Зажимные винты и гайки изготавливают из стали марок 45 и 35 с твердостью 30…35 по 8-9 квалитету точности.
Сила, с которой зажимают детали винтовым зажимом, зависит от длины рукоятки (плечо зажима) и величины приложенной к ним силы, формы зажимного торца винта и вида резьбы.
Сила, приложенная на конце рукоятки резьбового зажима с плоским торцом 1:
со сферическим торцом 2:
с шарнирным башмаком 3:
где:
Q – 14 20 кг – искомая сила на рукоятке или на ключе резьбового зажима, прикладываемая рабочим, н (кгс);
P – требуемая сила зажима (сила распрессовки), кгс;
l – плечо приложения силы, мм ( номинальный наружный диаметр резьбы);
средний радиус резьбы винта, мм;
угол подъема витка резьбы;
условие самоторможения резьбы ();
приведенный угол трения в резьбовой паре ()
r – радиус цилиндрической части нижнего конца винта, мм;
R – радиус сферического конца винта в гнезде башмака, мм;
β - 120 , угол касательных сферы.
В зависимости от требуемой силы зажима и допускаемого напряжения винта на растяжение определяет номинальный наружный диаметр винта (проверочный расчет):
где допускаемое напряжение материала винта при переменной нагрузке,
Пример решения задачи
Задача: Стальной полый вал с внутренним диаметром 95 мм имеет наружную посадочную поверхность диаметром 100мм, на которую устанавливается бронзовая втулка, имеющая наружный диаметр 105 мм. Посадка соединения прессовая - . Определить силу запрессовки соединения, силу распрессовки соединения и диаметр резьбы винта.
Решение: Для определения силы распрессовки необходимо сначала определить наибольшее осевое усилие (силу запрессовки), которое может выдержать прессовое соединение
|
[1]
где
к – давление на посадочной поверхности,
F – - площадь посадочной поверхности,
f – коэффициент трения (для сталей и чугунов в среднем ).
Осевое усилие [1] необходимо рассчитывать, начиная с коэффициента тонкостенности соединения:
[2]
[3]
Подставляем данные в формулы [2] и [3]:
19.5128
20.5122
Далее считаем – коэффициент, характеризующий свойства материалов
[4]
где
Е – модули нормальной упругости материалов сопрягаемых деталей,
- пуассоновы константы,
с – коэффициенты, зависящие от тонкостенности соединений.
Теперь определяем относительное давление по формуле:
[5]
.
Формула [5] может быть заменена данными, определенными по графикам зависимости коэффициента трения от давления на посадочной поверхности. Часто соединения образуются не тонкостенными, а массивными деталями или могут комбинированными. Поэтому можно упрощенно принять , где 0.1 подразумевает тонкостенность соединения, а 0.4 – толстостенность или массивность соединения. В случае комбинированных соединений можно принимать промежуточные значения.
Далее необходимо определить полный натяг соединения:
[6]
для чего определяем средний натяг в посадке по формуле:
[7]
;
.
Согласно квалитетам точности по справочным данным принимаем
мм
Считаем полный натяг соединения по формуле [6]:
.
Давление К на посадочных поверхностях по формуле:
.
Площадь посадочной поверхности
Наибольшее осевое усилие, которое может выдержать прессовое соединение:
Это была сила запрессовки, а сила расспресовки равна .
Для определения диаметра резьбы винта съемника принимаем условно схему №2. Формулу
|
преобразуем относительно :
[8]
Принимаем Q = 4 кгс, l = 120 мм, P – это сила запрессовки или распрессовки (в данном случае распрессовки):
Для определения диаметра резьбы винта умножаем на 2 и прибавляем шаг резьбы:
.
Принимаем диаметр резьбы стандартный М27.