Бог умер» - на что могу надеяться?




Философия жизни

Место философии жизни в истории философии

Бог умер» – на что могу надеяться?

Кто в силах вынести смерть Бога?

Что такое человек? Сверхчеловек?

Прежде чем определять место рассматриваемого направления среди прочих философских систем, уточним, чтоскрывается за понятием «философия жизни»? Житейское ли это здравомыслие, помогающее человеку устроиться в жизни, добиться успеха на общественном поприще, материального благополучия, семейного счастья и пр.? Советы ли ученых мужей, как прийти к согласию с самим собой и окружающим миром? Такие представления, однако, не имеют ничего общего с философией жизни. В противном случае и Карнеги, с его формулами успеха, - самый жизненный философ, как и седой таракан из мультфильма, познавший, что смысл жизни - в размножении, и подбивающий к тому же молодого «пижона» в клетчатой кепке.

Философия жизни - это направление мысли, в котором главной ценностью признается жизнь, родовая жизнь человека. Причем этот выбор ценности осуществляется самим человеком, бросившим вызов прежним ценностям, где порождения духа притязают на господство над жизнью.

Место философии жизни в истории философии

В истории философии имели место три формы философствования:

А. Под категорией истины. Классическая философия от Парменида до Гегеля. Ее предметом является сущее в свете бытия.

Б. Под категорией должного. Это период религиозной философии, озабоченной регламентацией отношений между источником мироздания, богом и его творениями. Ее центральная тема - долг венца творения (человека) перед творцом, щедростью мироздания.

В. Под категорией ценности. Неклассическая философия Х!Х – ХХ столетия. Бытие, бог, добро и зло, законы природы и общества, а равным образом государство, экономика, религия, философия, наука и прочие формы общественного бытия и сознания оказались под вопросом. Какое значение все это имело и имеет для человека? Какую роль в судьбе человека сыграли прежние символы веры и ценности? Пробил ли час бытия, бога, добра и зла – истин и опор человека перед лицом открывшегося «ничто»? «Научное мировоззрение» - не является ли наука новой религией, а «законы» – это новые боги, которым по наследству достались всемогущество и смирение ученой братии?

В конце концов, что скрывается за неискоренимым стремлением человека к несвободе, к подчинению себя собственным вымыслам? Что побуждает его с неистовством ковать для себя все новые и новые оковы: бытие - бога - законы? Этой постановке вопроса мы обязаны Ф. Ницше (1844-1900), одному из отцов-основателей современной неклассической философии, изменившему перспективу мировосприятия.

Так что же, помимо логических ошибок, привело к псевдоценностям, к бытию, богу, законам? По мнению Ф. Ницше, за представлениями о разумной и доброй основе мироздания, за законами природы скрываются страх и слабость человека, неверие в собственные силы, ослабление волевого начала, упадок жизни. Бытие, законы и, прежде всего, бог – манифестация страха и немощи, из них вырастает неискоренимая нужда в разумности, доброте и познаваемости мира и его основы.

Следует отличать иррационализм Ницше от иррационализма А. Шопенгауэра (1788-1860), родоначальника философии жизни. Для последнего имеет место сущность мира, только не разумная, как в классической философии, а иррациональная, некий жизненный порыв, воля к жизни. Это все же некое бытие, нечто объективное, реальное, хотя и не разумное. По Ницше же, в основе картин мира лежат иррациональные свойства человека. Из его страха вырастает образ мира, сам мир, а отнюдь не из некой объективной воли к жизни.

Шопенгауэр, по традиции, отвечает на кантовский вопрос - «Что могу знать?». Повествуя о мире как воле, он полагает, что иррациональное начало мира познаваемо и познано. Ницше же не берется отвечать ни на первый, ни на второй вопрос Канта («Что должен делать?»). Первым занималась классическая философия, вторым – религия и марксизм. Ницше занимают два других кантовских вопроса «На что могу надеяться?» и «Что такое человек?».

Бог умер» - на что могу надеяться?

А. Классическая, религиозная философия, естествознание говорят о том, что предшествует человеку, повелевает, господствует над ним. Ницше же утверждает, что Ум, Бог, законы являются порождениями, манифестациями слабости, немощи и страха человека. А стало быть, над человеком нет никаких первопричин, заботящихся о нем и карающих его. Он - сирота в этом мире, защиты не у кого искать. Человек на свой страх и риск должен полагаться только на самого себя. Его судьба – в его руках.

Б. Это означает, что духовные ценности (служение богу, следование моральным нормам, ориентация на добро и пр.) уступили место в 19 столетии материальным ценностям, золотому тельцу. Бог же пошел на службу «Мамоне», освоил профессию психотерапевта, утешителя тех, кому намяли бока в толчее за богатством, властью, славой. Припертый к стенке, бог одобрил труд и его плоды (богатство), т.е. одобрил то, что, по библейским канонам, было наказанием за грехопадение Адама и Евы «…в поте лица твоего будешь есть хлеб…». (Библия – Мн.: «Беларусь», 1990. С. 7)

В. Наконец, Бог должен умереть, в противном случае под его опекой вымрет род людской. Проповедь любви к ближнему есть лицемерие, хитрость. Это способ, которым Смерть борется с Жизнью. В любви и жалости нуждаются слабые, нежизнеспособные. Результат - вырождение жизнеспособных, сильных, преобладание представителей линии упадка. Бог требует полюбить опустившихся, сломленных, продукты полураспада, тех, кто является носителем вырождения и есть само вырождение.

Бог - это символ и знамя, вокруг которого объединяются слабые для борьбы с сильными и жизнеспособными. Мораль же - это их средство борьбы, где слабость положительна, сила - зло. В конечном счете, порождения духа (религия и мораль) – это адская сила, антипод жизни, могильщики жизни.

У Бога были основания желать смерти человеку: «И сказал Господь Бог: вот, Адам стал как один из Нас, зная добро и зло; и теперь как бы не простер он руки своей, и не взял также от древа жизни, и не стал жить вечно». (с.7)

Бог умер - служить некому и нечему. Чтобы сохранить жизнь рода человеческого, нужна не любовь к ближнему (путь смерти), а любовь к дальнему (путь жизни). С этой проповедью и пришел в мир Антихрист, антихристианин. Так называл себя Ницше.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-26 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: