Сущность этого подхода заключается в том, что он является методологической ориентацией в деятельности, при которой объект познания или преобразования рассматривается как система.
Целесообразность его применение объясняется следующими причинами:
– личность ребенка должна развиваться в целостном интегрированном педагогическом процессе, в котором все компоненты (целевой,…,оценочно-результативный) в максимальной степени взаимосвязаны;
– происходит объединение усилий субъектов воспитания, что способствует повышению эффективности педагогического влияния;
– созданная воспитательная система позволяет экономить время и силы педагогического коллектива, так как она всегда содержит традиционные формы и способы построения деятельности и отношений, которые влияют на личность, как правило более эффективно, а затрат требуют меньше, потому что действовать традиционным способом легче, чем работать в новом режиме или непривычной обстановке;
– специально моделируются условия для самореализации и самовыражения личности учащегося, учителя, родителя, что способствует их творческому самовыражению и личностному росту, гуманизации деловых и межличностных отношений;
– в процессе построения воспитательной системы формируется «лицо» учебного заведения, его неповторимый облик, что имеет немаловажное значение в развитии индивидуальности членов школьного сообщества;
– создание воспитательной системы, включающей в себя освоенную коллективом образовательного учреждения социальную и природную среду, позволяет расширить диапазон воспитательного воздействия на личность;
– системный подход способствует оптимальному использованию в воспитательной деятельности кадровых, финансовых и материально-технических ресурсов учебного заведения.
|
Понятия.
Система (в науке нет ни одного общепринятого определения):
– комплексвзаимодействующих компонентов (Л. фон Берталанфи);
– не просто совокупность множества единиц, в которой каждая единица подчиняется законам причинно-следственных связей, а единство отношений и связей отдельных частей, обусловливающих выполнение определенной сложной функции, которая и возможна лишь благодаря структуре из большого числа взаимосвязанных и взаимодействующих друг с другом элементов. (С. А. Саркисян, Л.В. Голованова).
Воспитательная система – это упорядоченное множество взаимосвязанных компонентов, взаимодействие которых способствует реализации в образовательном учреждении функции содействия развитию личности ребенка.
Системность – отличительная особенность сложно организованных объектов (систем) природной и социальной действительности, выражающаяся в наличии у таких объектов интегральных свойств и качеств, отсутствующих у элементов.
Компонент – это какая-либо часть системы, вступающая в определенные отношения с другими ее частями.
Элемент – минимальная единица системы, которую в ее рамках можно считать неделимой.
Структура – это способ установления устойчивых связей и отношений между элементами системы в процессе их взаимодействия и интеграции.
Связь наличие взаимной зависимости, обусловленности, общности между чем-нибудь.
Системообразующий фактор – это существенное обстоятельство, создающее и поддерживающее целостность, устойчивость и неповторимость системы.
|
Принципы.
Принцип целостности. Целостность считают главным критерием отнесения того или иного объекта к классу систем.
Принцип коммуникативности (связи). Познать систему означает прежде всего изучить ее коммуникации – внутренние и внешние связи.
Принцип структурности. Благодаря устойчивости структур обеспечивается целостность системы, упорядоченность взаимодействия ее компонентов. Наряду с устойчивостью (относительной) структура обладает и такими качествами, как подвижность и изменчивость (отсюда возможность преобразования систем).
Принцип управляемости и целенаправленности. Цель обусловливает состав компонентов системы, их свойства и взаимосвязи. Правильный выбор целевых ориентиров – одно из главных условий успешного становления воспитательной системы и ее дальнейшего развития. В свою очередь, достижение целевых ориентиров в значительной мере зависит от форм и способов управления жизнедеятельностью системы.
Принцип развития. Развитие системы определяется в науке как процесс количественных и качественных изменений, обусловливающий формирование ее нового интегративного свойства и переход с одного уровня целостности на другой. Каждая система проходит в своем развитии 4 этапа: возникновение, становление, период зрелости и преобразование.
Методы познания и преобразования педагогических систем: системный анализ, системный синтез и моделирование.
Системный взгляд на процесс воспитания в учебном заведении предполагает выделение трех страт (слоев) воспитательного взаимодействия с личностью ребенка:
1. воспитательная система всего образовательного учреждения;
2. воспитательное пространство класса;
3. система педагогического обеспечения индивидуальной траектории развития ребенка.