Мониторинг воспитательной работы в образовательном учреждении
Воспитание, традиционно рассматривается наряду с обучением в качестве одной из двух взаимосвязанных сторон образования, в настоящее время трактуется как его первостепенный приоритет. Это находит отражение в текстах Закона «Об образовании», Национальной доктрины образования в Российской Федерации, Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года, Программы 2020, Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного воспитания российских школьников.
Основная задача заместителя директора школы в организации мониторинга воспитательной работы в образовательном учреждении — строить воспитательную систему и управлять ее развитием. А это управление всегда предполагает исследование реального состояния системы, то есть изучение результативности воспитательного процесса. Очень важно правильно выбрать методики диагностирования и показатели, которые объективно и достоверно отражают состояние воспитательного процесса.
Структура мониторинга воспитания в широком значении состоит из четырех элементов:
1. изучения состояния воспитания путем непосредственного наблюдения за ним;
2. оценки состояния воспитания;
3. прогноза развития воспитания;
4. выработки предложений мер по развитию позитивных и предупреждению выявленных негативных процессов.
В соответствии с приказом Минобразования РФ от 27.12.2002, воспитательная деятельность образовательного учреждения оценивается по двум критериям:
· наличие в образовательном учреждении условий для внеучебной работы с обучающимися;
|
· организация воспитательной работы с обучающимися и формирование стимулов развития личности.
Направления, по которым строится воспитательная работа, могут быть такими: нравственное, эстетическое, трудовое, гражданское, экономическое, физическое или спортивно-оздоровительное, духовно-нравственное, социальное, общеинтеллектуальное, общекультурное. Формы проведения воспитательной внеурочной деятельности: экскурсии, кружки, секции, круглые столы, конференции, диспуты, школьные научные общества, олимпиады, соревнования, поисковые и научные исследования, общественно полезные практики и т. д.
Цель воспитательного процесса - свободная, всесторонне развитая гармоничная личность, способная жить и занимать активную позицию в современном мире. Воспитание будет успешным, если оно системно. Данная цель охватывает весь педагогический процесс, интегрируя учебные занятия и внеурочную жизнь учащихся, разнообразные виды деятельности, общения, традиции, всю общешкольную среду.
Психологический мониторинг
Психологический мониторинг – особый вид мониторинга. Важно рассматривать предметом мониторинга не само психологическое развитие ребёнка, а образовательные условия, которые определяют развивающий характер образования или же социально-психологические риски, существующие в образовательной среде.
С помощью мониторинга предпринимаются попытки ответить на вопросы об эффективности той или иной технологии обучения, выделить факторы, влияющие на обучение и др. Вместе с тем, необходимо отметить ряд существенных недостатков в подготовке и проведении мониторинговых исследований, в частности, некорректное использование психологического инструментария, преувеличение значения компьютерного варианта тестирования, недостаточная оценка социальных факторов и т.д.
|
Центральное место в организации психологического мониторинга занимает психологическая диагностика. Психологический мониторинг в школе должен учитывать наличие нескольких переходных периодов, во время которых количество факторов риска возникновения нарушений существенно увеличивается: момент поступления ребенка в школу, время его перехода из начального звена обучения в среднее, начало периода личностного (7 класс) и профессионального (9 класс) самоопределения. В эти периоды обычно ярко проявляются такие формы отклонений, как школьная неуспеваемость, школьная недисциплинированность.
Психологический мониторинг может использоваться на разных уровнях:
I. Администрация: анализ состояния образовательной деятельности, принятие управленческих решений, организация методической работы;
II. Социально-психологическая служба: изучение состояния социальной структуры ученической среды школы, изучение адаптации учащихся, разработка и проведение индивидуальных и групповых занятий с учащимися, индивидуальные консультации классных руководителей, осуществление работы с родителями;
III. Зам. директора по воспитательной работе: планирование воспитательной работы школы на новый учебный год, организация методической работы с классными руководителями, контроль деятельности классных руководителей.
|
IV. Классные руководители и учителя-предметники: планирование учебно-воспитательной работы с классом, организация индивидуальной работы с учащимися, выбор форм и методов работы с классом, с учетом социальной структуры и психологических особенностей группы.
Психологический мониторинг представляет собой систему постоянного отслеживания процесса личностного развития учащегося, создание банка психологических данных на каждого учащегося, проектирование индивидуальной психологической и педагогической траектории учащегося.
При помощи психологического мониторинга отслеживаются следующие психологические критерии, показатели результативности образовательного процесса в школе:
познавательная сфера (восприятие, память, внимание, мышление) и динамика ее развития, сформированность учебной деятельности;
мотивационная сфера и динамика ее развития;
эмоционально-волевая сфера (уровень тревожности, активности) и динамика ее развития, влияние эмоционального состояния на процесс обучения, удовлетворенность различными сторонами образовательного процесса;
личностная сфера (самооценка, потребность в достижении, уровень коммуникации, ценностные ориентации) и динамика ее развития.