Критерии - это слово иностранного происхождения, в переводе с греческого kriterion - мерило для оценки. Таким образом, критерии истины - это основания, которые позволят убедиться в истинности, точности знаний, в соответствии их предмету познания.
Критерии истины
· Чувственный опыт - самый простой и надёжный критерий истины. Как определить, что яблоко вкусное - попробовать его; как понять, что музыка прекрасная - послушать её; как убедиться, что цвет листьев зелёный - посмотреть на них.
· Теоретические сведения о предмете познания, то есть теория. Множество предметов не поддаётся чувственному восприятию. Мы никогда не сможем увидеть, например, Большой взрыв, в результате которого образовалась Вселенная. В этом случает теоретическое изучение, логические выводы помогут признать истину.
· Практика – основной критерий истины. Данный критерий является очень эффективным, так как истинность знаний доказывается практическим путём.
Таким образом, главная цель любого познания - установить истину. Именно этому посвящена деятельность учёных, именно этого пытается добиться в жизни каждый из нас: знать истину, чего бы она ни касалась.
Противоположностью истины являются заблуждение и ложь.
Заблуждение – это знание, не соответствующее предмету познания, но принимаемое за истину. Учёный верит в то, что его знания о предмете - истинные, хотя он заблуждается.
Например, коммунизм - это заблуждение, в построение такого общества искренне верили целые поколения советских людей.
Ложь – преднамеренное введение в заблуждение. Это неистинное знание, которое намеренно выдают за истину. (Истина скрывается с какой-то целью, хотя она известна).
Формы познания
· Научное (систематизированное, объективное, доказанное, проверяемое)
· Ненаучное (разрозненное, несистематизированное, находящееся в противоречии с научной картиной мира )
Научное познание
Научное познание – вид познания, направленный на производство истинных знаний.
- комплексное описание объекта познания.
Особенности научного познания:
• стремление к объективности;
• целенаправленность;
• проверяемость;
• определенные методы;
• точность;
• особый язык (знаки, символы, формулы)
• выявление законов и закономерностей.
У любой науки есть эмпирический и теоретический уровень.
Эмпирический уровень – осуществляется с помощью органов чувств на основе взаимодействия с конкретными объектами материального мира.
Пример: биолог наблюдает за растениями, наблюдение учёного за поведением лабораторных мышей.
Метод – совокупность приёмов получения определенного результата.
Методы эмпирического познания:
· Наблюдение - восприятие предметов, явлений со стороны, невмешательство в них (например, наблюдение солнечного затмения).
· Эксперимент - изучение предметов познания в управляемых, специально созданных человеком условиях (например, изучение роста растения в изменённых условиях).
· Сравнение - выявление различия и сходства между изучаемыми предметами познания (например, сравнение причастия и деепричастия).
· Измерение - определение отношения измеряемой величины чего-либо по сравнению с эталоном (например, к метру, грамму).
Пояснение.
Эмпирические методы в научной деятельности в совершенно чистом виде использовать невозможно. Обязательно они сочетаются с теоретическими.
Теоретический уровень – основан на рациональном методе познания, который осуществляется с помощью мышления (может осуществляться без взаимодействия с реальными объектами).
Методы теоретического познания:
· Анализ - разложение целого на части (например, анализ литературного произведения, его темы, идеи, характеристика героев).
· Синтез - объединение частей в единое целое (например, обобщение всех подтем по единой теме «Право»).
· Индукция - от частного к общему.
· Дедукция - от общего к частному.
· Абстрагирование - (от лат. — отвлечение) отвлечение от свойств и признаков изучаемого предмета ради выявления какого-либо определённого его свойства (например, на уроках анатомии учащиеся изучают систему кровообращения человека, не говоря в это время о других системах, хотя кровообращение тесно связано с дыханием, пищеварением и т.д.).
· Моделирование – создание модели изучаемого предмета с целью его наиболее полного познания (например, на уроках химии учащиеся изучают строение вещества по модели атома).
· Мыслительный эксперимент.
Этапы теоретического познания:
• постановка цели и задач;
• анализ литературы по теме;
• формулировка гипотезы;
• организация и проведение исследования;
• анализ и обобщение полученных данных;
• проверка гипотезы;
• формулировка законов, научных прогнозов.
Ненаучное познание
Ненаучное познание в свою очередь делится на следующие формы:
· Мифологическое – основная форма познания мира в древности.
Мифологическое познание основано на образном представлении людей о мире, человеке, сверхъестественном.
Мифология не отличается достоверностью, логичностью объяснений.
· Религиозное – основано на вере в сверхъестественное.
· Практическое (обыденное/житейское) знание человек получает в своей повседневной жизни. Это знание на уровне здравого смысла, рассудка. Оно носит поверхностный характер.
· Народная мудрость – коллективный опыт, накопленный человеком, который получает выражение в пословицах и поговорках. Например: Работа не волк, в лес не убежит. Кто рано встаёт, тому бог подаёт. Без труда не выловишь и рыбки из пруда (носит противоречивый характер).
· Паранаука – представления, объяснение которых не имеет строго научного обоснования. Это знания о тайных силах природы и психики человека, а также отношениях, которые наука пока ещё затрудняется объяснить (уфология, гороскопы, гадания).
· Художественное познание – целостное отображение мира и человека в нём. Строится на образе, а не на понятии (роман М. Шолохова «Тихий Дон» - образ Григория Мелехова).