорию РФ, страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, государственной пошлины, транспортного налога, земельного налога. Объектом обложения единым налогом по УСН признаются доходы либо доходы, уменьшенные на сумму расходов. Выбор объекта обложения осуществляется самим налогоплательщиком. Объект обложения не может меняться налогоплательщиком в течение всего срока применения упрощенной системы. Если объектом обложения признаются доходы, налоговой базой признается денежное выражение доходов. Если объектом обложения признаются доходы, уменьшенные на сумму расходов, то налоговой базой признается денежное выражение доходов, уменьшенных на величину расходов, закрытый перечень которых приведен в ст. 346.16 НК РФ. Датой получения доходов признается день поступления средств на счета в банках и (или) в кассу, получения иного имущества (работ, услуг) и (или) имущественных прав (кассовый метод). Расходами налогоплательщиков признаются затраты после их фактической оплаты. Иные особенности признания доходов и расходов, переноса убытков установлены ст. 346.15—346.18 НК РФ.
Ставка по единому налогу устанавливается в размере 6%, если объектом налогообложения признаны доходы. Если объект налогообложения — доходы, уменьшенные на сумму расходов, налоговая ставка устанавливается в размере 15%. Налоговым периодом признается календарный год, отчетными периодами признаются квартал, полугодие и девять месяцев календарного года. Квартальные авансовые платежи по налогу уплачиваются не позднее 25-го числа первого месяца, следующего за истекшим отчетным периодом. Единый налог за год уплачивается не позднее 31 марта года, следующего за налоговым периодом.
Анализ динами финансоввых результатов
Конечный финансовый результат организации складывается под влиянием:
· финансового результата от реализации продукции (работ, услуг), основных средств, материалов и другого имущества;
· прочих прибылей и убытков.
К прочим доходам предприятия относят:
· поступления, связанные с предоставлением за плату во временное пользование активов организации;
· поступления, связанные с предоставлением за плату прав, возникающих из патентов на изобретения, промышленные образцы и других видов интеллектуальной собственности;
· поступления, связанные с участием в уставных капиталах других организаций (включая проценты и иные доходы по ценным бумагам);
· прибыль, полученную организацией в результате совместной деятельности (по договору простого товарищества);
· поступления от продажи основных средств и иных активов, отличных от денежных средств (кроме иностранной валюты), продукции, товаров;
· проценты, полученные за предоставление в пользование денежных средств организации, а также проценты за использование банком денежных средств, находящихся на счете организации в этом банке;
· полученные штрафы, пени, неустойки за нарушение условий договоров;
· активы, полученные безвозмездно, в том числе по договору дарения;
· поступления в возмещение причиненных организации убытков;
· прибыль прошлых лет, выявленную в отчетном году;
· суммы кредиторской и депонентской задолженности, по которым истек срок исковой давности;
· курсовые разницы;
· сумму дооценки активов.
Прочими доходами также являются поступления, возникающие как последствия чрезвычайных обстоятельств хозяйственной деятельности (стихийного бедствия, пожара, аварии, национализации и т. п.): стоимость материальных ценностей, остающихся от списания непригодных к восстановлению и дальнейшему использованию активов, и т. п.
Прочие расходы предприятия включают:
· расходы, связанные с предоставлением за плату во временное пользование (временное владение и пользование) активов организации;
· расходы, связанные с предоставлением за плату прав, возникающих из патентов на изобретения, промышленные образцы и других видов интеллектуальной собственности;
· расходы, связанные с участием в уставных капиталах других организаций;
· расходы, связанные с продажей, выбытием и прочим списанием основных средств и иных активов, отличных от денежных средств (кроме иностранной валюты), товаров, продукции;
· проценты, уплачиваемые организацией за предоставление ей в пользование денежных средств (кредитов, займов);
· расходы, связанные с оплатой услуг, оказываемых кредитными организациями;
· отчисления в оценочные резервы, создаваемые в соответствии с правилами бухгалтерского учета (резервы по сомнительным долгам, под обесценение вложений в ценные бумаги и др.), а также резервы, создаваемые в связи с признанием условных фактов хозяйственной деятельности;
· уплаченные штрафы, пени, неустойки за нарушение условий договоров;
· возмещение причиненных организацией убытков;
· убытки прошлых лет, признанные в отчетном году;
· суммы дебиторской задолженности, по которой истек срок исковой давности, других долгов, нереальных для взыскания;
· курсовые разницы;
· суммы уценки активов;
· перечисление средств (взносов, выплат и т. д.), связанных с благотворительной деятельностью, расходы на осуществление спортивных мероприятий, отдыха, развлечений, мероприятий культурно-просветительского характера и иных аналогичных мероприятий.
Прочими расходами также являются расходы, возникающие как последствия чрезвычайных обстоятельств хозяйственной деятельности (стихийного бедствия, пожара, аварии, национализации имущества и т. п.).
Распределение прибыли законодательно регулируется в той ее части, которая поступает в бюджеты разных уровней в виде налогов и других обязательных платежей. Определение направлений расходования прибыли, остающейся в распоряжении предприятия, структуры статей ее использования находится в компетенции предприятия.
Принципы распределения прибыли можно сформулировать следующим образом:
1. Прибыль, получаемая предприятием в результате производственно-хозяйственной и финансовой деятельности, распределяется между государством и предприятием как хозяйствующим субъектом.
2. Прибыль для государства поступает в соответствующие бюджеты в виде налогов и сборов, ставки которых не могут быть произвольно изменены. Состав и ставки налогов, порядок их исчисления и взносов в бюджет устанавливаются законодательно.
3. Величина прибыли предприятия, оставшейся в его распоряжении после уплаты налогов, не должна снижать его заинтересованности в росте объема производства и улучшении результатов производственно-хозяйственной и финансовой деятельности.
4. Прибыль, остающаяся в распоряжении предприятия, в первую очередь направляется на накопление, обеспечивающее его дальнейшее развитие, а затем на потребление.
На предприятии распределению подлежит чистая прибыль, т. е. прибыль, оставшаяся в распоряжении предприятия после уплаты налогов и других обязательных платежей.
Распределение чистой прибыли отражает процесс формирования фондов и резервов для финансирования потребностей производства и развития социальной сферы.
В современных условиях хозяйствования государство не устанавливает каких-либо нормативов распределения прибыли, но через порядок предоставления налоговых льгот стимулирует направление прибыли на капитальные вложения производственного и непроизводственного характера, на благотворительные цели, финансирование природоохранных мероприятий, расходов по содержанию объектов и учреждений социальной сферы и т. д. Законодательно ограничивается размер резервного фонда предприятий, регулируются порядок формирования резерва по сомнительным долгам.
Распределение чистой прибыли – одно из направлений внутрифирменного планирования, значение которого в условиях рыночной экономики имеет большое значение.
Порядок распределения и использования прибыли на предприятии фиксируется в уставе предприятия и определяется положением, которое разрабатывается соответствующими подразделениями экономических служб и утверждается руководящим органом предприятия. В соответствии с уставом предприятия могут составлять сметы расходов, финансируемых из прибыли, либо образовать фонды специального назначения: фонды накопления (фонд развития производства или фонд производственного и научно-технического развития, фонд социального развития) и фонды потребления (фонд материального поощрения).
В соответствии с действующим законодательством РФ и положениями учредительных документов на предприятии создается резервный фонд. Создание резервного фонда является обязательным для акционерного общества на случай потерь и убытков за счет ежегодных отчислений от прибыли в размере не менее 5 %.
В соответствии с Федеральным законом «Об акционерных обществах» размер резервного капитала в акционерных обществах должен быть не менее 15 % от суммы уставного капитала.
Фонд накопления, образуемый за счет прибыли, используется на приобретение и строительство основных фондов производственного и непроизводственного назначения и осуществления других капитальных вложений, которые не носят безвозвратный характер.
В экономической сфере конечный интерес заключается в извлечении экономических выгод в форме, которая соответствует статусу соответствующего лица: заработная плата выступает в форме вознаграждения наемным работникам (персоналу) за труд; налоги, пошлины и отчисления тесно связаны с нуждами общества в целом (публичные интересы представляют органы государства); проценты получают кредиторы за предоставление во временное пользование денежных, товарных и имущественных ресурсов; прибыль соответствует выгоде, извлекаемой собственником из вложенного капитала. Указанные формы экономических выгод соответствуют интересам реальных институциональных участников рыночных отношений.
Мотивацией деятельности (целью деятельности) юридического лица любой организационно-правовой формы как участника гражданско-правового оборота признается извлечение экономической выгоды в виде систематического получения прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг в установленном законодательством порядке (п. 1 ст. 2 ГК РФ). В связи с этим прибыль можно рассматривать также как инструмент урегулирования и защиты экономических интересов каждого физического и юридического лица, заинтересованного в делах организации.
Прибыль от осуществления хозяйственных операций выполняет роль меры экономических выгод собственника (участника, учредителя, т. е. одной из групп заинтересованных лиц) тогда, когда:
· собственник сам выполняет функции исполнительного органа юридического лица;
· нет различий интересов лиц в рамках коллективной собственности;
· интересы персонала, собственников, партнеров и государства гармонизированы;
· действиями менеджмента обеспечивается баланс интересов всех заинтересованных лиц.
Однако такой характер взаимоотношений лиц в рамках организации является сильным упрощением и не всегда соответствует действительности.
Финансовый контроль за поддержанием баланса экономических интересов основных групп лиц коммерческих организаций можно было бы осуществлять путем раскрытия информации о размерах выгод, получаемых заинтересованными лицами.