Перечень вопросов к зачету (экзамену)
1. Расскажите о понятии «качество образования». Охарактеризуйте оценку как элемент управления качеством.
2. Сравните традиционные и новые средства оценки результатов обучения. Опишите их достоинства и недостатки.
3. Расскажите историю возникновения тестирования в России.
4. Назовите функции контроля в современном учебном процессе.
5. Назовите традиционные формы контроля. Укажите их достоинства и недостатки.
6. Какие современные средства контроля выделяются в учебном процессе? В чем их преимущество по сравнению с традиционными формами контроля?
7. Укажите место психологических и педагогических измерений в современном образовании.
8. Расскажите об основных подходах к качеству знаний.
9. Охарактеризуйте мониторинг как средство оценки результатов обучения.
10. Назовите основные свойства мониторинга качества образования.
11. Охарактеризуйте виды мониторинга.
12. Назовите методы педагогического мониторинга.
13. Опишите достоинства и недостатки «портфолио» как средства оценки результатов обучения.
14. Охарактеризуйте цели и задачи педагогического и психологического тестирования.
15. Сходство и различие педагогических и психологических тестов в учебном процессе.
16. Назовите психологические тесты, применимые в учебном процессе.
17. Охарактеризуйте основные подходы к структуре учебных достижений.
18. Дайте определение следующим понятиям: тест, тестовое задание, валидность теста, надежность теста.
19. Расскажите о видах тестов.
20. Опишите виды педагогического контроля (текущий, тематический, рубежный, итоговый контроль).
21. Дайте классификацию тестов по разным основаниям.
|
22. Раскройте понятие гомогенных и гетерогенных тестов.
23. Расскажите о применении компьютерного тестирования.
24. Назовите основные виды заданий в тестовой форме.
25. Как определяются цели тестов?
26. Расскажите о структуре тестового задания.
27. На какие принципы необходимо опираться при отборе содержания тестового задания?
28. Как производится экспертиза качества содержания теста?
29. Расскажите о задачах ЕГЭ. Каковы преимущества и недостатки ЕГЭ перед другими формами контроля?
30. Проанализируйте нормативные документы, регулирующие проведение ЕГЭ (Положение о проведении ЕГЭ, утвержденной приказом Министерства образования РФ от 09.04.2002. № 1306; Положение о государственной экзаменационной комиссии субъекта РФ (ГЭК); Положение о конфликтной комиссии; Положение о системе общественного наблюдения).
31. Опишите организацию проведения ЕГЭ.
32. Опишите структуру заданий ЕГЭ.
33. Расскажите о порядке создания контрольно-измерительных материалов для ЕГЭ.
34. Каков порядок проверки тестовых заданий ЕГЭ?
35. Расскажите о требованиях к пунктам проведения ЕГЭ.
36. Охарактеризуйте особенности тестовых заданий и проведения ЕГЭ по вашей специальности.
37. Охарактеризуйте понятие «рейтинговая оценка», расскажите о ее преимуществах и недостатках, причинах использования рейтинговой оценки в практике преподавания.
38. Расскажите о правилах рейтингового оценивания, видах рейтинга, методах методической поддержки рейтинга
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. Аванесов, В.С. Композиция тестовых заданий [Текст]. - М., 2002.
2. Анастази, А., Урбина, С. Психологическое тестирование [Текст]. – СПб., 2002.
|
3. Воронин, Ю.А., Трубина Л.А., Васильева, Е.В., Козлова, О.В. Курс лекций «Современные средства оценивания результатов обучения» [Текст]: учебное пособие. – Воронеж: ВГПУ. - 2004.
4. Гаврилова, Т. Н., Кузнецов, А. Н. Теория обучения [Текст]: учебное пособие. – Ярославль, Изд-во ЯГПУ им. К.Д. Ушинского, 2003.
5. Золотарёва, А.В. Мониторинг результатов деятельности учреждений дополнительного образования детей [Текст]. – Ярославль, Изд-во ЯГПУ им. К.Д. Ушинского, 2006.
6. Калужская, М.В., Уколова, О.С., Каменских, И.Г. Рейтинговая система оценивания. Как? Зачем? Почему? [Текст] – М.: Чистые пруды, 2006
7. Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года. Приложение к приказу Минобразования России от 11.02.2002 N 393 [Текст] // Российская газета. – 2002. – 15 ноября.
8. Майоров, А.Н. Теория и практика создания тестов для системы образования [Текст]. – М., 2000.
9. Математика и информатика [Текст]: курс лекций. - Уссурийск: Изд-во Уссурийского государственного педагогического института, 2005
10. Петрухин, В. В. Проблема организации и апробации системы педагогического мониторинга в образовательном учреждении [Электронный ресурс] // Интернет-журнал "Эйдос". - 2007. - 15 января. https://www.eidos.ru/journal/2007/0115-7.htm.
11. Поташник, М.М., Моисеев, А.М. Управление современной школой (в вопросах и ответах) [Текст]: пособие для руководителей образовательных учреждений и органов образования. – М., 2000
12. Равен, Д. Педагогическое тестирование: Проблемы, заблуждения, перспективы [Текст]. – М.: Когито-Центр, 2001
13. Статистический анализ данных и способы представления результатов исследования [Текст]: учебно-методическое пособие к лекционно-практическому курсу «Психодиагностика» / сост. Е. Г. Заверткина, Н. К. Рукавишникова. – Ярославль, Изд-во ЯГПУ, 2000
|
14. Устинова, Л. Г. Развитие творческого потенциала студентов в условиях рейтинговой технологии обучения [Текст]. – Волгоград, 2000.
15. Циммерман, Н.В. Условия подготовки студентов педагогических вузов к компьютерному тестированию // Региональная образовательная информационная среда [Текст]:сборник научно-методических статей. - М.: Прометей, 2006
16. Челышкова, М. Б. Разработка педагогических тестов на основе современных математических моделей [Текст]. – М., 1995.
17. Чернявская, А.П. Становление партнерской позиции педагога [Текст]. – Ярославль: Изд-во ЯГПУ,2007.
18. Шишов, С.Е., Кальней, В.А. Мониторинг качества образования в школе [Текст]. - М., 1998
Рекомендуемая литература
Основная
1. Глас, Дж., Стенли, Дж. Статистические методы в педагогике и психологии [Текст]. - М., 1976.
2. Годфруа, Ж. Что такое психология [Текст]. Т. 2. – М.: Мир, 1999
3. Гузеев, В.В. Планирование результатов образования и образовательная технология [Текст]. – М.: Народное образование, 2001.
4. Дьяченко, В.К. Новая дидактика [Текст]. – М.: Народное образование, 2001
5. ЕГЭ. Сборник нормативных документов [Текст]. – М., 2002.
6. Загвязинский, В.И., Атаханов, Р. Методология и методы психолого-педагогического исследования [Текст]. – М., 2003
7. Зверева, В.И. Образовательная программа школы: структура, содержание, технология разработки [Текст]. – М.: Образовательный центр «Педагогический поиск», 1998.
8. Майоров, А.Н. Теория и практика создания тестов для системы образования [Текст]. – М., 2000.
9. Мельникова, М.Б. Теория и практика конструирования педагогических тестов [Текст]. – М., 2002.
10. Сергеева, В.П., Каскулова, Ф. В., Гричненко, И.С.. Современные средства оценивания результатов обучения [Текст]: учебно-методическое пособие. – М.: АПКиППРО, 2005.
11. Челышкова, М.Б. Теория и практика конструирования педагогических тестов [Текст]. - М., 2002.
12. Управление качеством образования [Текст]: практикоориентированная монография и методическое пособие / под ред. М.М. Поташника. – М.: Педагогическое общество России, 2000.
13. Энциклопедия современного учителя [Текст]. – М.: Издательство «Астрель», «Олимп», фирма «Издательство АСТ», 2000.
Дополнительная
1. Валеев, Г. Х. Методология и методы психолого-педагогического исследования [Текст]. - Стерлитамак, 2002.
2. Гребенкина, Л.К., Анциперова, Н.С. Технология управленческой деятельности заместителя директора школы [Текст]. – М: Центр «Педагогический поиск», 2000.
3. Калинин, С.И. Компьютерная обработка данных для психологов [Текст]. – СПб, 2002.
4. Клайн, П. Введение в психометрическое программирование Справочное руководство по конструированию тестов [Текст]. - Киев, 1994.
5. Ксензова, Г.Ю. Перспективные школьные технологии [Текст]. – М.: Педагогическое общество России, 2000.
6. Майоров, А. Н. Тесты школьных достижений: конструирование, проведение, использование [Текст]. – СПб., 1996.
7. Лизинский, В.М. О методической работе в школе [Текст]. - М.: Центр «Педагогический поиск», 2001.
8. Нардюжев, В.И., Нардюжев, И.В. Модели и алгоритмы информационно-вычислительной системы компьютерного тестирования [Текст]. – М., 2000.
9. Поташник, М.М., Моисеев, А.М. Управление современной школой (в вопросах и ответах) [Текст]: пособие для руководителей образовательных учреждений и органов образования. – М., 2000
10. Равен, Д. Педагогическое тестирование: Проблемы, заблуждения, перспективы [Текст]. – М.: Когито-Центр, 2001.
11. Родионов, Б.У., Татур, А.О. Стандарты и тесты в образовании [Текст]. – М., 1995.
12. Селевко, Г.К. Современные образовательные технологии [Текст]: Уч. пособие. – М., 1998.
13. Симонов, В. П. Урок: Планирование, организация и оценка эффективности [Текст]: Учебное пособие. – М., 2005
14. Симонов, В. П., Черненко, Е.Г. Десятибалльные шкалы оценок обученности по предмету [Текст]: Учебно-справочное пособие. – М., 2002
15. Скок, Г. Б. Как проанализировать собственную педагогическую деятельность [Текст]. – М., Педагогическое общество России, 2000.
16. Устинова, Л. Г. Развитие творческого потенциала студентов в условиях рейтинговой технологии обучения [Текст]. – Волгоград, 2000.
17. Федоров, В. А. Теория развития профессионально-педагогического образования в современных условиях [Текст]. – Екатеринбург, 2002
18. Челышкова, М. Б., Хлебников, В. А. Основные подходы к оценке качества подготовки обучаемых [Текст] // Проблемы качества, его нормирования и стандартов в образовании. Сб. науч. ст. – М., 1999.
19. Челышкова, М. Б. Разработка педагогических тестов на основе современных математических моделей [Текст]. – М., 1995.
20. Челышкова, М. Б., Савельев, Б. А. Методические рекомендации по разработке педагогических тестов для комплексной оценки подготовленности студентов в вузе [Текст]. - М., 1995.
21. В помощь организаторам единого государственного экзамена: Учебно-методическое пособие [Текст]. В 2-х ч. / МО РФ; Рос. ун-т дружбы народов. – М., 2002.
22. Единый государственный экзамен [Текст]: Сборник нормативных документов / Министерство образования Российской Федерации. – М.: Интеллект – центр, 2003.
23. Инструктивные материалы для организаторов ЕГЭ в 2003 году [Текст]. – М.: Центр тестирования Минобразования России, 2003.
24. Ковалева, Г.С. Подходы к разработке контрольно-измерительных материалов для ЕГЭ [Текст] // Школьные технологии. – 2003. - №4.
25. Макарова, Т.Н. Рекомендации заместителям директоров образовательных учреждений по учебно-воспитательной работе по подготовке школы и учащихся к проведению единого государственного экзамена [Текст] // Завуч. – 2003. – №4.
26. Мендель, В.В. О критериях оценки заданий с развернутыми ответами при проверке экзаменационных работ по математике при проведении ЕГЭ [Текст] // МИФ. – 2003. – №1.
27. Об утверждении Положения и состава Совета по организации подготовки и проведения эксперимента по введению ЕГЭ: Приказ МО РФ ОТ 7.10.03Г. №3804 [Текст] // Вестник образования. – 2003. – №22.
28. О проведении эксперимента по единому государственному экзамену: Приказ Минобразования РФ от 05.01.2001г. №50 [Текст] // «ПС» Управление школой. – 2001. – №6. – С. 2.
29. Положение о проведении единого государственного экзамена: Прил. к приказу Минобразования России от 27.02. 2001 №645 [Текст] // Образовательное право: Прил. к газете «Учительская газета». – 2001. – №16. // «ПС» Документы. – 2001. – №73. // Образование в современной школе. – 2001. - №4. // Вестник образования. – 2001. – №9. // Учитель. – 2001. - №3. // Народное образование. – 2001. – №5. // Школьное обозрение. – 2001.- №3-4.
30. Правила участия выпускников общеобразовательных учреждений в едином государственном экзамене в 2001 году; Инструкция по обеспечению информационной безопасности процедуры проведения ЕГЭ и обработки его результатов [Текст] // Учительская газета. – 2001.