I. Музыкальное искусство Европы в XIV веке. «Ars nova».




 

Возрождение (Ренессанс) – эпоха в культурном развитии ряда европейских стран. Расцвет эпохи Возрождения - XV-XVI века («золотой век»). Но по отношению к культуре и искусству Италии и Франции употребляют также термин «раннее Возрождение», имея в виду XIV век.

XIV век – «осень средневековья» и своеобразное «вступление» в новую эпоху – Возрождение.

Конец Средневековья уже явно ощущался. В это время учёных и философов занимает тема индивидуальности, идея свободы. Средневековый идеал красоты, подчинённой нерушимым канонам, уступает место новым представлениям о прекрасном, когда ценились оригинальность, изысканность, творческая фантазия.

В архитектуре на смену монументальным, тяжеловесным соборам и монастырям пришли постройки более лёгкие и красивые: они должны были устремляться вверх, в небеса, поражая зрителя ажурной резьбой по камню («Пламенеющая готика»);

в живописи – трактовка священных сюжетов и живописная манера стали более индивидуальными, блестящими, красочными, живыми;

в литературе и поэзии появились то утончённо-изящные, то страстно-обличающие, но в любом случае – более человечные сонеты и канцоны.

В музыкальном искусстве вступление средневековья в новую эпоху было ознаменовано появлением такого направления, течения, как «Ars nova» («Новое искусство», в переводе с латинского). Этот термин пришёл из названия знаменитого теоретического трактата, написанного между 1320 и 1325 годами видным французским композитором, философом и музыкальным теоретиком Филиппом де Витри.

«Ars nova» («Новое искусство») противопоставило себя сухости и аскетизму Школы Нотр-Дам, отвергло умозрительность средневекового мотета и стало предвестником наступления Ренессанса, идущего на смену Средневековью. Примером может служить «Песня о весне» (№ 29) итальянского композитора XIV века Франческо Ландино: она выражает это новое ощущение свободы и красоты.

 

Понятие «Ars nova» чаще всего связывают с музыкальным искусством Франции и Италии. (В применении к Италии употребляют также и термин «Trecento», что означает: XIV век.).

Новое искусство развивалось прежде всего в крупных городах. Основными центрами стали Париж и Флоренция.

Эта эпоха дала миру двух выдающихся композиторов – итальянца Франческо Ландино и француза Гийома де Машо.

На чём фиксирует внимание в своём трактате Филипп де Витри?

 

1. Музыка должна была отказаться от простых и грубых звучаний, свойственных ей в прошлом, и устремиться к звучаниям болеемягким и чарующим. Музыкантам необходимо чаще обращаться к созвучиям «полным» и «певучим» вместо «пустых» и «холодных», принятых в старом искусстве.

2. Необходимо отказаться от монотонного ритма.Ритм становится гибким, разнообразным, можно даже использовать синкопы, придающие мелодии особую остроту. Следовало пользоваться вновь открытой мензуральной (или измерительной) нотацией, где было много длительностей – длинных и коротких.

3. Требование к ладам тоже становится не столь строгим: не обязательна диатоника, возможна альтерация – полутоновые повышения и понижения музыкальных тонов.

4. Более гибкими и свободными становятся правила многоголосногописьма.

5. Более типичной становится опора на светские жанры, на интонации и ритмы народной музыки; более широко стали использоваться музыкальные инструменты.

6. Формируются новые музыкальные жанры, среди которых популярными становятся канцона, мадригал, мотет, баллата (баллада), рондо, качча и др.

========================

Гийом де Машо

Франческо Ландини.

=====================

Франческо Ландино (1325-1397), по прозвищу Чьеко (слепой) – итальянский композитор и органист. Жил во Флоренции. В детстве он ослеп, однако исключительная одарённость и трудолюбие позволили ему стать разносторонне образованным человеком (он глубоко изучил естественные науки, риторику, грамматику) и искуснейшим музыкантом – поражал современников блестящей игрой на органе, лире и духовых инструментах. Прославился он и как композитор (до нас дошло около 150 канцон, баллат, каччий). В 1364 году он был увенчан лавровым венком, что в те времена было редчайшим знаком отличия среди музыкантов.

 

Гийом де Машо (1300-1377). Его творчество стало отражением идеалов Ars nova. Он был французским поэтом, рыцарем, музыкантом, историком. Подобно своим предшественникам – трубадурам и труверам, он пишет песни на собственные стихи; мелодия же в них отличается гибкостью, естественностью. Такова, например, баллата (№30. «Я слишком много могу».)

Несмотря на то, что большую часть произведений Гийома де Машо составляет светская музыка – рондо, баллаты, виреле,- на него оказали влияние и традиции полифонического письма Школы Нотр-Дам, диатонические лады. Кроме того, именно ему принадлежит честь создания первой авторской мессы, которая была написана в 1364 году. Пример де Машо лишний раз подтверждает, что в музыкальном искусстве новое рождается в тесном взаимодействии с традицией.

Однако, желая выразить атмосферу времени, его духовные запросы, Гийом де Машо придаёт своей музыке новый облик: она становится изящной, непредсказуемо капризной. Таковы две вокально-инструментальные пьесы –

(№№ 31, 32 виреле «Я вздыхаю» и мотет «Тот, кто больше не молод»).

 

(Виреле – вокальная форма, где куплет обязательно обрамляется рефреном - были распространены у трубадуров. Гийом де Машо впервые использует многоголосные образцы этого жанра).

 

В XIV веке во французском языке впервые возникло новое слово «merencolie» - «меланхолия». Печальная, грустная нота входила и в искусство. Такова виреле «Всё меня утешает» для сопрано и тенора у Гийома де Машо. Эта музыка звучит как мягкое прощание с бесконечной эпохой Средневековья, «осень» которой была так прекрасна.

(Пример 33. Виреле «Всё меня утешает»).

============================

Вопросы к теме:

1. Чем отмечен XIV век в европейском музыкальном искусстве? К какому художественному направлению относят это время?

2. Какая тема привлекает в это время учёных, философов, представителей искусства?

3. Какое особенное название есть в музыке у XIV века и откуда оно пришло?

4. Каковы были новые требования, выдвинутые музыкантами – представителями Ars nova?

5. В каких странах преимущественно нашли отражение новые веяния в музыкальном искусстве? Какие города стали центрами Ars nova?

6. Что вам известно о Франческо Ландино?

7. Что вам известно о Гийоме де Машо?

 

============================

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-12-05 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: