Инструкция по привлечению заемных средств в бизнес.
Любой бизнес основан на собственном капитале, но всё же в некоторых отраслях актуально привлечение заемных средств. Часто размер заемных средств в компании превышает собственный капитал.
Заемным капиталом предприятия характеризуется его общий объем финансовых обязательств. На практике данные финансовые обязательства классифицируются так:
· Долгосрочные финансовые обязательства (все формы заемного капитала, предоставленные на срок использования дольше 1 года).
· Краткосрочные финансовые обязательства (формы заемного капитала, срок использования которых составляет до 1 года).
Виды заемных средств (для общего развития!): Векселя; Банковские кредиты; Лизинговые операции; Облигации Займы от других юридических лиц; Секьюритизированные активы; Кредитные ноты; Средства от размещения акций; Дотации, субсидии, инвестиции, предоставленные бюджетными и внебюджетными фондами и пр.
Формы заемного капитала: Денежные средства в национальной валюте; Денежные средства в иностранной валюте; Товарная форма (в частности, поставки, осуществляемые с отсрочкой платежа); Аренда основных фондов, также нематериальных активов с отсрочкой платежа.
Пошаговая процедура привлечения заемных средств.
Действия | Комментарии | |
Анализ привлечения и использования заемных средств в предшествующем периоде или на практике. | Анализ нужен, чтобы выявить объем, форму и состав привлечения заемных средств организации, заодно оцениваемэффективность их применения. § Первый этап анализа. ü Смотрим, сколько средств УЖЕ привлекали за отчетный период; ü Далее анализируем, как это повлияло на наши доходы, прирост активов. Если ДА, тогда будем привлекать заемные средства и дальше.Если НЕТ (объемы не растут, доходы тоже, активы не прирастают), то ПРЕДЛАГАЕМ ОСТАНОВИТЬСЯ И ОЧЕНЬ ХОРОШО ПРОСЧИТАТЬ, А НУЖНО ЛИ ДАЛЬШЕ ВЛЕЗАТЬ В ДОЛГИ ИЛИ СНАЧАЛА РАБОТАЕМ НАД ПОВЫШЕНИЕМ ЭФФЕКТИВНОСТИ ВАШЕГО БИЗНЕСА! § Второй этап анализа. ü Решаем, в какой форме привлечь заемные средства; ü Анализируем в динамике вес Вашего кредита в общей сумме заемных средств. § Третий этап анализа. ü Соотносим объемыВаших заемных средств к периоду их привлечения; ü Для этого группируемзаемные средства по признаку, и изучаем динамики соотношения долго- и краткосрочных средств организации, на соответствие размеру оборотных и внеоборотных средств, применяемых Вами. § Четвертыйэтап анализа. ü Внимательно изучаем,кто входит в состав конкретных Ваших кредиторов. ü Особое внимание уделяем изучению условий предоставления разных форм товарного и финансового кредитов. ü Анализируемусловия с позиций товарного и финансового рынков. § Пятыйэтап анализа. ü Изучаем эффективность применения заемных средств на Вашем предприятии, используяпоказатели оборачиваемости и рентабельности заемного капитала. ü Сопоставляем первую группу данных показателей со средним периодом оборота собственных средств. В результатеВы увидитеоценку целесообразности привлечения заемных средств в формах и объемах. | |
Определение целей привлечения заемных средств в предстоящем периоде. | Главные цели по привлечению заемных средств: § пополнить необходимый объем постоянной части оборотных активов; § обеспечить формирование переменной части оборотных активов (какую бы модель финансирования активов не использовало предприятие, во всех случаях переменная часть оборотных активов частично или полностью финансируется за счет заемных средств); § сформировать недостающий объем инвестиционных ресурсов; § обеспечить социально-бытовые потребности своих работников; | |
Определение предельного объема привлечения заемных средств. | § Максимальный объем привлечения заемных средств продиктован следующими условиями: ü предельным эффектом финансового левериджа (соотношение заёмного капитала и собственного капитала компании и влияние этого отношения на чистую прибыль); ü обеспечением достаточной финансовой устойчивости предприятия. На основе этих требований Вы определяете лимит использования заемных средств. § Оцениваем стоимость привлечения заемного капитала, рассматривая разные формы заемных средств. Как результат - будет разработана основа дляпринятияВаших решений по выбору альтернативных источников привлечения заемных средств. | |
Определение соотношения объема заемных средств, привлекаемых на кратко- и долгосрочной основе. | § Расчет потребности объема долго- и среднесрочных заемных средствах основан на целях их применения в настоящем периоде. ü Привлечение заемных средств на долгосрочный период необходимо, чтобы расширить объем Ваших собственных основных средств. ü Привлечение заемных средств на краткосрочной основе нужно для всех остальных целей использования. § Полный срок использования заемных средств это период с начала поступления средств до окончательного завершения погашения общей суммы долга и состоит он изтрех временных периодов: ü срок полезного использования – период, когда предприятием используются привлеченные средства для хозяйственной деятельности; ü льготный период – период с момента завершения полезного использования полученных средств до начала погашения своей задолженности; ü срок погашения – период, на протяжении которого производится полная выплата основной задолженности, и процентов по полученным заемным средствам. Полный срок рассчитывается в разрезе перечисленных элементов. | |
Определение форм привлечения заемных средств. | Подходящие формы привлечения заемных средств Вы выбираетедля себя самостоятельно,в зависимости от Вашей специфики деятельности и поставленных целей. | |
Определение состава основных кредиторов. | § Определяем состав кредиторов на основе форм привлечения заемных средств. В роли основных кредиторов организации выступают постоянные поставщики, с которыми налажены продолжительные коммерческие связи, и коммерческий банк, занимающийся расчетно-кассовым обслуживанием. § Формируем эффективные условиядля привлечения кредитов. К важнейшим условиям относятся: ü ставка процента по кредиту; ü срок кредита; ü условия выплаты основной суммы долга; ü условия выплаты суммы процента; ü другие условия при получении заемных средств. | |
Обеспечение эффективного использования кредитов. | Критериями эффективности являются – показатели рентабельности и оборачиваемости заемных средств. | |
Обеспечение своевременных расчетов по полученным кредитам. | § Чтобы своевременно обеспечивать расчет по кредиту, Вам необходимо предварительнозарезервировать специальный возвратный фонд. § Регулярно контролируем и мониторим свою текущую финансовую деятельность, для того, чтобы вовремя вносить платежи по кредитам. |
Ø Банковские кредиты как источник для привлечения заемных средств.
|
|
|
Займы всегда предоставляются в рост, поэтому не приходится ожидать низкие ставки по банковским кредитам в период кризиса. Поэтому перед посещением банка нужно рассчитать, справится ли организация с подобной дополнительной нагрузкой на обслуживание заемных средств или нет.
Повышению шансов на получение банковских кредитов способствуют следующие шаги:
ü Обращайтесь в разные банки.
ü Ищите знакомых. Очень важную информацию можно получить благодаря знакомству с персоналом банка.
ü Подготовьте презентацию. Важна готовность при необходимости красиво и грамотно презентовать свой бизнес.
ü Объединяйтесь с другими предприятиями для получения кредита. В отечественной практике такой подход достаточно редкий, но распространен за рубежом. Если предприятия обращаются в банк как «единый актив» (при связи перекрестным поручительством), возрастают шансы на привлечение заемных средств примерно в 1.5-2 раза.
Главными принципами предоставления займов являются обеспеченность, возвратность и платность – они не изменяются в кризисной ситуации. В современных условиях, чтобы рассчитывать на банковский кредит, следует быть готовым убеждать и доказывать, с уверенностью в себе.
Ø Частные инвестиции в качестве заемных средств.
Работают частные инвестиции на любой стадии развития рынка, в том числе в кризисный период. Если ранее компаниям можно было рассчитывать на привлечение заемных средств за относительно невысокую долю (10% акций), то любой инвестор сейчас настаивает на блокирующем либо даже контрольном пакете, становясь в результате совладельцем бизнеса.
· Основные отличия между инвестиционными фондами и частными инвесторами заключаются в сумме, которая может быть предоставлена инвестиционными фондами, и минимальном размере прибыли, планируемой ими к получению.
Следовательно, частные лица и фонды интересуются разными объектами для своих инвестиций. Для представителей среднего и малого бизнеса, скорее, предпочтительно обращение за привлечением заемных средств от частных инвесторов. Здесь гораздо больше шансы на привлечение небольшой суммыи возможен действительно заем, а не обмен полученных средств на акции и долю в своей компании.
· Обращаются к инвесторам напрямую, однако обычно через знакомых. В случае с относительно небольшими суммами (в пределах десятков и сотен тысяч американских долларов), единственно возможным вариантом для организации становится самостоятельный поиск инвестора. Но для подобных поисков требуются значительные траты времени.
· Рассчитывать на привлечение средств от частного инвестора компании можно при условии выполнения 2 основных условий:
ü Первое – ведение учета согласно международным стандартам финансовой отчетности (МСФО). А иначе практически можно не рассчитывать на детальный разговор с потенциальным инвестором.
ü Второй важный фактор – мягкое финансовое моделирование. Потенциальному инвестору важно понимать, как в различных условиях будет обстоять ситуация с продуктами, в которые будет инвестировать. Старайтесь показать не только наложение одного и того же жесткого бюджета на оптимистические и пессимистические ситуации, но также структурно разные сценарии. Отразите, как будет происходить изменение основных 10-15 статей доходов и затрат в условиях различных вариантов событий.
· Не зависят шансы на привлечение заемных средств от конкретной отрасли деятельности организации. «Частники» ищут потенциальные и перспективные средства для вложения своих средств. При этом не ограничены варианты сотрудничества лишь чистым займом либо продажей доли компании. Такие варианты самые простые, но возможны и различные комбинированные формы кредитования и инвестиций.
Ø Какие еще есть источники заемных средств.
· Привлечение денег с фондового рынка. Сейчас неэффективны варианты с привлечением заемных средств в виде размещения акций на бирже, выпуска облигаций. Причина – отсутствие инвесторов на рынке, которые готовы приобретать облигации либо акции компаний (даже достаточно известных), учитывая отсутствие гарантии в получении прибыли либо хотя бы в отсутствии убытка.
· Альтернативные источники денежных средств. Если невозможно привлечение заемных средств в банке либо частного инвестора, можно задуматься над помощью государства – как временное решение, задумавшись над альтернативными вариантами.
· Кредитование за счет контрагентов. Можно с контрагентами договориться про максимально длительные сроки на оплату по своим обязательствам. Зависит такая возможность лишь от Ваших коммуникативных талантов.
· Кредитование за счет налогов. При просрочке уплаты налогов компании необходима уплата пени (по ставке рефинансирования ЦБ РФ за каждый день просрочки). В итоге эта сумма окажется гораздо меньше по сравнению с кредитованием.