Параметры детско-родительских отношений Э. Фромма




Родительские отношения рассматривались Э. Фроммом как фундаментальная основа развития ребенка. При этом Фромм проводит качественное различие между особенностями материнского и отцовского отношения к ребенку [6]. Это различие наиболее ярко прослеживается по следующим направлениям:

а) условность — безусловность;

б) контролируемость — неконтролируемость [4].

Фромм утверждал, что материнская любовь безусловна - мать любит своего ребенка за то, что он есть. Материнская любовь не подвластна контролю со стороны ребёнка, её нельзя заслужить (либо она есть, либо её нет). Отцовская любовь обусловлена - отец любит за то, что ребёнок оправдывает его ожидания. Отцовская любовь управляема, её можно заслужить, но её можно и лишиться. При этом Фромм подчёркивает, что он имеет в виду не конкретных родителей, а в целом материнское и отцовское начало. В жизненной ситуации может наблюдаться совершенно другая картина, но если брать общество в целом, то материнское и отцовское начало в определённой степени представлены в личности матери или отца [4].

Таким образом, Э. Фромм выделяет такие существенные характеристики родительских отношений, как их двойственность и противоречивость, а также вводит категорию «начало» в описание этой реальности.

Фромм категорически отрицал допустимость подавления личности ребёнка как средства воспитания. При этом особое место отводилось личному примеру. Родитель должен контролировать в первую очередь собственное поведение и стремиться понять причину поведения ребенка. Ребёнок должен быть уверен, что родители его любят и всегда готовы ему помочь. Таким образом, ключевыми понятиями его модели воспитания являются уважение; близость с родителями; проявления любви [4].

Особую роль процессу воспитания Э. Фромм отводит в первые годы жизни ребёнка. Он убежден, что любовь необходима не только по отношению к ребенку, но и между другими членами семьи. Отец, по убеждению Фромма, должен быть образцом мужчины, формировать у детей мужское отношение к жизни, но при этом не выдвигать чрезмерных требований. Ребёнок должен быть окутан атмосферой любви, которая так необходима ему в первые годы жизни.

Мать должна иметь веру в жизнь, не быть тревожной, только тогда она сможет передать ребенку ощущение безопасности. Новорожденный воспринимает мать как источник тепла и пищи, он пребывает в эйфорическом состоянии удовлетворения и безопасности, в состояние нарциссизма. Позже к нему приходят переживания «гарантированной» любви матери «я любим, потому что это я». Если материнская любовь есть, то она равна блаженству, если же ее нет, это все равно как если бы всё прекрасное ушло из жизни — и ничего нельзя сделать, чтобы эту любовь искусственно создать[1].

Проходит время и к ребёнку приходит ощущение способности возбуждать любовь своей собственной активностью. В дальнейшей его жизни идея любви из желания быть любимым переходит в желание любить. Уже в юношеском возрасте ребёнку предстоит преодолеть свой эгоцентризм, увидев в другом человеке не только средство для удовлетворения собственных желаний, а самоценное существо. Потребности и цели другого человека станут так же, если не более, важны, как собственные. Давать, дарить окажется куда более приятно и радостно, чем получать [4].

Таким образом, детско-родительские отношения накладывают отпечаток на всю дальнейшую жизнь человека через развитие в нём материнского и отцовского начал. Зрелый человек соединяет в себе материнское и отцовское начало, несмотря на то, что они, казалось бы, противоположны друг другу. Если бы он обладал только отцовским началом, то был бы злым и бесчеловечным. Если бы обладал лишь материнским, то был бы склонен к утрате здравомыслия, препятствуя себе и другим в развитии. И одного начала недостаточно для нормального развития личности.

Рассматривая параметры детско-родительских отношений, необходимо отдельно остановиться на интерпретации Э. Фромма мифа об Эдипе, которая существенно отличается от его интерпретации, сделанной Фрейдом.

Термин «Эдипов комплекс» был введён Зигмундом Фрейдом. Образ Эдипа был заимствован им из древнегреческой трагедии. Эдипов комплекс -понятие, обозначающее бессознательное сексуальное влечение к родителю противоположного пола и враждебное побуждение к родителю того же пола. В общем же смысле Эдипов комплекс обозначает имманентное, соответствующее бисексуальному расположению, универсальное бессознательное эротическое влечение ребенка к родителю. Данное понятие является одним из ключевых в психоаналитической теории.

Фрейд был одним из первых ученых, осознающих, что сексуальность сопровождает человека, на протяжении всей жизни. Фрейд считал, что половое влечение, или либидо (инстинктивное стремление к чувственному наслаждению), является ключевой силой, мотивирующей поведение. Более того, фантазии полового сближения с матерью, которые могут возникать в детстве и юношестве и которые могут привести к развитию у мальчика Эдипова комплекса, являются вполне естественными, так как ребёнок уже любит мать, так же как она его. Мальчик ревнует мать к отцу, считая последнего соперником в борьбе за её любовь. В то же время мальчик боится гнева могущественного отца и особенно опасается, что тот накажет его. Проблема решается достижением продуктивного компромисса. Мальчик отказывается от сексуальных желаний в отношении матери и враждебного отношения к отцу, взамен идентифицируя себя с последним. Таким способом он пытается как можно больше походить на отца, чтобы однажды стать столь же могущественным и быть в состоянии удовлетворить свои сексуальные устремления.

По теории психоанализа Эдипов комплекс формируется вокруг влечений, подвергшихся вытеснению в сферу бессознательного. Эдипов комплекс возникает у мальчика в результате вытеснения воспитанием в раннем детстве враждебных импульсов по отношению к отцу и влечения к матери.

Выводы Фрейда ещё при его жизни многими не принимались. И сейчас они не считаются абсолютными как противоречащие выводам современной науки, психологии, антропологии. Фромм также считал, что Фрейд не верно интерпретировал миф об Эдипе. Фрейд опирался на трагедию Софокла «Царь Эдип», в то время как необходимо принимать во внимание всю трилогию Софокла, включая такие её части как «Эдип в Колоне» и «Антигона». В понимании Фромма миф об Эдипе можно рассматривать не как символ инцестуозной любви между матерью и сыном, а как реакцию ребёнка на давление родительского авторитета, который является неотъемлемой чертой патриархальной организации общества [5].

Зигмунд Фрейд являлся сторонником чрезмерной родительской власти и мужского превосходства, о чём в своих размышлениях неоднократно отмечал Э. Фромм. Именно поэтому он мог не правильно интерпретировать проблемы отношений между родителями и детьми, придавая им чрезмерный сексуальный характер. Эдипов комплекс у детей может развиваться не столько на фоне полового влечения к родителю противоположного пола, сколько на фоне желания защитить свою мать от чрезмерной агрессии со стороны отца. Мальчик любит свою мать, и наблюдая за тем, как она страдает от чрезмерно авторитарного отца, у него может появиться желание заменить последнего. Не понимая самой сущности супружеских отношений, ребёнок уверен в том, что он сможет лучше, чем отец, полюбить свою мать, и сделает её счастливой. Более того, Эдипов комплекс может развиваться и у мальчиков в семьях, где отец чрезмерно пассивен и не способен защитить мать и семью от опасностей. В этом случае у мальчика также может появиться желание заменить отца и дать своей матери «настоящую» в его понимании любовь.

Таким образом, Э. Фромм сделал правильные выводы по поводу несостоятельности версии З. Фрейда о причинах развития Эдипова комплекса. Безусловно, на практике встречаются случаи чрезмерной сексуальной активности в раннем детском возрасте, но это скорее исключение из правил. Развитие Эдипова комплекса у большей части детей наблюдается не на почве их повышенной сексуальности, а на фоне их детской любви, которую они испытывают к своей матери, если отец, по их мнению, не способен дать ей настоящую любовь.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-10-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: