II. Подготовка уч-ся к работе по теме урока.




ПЗ № 3

Тема: Анализ басен в историко-культурном контексте.

Вопросы и задания:

1. Прочитайте и кратко передайте содержание:

а) параграфа 10. 3.1 «Анализ произведения в историко-культурном контексте» по учебнику М.П. Воюшиной «Методика обучения литературе в начальной школе» (стр.240-250);

Проявление метаметодического подхода к формированию читательской культуры – обращение к культурному контексту изучаемого произведения. Введение ребенка в культурный контекст возможно уже на первых уроках в 1 классе. Целесообразно отбирать небольшие по объему, но обладающие широкими культурными связями. Литературным материалом для первых уроков литературного чтения могут прослужить прозаические басни Л.Н. Толстого. Басни несут в себе глубокий смысл, обращают ребенка к постижению основного нравственного правила: поступай с другими так, как ты хочешь, чтобы поступали с тобой. Такие уроки должны формировать потребность в чтении, перечитывании, размышлении над прочитанным.

В параграфе приведен пример, фрагмент урока в 1 классе. С учениками была приведена работа над интонацией, были приведены сравнения басни с пословицами, а так же басни с различными сюжетами.

 

б) статьи Федорченко И. А. «Формирование культурного поля младшего школьника на уроках литературного чтения при изучении басни». (прикрепляю)

В статье раскрываются понятия «культурное поле» «культурная среда» и основные характеристики, но особое внимание формированию культурного поля школьника.

Понятие культурного пространства трактуется как совокупность всех видов искусства (литературы, живописи, музыки, скульптуры, архитектуры, театра, хореографии и др.) и тех его свойств, которые придают произведениям искусства внутреннее единство, завершенность и наделяют их характером эстетического. Существенный вклад в осмысление проблемы культурного пространства внесли М. Мерло-Лонти, Х. Ортегаи-Гассет, П. А. Флоренский, М. Хайдеггер, О. Шпенглер и др.

Культурная среда – это связующий элемент или посредник между субъектом (личностью) и культурным пространством.

Структура культурной среды состоит из 3х блоков, где:

1 блок – Общественные учреждения

2 блок – Учреждения культуры

3 блок – СМИ

Формирование культурного поля ребенка требует метаметодического подхода. М. П. Воюшина пишет: «Метаметодика – это направление исследования и обучения, в ходе которого устанавливаются общие и близкие цели школьных дисциплин, содержательные межпредметные связи, соотносимые методы учения и способы деятельности». Метаметодический подход позволяет увидеть общее, близкое, сопоставимое в разных предметных областях и методиках их преподавания и за счет интеграции на уровне целей, содержания и методов обучения так организовать деятельность обучающихся, чтобы стимулировать развитие личности и получить новое качество образования: в данном случае – культурное поле.

Материалом для исследования литературных произведений в историко-культурном контексте могут служить басни. На уроках можно проводить сравнительный анализ басен. Существует два варианта анализа: анализ басен с разными сюжетами, но одного автора, и анализ басен разных авторов на один сюжет.

Таким образом, формирование культурного поля младшего школьника на уроках литературного чтения может осуществляться посредством изучения художественного произведения в историко-культурном контексте. Наиболее благодатным материалом для этого выступают басни. Используя прием сравнительного анализа близких по смыслу басен одного автора с разными сюжетами, либо анализ басен разных авторов на один сюжет, мы обеспечиваем развитие личности в контексте культуры, стимулируем становление культурного поля младшего школьника.

 

2. Пользуясь образцами конспектов уроков в учебнике М.П. Воюшиной на стр. 245-250, составьте фрагмент конспекта урока по анализу в контексте культуры басни И.А. Крылова «Ворона и Лисица» и басни Эзопа «Ворон и Лисица» (необходимо заранее подобрать историческую справку об истории написания этих текстов)

Можно тексты басен других авторов

Тема: «Ворона и Лисица» или «Ворон и Лисица»

Цели:

· обобщить знания учащихся, полученные о басне, её особенностях;

· учить детей наблюдать, сравнивать

· развивать творческие способности учащихся;

· обогащать словарный запас учеников, учить бережно, обращаться со словом;

· воспитывать высокие моральные качества;

Ход урока:

I. Проверка готовности детей к уроку.

II. Подготовка уч-ся к работе по теме урока.

- Ребята, так уж устроен человек, что он не может оставаться равнодушным к чему-то тайному, загадочному. И на сегодняшнем уроке мы попробуем разгадать одну из таких тайн.

- Древние индейцы считали, что над людьми безоговорочно властвует безжалостный ветер времени, уничтожающий все на своем пути. Но есть люди неподвластные этому, живущие вечно. Имена двух из них прозвучат на нашем уроке – Эзоп и И. А. Крылов. Созданные этими людьми произведения победили время. Мы читаем их сегодня, возмущаемся, смеемся, грустим. В чем заключается тайна их бессмертия? На этот вопрос нам поможет ответить «Сравнительный анализ басен Эзопа и И. А. Крылова»

- Сегодня мы с вами на волшебной машине времени перенесемся в эпоху, когда жили и творили эти великие мастера слова. На предыдущих уроках мы знакомились с биографией этих людей. Проверим, насколько хорошо вы ориентируетесь в изученном материале.

- У вас на столах лежат информационно-рабочие карты.

Найдите I блок – тест. Приступаем к его выполнению.

I вариант находит сведения, относящиеся к Эзопу,

II вариант – к И. А. Крылову

(Слайды теста – презентация)

1. Жил:

а) в 13- 14 веках б) в 18 – 19 веках в) в 6 веке до н. э.

2. Родился:

а) в Москве б) во Фригии в) в Астрахани

3. В жизни был:

а) раб б) рабочий в) сын бедного армейского капитана

4. Внешний вид:

а) брюхо вспученное, голова как котёл, губы толстые, на спине горб

б) крупный, грузный мужчина, с большими бакенбардами

в) худощавый, стройный человек, с густыми вьющимися волосами

- Давайте проверим вашу работу:

I вариант: 1в, 2б, 3а, 4а (Эзоп жил в 6 веке до н. э. Родился во Фригии. В жизни, по доле своей был раб. Был он «урод уродом»: брюхо вспученное, голова как котёл, губы толстые, на спине горб.)

II вариант: 1б, 2а, 3в, 4б (И. А. Крылов жил в 18-19 веках. Родился в Москве. Был сыном бедного армейского капитана. Человек крупный, грузным, с большими бакенбардами.)



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-02-06 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: