Кто в силах вынести смерть бога?




Кто сможет взвалить на себя ответственность за сохранение рода людского, жизни?

Последуем же за Заратустрой, глашатаем идей Ф. Ницше из его произведения «Так говорил Заратустра». С вестью о смерти Бога и с проповедью любви к дальнему отправился Заратустра на поиски способного взять на себя ответственность за сохранение рода людского.

А. Рыночная площадь - это то место, где весть о смерти бога оказалась не понятой и непонятной, поскольку для людей на торжище бог еще и не родился. Люди рынка никогда в своей жизни не руководствовались моралью, любовью к ближнему. Их идол - золотой телец. Корысть, злоба к ближнему, стяжательство - их мораль. На рынке - чернь, жертвы “желудка” – дочеловеческие существа (человек общества потребления), у которых тело правит

балом, дух же еще не родился, либо уже погиб под гнетом плоти. Насмешки и ругань – вот что встретил на рыночной площади певец новых ценностей.

Б. Ученики, увязавшиеся в городе за Заратустрой, оказались способными услышать весть о смерти бога, но истолковали ее как добро на своеволие. Если бога нет, человек – бог, и все дозволено! Задай себе вопрос “Тварь я дрожащая или право имею?” и, если не пробирает дрожь, распоряжайся жизнью и смертью себе подобных в соответствии с личными склонностями! Это кредо раскольниковых и растиньяков. Это тоже жертвы и слуги, правда, не плоти, а своеволия и честолюбия. Им так же не по силам смерть бога, не доросли до задачи. Под богом ходили, но по принуждению, он для них - тюремщик. Пророк прогнал учеников, претендентов на престол бога. Бог умер не для того, чтобы его место занял какой-либо иной идол или человек. Главное же – со смертью бога рушится и престол, место, откуда вид сверху. Нет его больше, некуда карабкаться!

В. В печали возвращаясь к себе в пещеру, Заратустра услышал крики о помощи. Он повстречал Папу Римского – первого слугу Бога. Знатока пиявки - служителя Истины. Королей – слуг Власти. Падшего человека – слугу Порока. Его гости разочаровались в своих богах и взывали о помощи. От прежних собеседников пророка они отличались, во-первых, тем, что служили не себе, а тому, что превосходит каждого. И, во-вторых, служение богам не было обусловлено корыстью, своеволием, надеждой на награду и пр. Верой и правдой служили гости Заратустры своим идолам. Но помолившись ослу Заратустры, его гости приравняли свои прежние ценности к глупому животному и отреклись от своих иллюзий. Пророк воспрянул духом, ибо увидел, что повстречал человека. Его гостями были если уж не «сверхчеловеки», то отцы и деды сверхчеловека, того, кто взвалит на себя бремя служения жизни рода.

Что такое человек?

Человек - это тот, кто ходит под богом, кто не чужд духовного мира, принимает и следует его ценностям не корысти и славы ради (гости Заратустры).

- Путь и путник на дороге жизни. Человек - это канатоходец на канате жизни, концы которого не имеют опоры ни в боге, ни в бытии, ни в законах природы. Канат - это родовая жизнь среди бездны, начало которого теряется в прошлом, конец же, после смерти бога, беспомощно болтается над пропастью. Под улюлюканье черни (торгашей и жертв своеволия) с каната готов сорваться последний человек, а вместе с ним исчезнет и жизнь человеком.

Человек, даже в лучших своих экземплярах, способен лишь менять одного идола на другого и верой и правдой служить им. Сначала - бытие, затем – бог, теперь - законы. Но это путь нарастания несвободы человека, его порабощения.

- То, что должно быть перейдено. Спасти человека может лишь идущий ему на смену, сверхчеловек, имеющий волю к власти над жизнью.

Сверхчеловек – это тот, кто идет на смену человеку, будет после человека;

- это тот, кто сам определяет свои ценности и полагает свою волю как закон, имеет волю к власти над зверем в себе, над самим собой, а, стало быть, не нуждается в кнуте и прянике. Творя свои ценности, сверхчеловек не ставит их над собой, подобно божеству.

- Это тот, кто стоит по ту сторону Добра и Зла (имморалист), для кого дилемма плоти (источник зла) и духа (добро) не имеет значения. Для кого борьба духа с плотью – бессмыслица, глупость.

- Сверхчеловек – это ребенок, играющий смыслами мира, творящий ценности. Тот, кто идет на смену верблюду (человек, взваливший на себя ценности прежнего мира), льву (нигилисту, бросившему вызов прежним ценностям).

Итак, жизнь под угрозой. Человек не в состоянии взять над нею «шефство», поскольку, по определению, он тот, кто постоянно попадает в зависимость от своих собственных вымыслов. Более того, его последние порождения (наука и техника), похоже, окончательно усмирили человека, не оставили ему ни единого шанса ускользнуть от тирании монастыря-мастерской. Лишь тот, кто идет на смену человеку, кто свободен от власти плодов рук своих и плодов воображения, способен опекать жизнь. А это – сверхчеловек, творец, но не слуга ценностей.

В целом же философию жизни Ф. Ницше можно рассматривать как манифест свободы человека по отношению к плодам своей неуемной фантазии, своего творчества и труда. И ступеньки (бытие, бог, законы), укорененные человеком в «ничто», должны оставаться ступеньками лестницы, а не превращаться в потолок, в предел, в надгробную плиту над жизнью рода.

 

Ницше Ф. Так говорил Заратустра. Книга для всех и ни для кого /Cоч. Т. 2, - М., 1990.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-26 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: