Основная идея этого подхода в воспитании связана не с самой деят-тью как таковой, а с деят-тью как средством становления и развития субъектности ребенка.
Становление деятельностного подхода в педагогике тесно связано с появлением и развитием идей этого же подхода в психологии (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн и др.).
Сущность.
Деятельностный подход означает организацию и управление целенаправленной учебно-воспитательной деятельностью ученика в общем контексте его жизнедеятельности – направленности интересов, жизненных планов, ценностных ориентаций, понимания смысла обучения и воспитания, личностного опыта в интересах становления субъектности школьника.
По словам В.В. Серикова, становление ребенка субъектом – это не момент воспитания, а его суть. Деятельностный подход в воспитании – это по своей сущности субъектно-деятельностный подход.
Совместная деятельность детей и взрослых по реализации вместе выбранных целей и задач, совместный поиск ценностей, норм и законов жизни в процессе деятельности и составляет содержание воспитательного процесса, реализуемого в контексте деятельностного процесса.
Проектируются и конструируются ситуации воспитывающей деятельности в целях объединения средств обучения и воспитания в единые воспитательные комплексы, стимулирующие разностороннюю деят-ть учащихся.
Ситуация воспитывающей деятельности должна содержать в себе:
– социальные факторы, инициирующие возникновение многообразных духовных потребностей и формирования мотивов общественно полезной и личностно значимой созидательной деятельности, требующей непрерывной рефлексии (оценки, осмысления);
|
– возможность и необходимость осуществления многообразных видов подобной деятельности, требующих творчества, непрерывного поиска новых задач, средств, действий, волевых актов субъектов деятельности, общения, активной жизненной позиции и т.п.
Понятия.
Деятельность человека – это особая форма активности, в результате реализации которой осуществляются преобразования материала, включенного в деятельность (внешние предметы, внутренняя реальность человека), преобразования самой деятельности и преобразования того, кто действует, т.е. субъекта деятельности.
«Метадеятельность» («надпредметная деятельность»): – деятельность педагога по организации других видов деятельности, в которых воспитывается и сам педагог; – деятельность воспитанника, который сам организует свою жизнедеятельность и находит свои смыслы в ней, преобразуя тем самым свою ценностно-смысловую сферу.
«Взаимодеятельность» – представляет совместную деятельность воспитанников, их общение как форму деятельности в качестве условия, средства, цели, движущей силы и сути воспитания. («Воспитывающее взаимодействие» – когда взаимодействие идет не только между воспитанниками, но и с воспитателем; – это механизм воспитания.)
«Духовная деятельность» (Н.Е. Щуркова) – ценностно-ориентировочная деятельность, направленная на осмысление (придание смыслов) явлений окружающей и внутренней действительности и, главным образом, на установление личностных смыслов происходящих событий, явлений, типов и способов деятельности, своих чувств, идеалов, целей и т.п.
|
«Целеполагание» – необходимый вид деятельности как для воспитателя, так и для воспитанников, продуктом которой является цель. Особенность деятельностного подхода в том, что целеполагание осуществляется, во-первых, в интересах воспитательного процесса в целом, в интересах каждого воспитанника индивидуально, по периодам его развития; во-вторых, в интересах воспитателя, с учетом его личностных смыслов педагогической деят-ти, с учетом его способностей, принципов бытия, идеалов, в интересах его самореализации.
Приведенная интерпретация (содержательное наполнение)данного блока категорий и основных понятий, отражающих деятельностный характер подхода, означает решительный отказ от вульгарных представлений о деятельностном подходе как трудовом воспитании. Подлинные приоритеты и акценты переносятся в сферу внутренней деятельности.
В качестве второго аспекта для содержательного наполнения категорий и основных понятий деятельностного подхода выделяют его личностную ориентированность. Этот блок включает следующие понятия: «личность», «личностный смысл», «внутренний потенциал», «самоактуализация», «самоопределение», «субъект», «субъектность» и др.
Недостаток всей предшествующей теории и практики воспитания состоял именно в том, что под деятельностью понимали всякую активность ребенка, главным образом, – реактивную деятельность, осуществляемую в ответ на требования педагога. В контексте деятельностного подхода под деят-тью понимается только активность самоопределяющейся личности, т.е. субъекта. Только такая деят-ть может рассматриваться в качестве фактора воспитания.
|
Третий блок основных понятий выделяют, приняв за основу методический и методологический компоненты подхода, то есть то, что в определении подхода обозначено как организация и управление. (организация воспитательного процесса и управление развитием личности посредством создания для этого благоприятных условий, к которым относятся воспитательная среда, мотивация обучающегося и воспитанника, личность воспитателя).
К указанному блоку относятся категории и понятия: «воспитательное пространство», «метод», «механизмы воспитания», «ситуация деятельности», «результат воспитания» и др.
Специфическая позиция деятельностного подхода в воспитании относительно взаимоотношения субъекта и ситуации деятельности – принципиальная неадаптированность: быть личностью, субъектом означает эмансипироваться от ситуации, быть над ней, стремиться к ее преобразованию.
Понятие «механизм воспитания» отражает собственную «неадаптивную активность» личности, которая проявляется в явлениях творчества, познавательной активности, в творческом преобразовании ситуации.
Принципы:
– принцип субъектности воспитания;
– принцип учета ведущих видов деятельности и законов их смены;
– принцип учета сензитивных периодов развития;
– принцип со-трансформации;
– принцип определения зоны ближайшего развития и организации в ней совместной деятельности детей и взрослых;
– принцип амплификации (обогащения, усиления, углубления) детского развития;
– принцип проектирования, конструирования и создания ситуации воспитывающей деятельности;
– принцип обязательной результативности каждого вида деятельности;
– принцип высокой мотивированности любых видов деятельности;
– принцип обязательной рефлексивности всякой деятельности;
– принцип нравственного обогащения используемых в качестве средства видов деятельности;
– принцип сотрудничества при организации и управлении различными формами деятельности.
Реализация подхода.
Общая ориентация при использовании методов воспитательной деятельности обусловлена теоретическими представлениями, согласно которым наибольшим воспитательным эффектом обладает ведущий тип деятельности и производные от него многообразные виды деятельности.