Сеть театров Российской Федерации




Официальные статистические данные свидетельствуют о том, что число государственных и муниципальных театров в России неуклонно растет. За период с 1993 года по 2008 год их число выросло на 37,2%: с 427 до 586 театров. При этом следует иметь в виду, что в статистический учет попадают не все муниципальные театры, а частные театры здесь вообще не представлены.

По оценкам экспертов фактическое количество профессиональных театров всех форм собственности в Российской Федерации на 2008 год превышает 920. Из них около 15% - музыкальные театры, 61% - драматические, 14% - театры кукол, 10% - театры других видов театрального искусства.

Театральное предложение отличается жанровым разнообразием, отвечает структуре театральных потребностей разных групп населения только в городах-миллионниках и некоторых крупнейших городах России. Количество театров и объемы театрального предложения не покрывают потребности России.

В настоящий момент в Российской Федерации имеют свои театры 18,8% населенных пунктов, обладающих статусом городских поселений и городских округов (далее – города). Лишь менее чем половине жителей российских городов доступно посещение театра в своем городе. В российских городах с численностью населения до 50 тыс.чел. практически нет театров (12 театров на 637 городов). Лишь 21,5% городов с численностью населения от 50 до 100 тыс. чел. имеют театры. Значительно лучше такие показатели по более крупным городам (из городов с населением от 100 до 250 тыс. чел. имеют театры 65,3%, от 250 до 500 тыс.чел. – 97,5% и свыше 500 тыс.чел. – 100%). Но для этих городов показатель наличия театра оказывается уже недостаточным: необходимо проследить соотношение между численностью населения города и количеством театров разных видов, а также количеством мест в зрительных залах и т.п.

В 2007 году распоряжением Правительства Российской Федерации (от 13 июля 2007 г. N 923-р) были одобрены социальные нормативы в части услуг профессиональных театров, устанавливающие минимальное количество государственных и муниципальных театров разных видов в субъектах Российской Федерации (кроме городов Москвы и Санкт-Петербурга), зрительских мест на каждые 5 тыс.чел. в городских поселениях и городских округах с числом жителей более 100 тыс.чел. Из 82 регионов России указанные социальные нормативы в 77 в той или иной части не соблюдаются. В 40 из них – по нормативу минимального количества театров разных видов в субъекте Российской Федерации. В 37 регионах – по минимальному нормативу количества зрительских мест на каждые 5 тыс.чел. в городах с числом жителей более 100 тыс.чел.

В 41 регионе нет театров юных зрителей, в 6 – нет театров драмы. В 43 регионах с численностью населения свыше 800 тыс. чел. нет театров оперы и балета, хотя этого требуют указанные социальные нормативы. В 36 из 165 городов с численностью населения более 100 тыс. чел. обеспеченность жителей местами в театральных залах не соответствует социальному нормативу, причем в 33 из этих городов театров нет вообще.

Российский театр пользуется заслуженным авторитетом во всем мире. Но при сопоставлении статистических данных по развитости сети театров наша страна проигрывает большинству европейских государств. Если в России в расчете на 1 млн. жителей работает 3,2 театра, то в Австрии этот же показатель равен 24, в Швеции – 13,6, во Франции – 9,6, в Великобритании – 8,9, в Италии – 5,9. При этом в любой плотно заселенной стране Европы житель небольшого населенного пункта, не имеющего театра, может легко попасть на спектакль в соседнем городе. Для россиянина, живущего в городе, где нет театра, а тем более в сельской местности, возможность приобщения к театральному искусству либо исключена, либо сильно затруднена.

О существенной нехватке театрального предложения свидетельствуют результаты опроса Всероссийского центра изучения общественного мнения, проведенного в марте 2009 года. Согласно полученным данным, почти половина (47%) жителей России практически не посещает театры, а 29% вообще никогда не бывали в них. В качестве главной причины, по которой россияне не ходят в театр, было названо его отсутствие в месте проживания (35%).

Как показывает мировая практика, наличие театра в городе - один из факторов для инвестиционных и промышленных компаний при принятии ими решения об открытии нового бизнес-проекта. В этом случае рабочая сила оценивается экспертами как потенциально более культурная, образованная и, соответственно, квалифицированная. Наличие театра является дополнительным аргументом и для привлечения высокопрофессиональных кадров, переезжающих из других мест.

Театральное предложение

Статистические данные свидетельствуют о росте общего числа мероприятий, проведенных театрами России: со 108 тыс. в середине 90-х гг. до 133 тыс. в 2008 году. Увеличилось и число новых постановок – с 1705 в 1993 г. до 2225 в 2008 г. Такой рост показателей пропорционален увеличению количества театров за тот же период.

Число спектаклей, показанных на собственных площадках, выросло с 87,6 тыс. в 2003 году до 96,6 в 2008 году. Число посещений российских театров после резкого спада в конце 1980-х – первой половине 1990-х годов, начиная с 2000 года, имело тенденцию роста, а в 2003 – 2008 годах стабилизировалось на отметке 30,0 млн.±1,5% в год.

Стабилизация числа посещений театров при росте количества показанных спектаклей объясняется, в частности, тенденцией увеличения числа мероприятий на малых площадках. Появление малых сцен в конце 1980-х – начале 1990-х годов в российских театрах, получившее в последующем большое распространение, определяется особенностью функционирования театров в условиях глобальной информатизации и соответствует общемировым тенденциям. При сохранении актуальности масштабных спектаклей различных жанров, требующих соответствующих им больших площадок и зрительных залов, в большинстве стран, включая Россию, постоянно увеличивается удельный вес малых и камерных сцен. В основном за их счет происходит расширение театрального предложения. Этой причиной обусловлен относительно незначительный показатель количества зрителей в среднем на один спектакль, составивший в 2008 году 228 человек.

Количественная нехватка театров в прошлые десятилетия частично восполнялась широко распространенной системой гастролей, которая к тому же укрепляла связи в едином театральном пространстве страны, способствовала межнациональному общению, демонстрации лучших художественных достижений, знакомству жителей провинции с творчеством ведущих мастеров сцены столиц, расширению театрального предложения. Благодаря активной гастрольной деятельности в летний период жители многих городов России для удовлетворения своих потребностей в сценическом искусстве дополнительно к тому, что им предлагал местный театр, могли выбрать еще до 20 спектаклей названий различных жанров из репертуара гастролеров. Со свертыванием гастрольной деятельности в распоряжении жителя города с одним театром остался репертуар из 10 – 15 названий, ежегодно обновляющийся на несколько единиц.

Свертывание межрегиональных гастролей в России в 1990-е годы имеет лишь одну причину – экономическую: резкое повышение тарифов на транспортные и гостиничные услуги.

Хотя гастрольная деятельность после серьезного спада 1990-х годов несколько оживилась – выездные и гастрольные показы составляют до 30% деятельности театров, крайне низким остается показатель по гастролям за пределами своего региона. В 2008 году гастрольные спектакли государственных и муниципальных театров за пределами своей территории составили лишь 2,4% (3 165 спектаклей) от общего количества проведенных ими мероприятий. В 1980-х годах этот показатель был на порядок выше.

Особым направлением современного театрального процесса является развитие театра для детей. 62 театра юных зрителей по данным государственной статистики составляют 10,6% от общего числа государственных и муниципальных театров. Но число театров, ориентирующихся на детскую и молодежную аудиторию, в общем числе театров всех форм собственности и видов театрального искусства составляет около 20% (свыше 180 единиц).

Несмотря на определенную положительную динамику последних лет, следует признать, что произошедшие социально-экономические преобразования оказали негативное воздействие на систему художественно-эстетического воспитания, сформированную российским театром.

Культурные акции, ориентированные на детей и юношество наименее адаптированы к рыночной экономике. В этой связи отсутствие стройной системы государственного протекционизма приобщения детей к театру может привести к утрате завоеванных позиций в этой области, а в будущем как следствие – к резкому снижению интереса к театру взрослого населения.

Для детей и подростков театр – это мощнейший инструмент социализации личности, становления художественного вкуса, механизм воспитания эстетически развитой, творческой личности. Театры для детей – первые, куда приходит юный зритель. От них зависит, станет ли он в будущем постоянным, настоящим зрителем драматического и музыкального театра.

Отечественный театр сформировал особый институт - профессиональные театры для детей и подростков. Созданные в 1920-х годах многочисленные театры юного зрителя (ТЮЗы), а позже и музыкальные театры для детей, стали первым и уникальным мировым опытом, вскоре распространившимся на многие другие страны. ТЮЗы, призванные органично соединить профессиональное искусство и педагогику, прошли длинный и во многом яркий путь, но сегодня их дальнейшая судьба требует особого внимания.

Будущее российского театрального дела требует радикального расширения круга детей, приобщенных к театру. Сегодня эту задачу систематически решают свыше 100 театров кукол. Но они ориентированы, главным образом, на дошкольный и младший школьный возраст. Дети в возрасте от 10 до 16 лет получают весьма ограниченное театральное предложение. В настоящее время театров юных зрителей нет в половине субъектов Российской Федерации, и сеть детских театров должна быть расширена.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-04-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: