Как работать над сочинением




Ф.И.О. студента Умрихина Виктория Радиковна, ЗБ-РНО-41

Пр.занятие).

Тема: «Развитие связной речи учащихся. Методика подготовки и написания сочинений».

Погружение в проблему. Сочинение – это общее название разнообразных видов упражнений связного, развернутого изложения какого-либо содержания. Школьное сочинение – вид творческого задания, в результате выполнения которого учащимися создается текст определенного типа, стиля, композиционной формы.

Особенности сочинений состоят в том, что в них в наибольшей степени отражается: внутренний мир ученика (его мировоззрение, отношение к окружающим, самому себе и т.п.); в сочинении проявляются знания учениками фактического материала, умения пользоваться языковыми средствами при оформлении мыслей.

Задание 1. Сочинения различаются (Т.А. Ладыженская):

· по тематике делятся на две группы:

-сочинения на лингвистические темы;

-сочинения на темы из жизни (так называемые свободные темы).

· по типу создаваемых текстов:

- сочинения, относящиеся к «школьным жанрам»: сочинения-повествования, описания, рассуждения, повествования с элементами описания, рассуждения, рассуждения с элементами повествования, описания и т.д.;

- сочинения, близкие к тем речевым произведениям, которые существуют в реальной речевой практике: рассказ, заметка, статья в газету, репортаж, очерк, доклад и т.д.

· по форме и стилю речи: различаются сочинения разговорного стиля и книжных стилей: делового, научного, учебно-научного (доклад на тему школьной программы), публицистического (статья в газету, очерк), художественного (например, художественное описание природы).

· по источнику получения материала: различаются сочинения на основе жизненного опыта, прочитанного, произведений живописи, кинофильмов, телевизионных передач, театрального спектакля, музыкальных впечатлений.

Сочинение может быть осложнено дополнительным заданием: лексическим. грамматическим, стилистическим и др.

Дополнительное задание (по желанию): назвать еще и другую классификацию (со ссылкой).

Е.А. Баринова предлагает следующую классификацию сочинений:

Основания, по которым классифицируются сочинения

1. По цели проведения

I Обучающие сочинения

II Контрольные сочинения

III Сочинения с грамматическим заданием

2. По источнику и характеру материала

I Сочинения на основе нового материала и на основе знакомого материала

II По одному или нескольким источникам

III Сочинения с применением наглядностей и ТСО

IV Сочинения на основе личных наблюдений; по фильму, по пьесе.

V Сочинение по аналогии с прочитанным текстом

VI Сочинение по данному началу или концу, по заданному плану или на основе тезисов.

3. По объему готового сочинения

I Развернутые сочинения

II Сочинение-миниатюра

III Сочинения заданного объема

4. По тематике

I Сочинения на лингвистическую тему

II Сочинения на литературную тему

III Сочинения на свободную тему

5. По способу изложения мысли

I Описание, повествование, рассуждение

II Сочинения смешанного типа речи

III Сочинение-рассказ, сочинение-очерк, сочинение-рецензия, сочинение-статья, сочинение-письмо, сочинение - научное сообщение.

6. По степени самостоятельности

I С длительной подготовкой

II Без предварительной подготовки

III Самостоятельное

(https://www.normaleducation.ru/dafes-518-3.html)

На заметку!!!

Педагогу необходимо учитывать и проблемы психолого-педагогического и научно-методического характера: память, опыт, сложившиеся представления (в социуме, дома, в школе), наблюдательность, воображение учащихся, уровень развития речи. При этом деликатно направлять, сопровождать и корректировать некоторые представления о мире, прошлом и настоящем (о культуре речи в том числе).

Процесс подготовки к сочинению:

-рассредоточенная подготовка;

-подготовка на специальном уроке развития речи.

Как работать над сочинением

1. Конкретизируйте тему (если это необходимо) и определите основную мысль сочинения.

2. Подумайте, кого, в чем и как вы будете убеждать своим сочинением.

3. Соберите или отберите необходимый материал.

4.Определите, какай тип речи (повествование, описание, рассуждение) бу-дет основным в вашем сочинении.

5. Подумайте об особенностях стиля сочинения (например, художествен-ный, публицистический и др.).

6. Составьте план.

7. Напишите черновик сочинения, затем после проверки и исправлений перепишите его.

Для описания видов самостоятельных высказываний учащихся в методике существует понятие жанров и композиционных форм сочинений.

Под жанрами сочинений традиционно понимают типы текстов — повествование, рассуждение и описание. Так, выделяют сочинение-повествование, сочинение-рассуждение и сочинение-описание. «Чистые» жанры дополняются смешанными: сочинение-повествование с элементами описания и т. д.

Для методических целей различают более конкретизированные виды сочинений в зависимости от темы, например сочинение-описание помещения, сочинение-рассуждение на морально-этическую тему и т. д., каждый из которых имеет композиционное своеобразие и свой уровень сложности.

Т. А. Ладыженская предлагает следующее распределение жанров и композиционных форм сочинений по классам
         
Повествование
О каком-либо случае из жизни На основе увиденного и услышанного На основе данного сюжета по началу, по концу (выдуманные рассказы) На заданную тему, например по пословице (выдуманные рассказы) На самостоятельно выбранную тему
Описание
Описание отдельных предметов, животных Описание помещений, природы Описание действий, процессов, внешности человека Описание местности, архитектурных ансамблей, производственных объектов
Рассуждение
Рассуждение-ответ на вопрос, заключенный в теме Рассуждение на тему дискуссионного характера Рассуждение, требующее раскрытия понятия
                   

 

Задание 2. Составить список литературы по теме: «Развитие связной речи учащихся. Методика подготовки и написания сочинений».

В качестве пожелания:

1.Основная литература (учебники, учебные пособия) – 4-5 источников. Обратите внимание: Работа над сочинением по картине!!!!!

1) Текучев А. Методика русского языка в средней школе. М.: Книга, 1980 г. с. 297-299;

2) Баринова Е., Боженкова Л., Лебедев В. Методика русского языка. М.: Книга, 1974. С. 31.;

3) Система обучения сочинениям на уроках русского языка (5-9 классы), под. ред. Ладыженской Т.А. М., Просвещение, 1978;

4) Л.М.Зельманова, Е.Н.Колокольцев. Развитие речи. М., Издательский дом «Дрофа», 1998

2.Дополнительная литература (ж. «Русский язык в школе»» 8-10 источников). Обратите внимание: Работа над сочинением по картине!!!!!

1) Богданова Е.С. Методика подготовки учащихся к итоговому сочинению. Русский язык в школе. 2016;(2):19-22.

2) Кирякова Л.В. Каким быть экзаменационному сочинению? Русский язык в школе. 2015;(8):20-22.

3) Телкова В.А. Тема сочинения и проблема ее выбора учащимися (Из опыта дореволюционных гимназий). Русский язык в школе. 2017;(8):43-47.

4) Бариева Г.Р. Сочинение - толкование понятия (IX класс). Русский язык в школе. 2015;(8):25-27.

5) Беднарская Л.Д. Обучение итоговому сочинению на уроках развития речи. Русский язык в школе. 2016;(2):22-26.

6) Токарева И.Ю. Применение концептуального анализа ключевых слов культуры при подготовке к итоговому сочинению. Русский язык в школе. 2017;(11):3-6.

7) Гаврик Л.Б. Урок подготовки к сочинению-описанию в VI классе. Русский язык в школе. 2016;(1):25-27.

8) Ходякова Л.А., Геро И.К. Подготовка к итоговому сочинению по литературе. Русский язык в школе. 2015;(2):11-17.

3.Нормы оценки изложений и сочинений (хранить у себя в портфолио).

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-12-05 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: