Введение
Актуальность темы моего эссе состоит в том, что современным итальянцам в наследство от фашистской эпохи достался огромный культурный багаж. “Черное двадцатилетие” и сам Бенито Муссолини до сих пор остаются весьма спорными моментами в итальянской истории. То, что в некоторых городах Италии остались памятники фашизму, говорит о противоречивости и особенности тоталитарного режима, который установила Национальная фашистская партия. Целью данного эссе является выявление и описание того, как в художественной культуре Италии фашистского периода был отражен тоталитарный режим Бенито Муссолини. Предмет эссе - особенности репрезентация культуры тоталитарного общества в художественной культуре Италии на примере изобразительного искусства, архитектуры и кинематографа.
Репрезентация культуры тоталитарного общества в изобразительном искусстве Италии
Главным направлением в изобразительном искусстве того периода был футуризм. Основателем футуризма был Филиппо Томмазо Маринетти, человек радикальных взглядов, приветствовавший установление фашистского режима в Италии. Футуризм охватывал не только изобразительное искусство, но и политику, так как футуристы считали даже политику сферой творчества. Их идеи о “Новой Италии”, социальной справедливости, героизме, концепции человека будущего органично вписывались в фашистскую идеологию. Футуристы эсетизировали фашизм, вдохновлялись, техническими новинками, милитаристской тематикой и образом Бенито Муссолини. В нем они видели настоящего лидера, носителя футуристских взглядов, мужественного, сильного, того самого сверхчеловека, которого описывал Фридрих Ницше. Итальянские власти достаточно либерально относились к творцам, что позволяло реализовывать им самые экстравагантные идеи.
|
Например, на полотне художника Эрнесто Микаэллеса «Великий кормчий», написанном в 1939 году мы можем наблюдать Бенито Муссолини в образе идеального рулевого Италии. Художник использует тут специфичный футуристический эстетический код: торжество техники и механизации человеческого тела, единение стали и человеческой воли. Взгляд рулевого-дуче направлен вдаль, в скорое будущее, он уверенно стоит у руля, скованный железной цепью со своим народом. Его фигуру сопровождает ряд самолетов, еще одних часто воспеваемых футуристами чудес торжества техники. Еще одним футуристом-художником, активно поддерживающим фашистскую идеологию, был Джерардо Доттори. Он внес значительный вклад в агитационно-пропагандистское направление в изобразительном искусстве Италии. Именно Доттори ввел в обиход термин «Дуче», который закрепился как титул Муссолини после написания художником одноименной картины, портрета итальянского вождя. На портрете Муссолини изображен реалистично, устремляющим свой взор вдаль на фоне зеленого поля, гор и облаков. Вокруг него кружат привычные для футуристов аэропланы и самолеты, образуя таким образом своеобразный нимб над его головой.
Образцом фашистского футуризма может послужить серия полотен Джерардо Доттори образующих картину «Политика фашистской революции» 1934 года. Композиция картины построена крайне необычно: в форме пирамиды. В первом, нижнем, ряду мы наблюдаем шагающих стройными рядами чернорубашечников, которые выходят из недр Великой войны, которую художник изобразил в виде стальной грозы. Знамена в их руках превращаются в дубинки, что символизирует милитаристские устремления футуристов. На втором ряду выше мы наблюдаем культ машин, промышленного и аграрного производства. Венчает эту «пирамиду» портрет Муссолини: руководителя, вождя, «отца» итальянской нации.
|
Таким образом, футуристы в своих картинах культивировали милитаризм, технический прогресс и силу. Эта сила выражалась у футуристов в разных образах, главным из которых был образ мужественного лидера – Дуче Бенито Муссолини. Футуристы в своем творчестве прославляли фашизм и служили “двигателем” этой идеологии.
Репрезентация культуры тоталитарного общества в архитектуре Италии
Свои политические, экономические, военные достижения, справедливость идеологии и обоснованность многочисленных территориальных претензий руководство фашистской Италии стремилось отразить в архитектурных образах. Главным источником вдохновения, разумеется, служили монументальные постройки Древнего Рима. Перед итальянскими архитекторами ставилась задача создавать своими произведениями атмосферу массового экстаза. Следовало разработать новый архитектурный стиль, который должен был отличаться сверхчеловеческим масштабом сооружений и позволить заменить чувство меры чувством безмерного, безграничного, бесконечного.
Связь между фашистской Италией и Римской империей подчёркивалась обязательным использованием в архитектуре Италии 1920-1930-х гг. принципов монументальной архитектуры Древнего Рима. Эталонами для возведения многих правительственных зданий и общественных сооружений служили сохранившиеся в Италии образцы архитектура эпохи античной империи.
|
Бенито Муссолини утверждал, что архитектура в государстве должна быть проводником идеологических установок власти. Это достигалось применением средств, оказывавших необходимое пропагандистское влияние на народные массы. Архитектура времён фашистского тоталитаризма характеризовалась монументальностью, симметричностью форм, упорядоченностью и преобладанием простых форм. Эти архитектурные приёмы были проверены многовековой практикой и оказывали почти гипнотическое влияние на человека. Их использовали для демонстрации силы и мощи государства во имя сплочения нации и достижения целей, которые декларировала Национальная фашистская партия.
Важную часть архитектурного убранства составляли символические элементы архитектурного убранства. К основным символам данного периода относились изображения топоров-секир, метательных копий, боевых колесниц, шлемов, щитов и фасций, а также высеченные в мраморе лозунги.
Архитектура фашизма поддерживала существующий тоталитарный строй и своими средствами утверждала идею о всеобщем благополучии, достигнутом благодаря усилиям правящей партии. Она отсылала итальянский народ к своему прошлому и устанавливала преемственность фашистской Италии к Римской империи.
Современное итальянское общество сохраняет образцы архитектуры данной эпохи. Считается, что объекты градостроительства первой половины ХХ века являются ценными историческими памятниками, не подлежащими сносу. Общественные здания, корпуса промышленных предприятий, стадионы, учебные заведения и жилые дома принадлежат прошлой эпохе, но продолжают служить людям в их повседневной жизни.