Основные права, свободы и обязанности граждан




Конституция КНР

Китайская Народная Республика — самое большое по чис­ленности государство в мире (свыше 1,3 млрд чел.) и одно из са­мых крупных по территории (площадь — 9,6 млн кв. км) являет­ся одним из немногих существующих в настоящее время социа­листических государств. КНР конституирована как республика советского типа, идущая «по пути строительства социализма с китайской спецификой» (Преамбула к Конституции КНР).

За почти полувековой период после своего провозглашения 1 октября 1949 г. КНР прошла сложный и противоречивый путь развития, основные этапы которого были закреплены конститу­циями Республики, принятыми в 1954, 1975, 1978 и 1982 гг. До принятия в 1954 г. первой Конституции КНР функции Основно­го закона выполняли Общая программа Народного политического консультативного совета Китая (НПКСК) и ряд других законода­тельных актов, в том числе Закон об организации Центрального народного правительства, принятый в сентябре 1949 г. пленарной сессией НПКСК. В этих документах КНР провозглашалась «го­сударством новой демократии», которое «ведет борьбу против империализма, феодализма, бюрократического капитала, за не­зависимость, демократию, мир, единство и создание процветаю­щего и сильного Китая»1.

В 1954 г. высший представительный орган государства — Все­китайское собрание народных представителей (ВСНП) — приня­ло первую Конституцию КНР, которая определила КНР как «госу­дарство народной демократии, руководимое рабочим классом и основанное на союзе рабочих и крестьян», определила основы механизма власти при руководящей роли Коммунистической партии Китая (КПК) и сформулировала цель своего дальнейшего развития — построение «процветающего и счастливого социали­стического общества»1. Конституция 1954 г. стала законодатель­ной основой начавшихся кардинальных преобразований во всех областях государственной и общественной жизни Китая, кото­рые базировались на социалистической доктрине и вместе с тем проводились с учетом китайской национальной специфики.

Серьезные деформации государственного и общественного строя Китая, слом основных конституционных институтов госу­дарственной власти, происшедшие в период «культурной револю­ции» (1966—1976 гг.), нашли свое отражение в Конституции 1975 г., которую можно рассматривать как законодательное за­крепление ее результатов. Эта Конституция просуществовала немногим более двух лет и была заменена в 1978 г. новой Консти­туцией, которая сформулировала в нормах Основного закона по­литическую линию руководства КНР и новые политические реа­лии, возникшие после смерти Мао Цзэдуна и отстранения от власти его ближайшего окружения. Конституция выдвинула в качестве важнейшей основной задачи китайского государства осуществление «четырех модернизаций», что означало превраще­ние КНР к 2000 г. в «мощное государство с современным сель­ским хозяйством, современной промышленностью, современ­ной обороной, современной наукой и техникой». Вместе с тем эта Конституция носила во многом компромиссный противоре­чивый характер, ее положения были по большей части нечетки­ми и не отражали требований времени. Внесенные же в после­дующий период конституционные поправки не смогли устра­нить эти недостатки, и в итоге в сентябре 1980 г. Всекитайское собрание народных представителей приняло решение о пере­смотре Конституции 1978 г., для чего была сформирована спе­циальная комиссия. Проект новой (так называемой «исправлен­ной») Конституции был вынесен на всенародное обсуждение (так же как и проект Конституции 1954 г.) и после этого — на рассмотрение 5-й сессии ВСНП пятого созыва. 4 декабря 1982 г. Конституция была принята и на следующий день опубликована.

Поправки в действующую Конституцию вносились в 1988 г. (в ст. 10 — разрешение аренды земли, в ст. 11 — легализация част­ного сектора экономики), в 1993 г. (в ст. 7, 8, 15—17,42, 98 — за­крепление курса на проведение социалистической модернизации и создание социалистической рыночной экономики), а так­же в марте 2004 г. (в Преамбулу, в ст. 10, 11, 13, 14,33,59,67,80, 81, 89, 98, 136). Последние поправки уточняют идеологические основы КНР—КПК, расширяют правовые гарантии частной собственности, расширяют права граждан и укрепляют их гаран­тии, вводят понятие «права человека», вносят некоторые измене­ния в полномочия Постоянного комитета Всекитайского собра­ния народных представителей, Председателя КНР, Государст­венного совета КНР, а также устанавливают единый срок полномочий всех местных собраний народных представителей — пять лет. Поправка в ст. 136 устанавливает, что национальным гимном КНР является «Марш добровольцев».

Конституция состоит из Преамбулы и четырех глав, которые объединяются в 138 статей. В Преамбуле показана ретроспекти­ва пройденного Китаем исторического пути, перечислены ос­новные этапы национально-освободительной и революционной борьбы китайского народа и дана развернутая характеристика современного этапа развития государства. В частности, в ней от­мечалось, что после образования Китайской Народной Респуб­лики китайское общество постепенно осуществило переход от новой демократии к социализму, окрепла «демократическая диктатура народа, то есть по существу диктатура пролетариата»1. Конституция закрепляет основы политической системы КНР, особо подчеркивая роль Коммунистической партии Китая в «ру­ководстве народами всех национальностей Китая». На конститу­ционном уровне закрепляется идеологическая вооруженность КПК идеями Мао Цзэдуна, теорией Дэн Сяопина и так называемой иде­ей «трех представительств» (эта идея означает, что партия представляет весь китайский народ, все производительные силы страны и высокую культуру Китая).

Другой важной особенностью, отраженной в Конституции, является наличие широкого патриотического Единого фронта, в который под руководством КПК входят некоммунистические демократические партии и многочисленные общественные («народные») организации. Руководящая роль КПК в государст­ве и обществе определяется в Конституции как основная пред­посылка реализации главной задачи государства на современ­ном этапе — «постепенно осуществить модернизацию промыш­ленности, сельского хозяйства, национальной обороны, науки и техники и продвигать гармоничное развитие материальной, по­литической и духовной культуры».

Конституция закрепляет хорошо известный из социалистиче­ского периода истории ряда стран принцип «продолжения классо­вой борьбы при диктатуре пролетариата», реализация которого привела в Китае, как известно, к массовым политическим ре­прессиям в годы «культурной революции». Более того, подчер­кивается, что классовая борьба, борьба против «внутренних и внешних вражеских сил и элементов, подрывающих социали­стический строй, в определенных рамках и в определенных фор­мах будет существовать еще в течение длительного времени». При этом само содержание понятий «внутренние и внешние вра­жеские силы и элементы» не конкретизируется, что дает возмож­ность их произвольной трактовки и использования для обоснова­ния тех или иных действий во внутренней и внешней политике.

Конституция уделяет большое внимание закреплению целей и принципов внешней политики китайского государства, а так­же механизма их реализации.

В Преамбуле Конституции КНР отмечается, что «достижения КНР в революции и строительстве неотделимы от поддержки народов мира», так же как и «будущее Китая тесно связано с бу­дущим всего мира».

В Конституции закрепляются пять основных принципов внешней политики КНР: взаимное уважение суверенитета и тер­риториальной целостности, взаимное ненападение, невмеша­тельство во внутренние дела друг друга, равенство и взаимная выгода, мирное сосуществование.

Характеризуя внешнюю политику китайского социалистиче­ского государства, Конституция провозглашает, что «Китай по­следовательно проводит независимую и самостоятельную внеш­нюю политику... развивает с другими странами дипломатические отношения, экономический и культурный обмен... прилагает усилия в деле сохранения мира во всем мире и содействия про­грессу человечества». Вместе с тем Конституция отражает специ­фику внешней политики КНР как государства социалистическо­го типа: Китай «...решительно выступает против империализма, гегемонизма и колониализма, укрепляет сплоченность с народа­ми различных стран мира, поддерживающих справедливую борь­бу угнетенных наций и развивающихся стран...».

Вопросам внешней политики посвящен также и ряд статей гл. II «Основные права и свободы граждан» Конституции. Так, ст. 52 закрепляет в качестве одной из основных обязанностей граждан КНР защищать единство государства. Защита отечества и отражение агрессии являются священным долгом каждого гра­жданина КНР (ст. 55).

Важнейшее направление внешнеполитической деятельности КНР — работа с зарубежными соотечественниками. Конститу­ция особо выделяет основы государственной политики КНР в отношении хуацяо (китайцев, проживающих за границей). Так, ст. 50 гласит, что КНР «охраняет надлежащие права и интересы китайцев, проживающих за границей, законные права и интере­сы китайцев-репатриантов и членов семей китайцев, проживаю­щих за границей».

Конституция КНР (ст. 31 и п. 13 ст. 62) предусматривает соз­дание в КНР так называемых «особых административных рай­онов» (ОАР), правовой статус которых определяется специаль­ными законами. Статус особых административных районов по­лучили бывшие колонии — Гонконг (Сянган) и Макао (Аомынь).

Особенности политики КНР в отношении Тайваня закрепля­ются в конституционных формулировках, определяющих Тай­вань как «часть священной территории Китайской Народной Республики». Воссоединение Тайваня с материковой частью Китая определяется как важнейшая общенациональная задача, как «священный долг» всего китайского народа. Руководство КНР последовательно проводит курс на мирное объединение страны в рамках концепции «одно государство — две системы», выступая как против создания «независимого Тайваня», так и «двух Китаев» либо «одного Китая и одного Тайваня».

Глава Т «Общие положения» определяет сущность КНР как «социалистического государства демократической диктатуры народа, руководимого рабочим классом и основанного на союзе рабочих и крестьян» (ст. 1).

Статья 2 декларирует принадлежность всей власти в стране на­родуи определяет формы ее осуществления — «через Всекитай­ское собрание народных представителей и местные народные собрания различных ступеней», а также особое место представи­тельных органов власти в механизме государства: «Все государ­ственные административные органы, судебные органы и органы прокуратуры формируются собраниями народных представите­лей, ответственны перед ними и им подконтрольны» (ст. 3). В качестве принципа деятельности государственных органов провозглашается демократический централизм (ст. 3). Таким образом, закрепляется социалистическая модель механизма осу­ществления государственной власти, основанная на марксист­ской концепции полновластия представительных органов типа советов и отрицающая принцип разделения властей.

Важным направлением внутренней политики КНР является национальная политика, основные принципы которой («равенст­во, сплоченность и взаимопомощь»), а также формы осуществ­ления закреплены в Конституции. Конституция провозглашает равенство всех национальностей в КНР, запрещает любую дис­криминацию по национальному признаку и закрепляет курс на ускорение темпов экономического и культурного развития рай­онов проживания национальных меньшинств (ст. 4). Конститу­ция восстановила важнейшие права автономных территориаль­ных образований, ранее провозглашенных в Конституции 1954 г., а также закрепила положение о том, что «председатели автономных районов, начальники автономных округов и авто­номных уездов должны быть гражданами тех национальностей, которые осуществляют районную автономию» (ст. 114).

Особенности социализма с «китайской спецификой» наибо­лее ярко проявляются в экономической системе КНР, основные черты которой определены в ст. 6—18 Конституции. Закрепляет­ся множественность форм собственности, но они неравноправны между собой. Основой социалистической экономической систе­мы, согласно ст. 6 Конституции, является социалистическая об­щественная собственность на средства производства, которая выступает в форме «общенародной собственности и коллектив­ной собственности трудящихся масс», при которой «ликвидиру­ется система эксплуатации человека человеком, осуществляется принцип «от каждого — по способностям, каждому — по труду». Сектор экономики, основанный на государственной собствен­ности, определяется как «руководящая сила в народном хозяйст­ве». Конституция закрепляет наличие в экономике КНР «необ­щественного сектора», который включает индивидуальные и частные хозяйства. Принятые в 2004 г. конституционные по­правки расширили конституционные гарантии права частной собственности. В соответствии со ст. 11 «государство защищает законные права и интересы частного сектора экономики... под­держивает и направляет развитие необщественного сектора эко­номики...». Также предусматривается выплата компенсации соб­ственнику земли в случае ее изъятия или реквизиции для обще­ственных нужд и на основании закона (ст. 10). Получила свое конституционное закрепление и политическая линия КПК, на­правленная на создание в Китае социалистической рыночной экономики: «Государство осуществляет социалистическое ры­ночное хозяйство... совершенствует макрорегулирование» (ст. 15 в редакции 1993 г.), экономика страны развивается на основе со­четания рынка и государственного макрорегулирования. Принцип государственного макрорегулирования в настоящее время заме­нил собой ранее существовавший конституционный принцип всеобъемлющего планирования, и в новой редакции Конститу­ции были устранены все положения, касающиеся плановой эко­номики. В качестве конституционного был закреплен принцип расширения хозяйственной самостоятельности предприятий при условии подчинения их единому руководству со стороны го­сударства.

Конституционное закрепление получила открытая внешне­экономическая политика китайского государства, направленная на широкое привлечение иностранного капитала в экономику страны. В этой связи ст. 18 Конституции говорит о «разреше­нии» иностранным предприятиям и другим иностранным хозяй­ственным организациям вкладывать свои капиталы в китайскую экономику и осуществлять с китайскими предприятиями и дру­гими хозяйственными организациями экономическое сотрудни­чество. В настоящее время в Китае широко практикуется созда­ние различного типа совместных предприятий с участием ино­странного капитала, а также предприятий, основанных целиком на иностранном капитале. При этом гарантируется охрана и за­щита со стороны китайского государства законных прав и инте­ресов как иностранных предприятий и других иностранных хо­зяйственных организаций, так и смешанных предприятий. Эта же глава Конституции содержит важные положения, касающие­ся защиты законных прав и интересов иностранцев, находящих­ся в КНР, и о предоставлении политического убежища лицам, эмигрировавшим по политическим мотивам (ст. 32).

Глава I также закрепляет основы государственной политики в области образования, науки, культуры, здравоохранения, физи­ческой культуры и спорта (ст. 19—24), планирования семьи (ст. 25) и защиты окружающей природной среды (ст. 26). Важное место отводится вопросам охраны общественного порядка, об­щественной безопасности, подавлению «предательской и иной контрреволюционной деятельности» (ст. 28), а также основам военной политики (ст. 29).

Глава II «Основные права и свободы граждан» посвящена ос­новам конституционного статуса граждан КНР. Она значитель­но расширена по сравнению с ранее действовавшими Конститу­циями (содержит 23 статьи), в ней сформулировано понятие гра­жданства КНР, перечисляются основные права и свободы граждан, их конституционные обязанности. Многие статьи на­ряду с закреплением прав и свобод формулируют и их гарантии. Поправки 2004 г. впервые в Китае на конституционном уровне закрепили понятие «права человека» (ст. 33), которые государст­во обязуется уважать и защищать.

Глава III «Государственная структура» является самой боль­шой по объему (ст. 54—135) и содержит семь разделов, в которых закрепляется система государственных органов, основы право­вого положения важнейших звеньев государственного механиз­ма (Всекитайского собрания народных представителей, Предсе­дателя КНР, Государственного совета, Центрального военного совета, местных собраний народных представителей и местных народных правительств, органов самоуправления в районах на­циональной автономии, органов суда и прокуратуры), а также порядок их формирования. Конституция внесла важные измене­ния в систему государственных органов: был восстановлен пост Председателя КНР, расширены полномочия Постоянного коми­тета ВСНП, прежде всего в законодательной сфере, создан Цен­тральный военный совет, установлены сроки пребывания в должности высших должностных лиц и т. д.

Глава IV «Государственный флаг, государственный герб, сто­лица» посвящена государственной символике КНР и ее столице.

Конституция КНР 1982 г. относится к числу «жестких» кон­ституций: изменения в нее вносятся по предложению Постоян­ного комитета ВСНП или 1/5 общего числа депутатов ВСНП и принимаются квалифицированным большинством в 2/3 голосов всех депутатов ВСНП (ст. 64).

 

§ 2. Политические партии и общественные («народные») организации

Политическая система КНР, основные черты которой закре­пляются в Конституции 1982 г., не только коренным образом от­личается от «западной» модели демократии, но и ортодоксаль­ного социализма, в том числе — советского образца. Важнейшей особенностью конституционного механизма власти в КНР является руководство государством и обществом со стороны Комму­нистической партии Китая (КПК), фактическое сосредоточение власти в центре и на местах в руках партийных структур (партий­ных комитетов и партийных функционеров), что позволяет оха­рактеризовать государство как партократическое. В то же время сами партийные органы непосредственно не осуществляют госу­дарственную власть, а принятые ими решения реализуются че­рез формально непартийные органы и организации, прежде все­го через государственные структуры. Члены КПК занимают ключевые посты в государственных органах и руководящих структурах других политических партий и общественных («на­родных») организаций, проводят свои решения через рядовых членов КПК. Важным инструментом проведения партийной по­литики в государственных органах и негосударственных органи­зациях являются так называемые «партийные группы руковод­ства», которые создаются в соответствии с Уставом КПК в аппарате центральных и местных государственных органов, хо­зяйственных и культурных учреждений, негосударственных и других непартийных организаций. Их основной задачей являет­ся «проведение в жизнь курса и политических установок партии, сплочение беспартийных кадров и масс, выполнение партийных и государственных заданий, руководство работой парторганов учреждений или организаций» (ст. 46 Устава)1. Широкое распро­странение в Китае имеет практика принятия совместных реше­ний партийными и государственными органами, а в ряде случаев также и руководящими структурами общественных («народ­ных») организаций, прежде всего — Народного политического консультативного совета Китая. Таким образом, действует сис­тема параллельного управления при определяющей роли КПК и партийного аппарата.

Ведущая роль КПК в политической системе страны находит свое закрепление в Конституции КНР (Преамбула), в Уставе КПК, в других партийных документах и директивах, в том числе в решениях последних съездов КПК, в частности состоявшегося в ноябре 2002 г. XVI съезда, где особо подчеркивается, что строительство социалистического государства с китайской спе­цификой есть прежде всего управление страной и развитие со­циалистической демократии под руководством Коммунистиче­ской партии Китая.

Важнейшим организационным принципом построения КПК является принцип демократического централизма, согласно кото­рому каждый член КПК безоговорочно подчиняется решениям партии и ее органов и обязан их выполнять; низовые парторга­низации подчиняются вышестоящим и должны выполнять их решения; меньшинство подчиняется большинству; все партий­ные органы и организации подчиняются ЦК КПК. При этом де-лается акцент на централизм, поскольку, как это разъясняется в китайской прессе, данный принцип является предпосылкой функционирования рыночной экономики, а без обязательных руководящих решений ЦК КПК развитие процесса реформ мо­жет выйти из-под контроля. Демократический централизм так­же рассматривается как важнейший фактор, сдерживающий тенденции национального сепаратизма регионов и обеспечения единства страны и социальной стабильности.

Важной особенностью политической системы КНР является многопартийность — существование наряду с КПК восьми других некоммунистических политических партий общей численно­стью около 400 тыс. человек. Этими партиями являются: Рево­люционный комитет Гоминьдана Китая (создан в 1948 г.) — 47 тыс. членов, большинство членов партии — лица, имеющие исторические связи с Гоминьданом; Демократическая лига Ки­тая (создана в 1941 г.) — 117 тыс. членов, состоит преимущест­венно из представителей творческой интеллигенции, деятелей образования, науки и культуры; Китайская ассоциация демокра­тического национального строительства (основана в 1945 г.) — около 60 тыс. человек, состоит в основном из интеллигенции, работающей в сфере экономики и финансов, а также научной интеллигенции; Китайская ассоциация содействия развитию де­мократии (создана в 1945 г.) — 56 тыс. членов, состоит из деяте­лей науки, культуры и просвещения, а также издательского дела; Крестьянско-рабочая демократическая партия Китая (создана в 1930 г., свое нынешнее наименование получила в 1947 г.), на­считывает 55 тыс. членов, в основном — работники медицины, здравоохранения, науки, образования и культуры; Чжунго чжи-гундан (Партия стремления к справедливости) (создана в 1925 г.) — большинство членов составляют репатрианты и родст­венники китайцев, проживающих за рубежом; Общество «3 сен­тября» (создано в 1944 г.) — свое нынешнее название приобрела в 1945 г. в честь победы над Японией, насчитывает 57 тыс. чле­нов, большинство — ученые и специалисты в области естественных и технических наук; Лига демократического самоуправле­ния Тайваня (создана в 1947 г.) — около 1400 членов, в основ­ном — выходцы с Тайваня, ныне живущие в КНР.

Другой существенной особенностью политического механиз­ма КНР является наличие Народного политического консульта­тивного совета Китая (НПКСК). Конституция определяет его как «широкий патриотический Единый фронт различных демократи­ческих партий и народных организаций, объединяющих всех со­циалистических тружеников, поддерживающих социализм, и пат­риотов, поддерживающих объединение Родины» (Преамбула).

В подобном виде, как считают в Китае, много партийная сис­тема будет существовать в КНР и в дальнейшем. В соответствии с поправками к Конституции 1993 г. «система многопартийного сотрудничества и политических консультаций, руководимая КПК, будет существовать и развиваться в течение длительного времени».

Кроме политических партий важным звеном политической системы КНР являются массовые общественные, или «народ­ные», организации, общее число которых в настоящее время око­ло 2 тыс. Наиболее многочисленными и значимыми являются: Коммунистический союз молодежи Китая, Всекитайская феде­рация профсоюзов, Всекитайская федерация женщин, Всеки­тайская федерация молодежи, Всекитайская ассоциация про­мышленников и торговцев, Китайская ассоциация деятелей нау­ки и техники, Всекитайская ассоциация соотечественников-тайваньцев, Всекитайская ассоциация реэмигрантов, различные организации дружбы с зарубежными странами. Так же как и не­коммунистические демократические партии, народные органи­зации, действуя под руководством КПК, служат важным инстру­ментом проведения политики компартии среди различных соци­альных слоев и групп китайского населения.

Проводимые в Китае реформы лишь в незначительной степе­ни коснулись политической системы, важнейших институтов власти, которые, в целом, существуют в неизменном виде. Реа­лизация стратегической задачи КПК и государства — поддержа­ние политической стабильности в стране — требует, по мнению официальных источников, сохранения основных институтов по­литической системы, и прежде всего ведущей роли КПК. И в обозримом будущем вероятна лишь определенная дозированная демократизация в политической сфере при консервации в ос­новном всего существующего политического механизма с лишь отдельными его модификациями.

 

§ 3. Основы конституционного статуса граждан

Правовой статус личности в КНР базируется на социалисти­ческой доктрине прав человека и вместе с тем отражает традици­онные китайские воззрения на роль человека в обществе, умаляя ценность отдельной человеческой личности и акцентируя вни­мание на преобладании коллективистских начал в обществен­ной жизни. Для правового статуса личности в КНР характерны некоторые особенности:

• определение правового статуса личности в зависимости от категории, к которой данное лицо относится (гражданин, лицо без гражданства, иностранец);

• отрицание концепции «естественных прав» — права и сво­боды предоставляются гражданам КНР только самим со­циалистическим государством и только государство опре­деляет перечень и объем этих прав и свобод;

• отсутствие многих важнейших основных прав и свобод личности, в том числе права на жизнь, свободу мысли, свободу передвижения, выбора места жительства и т. д.;

• права и свободы имеют ярко выраженную социалистиче­скую направленность, поскольку они служат целям и зада­чам строительства социализма в Китае. Многие права и свободы дифференцируются по социально-классовому признаку, в частности, различаются права граждан и права трудящихся (например, право на образование имеют все граждане, а право на отдых — только трудящиеся);

• ряд конституционных обязанностей сформулирован в ви­де общих принципов и носит моральный характер (напри­мер, обязанность защищать честь и интересы родины);

• конституированы некоторые обязанности, характерные для других отраслей права, например обязанность соблю­дать дисциплину труда;

• отсутствует конституционное закрепление материальных гарантий многих прав и свобод, прежде всего гражданских и политических, что ведет к нарушениям прав человека. Поэтому следует проводить четкие различия между юри­дическим и фактическим статусом китайских граждан;

• большое внимание уделяется конституционному закрепле­нию прав этнических китайцев, проживающих за рубежом (хуацяо) и членов их семей.

Наиболее важное значение для определения правового стату­са личности в КНР имеет наличие (или отсутствие) гражданства. Вопросы, связанные с гражданством КНР, регулируются Кон­ституцией и Законом о гражданстве КНР 1980 г. В частности, ст. 33 Конституции определяет, что «все лица, имеющие граж­данство Китайской Народной Республики, являются граждана­ми Китайской Народной Республики». Вместе с тем следует от­метить, что законодательство КНР не содержит четких критери­ев для определения круга лиц, которые имели гражданство КНР на момент принятия Закона о гражданстве. Одной из основных причин этого является намерение законодателей не отделять проживающих на Тайване китайцев от граждан КНР, что отра­жает официальную концепцию «единого Китая».

Закон о гражданстве основывается на преобладании принципа «права крови» при определении гражданства КНР, одновременно с этим отражая принцип равенства полов родителей при опреде­лении гражданства ребенка (для сравнения: по гоминьдановскому Закону 1929 г. гражданство ребенка определялось прежде все­го в соответствии с гражданством отца, независимо от места ро­ждения ребенка). В тех случаях, когда «право крови» не может быть применено, действует «право почвы». Другой важной осо­бенностью регулирования в КНР института гражданства являет­ся принцип непризнания двойного гражданства (ст. 3 Закона о гра­жданстве).

В соответствии с Законом гражданами КНР считаются: лица, оба или один из родителей которых являются китайскими граж­данами и которые родились на территории Китая (ст. 4); лица, оба или один из родителей которых являются китайскими граж­данами и которые родились на территории другой страны. Одна­ко если эти лица по рождению приобрели гражданство другой страны, то они не считаются гражданами КНР (ст. 5); граждана­ми КНР также являются лица, родившиеся в Китае и постоянно проживающие на китайской территории, родители которых яв­ляются апатридами (ст. 6). Закон (ст. 7) предусматривает возмож­ность приобретения гражданства КНР иностранцами и лицами без гражданства при соблюдении соответствующих процедур, если эти лица проявляют готовность соблюдать Конституцию и законы КНР и отвечают хотя бы одному из следующих требова­ний: являются близкими родственниками китайских граждан, постоянно проживают в Китае, а также имеют иные «надлежащие основания» (Закон их не конкретизирует). За лицами, кото­рые приобрели гражданство КНР, не сохраняется иностранное гражданство (ст. 8). Китайские граждане, постоянно проживаю­щие на территории другого государства, в случае добровольного приобретения ими иностранного гражданства утрачивают граж­данство КНР (ст. 9). Законодательство также предусматривает возможность восстановления в гражданстве КНР (ст. 10).

Все вопросы, связанные с гражданством КНР (приобретение, утрата и восстановление гражданства), отнесены Законом к ве­дению Министерства общественной безопасности (ст. 16).

Рассматривая правовое регулирование вопросов гражданства в КНР, необходимо отметить, что Закон не содержит положе­ний, касающихся порядка регулирования гражданства детей при изменении гражданства их родителей, а также гражданства детей в случае их усыновления. Закон лишь определяет, что по вопро­сам приобретения и утраты китайского гражданства, а также восстановления в нем за лиц, не достигших 18-летнего возраста, ходатайствуют их родители или другие их законные представите­ли (ст. 14).

Основные права, свободы и обязанности граждан

Конституционные поправки 2004 г. впервые в Китае закре­пили понятие «права человека»: «Государство уважает и защи­щает права человека» (ст. 33). Как известно, в течение всего предыдущего периода после образования КНР понятие «права человека» в КНР считалось запретной темой в идейно-теорети­ческой области.

Закрепляя равенство граждан перед законом (ст. 33), равные права женщин и мужчин во всех областях (ст. 48), Конституция содержит достаточно широкий перечень их прав и свобод, а так­же обязанностей граждан КНР. К числу политических прав отно­сятся избирательные права (ст. 34), свобода слова, печати, соб­раний, союзов, уличных шествий и демонстраций (ст. 35); право обращаться с критикой или предложениями в адрес любых госу­дарственных органов или государственных служащих; право об­ращаться в соответствующие государственные органы с жалоба­ми, обвинениями или заявлениями по поводу нарушения закона или служебного долга любым государственным органом или го­сударственным служащим (ст. 41). Вместе с тем Конституция предусматривает возможность лишения граждан политических прав в соответствии с законом (ст. 34).762

Глава 21. Основы конституционного права КНР

Наибольшее внимание Конституция уделяет закреплению социально-экономических прав и свобод, которые рассматривают­ся в КНР как приоритетные. К их числу относятся право на труд (ст. 42), на отдых (ст. 43), право на пенсионное обеспечение (ст. 44), право на получение материальной помощи от государст­ва и общества в старости, в случае болезни или потери трудоспо­собности (ст. 45), право собственности и ее наследования (ст. 13), право на образование (ст. 46). В этой связи государство «...создает соответствующую уровню экономического развития страны систему социального страхования» (ст. 14). Кроме того, Конституция закрепляет ряд прав в социально-культурной об­ласти, в частности свободу научно-исследовательской деятель­ности, литературно-художественного творчества и деятельности в других областях культуры (ст. 47),

Личные (гражданские) права и свободы в действующей Кон­ституции представлены гораздо шире, чем во всех предшествую­щих. Так, граждане КНР имеют свободу вероисповедания, сво­боду и неприкосновенность личности (ст. 37), неприкосновен­ность чести и достоинства (ст. 38), неприкосновенность жилища (ст. 39), свободу и тайну переписки (ст. 40), право на возмеще­ние ущерба, причиненного государственными органами или го­сударственными служащими в результате нарушения граждан­ских прав (ст. 41). Особое внимание заслуживают конституцион­ные положения, касающиеся брака и семьи: устанавливается принцип свободы брака, а также государственная защита семьи и брака, материнства и младенчества. Запрещается жестокое об­ращение со стариками, женщинами и детьми (ст. 49).

Конституция не закрепляет принцип презумпции невиновности, но в ней есть право обвиняемого на защиту (ст. 125). Аналогич­ное положение содержится также в Уголовно-процессуальном кодексе КНР (ст. 8), однако участие защиты предусматривается только начиная со стадии судебного разбирательства. Необходи­мо отметить, что это право в значительной мере остается только на бумаге, прежде всего ввиду острой нехватки в Китае квалифи­цированных адвокатов, а также в связи с низким уровнем право­сознания и правовой культуры в стране.

Конституционные обязанности граждан КНР, так же как и права, соответствуют социалистической доктрине прав человека и в этой связи имеют ряд характерных особенностей. Прежде всего обращает на себя внимание чрезвычайно широкий, по сравнению с другими странами, круг основных обязанностей, причем многие из них имеют ярко выраженную идеологическую направленность. Некоторые обязанности носят не только право­вой характер, но и представляют собой сочетание правовых и моральных обязанностей. Более того, целый ряд обязанностей носит чисто моральный характер, например обязанность трудя­щихся относиться к своему труду как хозяев страны (ст. 42).

К числу основных обязанностей граждан КНР относятся обя­занности: соблюдать Конституцию и законы страны; хранить го­сударственную тайну; беречь общественную собственность; со­блюдать трудовую дисциплину и общественный порядок, ува­жать нормы общественной морали; охранять безопасность, честь и интересы родины, защищать отечество и отражать агрессию, при этом воинская служба и участие в народном ополчении явля­ются почетной обязанностью граждан; защищать единство госу­дарства и сплоченность всех национальностей страны; в соответ­ствии с законом платить налоги. Праву на образование соответ­ствует конституционная обязанность учиться, а праву на труд — почетная обязанность всех трудоспособных граждан трудиться. К числу конституционных также относится обязанность родите­лей содержать и воспитывать несовершеннолетних детей, а со­вершеннолетних детей — содержать и поддерживать родителей.

Одной из специфических особенностей китайских граждан яв­ляется обязанность супругов «осуществлять политику планирова­ния рождаемости» (ст. 49), что связано со сложной демографиче­ской ситуацией в стране. Так, в городской семье разрешается иметь не более одного ребенка, а в сельской местнос



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-04-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: