ФИЛОСОФСКИЕ АЛЬТЕРНАТИВЫ ХХ ВЕКА




текст лекции

 

 

доц. А.В. Смирнов

 

 

Воронеж – 2020

 

ПЛАН:

 

  1. Феноменология Э. Гуссерля.
  2. Экзистенциализм о человеческом существовании как философской проблеме.
  3. Неопозитивизм и его эволюция.
  4. Психоаналитическая философия.

 

 

Если классическая философия ставила своей целью познание природы и общества с целью их разумного преобразования, то философия ХХ – XXI вв. отказывается от этой цели. Основные особенности современной западной философии ХХ века:

1) идея изучения жизни именно отдельного человека в ее повседневности;

2) человек уже воспринимается не как свободное и разумное существо. В центре внимания современной философии человек – жестко детерминированный экономикой, политикой, религией, культурой, собственными инстинктами;

3) утверждается понимание, что человек и общество в целом являются объектами манипулирования со стороны разнообразных сил, стремящихся подавить и нивелировать личность, таких, как государство, партии, лидеры, криминал, бизнес, религиозные организации, закрытые секты и союзы;

4) идея о двух непересекающихся линиях человеческого знания: научного и философского Þ антигуманистическая трактовка науки, поиски принципиально новых парадигм и картин мира;

5) появление новых стилей мышления альтернативного типа: экологические и «синие» движения утверждают приоритет частного над общим, естественного над искусственным, биологического над химическим, самоопределения над внешним принуждением, мягкости над жесткостью, дерева и камня над бетоном и сталью;

6) распространение мистики и иррационализма;

7) отказ от создания универсальных, всеобъемлющих философских систем;

8) широкий плюрализм.

 

Вопрос I. Феноменология Э. Гуссерля.

Эдмунд Гуссерль (1859 – 1938) выступал против психологизма в теории познания, который ведет к скептицизму и релятивизму. Справка: психологизм предполагает, что всякий акт познания определяется по своему содержанию структурой эмпирического сознания субъекта. По Гуссерлю, науки о природе и обществе могут получить свое обоснование лишь с помощью «строгой науки философии». Эту задачу и выполняет феноменология. Феноменология – это научно-философская теория о феноменах сознания как о чистых сущностях, о самоочевидных логических принципах, дающих возможность очистить сознание от эмпирического содержания. Объект феноменологии – научное познание. Цель феноменологии – построить науку о науке. Основные проблемы: объективность познания, сущность теории и ее способности к отражению предмета в понятиях.

В основе любого понятия – созерцание феноменов как очевидных данностей. Феномен – это возникающие в сознании субъекта смыслы предметов и событий. В каждом акте восприятия уже присутствует категориальное созерцание, присутствует мнение, субъективная оценка. Поэтому Гуссерль выдвигает лозунг «К самому предмету!» Þ необходимо очистить сознание от всех субъективных утверждений о реальности. Для этого используются 2 основных метода:

1) феноменологическая (эйдетическая) редукция – предполагает очищение сознания от эмпирических впечатлений и субъективных эмоций. Цель – подготовить сознание к восприятию чистых сущностей, результат – чистое сознание;

2) трансцендентальная редукция (принцип эпохэ) означает вынести за скобки вопрос о существовании внешнего мира, а также все метафизические вопросы. От подобных суждений следует воздерживаться. Как видим, Гуссерль прямо не отрицает существования внешнего мира, просто стремится избегать общих вопросов Þ двусмысленность в решении основного вопроса философии.

Главная характеристика сознания по Гуссерлю – это интенциональность, т.е. направленность на предмет. При этом Гуссерль выделяет два момента:

ü интенциональный акт – способ данности предмета сознанию (имманентен сознанию);

ü интенциональный предмет – то, на что направлен акт (трансцендентален сознанию).

 

Вопрос II. Экзистенциализм о человеческом существовании как философской проблеме.

Экзистенциализм – это направление философии, изучающее человека, его внутренний мир и проблемы, трудности, существование в окружающем мире. Это направление философии зародилось еще в середине XIX в., а в 20 – 70-е гг. ХХ в. становится одним из самых популярных философских направлений Западной Европы. ХХ столетие с его войнами, революциями, кризисами и социальными потрясениями дало богатую почву для трагического мироощущения экзистенциализма. В центре внимания этой философии стояли следующие проблемы:

ü уникальность человеческой личности, глубина его чувств, переживаний, тревог, надежд, жизни в целом;

ü противоречие между человеческим внутренним миром и окружающей жизнью;

ü проблема отчуждения человека;

ü проблема одиночества, заброшенности человека;

ü проблема смысла жизни и ощущения ее бессмысленности;

ü проблема внутреннего выбора;

ü проблема человеческого самоопределения: поиска человеком своего внутреннего «Я», а также своего места в жизни.

Может возникнуть вопрос: человек и человеческое сознание рассматривались философами и раньше. Что здесь особого и нового? Дело в том, что экзистенциализм говорит не о сознании познающего и деятельного, триумфального субъекта (как в философии Просвещения), а о сознании страдающего, смертного, одинокого человека. Философы-экзистенциалисты критиковали рационализм: действительность должна не познаваться, а переживаться. Человеческая жизнь предстает как трагедия: одинокий человек заброшен в чуждый ему мир, который он пытается согреть своим дыханием, но у него ничего не получается. Мир остается холоден и жесток к его страданиям.

Предтеча экзистенциализма – датский философ Сёрен Кьеркегор (1813 – 1855). Он утверждал, что философия должна повернуться к человеку, к его маленьким проблемам, помочь ему найти истину, понятную ему, ради которой он мог бы жить, помочь человеку сделать внутренний мир и осознать свое «Я». В этой связи датский философ выделил понятия:

1) неподлинное существование – полная подчиненность человека обществу, жизнь со всеми и как у всех, плывя по течению, без осознания своего «Я», уникальности своей личности, без поиска истинного призвания;

2) подлинное существование – выход из состояния подавленности обществом, сознательный выбор, нахождение себя, превращение в хозяина своей судьбы.

Это подлинное существование Кьеркегор предложил назвать «экзистенция», что и дало обозначение всему данному направлению философской мысли Запада в ХХ веке.

Подлинное существование и есть экзистенция. В своем восхождении к подлинному существованию человек проходит три стадии:

1) эстетическая стадия – индивид стремится к эмоциональному наслаждению и удовольствию. Но поскольку при этом он отказывается от обретения истины своего существования, то неизбежно впадает в отчаяние;

2) этическая стадия – человек добровольно подчиняется нравственному закону (долгу). Но именно на этой стадией человек вступает в истинное отчаяние, что приводит через иррациональный скачок к 3 стадии;

3) религиозная стадия – человек глубоко осознает свое призвание и самого себя, свою личность. При этом человек практически порывает с внешним миром, точнее, тот утрачивает для него свое определяющее значение. Так человек приходит к богу. Другого пути нет.

Кьеркегор очень узко понимает этические проблемы, фактически сводит их к вопросу о выборе, к акту свободной воли. При этом весь социальное содержание нравственности исчезает. Даже добро и зло из социальных категорий превращаются в чисто формальное различение. Этика Кьеркегора – сугубо индивидуалистическая и формалистическая. Нравственное состояние человека, а не его поступки – вот единственное, что интересует Кьеркегора. Ему безразлично, что находит человек в мире и обществе, в котором он живет. Будь самим собой, решайся делать свой выбор, даже неважно, какой – вот этика Кьеркегора. Это нравственность одиночки. А когда человек один, он не может быть ни добрым, ни злым, ни справедливым.

 

Философия экзистенциализма ХХ в. базировалась на следующих установках:

Бытие – это не объективная действительность. Оно может быть постигнуто только интуитивно. Единственно подлинная действительность – только бытие человеческой личности. Это бытие – начало и конец любого знания. Человек сначала существует (думает, чувствует, переживает), а потом уже определяет себя в мире. Человек сам определяет свою сущность, смысл своей жизни. Она находится не вне него (в производственных отношениях или в божественном предопределении), а в нем самом. Человек создает себя сам, творит самого себя.

Мир абсурден, чужд и бессмыслен. Поэтому бытие человека – это драма. Сознание человека свободно, его воля предопределяет его жизненный путь. Наш выбор и определяет нашу суть, суть бытия отдельной личности. Но человек не свободен в своем выборе от общества. Само существование человека возможно лишь в рамках коллективности. При этом человек одинок в своих чувствах. В общении с другим человеком он либо подчиняет его волю себе, либо сам подчиняется его воле, т.е. человек либо палач, либо жертва.

Но экзистенциализм отнюдь не провозглашает покорности судьбе. Он призывает к мужеству. Так, С. Кьеркегор решительно отвергал утешение, мораль, успокоение, ибо подлинная немота не в молчании, а в душеспасительных разговорах. М. Хайдеггер призыва бодрствовать до самого конца, искать путь даже среди развалин.

По мнению А. Камю, жизнь абсурдна, но абсурд ее преодолим, а человек может приобрести свободу. Для этого нужно иметь мужество презреть тот мир, в котором он живет. «Пролетарий богов», бессильный и бунтующий Сизиф в полной мере сознает свое безнадежное положение. Но ясность безнадежности, которая должна быть его пыткой, венчает его победу. Нет такой судьбы, нет такого жребия, который нельзя было бы преодолеть презрением.

Выделяют два основных течения экзистенциализма:

ü религиозный – Н. Бердяев, Л. Шестов, М. Бубер, К. Ясперс. Человеческое бытие связано с обращением к Богу, а смысл жизни заключается в том, что человек – Его образ и подобие;

ü атеистический – утверждал, что бог умер, жизнь без бога абсурдна и невозможна. Человек поэтому абсолютно одинок в этом мире и должен делать свою жизнь сам, не рассчитывая на Его помощь. Представители: Ж.-П. Сартр, А. Камю, М. Хайдеггер, Х. Арендт.

 

 

Вопрос III. Неопозитивизм и его эволюция.

Позитивизм – это направление философии, зародившееся в 30 – 40-е гг. XIX в. и выступающее за освобождение философии от идеологических черт, чтобы она опиралась только на достоверное научное знание. Тогда философия сможет преодолеть спор материализма и идеализма, выйти за пределы основного вопроса философии. И станет возможным построение системы положительного знания, которое отличается бесспорностью, точностью и объективностью (как в естествознании). Поэтому данный подход получил название «позитивизм».

Основатель позитивизма – французский философ Огюст Конт (1798 – 1857). По его мнению, философия должна отказаться как от материализма, так и от идеализма и основываться на позитивном (научном) знании. Это значит, что:

ü философское знание должно быть абсолютно точным и достоверным;

ü для этого философия должна использовать научный метод познания и опираться на достижения других наук;

ü основной путь для получения научного знания в философии – эмпирическое наблюдение, отличающееся точностью и объективностью;

ü философия должна исследовать лишь факты, а не причины, «сущности» вещей и другие далекие от науки проблемы;

ü философия должна избавиться от ценностного подхода и от оценочных суждений;

ü философия должна стремиться стать царицей наук, сверхнаукой, особым общетеоретическим мировоззрением – она должна стать конкретной наукой, опирающейся на арсенал именно научных средств и занять свое место среди других наук.

Неопозитивизм – это вторая стадия развития философии позитивизма, сформировавшаяся в 20 – 50-е гг. ХХ в. Его развивали представители «Венского кружка» (М. Шлик, Р. Карнап, О. Нейрат, Г. Рейехенбах), Львовско-Варшавской школы (А. Тарский, Я. Лукасевич), а также Б. Рассел и Л. Витгенштейн.

Главная идея неопозитивизма – философия должна заниматься логическим анализом языка науки, поскольку язык – это главное средство, через которое человек позитивно (достоверно, научно) воспринимает окружающий мир. Поэтому философия должна заниматься логическим анализом текста, знаков, понятий, связей внутри знаковых систем, семантикой (смыслом), заключенным в знаках. Этим неопозитивизм сближается с герменевтикой.

Основной принцип неопозитивизма – принцип верификации – сравнение всех положений науки с фактами опыта. Лишь тогда положение, понятие имеет смысл и представляет интерес для науки, когда его можно верифицировать – подвергнуть опытной проверке фактами. Большинство проблем традиционной философии (бытие, сознание, идея, бог) верификации не подлежат, а следовательно, эти проблемы являются псевдо-проблемами, не имеющими достоверного научного разрешения. Они должны быть исключены из философии.

Второй принцип неопозитивизма – принцип конвенционализма: истиной объявляется такое положение, которое принимается в качестве истинного большинством ученых в данной области знания. Получается, что объективной истины нет, а вместо нее выступает общее согласованное мнение научного сообщества. Данный принцип дает основание увидеть в концепции позитивизма субъективный идеализм.

Третьим принципом позитивизма выступает предложенный К. Поппером принцип фальсификации. По этому принципу научным объявляется такое положение, которое может быть в принципе логически опровергнуто. С помощью данного принципа неопозитивизм пытается отсечь собственно научные положения (главным признаком которых выступает объективность) от ненаучных, оценочных, мировоззренческих положений.

Неопозитивизм поставил важнейшие проблемы методологии науки. Некоторые из них были традиционными, скажем, проблема соотношения чувственного и рационального в познании, а другие совершенно новые: проблемы факта, веры и познания, творчества, логики познания, логики роста знаний и др. Все они и сегодня привлекают внимание философов.

Новейшим вариантом позитивизма является постпозитивизм (вторая половина ХХ в.). Его главные представители: К. Поппер (1902 – 1994), Т. Кун. Постпозитивизм отходит от изучения языка науки и обращается к истории науки. Главная цель постпозитивизма – исследование развития научного знания. Основные вопросы, интересующие постпозитивистов: как возникает новая теория? как она добивается признания? каковы критерии сравнения научных теорий? возможно ли в принципе понимание между сторонниками альтернативных теорий?

Постпозитивизм значительно смягчает свое отношение к философии в целом, к проблемам познания. По мнению постпозитивистов, нет обязательной взаимозависимости между истинностью теории и ее верифицируемостью, как и нет жесткого противоречия между общим смыслом науки и языком науки, а также не обязательно исключать неверифицируемые (т.е. метафизические, ненаучные) проблемы из философии.

Что касается развития науки, то наука развивается не строго линейно, а скачкообразно, через революционные смены парадигм, имеет свои взлеты и падения. А общая тенденция развития науки направлена к росту и совершенствованию научного знания.

Современный постпозитивизм рассматривает следующие проблемы: проблема правдоподобия научных теорий (по каким критериям проверить правильность научной теории); проблема рациональности: что такое рациональность в науке; проблема фальсификации (следует ли отказываться от научной теории при обнаружении в ней ложных, оказавшихся неистинными фактов); проблема соизмеримости научных теорий; проблема понимания, нахождения общих точек соприкосновения между представителями антагонистических теорий.

 

Вопрос IV. Психоаналитическая философия.

Философия психоанализа вызвала огромный интерес не только у профессиональных философов, но и у широких слоев общества. Обращение к исследованию явлений бессознательного, их природы, форм и способов проявления раскрыло новую грань проблемы человека, личности, психики, культуры человеческого общества.

Психоанализ – это направление в современной философии, объясняющее роль бессознательного, подсознания, иных психических процессов в жизни человека и общества. Основатель психоанализа – австрийский ученый – психиатр Зигмунд Фрейд (1856 – 1939). Началом психоанализа выступают два важных открытия, сделанных З. Фрейдом:

ü бессознательного – особой психической реальности, которая присуща каждому человеку и которая существует наряду с сознанием и в значительной степени контролирует сознание;

ü реакции вытеснения (из сознания в бессознательное) отрицательных эмоций, отрицательного опыта, всего того, что нарушает равновесие и здоровье психики как способа психологической защиты.

Основополагающие принципы теории З. Фрейда:

1) принцип определяющей роли бессознательного в поведении человека;

2) принцип сохранения и превращения психической энергии;

3) принцип удовольствия как главного критерия правильности поступков.

Фрейд разработал динамическую схему психики. По этой схеме психика представляется как совокупность трех слоев: Оно, Я, Сверх-Я.

1) Id (Оно) – мир бессознательного, инстинктов и инстинктивных побуждений, а также тех эмоций и воспоминаний, которые неприятны человеку, и потому подавлены или вытеснены. Это врожденно-инстинктивный и импульсивный аспект психики.

2) Ego (Я) – это рациональная часть психики, ответственная за принятие решений. Его задача – адаптировать порожденную инстинктами деятельность человека к внешним условиям. При этом главная функция Я – обеспечение безопасности и самосохранения организма. Отсюда главный принцип Я – принцип реальности.

3) Super-Ego (Сверх-Я) – это совокупность социальных норм и стандартов поведения, усвоенных данной личностью. Приобретается в процессе социализации.

При этом Ego (Я) испытывает мощное давление с трех сторон: бессознательного (Оно), внешнего мира, социальных норм (Сверх-Я). И чаще всего Я подавляется чем-нибудь из них.

Главными факторами, которые руководят и направляют психику человека выступают:

ü удовольствия – психика подобна компасу так или иначе ищет пути к удовольствию;

ü вытеснение – психика вытесняет в бессознательное неприемлемые, запрещенные желания, воспоминания и идеи (асоциальные, сексуальные).

Вытесненные в бессознательное, не прошедшие цензуру сознания желания и мысли подвергаются сублимации – преобразованию в другие разрешенные, типы социальной деятельности и культурного творчества.

Особое внимание Фрейд уделяет проблеме отношений человека, человеческих масс и культуры. Согласно Фрейду человеческое общество может существовать только при условии взаимного подавления бессознательных привычек, влечений, страстей. В противном случае общество будет разрушено изнутри. Происходит массовая сублимация подавленной энергии и преобразование ее в культуру. Общество создает заменитель подавленной энергии – ритуалы. Ритуал – это коллективное бессознательное, форма реализации вытесненных желаний. Ритуалов множество: религия, мораль, искусство, поэзия, музыка, зрелища, массовые мероприятия.

Таким образом, З. Фрейд разработал психоаналитическую концепцию о том, что поведением людей управляют иррациональные психические силы, а не законы общественного развития, что интеллект – это аппарат маскировки этих сил, а не средство активного отражения реальности, все более углубленного его осмысления. Как философ З. Фрейд дает свое понимание человека и культуры. Культура трактуется у него как репрессивный механизм, подавляющий спонтанные проявления бессознательных инстинктов. Культура и существует только за счет сублимированной энергии либидо. Фрейд приходит к выводу, что прогресс культуры уменьшает человеческое счастье, усиливает у человека чувство вины из-за ограничения и подавления его природных желаний. При рассмотрении общества Фрейд концентрирует внимание не на его надындивидуальном характере, а на природной склонности человека к агрессии, разрушению, которая может быть обуздана только культурой.

На основе учения З. Фрейда возникло философское течение неофрейдизма, разработанное его учениками и продолжателями: А. Адлером, В. Райхом, Г. Юнгом, Э. Фроммом.

Как бы ни оценивались сегодня конкретные идеи и выводы психоанализа, влияние, которое они оказали на культуру и философию, трудно переоценить. Человеческая природа стала пониматься совершенно иначе. Стало ясно и очевидно, что человека нельзя свести к разумному, логически выверенному поведению и познанию. В жизни человека всегда присутствует огромный пласт неразумных, бессознательных влечений. Поэтому несмотря на все достижения культуры, человек остается природным существом с животными инстинктами и стремлениями. Благодаря психоанализу современные исследования психики, языка, категорий и символов, которыми пользуется человек, стали иметь совершенно другой вид. Вместо наивного отношения к слову и действию как к прозрачному материалу (что думаю, то и говорю) утвердился подход более усложненный, но открывающий человека в новом свете.

 

Контрольные вопросы:

1. Каковы особенности западной философии ХХ века?

2. Что такое «феномен в философии Э. Гуссерля?

3. С какой целью и как проводится редукция в феноменологии?

4. Какие проблемы и под каким углом зрения рассматривает экзистенциализм?

5. Как экзистенциализм трактует смысл человеческой жизни?

6. Почему взгляды последователей О. Конта принято обозначать как «позитивизм»?

7. Что такое верификация? Какова ее роль и значение в теории позитивизма?

8. Каков смысл принципа фальсификации?

9. Чем отличается неопозитивизм и постпозитивизм?

10. Как соотносятся сознательное и бессознательное в учении психоанализа?

11. Как следует понимать смысл процесса сублимации в концепции З. Фрейда?

12. В чем состоит вклад З. Фрейда в понимание человека?

ТЕМЫДОКЛАДОВ И РЕФЕРАТОВ:

1. С. Кьеркегор: индивид как «причина христианства».

2. Трактовка свободы в концепции С. Кьеркегора.

3. Э. Гуссерль об интенциальности сознания в феноменологической редукции.

4. Феноменология как метод и как фундаментальная онтология.

5. Феноменологическое конструирование.

6. Понятие «жизненного мира» у Э. Гуссерля.

7. Экзистенциализм М. Хайдеггера и его фундаментальная онтология и антропология.

8. Атеистический экзистенциализм Ж.-П. Сартра и проблема свободы и ответственности личности.

9. Проблема трансцендентного в экзистенциализме К. Ясперса.

10. Онтология человеческого бытия в психологической философии.

11. Феноменология бессознательного и психоаналитическая теория познания.

12. Достоинства и недостатки психоанализа.

 

Основная литература:

Марков Б.В. Философия: Учебник для вузов. Стандарт третьего поколения. – СПб., 2014.

Спиркин А.Г. Философия: учебник. – М., 2017.

Лавриненко В.Н. Философия в 2 т. Том 1. История философии: учебник и практикум для вузов / отв. ред. В.Н. Лавриненко. — М.: Юрайт, 2020.

Хрусталев Ю.М. Философия: Учебник для вузов. – М., 2014.

Источники:

Антология западной философии XVII – ХХ вв. – М., 2002.

Антология мировой философии. – Т. 3. – М., 1971.

www.philosophy.ru

Дополнительная литература:

 

История философии в кратком изложении. - М.,1996.

История философии / под ред. В.М. Мапельман, Е.М. Пенькова. – М., 2006.

История философии: Запад – Россия – Восток. – Кн. 3. Философия ХХ в. – М., 1996.

Оливер М. История философии. Великие мыслители с 2000 г. до н.э. до наших дней / пер. с англ. – Минск, 1999.

Рассел Б. История западной философии и ее связи с политическими и социальными условиями от античности до наших дней: В 3-х кн. – СПб., 2001.

Реале Дж., Антисери Д. Западная философия от истоков до наших дней. – Т. 4. От романтизма до наших дней. – СПб., 1997.

Философия ХХ века: Учебное пособие. – М., 1997.

 

Введение в феноменологическую философию // Вопросы философии. – 1996. – № 7.

Гайденко П.П. Прорыв к трансцендентному: Новая онтология ХХ в. – М., 1997.

Гуссерль Э. Идеи чистой феноменологии и феноменологии философии // История современной зарубежной философии. – СПб, 1990.

Гуссерль Э., Гадамер Г., Виндельбанд В., Рассел Б. // Мир философии. – Т.1. – М., 1971.

Долгов К.М. От Кьеркегора до Камю. – М., 1991.

Западная философия ХХ века. – М., 1994.

Зотов А.Ф., Мельвиль Ю.К. Западная философия ХХ века. В 2 тт. – М., 1994.

Калиниченко В.В., Огурцов А.П. Методология гуманитарных наук в трудах В. Дильтея // Вопросы философии. – 1988. – № 4.

Лейбин В. Психоанализ и современная западная философия. – М., 1990.

Миголантьев А.А. Ведущие течения современной западной философии // Социально-гуманитарные знания. – 2002. – № 3.

Мотрошилова Н.В. Принципы и противоречия феноменологической философии. – М., 1998.

Мотрошилова Н.В. Рождение и развитие философских идей: Историко-философские очерки и портреты. – М., 1991.

Пассмор Д. Современные философы. – М., 2002.

Плотников Н.С. Жизнь и история. Философское наследие Вильгельма Дильтея // Вопросы философии. – 1995. – № 5.

Хюбшер А. Мыслители нашего времени: Справочник по философии Запада ХХ в. – М., 1994.

Фрейд З. Введение в психоанализ. – М., 2018.

Ясперс К. Всемирная история философии. Введение. – СПб., 2000.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-12-05 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: