Всекитайское собрание народных представителей




Высшим органом государственной власти в КНР, согласно ст. 57 Конституции, является однопалатное Всекитайское собра­ние народных представителей (ВСНП). Правовой статус ВСНП закрепляется Конституцией и Законом об организации ВСНП. Срок полномочий ВСНП — пять лет. Выборы депутатов ВСНП проводятся под руководством Постоянного комитета ВСНП. Об­щее число депутатов ВСНП не должно превышать 3 тыс. человек.

Полномочия ВСНП во многом аналогичны полномочиям верховных представительных учреждений в других странах. Они закреплены в гл. III Конституции.

Важнейшей сферой деятельности ВСНП как высшего пред­ставительного органа государственной власти КНР является за­конотворчество. Посредством законодательной деятельности ВСНП регулируются все основные общественные отношения в стране, а также внешнеполитическая деятельность государства. Так, к ведению ВСНП относится внесение изменений в Консти­туцию КНР и осуществление конституционного контроля, при­нятие так называемых «основных законов» (уголовных, граждан­ских, законов о государственной структуре и т. д.) и внесение в них изменений. Следует отметить, что законотворчество хотя и является важнейшим направлением деятельности ВСНП, но в то же время это лишь сравнительно небольшой ее аспект, посколь­ку большую часть законов КНР принимает другой законодатель­ный орган страны — Постоянный комитет ВСНП. В компетен­цию ВСНП также входит рассмотрение и утверждение планов экономического и социального развития страны и отчетов об их исполнении, а также государственного бюджета.

ВСНП как высший орган государственной власти КНР фор­мирует важнейшие государственные органы страны, назначает и освобождает от должности высших должностных лиц государст­ва. Так, ВСНП избирает и смещает весь состав Постоянного ко­митета ВСНП, утверждает и освобождает от должности Премье­ра Государственного совета КНР (правительства) и его персо­нальный состав, избирает председателя Центрального военного совета и утверждает кандидатуры его членов, а также освобожда­ет их от должности; избирает и освобождает от должности пред­седателя Верховного народного суда и генерального прокурора Верховной народной прокуратуры.

При решении вопросов административно-территориального деления страны и определении статуса наиболее крупных адми­нистративно-территориальных единиц ВСНП утверждает обра­зование провинций, автономных районов и городов центрально­го подчинения и, что особенно важно в настоящее время в связи с восстановлением суверенитета КНР над Сянганом (Гонконг) и Аомынем (Макао), образование особых автономных районов и определение их правового режима. К ведению ВСНП как выс­шего представительного органа государственной власти КНР от­носится решение таких важных внешнеполитических вопросов, как вопросы войны и мира.

В соответствии с п. 15 ст. 62 Конституции перечень полномо­чий ВСНП открытый, т. е. ВСНП правомочно решать и другие вопросы, относящиеся к компетенции высшего представитель­ного органа государственной власти.

Полномочия ВСНП осуществляются в различных организа­ционно-правовых формах — в ходе сессий, заседаний Постоян­ного комитета ВСНП, комитетов и комиссий самого ВСНП и Постоянного комитета ВСНП, работы депутатов.

ВСНП работает в сессионном порядке. Сессии проходят один раз в год (обычно весной) и длятся две-три недели. Ежегодный созыв ВСНП на сессии проводится по решению Постоянного комитета ВСНП, который назначает дату созыва, определяет по­вестку дня и основные вопросы, руководит проведением сессии. Накануне каждой сессии Постоянный комитет ВСНП проводит подготовительное заседание под председательством одного из руководителей Постоянного комитета, на котором принимается повестка дня, избирается ее руководящий орган — президиум — и решаются основные организационные вопросы, в том числе определяется регламент сессии. Работа сессии включает в себя заседания президиума сессии, пленарные заседания и рабочие совещания депутатских групп (так называемых делегаций). На пленарные заседания, которые чередуются с проведением сове­щаний делегаций, выносятся наиболее важные вопросы, подле­жащие обсуждению на сессии. Как правило, это принятие наибо­лее важных законов, в частности, вносящих изменения и допол­нения в Конституцию, отчеты о деятельности Государственного совета (правительства) КНР, министерств и других высших госу­дарственных органов, принятие и утверждение государственного плана и бюджета и отчетов об их исполнении.

Руководящим органом сессии ВСНП является ее президиум, который на своих заседаниях в ходе сессии вырабатывает проек­ты основных решений сессии, определяет круг лиц, приглашае­мых для участия в работе сессии с правом совещательного голоса, и решает другие важные вопросы, связанные с проведением сес­сии. В число таких приглашенных кроме обязательно присутст­вующих на сессии членов Государственного совета, Центрально­го военного совета, председателя Верховного народного суда и генерального прокурора Верховной народной прокуратуры входят также делегаты проходящей, как правило одновременно с сессией ВСНП, сессии Всекитайского комитета Народного политическо­го консультативного совета Китая (НПКСК), ответственные работники партийных и государственных органов (ганъбу), пред­ставители НОАК и др. Официальные приглашения заранее также направляются иностранным дипломатическим представителям и иностранным журналистам, аккредитованным в КНР.

Президиум сессии (порядка 160 человек) формирует постоян­ное бюро президиума — руководящий коллегиальный орган в бо­лее узком составе (около 20 человек), а также принимает список исполнительных председателей сессии. Непосредственно орга­низационная работа по проведению сессий ВСНП возлагается на секретариат сессии во главе с начальником секретариата.

Важной составной частью ВСНП являются постоянные (спе­циальные отраслевые) комиссии (комитеты), которые работают как в период сессии, так и в межсессионные периоды. Данные комиссии рассматриваются в КНР как одна из важнейших форм вовлечения депутатов ВСНП в практическую работу в соответст­вии с их профессиональной деятельностью и уровнем подготов­ки. В соответствии с Законом состав комиссий формируется только из депутатов ВСНП, однако возможно также включение в состав этих комиссий специалистов в качестве советников с правом совещательного голоса. Комиссии рассматривают зако­нопроекты, переданные им президиумом ВСНП либо Постоян­ным комитетом ВСНП, и вносят их в законодательные органы; рассматривают переданные им Постоянным комитетом ВСНП акты высших органов государственного управления, в том числе постановления и распоряжения Государственного совета, поста­новления и решения местных органов власти и управления с точки зрения соответствия их Конституции и законам; проводят необходимые расследования и изучение вопросов, переданных им Всекитайским собранием народных представителей или его Постоянным комитетом, и вносят соответствующие предложе­ния в законодательные органы, рассматривают обращенные к ним запросы. Комиссия по законодательству также рассматри­вает направляемые в ВСНП или его Постоянный комитет про­екты законов с учетом высказанных другими комиссиями заме­чаний и предложений.

Важную роль в деятельности ВСНП играют депутатские группы, или делегации. Вначале эти делегации образовывались по принципу представительства от избравших их администра­тивно-территориальных единиц (провинций, автономных рай­онов, городов центрального подчинения и вооруженных сил), однако в дальнейшем в связи с определенной специализацией деятельности депутатов делегации стали формироваться и по профессиональному принципу, и включение депутатов в ту или иную делегацию в настоящее время определяется его компетент­ностью в определенных областях. Делегации предварительно об­суждают проекты решений ВСНП до их внесения на рассмотре­ние сессии ВСНП и доводят мнение делегаций до сведения сес­сии, обсуждают законопроекты, обладая при этом правом законодательной инициативы. Правом законодательной ини­циативы обладают также президиум ВСНП, Постоянный коми­тет ВСНП, комиссии ВСНП, Государственный совет, Централь­ный военный совет, Верховный народный суд и Верховная на­родная прокуратура, а также группа не менее 30 депутатов. Решение о включений (или невключении) конкретного законо­проекта в повестку дня сессии принимается президиумом ВСНП после предварительного рассмотрения представленных законо­проектов в соответствующих специальных комиссиях, и прежде всего в комиссии по законодательству. Заключения других ко­миссий по соответствующим законопроектам передаются в эту комиссию и должны быть отражены в ее докладе, который пред­ставляется сессии ВСНП или Постоянному комитету ВСНП.

Законы, а также другие решения принимаются Всекитайским собранием народных представителей простым большинством голосов. Что касается конституционных поправок, то предложе­ние о внесении изменений в Конституцию может вноситься По­стоянным комитетом ВСНП или 1/5 депутатов ВСНП и прини­маются квалифицированным большинством в 2/3 голосов всех депутатов ВСНП.

Правовой статус депутатов ВСНП регламентируется Консти­туцией (ст. 72 — 77), а также отдельной главой Закона об органи­зации ВСНП. Специального закона о статусе депутатов в КНР не существует.

Следует подчеркнуть, что ВСНП не является постоянно действующим государственным органом. Депутаты ВСНП, как и депутаты всех других собраний народных представителей — представительных органов власти КНР, работают на «непосто­янной» основе, т. е. выполняют депутатские обязанности, не прекращая своей основной производственной деятельности, что, по официальному мнению, позволяет депутатам не отры­ваться от народа, лучше знать реальную действительность, по­требности населения и в ходе депутатской деятельности вопло­щать их в жизнь. В рамках полномочий ВСНП депутаты (группа не менее 30 человек) имеют право вносить предложения о принятии определенных законов и решений, т. е. обладают правом законодательной инициативы. В период проведения сессий ВСНП они могут обращаться с запросами в Государст­венный совет, министерства и госкомитеты, которые обязаны безотлагательно дать ответ. Важнейшая конституционная обя­занность депутатов — поддержание тесной связи с населением и избравшим его органом (соответствующим СНП), неукосни­тельное соблюдение Конституции и законов. Депутаты ВСНП подконтрольны нижестоящим СНП, их избравшим.

Законодательство устанавливает определенные гарантии де­путатской деятельности. В частности, депутат освобождается от юридической ответственности за свои выступления или голосо­вание на сессии ВСНП; депутат не может быть арестован или привлечен к уголовной ответственности без согласия президиу­ма сессии ВСНП, а в период между сессиями — без согласия По­стоянного комитета ВСНП.

Постоянный комитет ВСНП

Постоянный комитет ВСНП (ПК ВСНП) является, согласно Конституции, постоянно действующим органом ВСНП, одновре­менно с этим осуществляющим наряду с ВСНП законодатель­ную власть в стране. Фактически же в период между сессиями ВСНП он осуществляет все основные функции ВСНП. Кроме этого, ПК ВСНП как высший коллегиальный орган государст­венной власти имеет собственные обширные полномочия, что позволяет именно его рассматривать государственной структу­рой, во многом аналогичной парламентам в других странах. Кроме того, ПК ВСНП осуществляет ряд традиционных полно­мочий главы государства (совместно с Председателем КНР).

ПК ВСНП избирается Всекитайским собранием народных представителей из числа его депутатов. Численный состав ПК ВСНП — около 150 человек, включая председателя, его за­местителей (19 человек), начальника секретариата и членов Ко­митета. При этом лица, входящие в состав ПК ВСНП, не могут занимать должности в органах государственной администрации, органах суда и прокуратуры. Срок полномочий ПК ВСНП соот­ветствует сроку полномочий ВСНП (5 лет) и прекращается с мо­мента избрания вновь сформированным ВСНП нового Посто­янного комитета. Руководящие должностные лица ПК ВСНП (председатель и его заместители) не могут занимать должности более двух сроков подряд. Это ограничение не распространяется на членов ПК ВСНП.

Полномочия ПК ВСНП можно разделить на постоянные (собственные полномочия) и полномочия, осуществляемые в период между сессиями ВСНП. К числу собственных полно­мочий относятся: толкование Конституции, законов и консти­туционный контроль; законодательная деятельность, т. е. при­нятие законов по частным вопросам (частные законы) и вне­сение в них изменений, за исключением основных законов, принятие которых отнесено к ведению самого ВСНП; кон­троль за работой Государственного совета, Центрального воен­ного совета, Верховного народного суда и Верховной народ­ной прокуратуры; отмена административно-правовых актов, постановлений и распоряжений Государственного совета, ак­тов органов власти провинциального звена, противоречащих Конституции и законам; принятие решений о ратификации или денонсации международных договоров, о всеобщей или частичной мобилизации, о введении чрезвычайного положе­ния. В соответствии с п. 14 Конституции ПК ВСНП принима­ет решения о ратификации и денонсации международных до­говоров и наиболее важных соглашений, заключенных с ино­странными государствами.

Важное место в деятельности ПК ВСНП занимают полномо­чия, осуществляемые этим органом в период между сессиями ВСНП. Однако в связи с тем, что сессии ВСНП проходят крайне редко и являются непродолжительными по времени, фактиче­ски эту группу полномочий осуществляет в основном сам ПК ВСНП. К числу данных полномочий относятся: внесение частичных дополнений и изменений в законы, принятые Всеки­тайским собранием народных представителей, при этом эти до­полнения и изменения не могут противоречить основным прин­ципам данных законов; рассмотрение и утверждение частичных поправок к планам экономического и социального развития, а также государственному бюджету; принятие решений о назначе­нии и отстранении от должности министров, председателей ко­митетов, главного ревизора и начальника секретариата (по пред­ставлению Премьера Государственного совета), а также членов Центрального военного совета (по представлению председателя Центрального военного совета); принятие решения об объявле­нии войны, если КНР подвергнется вооруженному нападению или в случае необходимости выполнения договорных обяза­тельств по совместной обороне от агрессии.

ПК ВСНП также осуществляет ряд функций главы государ­ства, например, принимает решение о ратификации и денонса­ции международных договоров, о назначении и отзыве диплома­тических представителей КНР в иностранных государствах, уч­реждает ордена и награждает ими, присваивает почетные звания, принимает решение о помиловании. Однако соответст­вующие акты на основе данных решений ПК ВСНП издает Председатель КНР, т. е. фактически имеет место осуществление полномочий главы государства совместно Постоянным комите­том ВСНП и Председателем КНР.

Перечень полномочий ПК ВСНП, так же как и самого ВСНП, является открытым, поскольку в соответствии с Консти­туцией (п. 21 ст. 67) ПК ВСНП может выполнять и другие функ­ции, возлагаемые на него Всекитайским собранием народных представителей.

Порядок деятельности ПК ВСНП определяется его регла­ментом. Заседания ПК ВСНП, созываемые его председателем, проводятся обычно раз в два месяца. ПК ВСНП для оперативно­го решения вопросов, относящихся к сфере компетенции ПК ВСНП, образует более узкую структуру — Совет председате­ля ПК ВСНП в составе председателя ПК, его заместителей и от­ветственного секретаря. В полномочия Совета председателя ПК ВСНП входит, в частности, принятие решений о сроках про­ведения заседаний ПК ВСНП, подготовка проекта повестки дня его заседаний, направление поступивших в ПК ВСНП законо­проектов на рассмотрение специальных комиссий, руководство деятельностью специальных комиссий и оказание помощи в их работе. Эти комиссии, создаваемые Постоянным комитетом ВСНП, играют важную роль в обеспечении эффективной дея­тельности ПК ВСНП, при этом, в отличие от постоянных ко­миссий ВСНП, они не выполняют функций органа государст­венной власти, а лишь исполняющего решения ПК ВСНП и обеспечивают его работу. Текущей оперативной работой в пери­од между заседаниями ПК ВСНП занимается его канцелярия.

Одним из важнейших направлений деятельности ВСНП и его Постоянного комитета является развитие отношений и сотруд­ничество с парламентами других государств и международными организациями. В среднем, ежегодно около 10 парламентских делегаций КНР посещают десятки зарубежных стран.

 

Председатель КНР

Конституция КНР 1982 г. вновь учредила пост Председателя КНР, существовавший ранее в соответствии с Конституцией 1954 г. и упраздненный в период «культурной революции». Вос­создание поста Председателя КНР было связано, с одной сторо­ны, необходимостью укрепления всей государственной системы в стране, совершенствованием государственной структуры, а с другой — необходимостью обеспечения надлежащим образом представительства Китая в международных отношениях. Кроме того, это отвечает национальным обычаям и традициям в сфере государственного управления.

По своему политико-правовому статусу Председатель КНР яв­ляется одной из ключевых фигур в государстве. Вместе с тем уп­разднение ряда прежних важных полномочий Председателя КНР и ограничение сроков пребывания его в должности свидетельству­ют о стремлении китайских законодателей не допустить чрезмер­ной концентрации власти в руках одного лица и тем самым соз­дать реальные препятствия установлению режима личной власти.

Конституция возлагает на Председателя КНР выполнение части полномочий коллегиального главы государства, которые осуществляются им в полном объеме совместно с Постоянным комитетом ВСНП. Полномочия Председателя КНР можно раз­делить на две части:

• в порядке осуществления единоличной президентуры (принятие иностранных дипломатических представителей, осуществление представительских функций);

• на основе решений ВСНП и ПК ВСНП (опубликование законов, назначение и смещение высших должностных лиц государства: Премьера, заместителей Премьера и чле­нов Государственного совета, министров и т. д.; награжде­ние государственными наградами, присвоение почетных званий; направление и отзыв дипломатических представи­телей КНР; ратификация и денонсация международных договоров КНР; опубликование ряда указов ПК ВСНП: о помиловании, о введении военного положения, о моби­лизации, а также объявление о состоянии войны).

Основные акты, принимаемые Председателем КНР, факти­чески оформляют решения ВСНП и его Постоянного комитета. Процедура разрешения конфликтной ситуации, когда Председа­тель КНР отказывается подписать тот или иной акт, законода­тельством не предусмотрена.

В соответствии с Конституцией также учреждается пост за­местителя Председателя КНР, который помогает ему в работе и по поручению Председателя КНР может выполнять часть его функций. Заместитель Председателя при освобождении должно­сти Председателя КНР занимает его место. В случае освобожде­ния обеих должностей место Председателя до проведения до­полнительных выборов временно занимает Председатель ПК ВСНП.

Председатель КНР (и его заместитель) избираются Всекитай­ским собранием народных представителей. На этот пост может быть избран гражданин КНР, достигший 45 лет и обладающий активным и пассивным избирательным правом. Срок полномо­чий Председателя КНР и его заместителя соответствует сроку полномочий ВСНП, т. е. пять лет, причем одно и то же лицо мо­жет занимать указанную должность не более двух сроков подряд.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-04-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: