Занятие по внеурочной деятельности «Занимательная математика» 09.11.
Тема: «Спичечный «конструктор
Ход занятия
Среди множества иероглифических систем счисления, которые существовали в разные времена у разных народов, только одна используется до сих пор. Эти цифры встречаются на циферблатах часов, фронтонах старинных и современных зданий, памятниках, страницах книг. Речь идет о римской системе счисления.
У многих народов для обозначения числа 1 применялся один и тот же символ - вертикальная чёрточка. Это самое древнее число в истории человечества. Оно возникло из простой черты на земле, из зарубки на дереве или кости. Правило записи римских чисел гласит: «Если большая цифра стоит перед меньшей, то они складываются, если же меньшая стоит перед большей, то меньшая вычитается из большей».
Для закрепления в памяти буквенных обозначений цифр в порядке убывания существует мнемоническое правило:
М ы Д арим С очные Л имоны, Х ватит В сем И ещё останется. Смотрим на первые буквы в словах. Соответственно M, D, C, L, X, V, I
- Ребята, какими цифрами мы пользуемся при записи чисел? (арабскими)
- А какими цифрами мы пользуемся реже? (римскими). Где мы их встречаем? (при записи веков или тысячелетий, номера глав в книге, на часах и т.д.)
- Какие цифры можно выложить при помощи спичек? (Римские)
- О каких цифрах будем говорить на занятии? (о римских)
- Римские цифры — цифры, использовавшиеся древними римлянами в своей непозиционной системе счисления. Римские цифры появились за 500 лет до нашей эры. Римская система нумерации с помощью букв была распространена в Европе на протяжении двух тысяч лет. Только в позднем средневековье ее сменила более удобная для вычислений десятичная система цифр, заимствованная у арабов. Но до сих пор римскими цифрами обозначаются даты на монументах, время на часах и книжных предисловий. Кроме того, в русском языке римскими цифрами принято обозначать порядковые числительные.
- В «римской системе» используется 7 цифр-знаков. Все числа формируются при помощи этих знаков.- Часто изображение символов связывают с пальцами, руками в различных положениях. I соответствует одному пальцу, V– это одна рука, пять пальцев, при этом большой оттопырен в сторону. Символ «X» – это две скрещенные руки. Символ L якобы напоминает приподнятую руку, согнутую в локте.
Давай выложим римские цифры от 1 до 10 из спичек. (Обратить внимание на ТБ. Спички очистили от серы, у зубочисток обрезана острая часть)
- Мы уже говорили, что цифра 1 – это вертикальная черточка, значит она будет состоять из одной спички.
- Как выложить римскую цифру 2? (взять 2 спички).
- Цифра 3? (3 спички)
- Как выложить цифру 4? (4 спички мы положить не можем, т. к. одна и та же цифра не может записываться больше 3 раз. Значит мы должны взять следующую цифру (5). 4 больше или меньше 5? Если число меньше, то палочка ставиться слева. Если число больше - справа).
- Выложите цифру 5.
- Как выложить цифру 6? (взять цифру 5 и добавить одну палочку справа.)
- Цифра 7? (5 и 2 палочки справа)
- цифра 8? (5 и 3 палочки справа)
- Цифра 9? (5 и 4 палочки справа не можем. Значит берем цифру 10 и одну палочку слева)
- цифра 10.
Научимся читать римские цифры.
- Под каждой римской цифрой запишите арабскую.
I | V | X | IX | IV | VII | III | VIII | II | VI |
Работа с презентацией.Решение задач со спичками.
РЕФЛЕКСИЯ
Если вам понравился урок, все было понятно, не возникало трудностей, поставьте свой смайлик на 1 место.
Если во время урока у вас были трудности, какие-то задания вам были не понятны, поставьте смайлик на 2 место.
Если во время урока у вас было плохое настроение, заниматься не хотелось, ничего не получилось, поставьте смайлик на 3 место.
I | |||
II | |||
III |