Художественная обработка дерева.




Масляные краски

Акриловые краски

Акварельнные краски

Темперные краски

Гуашевые краски

Пигменты

1) Масляные краски. Отличаются чистотой цвета и высокой светостойкостью, не меняют изначального тона после высыхания, что позволяет использовать их даже при выполнении самых ответственных и реставрационных работ.

2) Акриловые краски появились сравнительно недавно и сразу получили широкое признание. Успех этих современных красок вызван главным образом простотой их применения, быстротой высыхания, и универсальностью. Акриловые краски растворяются в воде, но после высыхания становятся совершенно нерастворимыми.

3) Акварельные краски (единственный вид красок, отличающийся особой прозрачностью, чистотой, и яркостью цветов.)

4) Темперные краски.Темпера бывает 3 видов, которые отличаются друг от друга способом изготовления. Темпера, сделанная из гуммиарабики, похожа на гуашь, её пишут на бумаге. Другой вид темперы похож на масляные краски, её пишут на холсте. Третий вид изготавливают с яичными желтками и используют для росписи стен. Темперные краски яркие. При высыхании они светлеют.

5) Гуашевые краски. Клеевыя водорастворимые краски.

6) Пигмент используют для получения художественных красок. Позволяет получить краски высокой чистоты.

 

Вопрос № 7. Крупные музеи страны.

Слово «музей» происходит от греческого слова «музейон», что значит место, посвященное музам. Среди различных музеев мира художественные занимают особое место.

1. Оружейная палата – старейший русский музей был создан в 1806 г. Частные коллекции художественных произведений принадлежали либо царям, либо богатым дворянам – Ивану IV Грозному, Борису Годунову, боярам Милославским, Хитрово, князю Голицину.

2. Кунсткамера - первый публичный музей в Петербурге – был открыт по инициативе Петра I в 1714 г. Богатейшие коллекции в течение XVIII в. скопились в царских дворцах и усадьбах и дворцах знатных дворян – Строгановых, Шуваловых, Юсуповых, Шереметевых.

3. Крупным культурным событием в жизни России стало открытие Эрмитажа (от франц. слова, означающего «уединенное место» в Петербурге.В комплекс зданий Эрмитажа входят: Зимний дворец – одно из лучших творений архитектора Ф. Б. Растрелли (1754 - 1762), Малый Эрмитаж, сооруженный по проекту Ж. Б. Валлен-Деламота (1764 - 1767), Старый Эрмитаж, построенный Ю. М. Фельтоном (1775 - 1784), здание Эрмитажного театра, возведенное архитектором Дж. Кваренги (1783 - 1787) на месте Зимнего дворца Петра I и Новый Эрмитаж, построенный в 1839 – 1852 гг. по проекту архитектора Л. фон Кленце.

4. Важнейшим событием в истории отечественных художественных музеев явилось основание первого музея русского искусства – Третьяковской галереи в Москве. Ее основатель – богатейший московский купец Павел Михайлович Третьяков – был широко образованным, с демократическим образом мыслей человеком. Он рассматривал свою коллекционерскую деятельность как национальное дело.

5. В 1898 г. в Петербурге был открыт для широкой публики второй крупнейший музей отечественного искусства – Русский музей. Основу коллекции музея составили картины, переданные из Эрмитажа, Александровского дворца в Царском Селе, Академии художеств, Зимнего дворца

6. В 1912 состоялось открытие второго (после Эрмитажа) крупнейшего в России музея мирового искусства – Музея изящных искусств в Москве. Коллекции музея разнообразны и обширны, сегодня они составляют более полумиллиона экспонатов. Огромную ценность представляют подлинные греческие и римские памятники, особенно обширно собрание греческих ваз.

 

Вопрос № 8. Крупные музеи мира.

1. Крупным культурным событием в жизни России стало открытие Эрмитажа (от франц. слова, означающего «уединенное место» в Петербурге.В комплекс зданий Эрмитажа входят: Зимний дворец – одно из лучших творений архитектора Ф. Б. Растрелли (1754 - 1762), Малый Эрмитаж, сооруженный по проекту Ж. Б. Валлен-Деламота (1764 - 1767), Старый Эрмитаж, построенный Ю. М. Фельтоном (1775 - 1784), здание Эрмитажного театра, возведенное архитектором Дж. Кваренги (1783 - 1787) на месте Зимнего дворца Петра I и Новый Эрмитаж, построенный в 1839 – 1852 гг. по проекту архитектора Л. фон Кленце.

2. Одним из наиболее знаменитых является Лувр, расположенный в Париже, столице Франции. Его экспозиция находится в королевском дворце, построенном еще 800 лет назад – да он и сам может выступать в качестве одного из экспонатов. В нем представлены все эпохи и народы, здесь можно найти как ассирийские барельефы, так и современный модерн. В Лондоне находится его старый конкурент – Британский музей, открытый еще в середине 18 века и располагающий такой же коллекцией.

3. Музей Ватикана – Musei Vaticani. Там можно найти искусство Древнего Мира, а также Средневековья и индустриальной Европы.

4. Метрополитен-музей, в отличие от предыдущих двух, находится уже не в Старом, а в Новом Свете, если еще точнее, в Нью-Йорке. В нем собраны произведения художников Западной Европы и Америки, а также памятники культуры народов Африки, Азии, Дальнего и Ближнего Востока.

5. Испанский музей Прадо расположен в Мадриде и входит в перечень самых крупных музеев мира. Коллекция настолько велика, что публике из-за нехватки места на стенах представлена лишь ее незначительная часть. Кроме живописи, в Прадо есть скульптуры и ювелирные изделия.

 

Вопрос 9 ДПИ, роль ДПИ в жизни человека

Декоративно-прикладное искусство, раздел искусства; охватывает ряд отраслей творчества, которые посвящены созданию художественных изделий, предназначенных главным образом для быта. Его произведениями могут быть: различная утварь, мебель, ткани, орудия труда, средства передвижения, а также одежда и всякого рода украшения. Наряду с делением произведений декоративно-прикладного искусства по их практическому назначению в научной литературе со 2-й половины 19 в. утвердилась классификация отраслей по материалу (металл, керамика, текстиль, дерево) или по технике выполнения (резьба, роспись, вышивка, набойка, литьё, чеканка, интарсия и т. д.). Эта классификация обусловлена важной ролью конструктивно-технологического начала в декоративно-прикладном искусстве и его непосредственной связью с производством. Решая в совокупности, как и архитектура, практические и художественные задачи, декоративно-прикладное искусство одновременно принадлежит к сферам создания и материальных, и духовных ценностей.

Уроки декоративно-прикладного искусства — это педагогически организованное общение с учащимися, в ходе которого они вовлекаются в процесс совместного мышления, совместной деятельности, это с о т в о р ч е с т в о, создающее наиболее благоприятные условия для формирования художественной культуры ребенка. В этом плане мудрое высказывание М. М. Пришвина — «хочу не учить, а душевно беседовать, размышлять сообща и догадываться» — представляется нам бесценной формулой педагогики сотрудничества, когда обе стороны, глубоко заинтересованные в наилучшем результате, совместно решают насущные проблемы.

 

Вопрос 10 Приемы работы акварельными красками.

Перед рисованием акварельными красками необходимо приготовить стакан воды, мягкую ветошь для вытирания лишней краски с кисти, палитру из плотной белой бумаги, на которой подбирают необходимые цвета прежде, чем раскрашивать рисунок. Перед рисованием краски нужно слегка смочить водой для того, чтобы они хорошо набирались на кисть.
При смешивании красок – не более двух-трех, получают новые цвета и оттенки. Добавляя в акварель воду получаем более светлый тон.

Если рисовать краской по мокрой бумаге, то получим мягкие переходы из цвета в цвет. Неудачное место можно смыть водой, снимая излишек сухой кистью или губкой.

Рисунки акварелью выполняют сверху, подготовив нужный цвет разведенной краски. Оптимально держать под рукой две кисти, лучше всего беличьи. Номера кистей – 4 и 8 (или 10). Номер 4 – для рисования мелких деталей, №8 или 10 – для заливки больших плоскостей. Кисти должны быть остроконечные, когда они наполнены водой или краской. Тонкую линию можно провести, если держать кисть вертикально, широкую – если держать кисть наклонно.

Начнем упражнения по смешиванию красок. Возьмите зеленую краску, положите мазок на бумагу, затем сполосните кисть от краски. Теперь возьмите на кисть желтую краску и смешайте на бумаге с зеленой. Посмотрите, какой цвет получился. Теперь смешайте таким же образом красную и желтую, красную и синюю, черную и желтую. Вы увидите, что смешивая зеленую и желтую краски вы получите красивый светло-зеленый цвет, а смешивая красную с желтой – оранжевый, красную с синим – фиолетовый цвет, черную с желтым – зеленый болотный цвет, синюю с желтым – зеленый. Белой краской в акварели не пользуются, что естественно – роль белой краски выполняет бумага, а для того, чтобы получить любую насыщенность цвета краску просто разводят необходимым количеством воды.

 

Вопрос 11. Орнамент, виды орнамента.

Орна́мент (лат. ornemantum — украшение) — узор, основанный на повторе и чередовании составляющих его элементов; предназначается для украшения различных предметов (утварь, орудия и оружие, текстильные изделия, мебель, книги и т. д.), архитектурных сооружений (как извне, так и в интерьере), произведений пластических искусств (главным образом прикладных), у первобытных народов также самого человеческого тела (раскраска, татуировка). Связанный с поверхностью, которую он украшает и зрительно организует, орнамент, как правило, выявляет или акцентирует архитектонику предмета, на который он нанесён. Орнамент либо оперирует отвлечёнными формами, либо стилизует реальные мотивы.

Технический орнамент. Возникновение форм данного орнамента произошло, благодаря трудовой деятельностью человека. Например, поверхности предметов из глины, изготовленных на гончарном круге, рисунок простейших клеток ткани при выработке ее па первобытном ткацком станке, спиралевидные витки, получаемые при плетении веревок, и т. п.

Виды орнамента:

Символический орнамент. Формированию символического орнамента способствовала единство природы символических изображений произведений орнаментального искусства. Образы этого вида орнамента, в основном, представляют собой символы или систему символов. Символистический орнамент появился в Древнем Египте и других странах Древнего Востока.

Геометрический орнамент. Этот орнамент возник путем совмещения технического и символического орнаментов. Благодаря такому слиянию двух орнаментов получились более сложные варианты изображений, лишенные сюжетного значения. Отказ от сюжета позволил сделать акцент на чередовании отдельных природных мотивов. Постепенное развитие основных геометрических форм привело к тем формам, которыми пользуется современное искусство и которые отличаются особым разнообразием и изяществом в произведениях арабо-мавританского и готического декоративного искусства.

Растительный орнамент. Является самым распространенным орнаментом, после геометрического. Для него характерны свои мотивы, которые могут различаться в разных странах, в разные времена. Растительный орнамент использует разнообразные части растений: листья, цветы, плоды, взятые вместе или по отдельности. Это художественная переработка различных форм растительного мира, где первоначальные формы, масштабы, цвет изменяются, усиливаются все типические особенности растения. Часто эти изменения настолько значительны, что первоначальная форма становится неузнаваемой. К наиболее распространенным растительным формам с относятся: акант, лотос, папирус, пальмы хмель, лавр, виноградная лоза, плющ, дуб.

Эпиграфический (каллиграфический) орнамент. Этот орнамент состоит из отдельных букв или элементов текста. Искусство каллиграфии наиболее полно развилось в Китае, Японии, Иране и ряде арабских стран, использовалось и в Древней Руси, играя важную роль в декорировании различных изделий декоративно-прикладного искусства.

Фантастический орнамент. В основе этого вида орнамента лежат изображения воображаемого, не существующего. Особенное распространение фантастический орнамент с изображением сцен из жизни сказочных животных получил в странах Древнего Востока (Египте, Ассирии, Китае и Индии). В эпоху средневековья он приобрел особую популярность в связи с религиозными запретами (в странах Западной Европы, в Византии эпохи иконоборчества, в мусульманских странах Ближнего и Среднего Востока).

Астральный орнамент ( от слова «астра» – звезда). Основными элементами являются изображение неба, солнца, облаков, звезд. Наиболее распространен в Японии и Китае.

Пейзажный орнамент. Главные объекты этого орнамента – природные мотивы: горы, деревья, скалы, водопады, иногда встречаются в сочетании с архитектурными мотивами и элементами животного орнамента. Особенно большое развитие получил в декоративно-прикладном искусстве Японии и Китая.

Животный орнамент. Основан на изображениях птиц и зверей, как близких к реалистическим, так и условных. В последнем случае орнамент несколько приближается к фантастическому.

Предметный, или вещный, орнамент. Возник в античном Риме и широко использовался во все последующие эпохи. Содержание предметного орнамента составляют изображения военной геральдики, предметов быта, атрибутов музыкального и театрального искусства.

Вопрос 12 Народные художественные промыслы

Народные художественные промыслы, одна из форм народного художественного творчества (в частности, изготовление изделий декоративно-прикладного искусства). Многие Народные художественные промыслы своими корнями уходят в глубокую древность, когда сложились домашние промыслы и деревенское ремесло. С развитием товарно-денежных отношений формировались кустарные Народные художественные промыслы, работающие на рынок. В условиях капитализма Народные художественные промыслы приобретают характер частных мастерских, вовлечённых в общую систему капиталистического рынка; часто они не выдерживали конкуренции фабричных товаров, вырождались и гибли. В конце 19 — начале 20 вв. во многих странах началось возрождение Народные художественные промыслы Систематический характер этот процесс получил в социалистических странах. Ему способствует кооперирование народных мастеров, помощь специальных научно-исследовательских институтов. В странах (главным образом Азии и Африки), где капиталистические товарно-денежные отношения носили неразвитый характер, Народные художественные промыслы не прекращали своего существования. Отрасли Народные художественные промыслы разнообразны. Это — вышивка, керамика, художественные лаки, ковроделие, художественная обработка дерева, камня, металла, кости, кожи и т.д.

Вопрос 13 Народные художественные промыслы, связанные с росписью по дереву

Художественные народные промыслы давно стали неотъемлемой и огромной частью нашей культуры и внесли свой вклад в общемировое культурное наследие. Изделия народных промыслов воплощают собой многовековой опыт, художественные традиции, эстетическое восприятие мира, отражают всю самобытность культур нашей многонациональной страны. Многие народные промыслы – уже отрасль промышленности, но вместе с тем изделия народных промыслов остаются частью народного творчества. Узнаем вкратце о самых заметных из них.

Художественная обработка дерева.

Само по себе дерево – один из древнейших символов России. Оно олицетворяло у наших предков мироздание, притягивало своей красотой и пробуждало творческую энергию. Во многих уголках России издревле сложились уникальные виды художественной обработки дерева: резьба по дереву - Богородская и абрамцево-кудринская (хотьковская) плоскорельефная резьба в Подмосковье; трехгранновыемчатая резьба в Архангельской, Кировской, Томской, Иркутской и др. областях; резьба по бересте Кировской и Вологодской областей.

Знамениты и художественные росписи по дереву – Хохломской, Городецкий, Полхов-Майданский промыслы (Нижегородская область); роспись с выжиганием в Сергиевом-Посаде, Тверской, Иркутской и др. областях; изделия с кистевой росписью Архангельской и Вологодской областей.

Жостовский промысел – это декоративная живописная роспись металла – подносов деревни Жостово (Московская область). С 19 в. жостовские мастера изготавливали металлические подносы, расписывали их масляными красками и покрывали лаком. На развитие жостовского промысла повлияли уральская декоративная роспись и Федоскинская лаковая миниатюра.

 

Вопрос 14 Жостово, как один из ценртов народных художественных промыслов.

Жостовская роспись, народный художественный промысел, развитый в деревне Жостово Мытищинского района Московской области. Возник в начале XIX в., главным образом под влиянием уральской цветочной росписи по металлу.
Дальнейшее развитие Жостовской росписи стилистически взаимосвязано с росписью по фарфору и финифти подмосковных заводов и фабрик, цветочными мотивами набивных ситцев ивановских фабрик и лукутинской миниатюры. Жостовская роспись — живопись на металлических подносах, покрытых предварительно несколькими слоями густого грунта (шпаклёвки) и масляного лака, обычно чёрного. Роспись ведётся в несколько последовательных приёмов: мягкая кисть и масляные краски, обильно разбавленные льняным маслом, способствуют наложению энергичного и упругого («долгого») мазка.
Основной мотив Жостовской росписи — цветочный букет — прост и лаконичен по композиции, в которой чередуются крупные садовые и мелкие полевые цветы; объёмно-живописная передача реальной формы цветка сочетается с декоративной красочностью цветового решения, родственной русской народной кистевой росписи на сундуках, прялках, туесах. Борта подносов расписывают лёгким «золотым» орнаментом.

 

Вопрос 15 Приемы Хохломской росписи

Хохломская роспись (Хохлома) - это самобытный русский народный промысел, существующий более трехсот лет, уникальное явление не только в масштабах России, но и в мировом искусстве. Предназначенную под роспись деревянную посуду, выточенную на токарном станке или долбленую, принято называть бельем. Белье изготавливают из хорошо просушенной древесины липы, осины, березы или ольхи. Уже готовую точеную или долбленую посуду еще раз тщательно просушивают и только после этого грунтуют. Грунтовку начинают с вапления — втирания в поверхность древесины разведенной на воде жидкой глины. Предварительно глину хорошо перетирают и удаляют посторонние примеси. Обмазанное глиной изделие просушивается при комнатной температуре. Следующий этап грунтовки называется вгонкой. Покрытое тонким слоем засохшей глины изделие протирается льняным маслом — олифой. Затем изделие сушится в течение 4—5 часов при температуре 60—70°. В старину крестьянские мастера сушили иэделия в домашней русской печи. Перед сушкой из протопленной печи выгребали угли и выметали золу. Как только температура в печи падала до 60—70°, посуду ставили на доски и задвигали в печь. Пропитанный маслом тонкий слой глины после сушки образует прочную оболочку, которая закрывает поры древесины и препятствует проникновению внутрь изделия лака и масла, которые применяются при последующей обработке. Затем приступают к олифлению. На поверхность изделия последовательно наносятся тонкие слои олифы. Первый слой мастер просушивает примерно в течение двух часов, столько же сушатся второй и третий слои. Четвертый слой накосится более густо и подсушивается в печи при температуре 50—60°. При этом мастер внимательно следит за состоянием верхнего слоя. Нужно не прозевать тот момент, когда олифа почти высохнет, но еще будет прилипать к пальцу, то есть будет находиться в стадии так называемого мягкого отлипа. Изделие вынимают из печи и приступают к последнему этапу грунтовки — лужению. При лужении тонко перетертый порошок олова или алюминия наносится тампоном на липкую поверхность изделия.После просушки изделие, похожее на серебряное, готово для выполнения на нем росписи.
Как вы уже, вероятно убедились, классическая технология подготовки изделия под роспись довольно сложна и требует много времени. Поэтому для начала в домашних условиях мы предлагаем расписывать готовые разделочные доски, которые продаются в хозяйственных магазинах, и использовать более простые приемы грунтовки и лужения. Например, на первой стадии деревянное изделие грунтуется грунтовкой № 138 или ГФ-020. В крайнем случае грунтовку довольно просто приготовить самим. Размельчите молотком куски хорошо высушенной глины и полученный порошок просейте через мелкое сито. Затем смешайте его с натуральной олифой (лучше льняной) до получения консистенции жидкой сметаны. Вместо глины в качестве наполнителя можно использовать сухие пигменты — сурик, охру, умбру. Все эти пигменты представляют собой тонко измельченные порошки глины с различным содержанием окиси железа, определяющей их цвет. Готовый грунт нанесите на поверхность изделия тонким слоем и просушите в течение суток при комнатной температуре. Затем отшлифуйте изделие мелкозернистой наждачной бумагой. Если же на нем обнаружатся трещины или выбоины, их необходимо прошпаклевать шпаклевкой ПФ-002 (продается в хозяйственном магазине). При комнатной температуре шпаклевка высыхает через 20 часов, а при 60° — за 6 часов. Так что если вы желаете ускорить сушку, то воспользуйтесь сушильным шкафом. В сушильный шкаф вмонтирован термометр, с помощью которого удобно контролировать температуру.

 

Вопрос 16. Приемы Гжельской росписи

Гжель - это старинный русский народный промысел, зародившийся еще в XVI веке. Стиль гжели хорошо узнаваем: синие и голубые кобальтовые рисунки на белом фоне трудно с чем-то спутать. Гжельские узоры наносятся исключительно вручную, а после обжига они приобретают знаменитый васильковый оттенок.

Техника гжельской росписи предполагает, что кобальтовая краска наносится до глазуровки, узоры размещаются под прозрачным лаковым слоем, который выполняет защитную функцию. Краска под глазурью не теряет своей яркости и свежести даже через несколько лет, гжельские узоры не стираются и не блекнут в отличие от фарфора, окрашенного по надглазурной технологии.

Для работы необходимо иметь:

Гуашь художественную белого и синего цветов

Кисти круглые беличьи или колонковые: большую(№10-12), среднюю (№6-8) и маленькую (№2-4)

Баночку с водой

Мягкую тряпочку для снятия лишней краски

Пластмассовую палитру для получения различных оттенков синего цвета.

Начинать изучение техники нужно с прямых линий различной толщины, точек, сеточек, завитков, дуг, травинок. Необходимо научиться проводить прямые параллельные линии, рисовать точки и кружочки, повторяя и дорисовывая предложенные узоры. Для этого лучше воспользоваться кистью №2-№4.

Мазок «Капелька»

Этот мазок лежит в основе многих узоров и мотивов. Название его связано с внешним видом, который напоминает дождевую капельку. «Капелькой» изображают листочки веточки и лепестки многих цветов. Очень красиво смотрятся капельки, расположенные с одной или двух сторон от стебля, особенно если размер их меняется

Мазок с тенью.

Мастера Гжели для росписи применяют необычный мазок "мазок на одну сторону” или " мазок тенями”. В нем виден постепенный переход от светлого к темному

Этот мазок представляет особую трудность при его освоении и требует определенных навыков. Мазок с тенями – это особый тональный мазок, в котором отчетливо виден переход от темного к светлому оттенку синего цвета. Очень важным для получения хорошего мазка является правильное распределение краски по кисти – к краю ее должно быть больше, а к середине меньше. Для этой работы лучше всего брать толстые кисти (№8, №10) с тупыми закругленными по типу «лопаточки» концами. Кисть аккуратно прикладывается к бумаге, а затем уверенным движением руки наносится соответствующая линия.

Пожалуй, самый излюбленный узор – гжельская роза. Иногда она изображена крупно, широкими мазками. А иногда, написана тоненькой кисточкой. То мы видим букет из нескольких роз, то цветы разбросаны по всей поверхности.

Для выполнения синей розы используется кисть среднего размера (№6- №8). Дети учатся наносить мазок сначала в одну сторону, потом в другую. Роспись самого цветка необходимо начинать с середины, затем наносятся два мазка слева и два мазка справа.

Часто изображают сказочных животных и птиц. На больших изделиях нередко можно увидеть пейзаж.

Вопрос 17 Приемы Городецкой росписи

Инструменты и материалы:

  • Кисть художественная белка №2 или №3
  • Кисть художественная колонок №1 или №2
  • Флейц №2 или №3 (плоская кисточка, которая используется для подмалевок и наведения рамок)
  • Гуашь. Мастера используют масляные краски и темперу, но детям лучше использовать гуашь. Она быстро сохнет, что позволяет быстро накладывать слои друг на друга. Для работы необходима гуашь 12 цветов. Потребуется 8 цветов: черная, белая, алая, краплак красный(вишневая), кобальт синий светлый (ярко-голубая), желтая, окись хрома, красная железоокисная. Киноварь (ярко-красная) тоже необходима, но в наборе ее не бывает. Четыре цвета получаем путем смешивания: светло-голубая, светло-розовая, охра светлая и городецкая зеленая. Все, полученные при смешивании краски, должны быть сметанообразной консистенции.

Городецкая роспись выполняется без предварительной прорисовки карандашом.

Чтобы получилась дуга красивой формы, нужно начать прописывать кончиком кисти слегка касаясь поверхности. К середине дуги постепенно усиливаем нажим и заканчиваем рисование опять без нажима.

Городецкая роспись выполняется в определенной последовательности:

  • Подмалевка (флейц или белка №3 или№4) – выполнение цветного пятна.
  • Теневка (кисть №2) – нанесение скобки, т.е детальная разработка орнамента.
  • Оживка (кисть №1) - прорисовка многочисленных деталей (как привило, это делается белилами).


Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-04-01 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: