Краткая биография Александра Бородина




Лады народной музыки

В музыке большое множество ладов. От их многообразия и музыка разнообразна и выразительна. Кроме общеизвестных мажора и минора с их разновидностями, существуют, так называемые, народные лады. По другому их называют: церковные лады, старинные лады, лады народной музыки. Они были изучены еще в средние века.

Название этих ладов взяты из теории древних греков. Объединяет эти лады чередование больших и малых секунд. Во всех ладах, о которых пойдет речь ниже, пять больших секунд и две малые секунды. Если от каждой ступени До мажора сыграть звукоряды (на фортепиано это будут все белые клавиши), то получится полный «набор» ладов народной музыки.

Лады народной музыки можно разделить на две большие группы по ладовому наклонению.
Первая группа: лады мажорного наклонения, имеющие высокую III ступень. К ним принадлежат:
— ионийский (от «До» — совпадает с натуральным мажором);
— лидийский (от «Фа» — в отличие от натурального Фа мажора, высокая IV ступень);
— миксолидийский (от «Соль» — в отличие от Соль мажора, низкая VII ступень).
Вторая группа: лады минорного наклонения, имеющие III низкую ступень. К ним относятся:
— эолийский (от «Ля» — совпадает с натуральным минором);
— дорийский (от «Ре» — в отличие от ре минора, высокая VI ступень);
— фригийский (от «Ми» — в отличие от ми минора, низкая II ступень);
— локрийский (от «Си» — в отличие от си минора, низкие II и V ступени).

Лады народной музыки — это диатонические (натуральные) лады. Их ступени натуральные, не хроматические (измененные). Поэтому принято говорить, например, IV высокая ступень, а не повышенная. Для понимания этих ладов мы сравниваем их с известными — натуральным мажором и натуральным минором, но это не производные лады, а самостоятельные.

Для осознания этих ладов сделаем несколько построений:
Лидийский лад: Дорийский лад:
от «Соль» — соль ля си до# ре ми фа# соль от «Ми» — ми фа# соль ля си до# ре ми
от «Фа» — фа соль ля си до ре ми фа от «Ре» — ре ми фа соль ля си до ре
Миксолидийский лад: Фригийский лад:
от «Соль» — соль ля си до# ре ми фа соль от «Ми» — ми фа соль ля си до ре ми
от «Фа» — фа соль ля сиЬ до ре миЬ фа от «Ре» — ре миЬ фа соль ля сиЬ до ре

Для запоминания этих ладов пользуйтесь подсказками:
В ладах народной музыки изменяются неустойчивые ступени- II IV VI VII.
В ладах мажорного наклонения изменяются ступени IV и VII. Это звуки, которые образуют тритон.
В ладах минорного наклонения изменяются ступени II и VI. Это звуки, которые образуют тритон.

Еще одна подсказка:
Заполните две параллельные тональности без фа# — Соль мажор и ми минор. Эта пара — миксолидийский и фригийский лады.
Запомните две параллельные тональности без сиЬ — Фа мажор и ре минор. Эта пара — лидийский и дорийский лады.

Таблица ладов народной музыки

Название лада Параллельный лад Измененные ступени От какой ноты проще всего строить
Ионийский Эолийский Нет C
Лидийский Дорийский IV повышается F
Фригийский Миксолидийский II понижается E
Эолийский Ионийский Нет A
Миксолидийской Фригийский VII понижается G
Дорийский Лидийский VI повышается D
Локрийский II, V низкие B

 

Задание: 1) рабочая тетрадь с.9 № 4,5; с.12. № 1,2

2) петь: одног. № 531, двухгол.№ 148

 

Краткая биография Александра Бородина

Александр Бородин краткая биографияБородин Александр Порфирьевич (1833—1887), композитор, учёный-химик. Родился 12 ноября 1833 г. в Петербурге. Внебрачный сын князя Л. С. Гедианова, отчество и фамилию получил от камердинера князя — Порфирия Бородина. Родители дали Александру неплохое домашнее образование. В 1850 г. он поступил в Петербургскую медико-хирургическую академию, которую блестяще окончил в 1856 г. Научная карьера складывалась успешно. В 1858 г. Бородин получил степень доктора медицины, в 1864 г. стал профессором, в 1874 г. заведующим кафедрой химии Медико-хирургической академии, в 1877 г. — академиком. Его работы в области химии до сих пор не утратили своего научного значения. В то же время учёный с детства увлекался музыкой и на этом поприще достиг не меньших успехов. Технику композиции Бородин усвоил самостоятельно. В 60-х гг. XIX в. он стал членом кружка «Могучая кучка», возглавлявшегося М. А. Балакиревым. В 1867 г. Бородин написал Первую симфонию, которая принесла ему известность как композитору. Он один из создателей русской классической симфонии. После успеха Александр Порфирьевич начал работать сразу над двумя крупными сочинениями — Второй симфонией («Богатырская», 1876 г.) и оперой «Князь Игорь» на сюжет «Слова о полку Игореве». Работа над оперой затянулась на целые 18 лет, и произведение так и не было закончено. Уже после смерти автора её дописали по оставшимся материалам Н. А. Римский-Корсаков и А. К. Глазунов. «Князь Игорь» был поставлен в Петербурге в 1890 г. Музыку оперы отличает яркий героико-эпический характер. Но и тонкий лиризм не был чужд творчеству Бородина. Образцом могут служить его романсы на стихи А. С. Пушкина, Н. А. Некрасова, Г. Гейне и собственные. Романс «Для берегов отчизны дальной» — одно из лучших вокальных воплощений пушкинской лирики. Хотя композиторское наследие Бородина не очень велико, каждое его произведение — истинный шедевр. «Громадный и оригинальный талант» — так отозвался о композиторе Ф. Лист. Умер 27 февраля 1887 г. в Петербурге

 

РОМАНСЫА.П.БОРОДИНА

Александр Порфирьевич Бородин является одним из замечательных представителей русской культуры второй половины XIX в. Художники, писатели, композиторы того времени стали ориентироваться на лучшие образцы национального творчества, в том числе и народного. Становление русского искусства тесно связано с важнейшим историческим событием - победой в Отечественной войне 1812 года. Подъём национального самосознания, вера в великое назначение России и её народа стимулировали интерес к фольклору. Казалось, что, постигая дух народа, происходит приобщение к идеальным началам жизни. Народный характер проявляется как не просто положительный, но героический, национальносамобытный, который коренится в исторических традициях народа, в исторических, разбойничьих песнях, былинах, богатырских сказках. Характерными чертами искусства того времени являются бесконечное движение к цели, которая ускользает, фантастические сюжеты, сказочная мечтательность, глубокая духовная тематика.

Одним из самых любимых композиторами 19 столетия был жанр романса, отдал ему дань и Александр Порфирьевич Бородин. На первый взгляд, творческое наследие выглядит более чем скромным - всего шестнадцать произведений. В то время, как у трёх его товарищей по «Могучей кучке» количество романсов исчисляется десятками и даже сотнями. Но это тот самый случай, когда по количеству нельзя судить о качестве. Пусть их и немного, зато каждый - шедевр.

В своём творчестве А.П.Бородин обращался к стихам разных поэтов - и не только русских. Им положены на музыку стихи Александра Пушкина, Генриха Гейне, Алексея Толстого. Подобно Мусоргскому, он иногда сочинял тексты для своих вокальных миниатюр, что помогало добиваться большей слитности музыки и текста. Сам композитор говорил, что его «тянет к пению, кантилене, а не речитативу». Отсюда напевность и мелодичность его романсов. А.Бородин старался как можно тоньше выражать душевные переживания, глубину чувств, поэтические образы. В работе с текстами других поэтов композитор учитывал замысел автора, использовал близкие к поэтическим жанрам романсов: балладу, элегию, сказку, русскую песню, тем самым добивался большой выразительности аккомпанемента в сочетании с мелодией и текстом.

Романсы А.Бородина можно разделить на три группы:

• Образы народного эпоса, сказки.

• Лирические и психологические зарисовки.

• Бытовые, юмористические.

Особенный интерес вызывают сказочные романсы, например «Спящая княжна». В нём сочетаются образы спящей девушки, злых фантастических существ и образ богатыря-освободителя. Образ княжны сравнивался с образом России, скованной враждебными силами и ждавшей, когда «час ударит пробужденья». В романсе заметны черты романтизма- нового стиля в искусстве того времени. Композитор использует форму рондо, которая хорошо выражает образы произведения. Рефрен - спящая княжна, эпизоды- фантастические силы и богатырь-освободитель.

«Песня тёмного леса» содержит более конкретный богатырский образ. Композитор сам сочинил слова в духе старинных народных песен-вольниц (недаром своему романсу композитор дал подзаголовок - Старая песня). В этом романсе Бородин показал народные образы прошлого и подчеркнул в них то, что было близко современности - стихийную силу и неудержимость, стремление к свободе.

Среди лирических романсов особое место занимает элегия «Для берегов Отчизны дальной». Произведение написано в 1881 году под впечатлением смерти Модеста Мусоргского. Музыка романса сливается с текстом А.С. Пушкина и выражает настроение сдержанной печали, мужественной скорби, боль переживаний. Именно в этом романсе раскрывается глубина и сила чувств в сочетании со сдержанностью и благородством.

Ярким примером сатирических романсов является «Спесь» на слова А.Толстого. Бородину были несвойственны насмешка и ирония. Его музыку отличает добродушный комизм. В этом романсе Бородин приблизился к социальной сатире-жанру, популярному в творчестве А.Даргомыжского и М.Мусоргского. Но если титулярный советник - это человеческий тип, конкретный представитель которого вполне мог жить по соседству, то персонаж романса «Спесь» - обобщённо-аллегорический.

 

Список вокальных сочинений А.П.Бородина:

 

1. Что ты рано, зоренька. Запись русской народной песни с набросками гармонизации Бородина. В основе автограф.4-181, написанный чернилами и карандашом. Хранится в архиве Н. Ф. Финдейзена в Ленинграде за № 21. (Весь архив Финдейзена в настоящее время передан в рукописное отделение Публичной библиотеки им. Салтыкова-Щедрина в Ленинграде, которую в дальнейшем мы будем сокращенно именовать «Публичная библиотека».) Автограф очень черновой, и расшифровка его может быть разная.
2. Красавица-рыбачка. Романс для голоса с сопровождением виолончели и фортепиано на слова Г. Гейне. Посвящен Адел. Сергеевне Шашиной. По словам М. Р. Щиглева, романс этот сочинен Бородиным на четвертом курсе Медико-хирургической академии, т. е. в 1854—1855 годах. В основе настоящего издания — автограф № 217, написан чернилами, хранится в библиотеке Эрмитажа в Ленинграде за № 34.
3. Разлюбила красна-девица. «Затуманились все радости». Автор текста неизвестен. Романс для голоса с сопровождением виолончели и фортепиано. Сочинен Бородиным вероятно в те же годы, что и предыдущий романс ffi 2. Точная дата неизвестна. В основе издания — автограф ЛБ 200, написан чернилами, хранится в Эрмитаже за AS 17.
4. Слушайте, подруженьки, песенку мою. Автор текста неизвестен. Романс для голоса с сопровождением виолончели и фортепиано. Сочинен Бородиным вероятно в те же годы, что и романс № 2. Точная дата записи неизвестна. В основе издания — автограф 218, написан чернилами, хранится в Эрмитаже за Jft 35.
4. Слушайте, подруженьки, песенку мою. Автор текста неизвестен. Романс для голоса с сопровождением виолончели и фортепиано. Сочинен Бородиным вероятно в те же годы, что и романс № 2. Точная дата записи неизвестна. В основе издания — автограф Я 218, написан чернилами, хранится в Эрмитаже за 35.
5. Спящая княжна. «Спит, спит в лесу глухом». Сказка для голоса с фортепиано на слова А. Бородина. Посвящается Николаю Андреевичу Римскому-Корсакову. Сочинена в 1867 году. Впервые издана у П. И. Юргепсона в Москве в 1870 г. Переиздана той же фирмой в 1885 и в 1904 годах (новое издание) с французским переводом Гранмузена. Вошла в томовое издание романсов и песен Бородина в издании той же фирмы с французским переводом; существует в новом издании 1900 года с немецким и английским текстами. Издана также в Лейпциге фирмой Вильд с немецким, английским, французским и русским текстами. Была также издана фирмой Шуберт в Гамбурге. Сказка эта имеется в оркестровке Н. А. Римского-Корсакова, издана Юргенсоном в 1904 году в партитуре и голосах.
В основу настоящего изданий положено издание 1870 года и два автографа: № 50, написан чернилами, хранится в архиве Н. А. Римского-Корсакова (Публичная библиотека, за /в 92) и в библиотеке Московской государственной консерватории за.V- 103.
6. Морская царевна. «Приди ко мне Ночной порой». Романс на слова А. Бородина. Посвящается Александре Егоровне Маковской. Сочинен летом 1868 года в Маковницах, Тверской губернии, Кашинского уезда. Издан в 1873 году фирмой В. В. Бессель в Петербурге. Переиздан там жо в 1885 году с французским переводом К. Гранмузен и в Париже в издательстве А. Ледюк (в издательстве которого существует инструментовка этого романса, сделанная П. Каролус-Дюран). Имеется также в инструментовке Ю.Сахновского (исполнялась 17 мая 1911 года в Сокольническом концерте в Москве но рукописи).
В основу настоящего издания положено издание 1873 года и два автографа: Я 29, написан чернилами, хранится в Публичной библиотеке за А5 66 и автограф 83, написан чернилами, находится в частных руках.
7. Отравой полны мои песни. Романс на слова Г.Гейне (в переводе А.Бородина). Посвящается Цезарю Антоновичу Кюи. Сочинен в 1868 году. Издан у Юргенсона в 1870 году. Переиздан им же в 1885 году с французским текстом П. Коллина, вошел в томовое издание романсов и песен А. Бородина. Существует в издании с немецким и английским переводами; появился в 1904 году в новом, вновь гравированном издании с русским и французским текстами. Имеется также в издании фирмы Леонард и фирмы Шуберт в Гамбурге.
В основу настоящего издания положено издание 1870 года и автограф № 88, написан чернилами, хранится в Московской государственной консерватории.
8. Песня тёмного леса. «Тёмный лес шумел». Романс на слова А. Бородина. Назывался также композитором «Песнь о темном лесе» и «Старая песня». Посвящается Людмиле Ивановне Хлестаковой. Сочинен в 1868 году. Издан у Бесселя в 1873 году. Существует в переложении А. К. Глазунова для мужского хора с оркестром (1892—1893 гг.) и издан в таком переложении у Бесселя в партитуре, голосах и клавире с пением. Песня эта использована композитором в народной сцене первого действия оперы «Князь Игорь» — агитационная речь князя Галицкого (не вошла в печатное издание оперы).
В основу настоящего издания положено издание 1873 года и автографы: М- 31, написан чернилами, хранится в Публичной библиотеке за Л5 6г; автограф /6 84, написан чернилами, находится в частных руках, и автограф 16 108, написан чернилами, хранится в Публичной библиотеке за Мб, 2г.

9. Фальшивая нота. «Она всё в любви уверяла». Романс на слова А. Бородина. Посвящается Модесту Петровичу Мусоргскому. Сочинен в 1868 году. Издан у Юргенсона в 1870 году. Переиздан там же в 1885 году с французским переводом Мерси д’Аржанто. Вошел в томовое издание романсов и песен Бородина с тем же французским переводом. Существует в издании с немецким и английским текстами. Новое издание 1904 года с русским и французским текстами. Был также издан у Шуберта в Гамбурге.
В основу настоящего издания положено издание 1870 года и два автографа: автограф Л 87, написан чернилами, хранится в библиотеке Московской государственной консерватории, и автограф Л& 28, написан чернилами, хранится в Публичной библиотеке за АБ 6 а.
10. Морс. «Море бурно шумит». Баллада для тенора с сопровождением фортепиано на слова А. Бородина. Сочинена в феврале 1870 года в Петербурге. Посвящается Владимиру Васильевичу Стасову. Издана у Юргенсона в 1870 году. Переиздана там же в 1885 году с французским переводом П. Коллина; вошла в томовое издание романсов и несен А. Бородина фирмы Юргенсон с тем же французским переводом. Существует в издании 1903 года с немецким и английским текстами. Издана также в Лейпциге фирмой Вильд с немецким, английским, французским и русским текстами. Оркестрована автором летом 1884 года. Авторская оркестровка не издана. Существует в оркестровке Н. А. Римского-Корсакова, издана в 1906 году в партитуре и голосах.
В основу настоящего издания положено издание 1870 года и шесть автографов (в настоящем сборнике издано только последнее авторское изложение этого произведения; их имеется три изложения): автограф А5 30, написан чернилами, хранится в Публичной библиотеке за J6 6в; автограф № 46 — отрывок оркестровой партитуры, написан карандашом, хранится в архиве Н. А. Римского-Корсакова за А5 88; автограф X 47 —начало переложения оркестровой рартитуры, написан чернилами, хранится в архиве Н. А. Римского-Корсакова за № 89; автограф М’ 51 — очень черновые наброски (карандашом и чернилами) фрагментов романса, хранится в архиве Н. А. Римского-Корсакова за JG 93; автограф /6 86, написан чернилами, хранится в библиотеке Московской государственной консерватории; автограф J6 223 — копия с поправками Бородина, относящимися главным образом к французскому переводу текста.
11. Из слёз моих выросло много. Романс на слова Г.Гейне, в переводе А. Бородина. Посвящается Марии Семеновне Ступишиной. Написан в начале 70-х годов. Впервые издан у Бесселя в 1873 году. Переиздан там же в 1885 году с французским переводом П. Коллина и в Париже у А. Ледюк. В издательстве последнего существует в инструментовке П. Каролус-Дюрана.
В основу настоящего издания положено печатное издание 1873 года и автограф Де 85, написан чернилами, хранится в музее имени П. И. Чайковского в Клину.
12. Спесь. «Ходит Спесь надуваючись». Текст А.Толстого. Романс посвящается Анне Александровне Бнчуриной, Сочинен в 80-х годах [1884—1885 (?) гг.]. Издан, как посмертное сочинение, в 1890 году фирмой Беляева в Петербурге. Существует в издании 1910 года с русским и французским текстами (Р. Даркура).
В основу настоящего издания положены автографы, причем в настоящий сборник вошло только второе изложение этого романса: автограф J6 44, написан чернилами, хранится в собрании Беляева, ныне в Публичной библиотеке; автограф Ш 52 — черновой набросок романса, написан карандашом, хранится в архиве Н. А. Римского-Корсакова за Дк 94; автограф ЛБ 159 — копия с поправками Бородина, хранится в библиотеке Ленинградской государственной консерватории за >£• 15.
13. Для берегов отчизны дальной. Текст А.Пушкина. Романс посвящается Екатерине Сергеевне Бородиной. Написан в 1881 году под впечатлением смерти М. П. Мусоргского. Издан у Беляева, как посмертное сочинение, с французским и немецким переводами. Издан также той же фирмой в 1912 году в обработке и инструментовке А. К. Глазунова, переложение этой арранжировки для голоса с фортепиано сделано А. Зилоти.
В основу настоящего издания положен автограф As 110, написан чернилами, хранится в Публичной библиотеке за X 12.
14. У людей-то в дому. Для пения с сопровождением оркестра или фортепиано, на слова Н. Некрасова. Посвящается Дарье Михайловне Леоновой. Романс этот, в шутку называвшийся автором «Таракан», сочинен в начале 80-х годов, вероятно в 1882 году. Посмертное издание у Беляева в 1890 году в партитуре, голосах и клавире с пением в переложении Г. Дютша с французским переводом ТЛ. Серженуа.
В основу настоящего издания положены следующие автографы: автограф №36 — оркестровая партитура романса, написан чернилами, хранится в Публичной библиотеке за Л?10; автограф J6131
— черновые наброски фрагментов романса, хранится в библиотеке Ленинградской государственной консерватории за Дг 52; автограф № 233 — заключительные такты оркестровой партитуры ооманса, хранится в Публичной библиотеке вместе с автографом № 36.
15. Чудный сад. Романс для голоса с фортепиано. Написан в 1885 году на слова бельгийского поэта С. С. и посвящен Мерси д’Аржанто. Впервые издан только на французском языке (Septain) в 1885 году в Льеже (Бельгия) у Мореля. С русским текстом (перевод А. Бородина?) романс этот появился в издании Бесселя в 1887 году. В 1911 году романс появился в новом издании с русским, французским и немецким переводами в февральском приложении (VI) к «Музыкальному Обозрению» за 1887 год.
В основу настоящего издания положен автограф № 132 — черновые наброски с полным французским текстом и эскизы сопровождения. Хранится в библиотеке Ленинградской государственной консерватории за 52.
16. Арабская мелодия. «Не беги от меня». Слова А. Бородина.

Задание: конспект темы, прослушать любые 2 романса.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-12-05 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: