Педагогическое проектирование в преподавании предметов гуманитарного цикла на основе кейс-технологий




Под педагогическим проектированиемпонимается механизм разработки технологии в педагогической теории и практике. Методическое обеспечение проектирования предполагает создание инструментария проектирования: подготовку схем, образцов документов, содержательное обеспечение проектирования педагогических процессов или ситуаций. Кейс технология реализует практикоориентированную направленность преподавания, что особо значимо в связи с уменьшением аудиторных часов на изучение предметов гуманитарного цикла.

На основе кейс-технологий разработан междисциплинарный тематический модуль профессионально ориентированной учебной коммуникации по дисциплинам «Риторика» и «Профессиональная этика», включающий теоретический материал и практические ситуации, анализ и обсуждение этических категорий, отраженных в кодексах профессиональной этики, в высказываниях государственных и общественных деятелей, анализ прецедентов, связанных с концептом «убеждение». Студентам предложены образцы убеждающей речи, основанные на логических и металогических приемах. В учебной коммуникации студенты нацелены на «убедительное выражение коммуникативной позиции на основе своей убежденности».

Основная задача составленного нами практического кейсазаключается в том, чтобы детально и подробно отразить жизненную (профессионально значимую) ситуацию, а учебное назначение такого кейса может сводиться к тренингу, закреплению знаний, умений и навыков поведения (принятия решений) в данной ситуации. Например, при разработке учебного модуля на основе топоса «убеждение» нами были изучены некоторые отраслевые кодексы профессиональной этики (судьи, адвоката, работника органов внутренних дел) и разработан кейс для групповой и индивидуальной самостоятельной аналитической деятельности студентов. В процессе анализа Интернет-ресурсов выбраны тексты – прецеденты, содержащие проблемные суждения, разработан комплекс коммуникативных заданий, завершающихся дискуссией. С учетом того, что частные топосы живут недолго, так как связаны с злободневностью темы, учебно-риторическому анализу подвергаются Интернет-публикации, быстро реагирующие на политические и социально-культурные события, происходящие в стране и в мире. В частности, студентам юридического вуза на практических занятиях по риторике при изучении социально-политического красноречия могут быть предложены разработанные нами исследовательские (языковые и коммуникативные) учебные материалы кейса.

1. Создание проблемы: «Профессиональная этика юриста включает, во-первых, кодексы поведения, предписывающие определённый тип нравственных взаимоотношений между людьми, которые представляются оптимальными с точки зрения выполнения ими своей профессиональной деятельности, во-вторых, способы обоснования данных кодексов, социально-философское истолкование культурно-гуманистического назначения данной профессии. Но в тезаурусе дисциплины «Профессиональная этика юриста», в числе базовых категорий недостаточно освещен концепт «убеждение».

1. Концептографическая информация. Убеждение, согласно педагогическим и психологическим словарям, – 1) осознанная потребность личности, побуждающая ее действовать согласно своим ценностным ориентациям, 2) используемый в коммуникации метод воздействия на сознание личности через обращение к ее собственному критическому суждению. Совокупность убеждений выступает как мировоззрение человека[1].

2. Выявление проблемы: Формирование «внутреннего убеждения» суть процесс драматический, так как в нем участвуют и внешние, и внутренние факторы. Полное постижение как материального, так и духовного мира требует использования и дискурсии (логики), и интуиции. Например, в судебной практике суд должен вынести синтетическое интуитивное суждение о доказательности, убедительности выяснившихся обстоятельств и фактов по разбираемому делу, т.е. сформировать «внутреннее убеждение» судьи. Далее, внутреннее убеждение эксперта, по мнениюА. В. Кудрявцевой, рассматривается как система элементов, образующих новое качественно сложное явление, включающее ряд элементов: 1) индивидуальные знания субъекта, которыми субъект обладал до акта оценки информации; 2) процесс познания информации, представленной или полученной субъектом оценки доказательств (информации); 3) осознание субъектом оценки степени своей независимости; 4) эмоциональное состояние субъекта при исследовании информации; 5) волевой стимул, побуждающий субъекта к определенным практическим действиям; 6) внешняя обоснованность и аргументированность принятого решения в процессуальных актах. При этом основой, предпосылкой формирования внутреннего убеждения является правосознание как знание права, отношение к праву и правоотношениям, принципам и правилам права[2].

3. Формулировка гипотезы: познакомившись с мнением журналиста, сформулируйте свою позицию и определите роль кодекса чести в любой профессиональной деятельности:

«Создание всяческих кодексов, конвенций и прочих документов, призванных удерживать журналистов в рамках профессиональной этики, - это способ попиариться тем, кто их выдумывает. Это, во-первых. А во-вторых, это создание некоего эталона, по которому можно мерить свою порочность, но не воспринимать как руководство к действию».

4. Групповой исследовательский кейс (предварительная самостоятельная работа) – обзор отраслевых кодексов профессиональной этики в юридической отрасли. Кодекс – внешний или внутренний регулятор профессиональной деятельности юриста? Как раскрываются этические аспекты деятельности юриста в этих документах? Предполагается подвести студентов к выводам, что любой кодекс этики – это не только декларация о намерениях, но, чтобы предписания стали действенным инструментом, они должны перейти во внутреннее убеждение юриста.

5. Индивидуальный кейс – анализ фрагментов научного исследования с целью выявить черты этической личности юриста: «По мнению исследователей, для русского типа обвинителя и защитника, сложившегося в дореволюционный период, характерны такие черты, как внимание и уважение к человеку; сознание своего долга перед обществом и перед законом; высочайший профессиональный уровень, знание предмета; широкая образованность; мастерское владение искусством слова; широкое внесение литературно-художественных приемов в речь; искренность; эмоциональность; беспристрастность; независимость в убеждениях; спокойствие; соблюдение чувства меры»[3].

6. Поисковое задание: Вспомните принцип деятельности судьи «законность и независимость» и прокомментируйте следующую ситуацию:

«– Дмитрий Анатольевич, а Вам знакомо понятие "басманное правосудие"?», – поинтересовался на сегодняшней встрече президента страны с руководителями трех крупнейших российских телеканалов глава Первого канала Константин Эрнст.

– Да, я слышал этот термин. Я не уверен, что он является точным или корректным. Но если под «басманным правосудием» понимается принятие несправедливых решений любым судом в самых разных местах нашей страны, то есть так называемых неправосудных решений, как говорят юристы, то это зло и с этим нужно бороться, бороться мерами юридического реагирования. Такие решения или приговоры должны отменяться, а если они приняты под воздействием тех или иных обстоятельств, будь то деньги, политическое давление, иные факторы, – лица, которые такие приговоры и решения принимают, должны (…) нести ответственность перед законом, перед страной",– ответил президент»[4].

7 . Рефлексия. Прокомментировать суждения русских писателей с позиций профессиональной этики, выразив согласие/несогласие/ уточнение: а) «Презирать суд людей нетрудно, презирать суд собственный – невозможно» А. Пушкин; б) «Дойти до убеждений вы можете только путем личного опыта и страданий» А. Чехов; в) «Не надо думать, что человек, поступающий в соответствии со своими убеждениями, уже порядочный человек. Надо проверить, а порядочны ли его убеждения» Ф. Достоевский.

8.Индивидуальный кейс. Проанализировать фрагмент интервью, назвать риторические приемы диалогизма и убеждения в речи А.И. Бастрыкина и их коммуникативную цель (реминисценции, цитации, модальность, образность, проблемный вопрос, дилемма и др.):

«Российская газета: Значит, суд присяжных, при всей его внешней демократичности, несовершенен?

Бастрыкин: Я очень люблю перечитывать Кони. Выдающийся юрист оставил воспоминания, где очень хорошо комментировал введение суда присяжных в России. Будучи академиком изящной словесности, он поэтично называл суд присяжных "хилым цветочком, который трудно приживается на каменистой почве России". Но потом ему пришлось председательствовать на процессе, где судили террористку Веру Засулич, стрелявшую в губернатора. Адвокат Александров, сказав, что это, конечно, очень плохо – стрелять в губернатора, перевел проблему в плоскость общечеловеческих ценностей: уважения личности, прав человека, человеческого достоинства. И выходило, что преступление уже не уголовное, а политическое.

Известный художник Маковский, который рисовал на процессе, позднее признавался, что бросил рисовать и начал слушать адвоката. И чем дольше слушал, тем больше понимал, что не Вера Засулич виновата, а общество, в котором она живет, власть и, в конце концов, он сам – тоже виноват!

Что это, коллективное помешательство, если художник начинает считать себя виноватее убийцы? Процесс закончился тем, что оправданную Веру Засулич вынесли на руках, а в полицию стреляли. Вот и судите, совершенен суд присяжных или нет»[5].

9. Творческое задание. Опираясь на изученные кейсы, подготовить свое риторическое рассуждение в жанре «рассуждения с дефиницией» (т.е. уточнения определения) на тему «Справедливый суд». Сначала приводится ложное определение, затем оно уточняется (в уточнении и должен заключаться аргумент), затем выводится правильное определение: а) «Вы полагаете, что «басманный суд» можно назвать справедливым судом? Но…»; б) «Вы полагаете, что суд присяжных можно назвать совершенным? Но…».

10. Завершающая дискуссия: «Какова роль кодекса чести в профессиональной и личностной самоидентификации юриста – внешний или внутренний регулятор?».

Таким образом, главный смысл практического кейса сводится к познанию жизни и обретению способности к оптимальной деятельности. На этапе рефлексии в педагогическом проектировании учебного модуля важно помнить, что стратегии риторического воздействия выражаются или в добровольном принятии доводов говорящего или в скрытой форме принуждения слушателя, что выражается в процедуре убеждения или манипуляции.

Предлагаем материалы кейса по дисциплине «Правовая статистика».



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-07-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: