Познание, его уровни и формы
Рассмотрим этапы (уровни) и формы познания.
Существует два уровня познания: чувственное и рациональное.
Чувственное познание – познание, которое осуществляется с помощью органов чувств (слух, зрение, вкус, осязание, обоняние). В результате чувственного восприятия воспроизводятся внешние стороны предмета (форма, величина, цвет и др.).
Формы чувственного познания:
1. Ощущение – результат контакта предмета с органами чувств, при котором воспроизводятся отдельные признаки предмета (цвет, вкус, запах, форма, звучание).
Ощущение - познание мира путём непосредственного воздействия его предметов на органы чувств человека.
Например, яблоко сладкое, музыка нежная, картина красивая.
2. Восприятие – целостный образ предмета, который находится в контакте с органами чувств.
Например, яблоко сладкое, красное, твёрдое, имеющее приятный запах.
3. Представление – образ предмета или явления, возникающий без непосредственного воздействия самих предметов познания на органы чувств.
Представление связано с мысленным воссозданием образов предметов и явлений, которые в данный момент не воздействуют на органы чувств человека, т.е. это восприятие предмета, сохранённое в памяти.
Например, человек может легко представить яблоко, даже «вспомнить» его вкус. Причём данное яблоко он когда-то видел, пробовал на вкус, чувствовал его запах.
Роль чувственного познания
· При помощи органов чувств человек непосредственно связывается с внешним миром.
· Без органов чувств человек не способен к познанию вообще.
· Потеря части органов чувств делает процесс познания более сложным. Хотя данный процесс продолжается. Компенсация органов чувств - это возможность одних органов чувств увеличивать свои возможности в познании мира. Так, слепой человек имеет более развитый слух и т.д.
· При помощи чувств можно получить поверхностную информацию о предмете познания. Чувства не дают всесторонней картины изучаемого предмета.
Задачу обобщения и анализа информации, полученной с помощью органов чувств, выполняет рациональное познание.
Рациональное познание - (от лат. ratio - разум) это процесс получения знания при помощи разума, без воздействия органов чувств.
Формы рационального познания:
1. Понятие - это мысль, утверждающая общие и существенные свойства предмета, явления.
Понятие выражается в виде отдельных слов или словосочетаний.
Например, дерево - общий признак, берёза — конкретный.
2.На основе понятий строятся суждения. В суждении человек утверждает или отрицает наличие у познаваемого предмета определённых свойств.
Суждение - это мысль, утверждающая или отрицающая что-либо о предмете, явлении.
Пример. Берёза - красивое дерево. Его белоснежный ствол в чёрную крапинку, нежная листва ассоциируются с родным домом.
3. Умозаключение – вывод нового знания на основе имеющихся суждений.
Так, в нашем примере умозаключением может стать новое суждение:
Мне очень нравится это прекрасное дерево - берёза.
Пример:
Понятие: Образование – процесс овладения знаниями.
Суждение: Все граждане России имеют право на образование.
Умозаключение: Все граждане имеют право на образование. Я – гражданин России. Я имею право на образование.
Для рационального познания свойственно абстрактное мышление, т.е. теоретическое, не связанное с чувствами. Абстрактное мышление связано с языком, речью. Человек мыслит, рассуждает, изучает при помощи слов.
Вербальный язык – это речь человека, слова, языковые средства, при помощи которых человек мыслит.
Невербальный язык - это язык жестов, мимики, взгляда. Однако в основе даже такого языка лежит речь, ведь человек жестами передаёт мысли.
Какое же из двух уровней познания является основным в познавательной деятельности человека? Различные взгляды на данную проблему привели к появлению нескольких философских взглядов и теорий на сущность познания.
Сенсуализм - это такое направление в философии, согласно которому основным способом познания является чувственное восприятие мира. По их теории, человек, пока не увидит, не услышит, не попробует - не поверит в истину (Эпикур, Дж. Локк, Т.Гоббс).
Эмпиризм рассматривает чувственный опыт в качестве основного источника знания: Рациональное познание, по мнению эмпириков, является лишь инструментом для обработки знания, накопленного чувственным опытом. (Ф. Бэкон).
Рационализм - это такое направление в философии, согласно которому источником знаний является разум, так как чувства не всегда дают верную информацию о предмете или лишь поверхностную (Сократ, Аристотель, Платон, Кант, Гегель)
Существует ещё интуитивный способ познания мира. Интуиция - это проницательность, чутьё, способность предугадать события и явления без объяснения и понимания источника знаний.
Современная точка зрения заключается в том, что и чувственное и рациональное познание играют важную роль в жизни человека. Мы познаём мир и чувствами, и разумом.
Истина и ее критерии
С помощью органов чувств, мышления человек получает знания о мире. Но эти знания могут оказаться как истинными, так и ложными.
Определений истины несколько. Вот некоторые из них.
· Истина - это знание, которое соответствует предмету познания (ВЫУЧИТЬ )
· Истина - это правдивое, объективное отражение в сознании человека действительности.
Виды истины
1. Абсолютная истина - это полное, исчерпывающее знание человека о предмете или явлении. Данное знание не будет опровергнуто или дополнено с развитием науки.
Примеры: человек смертен, дважды два - четыре. Земля имеет форму эллипса. Сумма внутренних углов треугольника всегда равна 180 градусам (для евклидовой геометрии).
2. Относительная истина – неполное, неточное знание о предмете или явлении, верное лишь в определённых условиях.
Относительная истина - это знание, которое будет пополняться с развитием науки, так как оно ещё неполное, не до конца раскрывает суть явлений, предметов и т.д. Происходит это в и силу того, что на данном этапе развития человечества наука пока не может дойти до конечной сути изучаемого предмета.
Пример: сначала люди открыли, что вещества состоят из молекул, потом – из атомов, затем - из электронов и т.д. Как видим, на каждом этапе развития науки представление об атоме было истиной, но неполной, т.е. относительной.
Другой пример: представление о плоской Земле в средневековье.
Разница между абсолютной и относительной истиной состоит в том, насколько полно изучено то или иное явление или предмет.
Запомните: абсолютная истина всегда была сначала относительной. Относительная истина может стать абсолютной с развитием науки.
Двух истин не бывает. Может быть несколько точек зрения на изучаемый предмет, но истина всегда одна.
3. Объективная истина – знание, которое не зависит ни от человека, ни от общества. Это весь мир, существующий вокруг.
Например, многое в мире, во Вселенной существует в реальности, хотя человечество ещё не познало это, возможно, не познает никогда, но всё это существует, это объективная истина.
4. Субъективная истина - это знания, полученные человечеством в результате его познавательной деятельности, это всё то в реальной действительности, что прошло через сознание человеком, понято им.
Пример: «Белочка» - самая лучшая марка шоколада (это я так считаю, а кто-то его не любит).
Запомните: объективная истина не всегда субъективная, а субъективная истина - всегда объективна.
Свойства истины
1) объективность;
2) абсолютность;
3) относительность;
4) конкретность.
Истина всегда конкретна – соотнесение знания с реальностью всегда осуществляется при определённых условиях.
Истина верна относительно места, времени, субъекта и объекта, т.е. действует только в заданной системе координат.
Пример: допустим, суждение о том, сколько времени в настоящий момент, верно только для определённого часового пояса, а в других часовых поясах в данный момент будет другое значение времени: больше или меньше. Так, сейчас в Оренбурге …часов, а в Москве на 2 часа меньше.