Лекция 1. Предмет, задачи, роль и структура курса «Основы менеджмента» - 08.09.2012 г.
1. «Основы менеджмента»: предмет, цели и задачи курса.
2. Междисциплинарные связи курса с другими дисциплинами.
3. Место курса в системе подготовки менеджера высшей квалификации по специальности 062100 – «Управление персоналом».
4. Основные категории менеджмента.
Домашнее задание:
Представить (в письменной форме) к практическому занятию № 2 ответы на тренировочный тест № 1 « Теория управления в системе научного знания».
ОСНОВЫМЕНЕДЖМЕНТА»: ПРЕДМЕТ, ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ КУРСА
Предмет курса - управление как система обеспечения эффективного функционирования организации и как вид человеческой деятельности.
Предметом изучения в курсе являются общие основы истории и теории менеджмента.
Основная цель изучения дисциплины – освоение базовых теоретических знаний и приобретение практических умений в управленческой деятельности.
Задачи дисциплины:
1) изучение истории и теории менеджмента;
2) изучение современных достижений и находок в теории и практике менеджмента;
3) освоение практических умений в решении различных управленческих задач;
4) обучение творческому подходу к решению конкретных управленческих задач;
5) приобретение внутренней установки на эффективное и культурное управление.
МЕЖДИСЦИПЛИНАРНЫЕ СВЯЗИ КУРСА С ДРУГИМИ ДИСЦИПЛИНАМИ
Курс «Основы менеджмента» неразрывно связан с другими общепрофессиональными и специальными дисциплинами, такими как «Теория организации», «Основы управления персоналом», «Инновационный менеджмент», «Организационное поведение» и др., так как последние по существу представляют собой характеристики отдельных аспектов управления организацией, то есть являются составными частями теории управления.
«Основы менеджмента» как учебная дисциплина в системе подготовки менеджеров связана с дисциплинами учебного плана:
- в теоретико-методологическом направлении - с «Философией», «Экономической теорией», «Теорией организации»;
- в направлении, обеспечивающем изучение количественных методов оценки и принятия решений, - со «Статистикой», «Математикой»;
- в направлении, обеспечивающем взаимосвязь социально-экономических и управленческих процессов на предприятии, - с «Финансами и кредитом», «Социологией и психологией управления», «Управлением социальным развитием организации», «Управлением трудовыми ресурсами», «Инновационным менеджментом» и др.
МЕСТО КУРСА В СИСТЕМЕ ПОДГОТОВКИ МЕНЕДЖЕРА ВЫСШЕЙ КВАЛИФИКАЦИИ ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ 062100 – «УПРАВЛЕНИЕ ПЕРСОНАЛОМ»
Дисциплина «Основы менеджмента» является центральной в подготовке менеджера, служит основой для всех дисциплин, формирующих круг профессиональных знаний в области менеджмента.
Базисные принципы, подходы и методология, рассматриваемые в курсе «Основы менеджмента», служат основой для освоения дисциплин: «Маркетинг», «Организационное поведение», «Стратегический менеджмент», «Управленческие решения», «Управление персоналом», «Логистика», «Инновационный менеджмент», «Антикризисное управление», «Управление качеством», которые более детально изучают отдельные технологические аспекты управления единым комплексом под названием «организация».
В свою очередь, качественное освоение основ менеджмента невозможно без надежного фундамента, который закладывается в социально-гуманитарных и других общепрофессиональных дисциплинах. «Экономическая теория», «Социология», «Культурология», «Философия», «Теория организации» формируют у студентов понимание основных понятий и категорий, важных для успешного освоения менеджмента, а именно: общество, социальная группа, культура, макро-и микроэкономическое окружение, система, организация как объект управления и др.
4. ОСНОВНЫЕ КАТЕГОРИИ МЕНЕДЖМЕНТА
Как и любая наука, менеджмент имеет свой категориальный аппарат. К основным категориям менеджмента можно отнести: 1) управление, 2) руководство, 3) собственно менеджмент, 4) организация, 5) коллектив, 6) администрирование.
1. Управление– это совокупность скоординированных мер, направленных на достижение определенной цели.
2. Руководство – это воздействие на людей для достижения определенной цели.
Очень близкое к управлению понятие – руководство. Однако данные категории не тождественны. Достаточно обратить внимание на то, как мы, не задумываясь, говорим. Мы можем сказать: «управлять автомобилем», но никак не: «руководить автомобилем». Понятие «руководство» касается лишь людей, а понятие «управление» включает и механизмы, и процессы и системы.
3. Менеджмент - вид управленческой деятельности и система методов управления в условиях рынка (рыночной экономики), которые предполагают ориентацию фирмы на спрос и потребности рынка, постоянное стремление к повышению эффективности производства с наименьшими затратами с целью получения оптимальных результатов.
4. Организация – это совокупность материальных объектов и коллектив людей, объединенных с определенной целью (миссией).
Коллектив – это сообщество людей, работающих в одной организации.
Весь коллектив в литературе часто образно делят на «синие воротнички» и «белые воротнички». К синим воротничкам относят всех рабочих и специалистов. Белые воротнички– это менеджеры, то есть руководители всех уровней.
В сфере управления людьми в рамках профессиональной деятельности менеджера часто называют администратором. Этим словом обозначается человек, который официально назначен либо избран на определенный пост (должность). Отсюда возникает еще одно понятие из сферы управления.
6. Администрирование – это управление профессиональной деятельностью подчиненных.
Взаимоотношения «начальник-подчиненный» являются острейшей социальной темой. По этому поводу обществом создан огромный фольклор, от смешного до трагического, от безразличного до страстного.
Например:
- 1) в наставлении российским чиновникам времен Екатерины II указано: «Подчиненный должен всегда вид иметь молодцеватый и придурковатый, дабы умным видом своим не смущать начальствующее лицо»;
- 2) юмористическая трактовка армейского устава гласит: «Пункт 1: Начальник всегда прав. Пункт 2: Если начальник не прав, смотри пункт 1»;
3) в России: «Я – начальник, ты – дурак».
Итак, рассмотрев ряд разновидностей (категорий) управления, попробуем определить сферу применения каждой из них. Для этого построим специальную таблицу 1, в основе которой – российский подход.
Таблица 1. - Сферы применения категорий управления (российский подход)
№ | Сфера применения | Упра-вление | Руководс-тво | Менедж-мент | Лиде-рство | Вождизм |
1. | Политические процессы (власть) | + | + | |||
2. | Социальные процессы (люди) | + | + | + | + | |
3. | Технологические процессы (производство) | + | + | |||
4. | Технические системы (машины) | + | + |
Анализируя таблицу, мы видим, что менеджмент охватывает все сферы человеческой деятельности, кроме политики. Но это российский подход. В западной же практике менеджеры присутствуют и во властных структурах.
Основные признаки менеджмента отражены на рис. 1.
Рис. 1. Основные признаки менеджмента
Структура системы менеджмента представлена на рис. 2.
Рис. 2. Структура системы менеджмента
На рис. 3 дается определение профессии «менеджер» и содержание деятельности менеджера.
Рис. 3. Профессия «менеджер». Содержание деятельности менеджера
ВЫВОДЫПО ТЕМЕ
Предметом изучения в курсе «Основы менеджмента» являются общие основы истории и теории менеджмента, дополненные знаниями из ряда специализированных областей науки управления.
Основная цель изучения дисциплины – освоение базовых теоретических знаний и приобретение практических умений в управленческой деятельности.
Курс «Основы менеджмента» неразрывно связан с другими общепрофессиональными и специальными дисциплинами.
Дисциплина «Основы менеджмента» является центральной в подготовке менеджера, служит основой для всех дисциплин, формирующих круг профессиональных знаний в области менеджмента.
Управление есть всеобщая человеческая деятельность, а менеджмент — это его специфическая область, включающая деятельность профессионалов, специалистов по обеспечению успешной деятельности организаций.
Именно в социально-экономических системах можно характеризовать управленческую деятельность термином «менеджмент». В этом и состоит основное принципиальное различие между термином «управление» и термином «менеджмент».
Шесть основных категорий менеджмента:
1. Управление– это совокупность скоординированных мер, направленных на достижение определенной цели.
2.Руководство – это воздействие на людей для достижения определенной цели. Понятие «руководство» касается лишь людей, а понятие «управление» - более широкой сферы, включающей и механизмы, и процессы, и системы.
3. Менеджмент - вид управленческой деятельности и система методов управления в условиях рынка (рыночной экономики), которые предполагают ориентацию фирмы на спрос и потребности рынка, постоянное стремление к повышению эффективности производства с наименьшими затратами с целью получения оптимальных результатов.
4. Организация – это совокупность материальных объектов и коллектив людей, объединенных с определенной целью (миссией).
5. Коллектив – это сообщество людей, работающих в одной организации.
6. Администрирование – это управление профессиональной деятельностью подчиненных. В сфере управления людьми в рамках профессиональной деятельности менеджера часто называют администратором. Этим словом обозначается человек, который официально назначен либо избран на определенный пост (должность).