ЧЕТВЕРТИЧНЫЙ СЕКТОР ЭКОНОМИКИ – это сектор экономики, который состоит из отраслей управления, образования, науки и культуры.
Система образования
Общеобразовательные и высшие учебные заведения светского типа стали появляться с конца 90-х 19 в. В принятой в 1906–1907 первой иранской конституции было заявлено о необходимости создания светского обучения. В 1911 принят закон об обязательном начальном образовании. Переход к светскому образованию произошел после реформы 1928. К середине 70-х был осуществлен фактический переход к обязательному начальному бесплатному образованию в объеме пяти классов. В феврале 1974 был издан указ шаха о введении бесплатного неполного среднего образования. После исламской революции декрет Хомейни от 13 июня 1980 провозгласил начало «культурной революции», основными объектами которой стали высшее образование, а также вся система образования в целом. Был создан Высший Совет культурной революции, разработавший Концепцию «исламизации образования», согласно которой в светскую систему образования стали внедряться исламские нормы поведения и вноситься изменения в программы и способы обучения. Проводимая с 90 либерализация затронула образование, была расширена самостоятельность вузов.
Система образования состоит из дошкольного воспитания, общеобразовательной школы, профессионально-технического обучения, высшего образования и движения по борьбе с неграмотностью. Дошкольное образование не получило пока широкого развития. Функционируют государственные и частные дошкольные учреждения. Общеобразовательная школа состоит из трех ступеней: начальная школ (1–5 классы), неполная средняя (6–8 классы), средняя школ (9–10 классы), при этом уже в 10 классе – обучение по одной из трех основных программ: общетеоретическое, технически-прикладное и специальное. 11 классное – предуниверситетское обучение, целью которого является подготовка к поступлению в вуз. Обучение в школе начинается с 6 лет. Обучение мальчиков и девочек раздельное.
|
В 1980–1982 университеты были закрыты для проведения программы исламизации, лишены прав административного самоуправления, после 1983 стали постепенно открываться. С 80-х стала развиваться система высшего образования по типу «открытых» вузов (Исламский Свободный Университет –Азади, обучение платное). В системе высшего образования (и среднего специального) ИРИ большую роль играют исламские учебные заведения медресе (семинарии), готовящие специалистов в области религиозного права и теологии. Крупнейшим теологическим образовательным центром в ИРИ в настоящее время является Кум. Кумский комплекс включает 60 медресе, часть их – для девушек. Более 20 медресе функционируют в Мешхеде.
В 2003 действовали 136 университетов и вузов. Кроме того, работают 6 центров высшего образования, и 115 отделений открытого исламского университета.
Движение по ликвидации неграмотности- одна из форм системы образования (уровень грамотности в 2004 в возрасте старше 15 лет – 79,4%). «Движение» работает среди гражданского населения, в армии, КСИР, жандармерии и полиции. В 1999/2000 курсы работали в 14,8 тыс. деревнях, выдав 626 тыс. дипломов об окончании. «Движение» имеет статус министерства. Школьное образование подчинено Министерству образования. Система профессионально-технического обучения находится в ведении Министерства труда и социальных дел. Проблемами высшего образованиязанимается Министерство культуры и высшего образования, а также Министерство здравоохранения и медицинского образования В настоящее время 50 университетов подчинены Министерству культуры и высшего образования, 33 университета – Министерству здравоохранения и медицинского образования, 53 университета и других вузов – другим министерствам. Доля расходов на образование в ИРИ не превышает 5% ВВП (в 2002 – 4,4%).
|
Культура
С конца 19 в. на культуру Ирана стало оказывать большое влияние западное искусство. После исламской революции каноны ислама стали в значительной степени определять форму и содержание культурного развития. Под запретом оказалось даже чтение Шах-наме Фердоуси, этого символа иранской культуры и истории. В первые годы после революции были запрещены театры, исполнение светской музыки, просмотр западных фильмов. В постепенно открывавшихся театрах основной репертуар составляли мистерии на религиозные, революционные и военные темы. В условиях исламского запрета на изображение людей в сложном положении оказалась живопись, однако потребность в распространении портретов исламских лидеров, шахидов привели к фактической отмене этого запрета. В 90-е вновь стали возрождаться не только традиционные, но и современные виды искусства. Все большую популярность в Иране и за его пределами приобретает современная иранская живопись, главным образом, в форме миниатюры. Современные музыкальные группы. В архитектуре наибольшее внимание уделяется городской массовой застройке, в последние годы – индивидуальному городскому жилью. Из новых архитектурных объектов наиболее значительным стал комплексный мемориал имама Хомейни около Тегерана. Вклад в современное мировое искусство внесли иранские кинематографисты. Наиболее известным режиссером является Мохсен Махмальбаф, уделяющий основное внимание художественной трактовке социальных проблем. Работы Аббаса Кияростами носят более камерный характер, наиболее интересны для него этико-философские проблемы. Его фильмы Где дом друга? (1987), Через оливы (1994), Вкус вишни, Золотая пальмовая ветвь в Каннах), принесли ему мировую известность. Мировую известность имеют неоднократно награжденные на международных кинофестивалях поэтичные фильмы Маджида Маджид (Дети небес, 1997; Отец, 1995; Цвет бога, 1999; Дождь, 2000), работы женщин-режиссеров – Ракшан Бани Этемад и Самиры Махмальбаф. Иранское кино отличается высоким чувством меры и вкуса, что поставило его в ряд с мировыми достижениями кинематографа.
|
Открыты новые музеи, посвященные революции и ее лидерам, дом, где жил в Тегеране Хомейни, восстанавливается музейная работа в бывших шахских дворцах, расширяется сеть библиотек. Наиболее крупные – Центральная библиотека и Центр документов при Тегеранском университете, Национальная библиотека (несколько тысяч томов государственных документов, относящихся к периоду правления Каджаров), Две библиотеки меджлиса (парламентские архивы с 1906 по настоящее время), Библиотека Аятоллы Мараши. Крупные теологические библиотеки находятся в Кумском теологическом центре и Мешхеде (библиотека вакфа «Астане Кодс» содержит более 10 тыс. древних рукописей).