Модель экономического развития




 

Основной моделью экономического развития является модель «догоняющего развития», но так же рассматривается возможность модернизации модели. При всех возможных вариантах определения «модернизации» как термина, главным содержанием модернизации для Ирана, как и других восточных стран, является достижение на ее основе сокращения разрыва в уровнях развития с западными странами, используя, главным образом, их опыт. Модели «догоняющего развития» для разных стран могут достаточно сильно отличаться, но, тем не менее, все они опираются на общие тенденции экономического и политического развития, характерные для процесса глобализации, который пока инициируется западным миром.

Модернизация включает в себя различные аспекты. Наибольший интерес представляют модели модернизации политической и экономической систем, которые были порождены «белой» и «исламской» революциями, одна из которых проводилась шахским режимом в 1962-1977 гг, т.е. в течение пятнадцати лет, а вторая, согласно официальной идеологии, не завершилась падением шахского режима в 1979 г. и установлением теократического правления, а длится до сих пор. Именно иранская революция стала пиком исламского возрождения, отражением поиска новых моделей развития в исламском мире. Иранский опыт поиска моделей модернизации интересен не с точки зрения соотношения в использовании разных экономических концепций (меркантилизм, маржинализм, кейнсианство, неолиберализм и т.п.), а с точки зрения соотношения в использования исламских социально-экономических и политических принципов развития и разработанных западным миром теорий и моделей развития.

Сам опыт развития Ирана в рамках исламской государственности дает нам уникальную возможность рассмотреть возможные варианты модернизации этого нового режима, появились ли теории исламской модернизации, новые инструменты модернизации.

Оказалось, что исламский режим способен на модернизацию, но пока это коснулось экономической модели.

Руководство страны решилось после окончания войны с Ираком на изменение экономической модели в сторону ее либерализации, сближения иранской модели с мировыми тенденциями. При этом сколько-нибудь четкой исламской экономической концепции модернизации в Иране нет. Впрочем, как мы не можем говорить о сформировавшейся исламской концептуальной стратегии развития мусульманских стран в целом. Наиболее отчетливое влияние на выработку таких концепций начинают оказывать принципы «усредненности», ставшие основой, например, концепции Министерства вакфов и исламских дел Кувейта.

Согласно Конституции Ирана целью «исламской экономики является создание благоприятных условий для проявления творческого потенциала человека», и к числу таких условий была отнесена «ликвидация всякой духовной и социальной деспотии и экономического монополизма». Конституция одинаково отрицает как экономический монополизм государства, так и монополизм частных компаний. Нет необходимости говорить о том, что эти взгляды на экономику полностью соответствуют как общемировым тенденциям, так и понятиям справедливости.

Основные исламские нормы, которые используются в экономической практике Исламской Республики Иран (ИРИ), можно свести к нескольким: праву собственности, исламским налогам, запрету на банковский процент.

Безусловно, одной из важнейших является проблема собственности. После революции в несколько этапов была проведена национализация собственности шахской семьи, иностранных компаний, банков, страховых обществ, крупных промышленных и коммерческих компаний. Эти мероприятия не исключали возможности обращения новой власти к истокам интерпретации исламом такого понятия собственности, когда приоритет отдавался умме и государству. Хотя «Закон о защите и развитии промышленности» 1979 г. предусматривал национализацию предприятий тех владельцев, которые «незаконным путем» нажили капиталы. Предприятия владельцев, не принимавших участие в борьбе против нового режима, оставались в их собственности. Идеологическим обоснованием национализации банков стала необходимость построения банковской системы, работающей с соблюдением норм шариата.

В конце жизни в своем завещании Хомейни вновь возвращается к теме «ислам и собственность», акцентируя внимание на том, что «ислам проявляет умеренность в подходе к собственности, уважает ее только в том случае, если она проявляется честно и законно. Тогда экономика станет здоровой, и будет осуществляться социальная справедливость, без чего невозможно ни одно здоровое общество». Он предостерегал против тех, кто «ссылаясь на аяты из Корана или изречения из "Нахдже-оль-Балаге", придерживаются учения об обобществлении».

С начала 90-х гг. руководство страны начинает вносить коррективы в модель развития и проводит экономическую либерализацию, используя инструменты неолиберализма. В Иране не просто создаются благоприятные условия для деятельности частного сектора, а проводится широкая приватизация государственных компаний. Эта новая политика, с точки зрения ее инициаторов, не противоречила исламским принципам. Нужно отметить, что даже при жизни Хомейни в иранском духовенстве не было единой точки зрения, например, на приоритетность разных видов собственности. По этой причине не был принят ни один из законопроектов – о границах государственной и частной собственности, о кооперативной собственности, представленных в меджлис. В связи с этим нужно сказать, что иранское духовенство и лидеры государства определяли свое отношение к собственности, в значительной мере исходя из прагматических задач. Когда с начала 90-х годов Иран начал модернизацию, внедряя рыночные принципы, инициатором этого перехода вновь стала государственная власть.

Религиозной правовой основой изменения экономического курса является иджтихад как поиск решений по тем вопросам, которые в Коране и шариате детально не определены, и принципы фикха допускают изменение норм в зависимости от изменений времени и условий. Иранские лидеры стараются выбрать свой вариант модернизации. В период Хатами часто говорили о «японской модели» как наиболее оптимальной для Ирана, после избрания Ахмадинежада – о «китайской модели».

В отличие от других стран переход к рыночной экономике осуществляется постепенно. Иран отказался от проведения «шоковой терапии», цены на товары «отпускались» постепенно, сначала на импортные товары, затем – на отечественные. Использовались различные схемы приватизации. В конце 2006 г. для «справедливого и равномерного распределения национального богатства» стали даже выпускаться «акции справедливости» для беднейших слоев населения, чтобы смягчить последствия расслоения общества в результате экономической либерализации. Разработана методология формирования малоимущих групп населения, которым на безвозмездной основе будут выделяться эти акции. В целом программа рассчитана на 6-10 лет. Пока мы не можем говорить о результатах их применения, но важна даже попытка выработать современные инструменты социальной справедливости.

Постепенно в ИРИ стало меняться отношение к использованию иностранного капитала, свободный перелив которого стал также необходимым атрибутом экономической модернизации. Летом 2002 г. был принят новый Закон о защите иностранных инвестиций, более прозрачный и дающий больше гарантий, чем принятый в шахское время.

Но происходит постепенная адаптация исламских банков к потребностям экономики, особенно в связи с проводимой в стране политикой либерализации, что, несомненно, ведет к постепенному обоснованию возможности использования общемировых принципов работы. Так, банками стали разрабатываться финансовые инструментарии, однотипные с казначейскими векселями. Это прежде всего так называемые «бумаги участия», которые выпускаются Центральным банком и распространяются через систему коммерческих банков и Тегеранскую фондовую биржу. Центральный банк Ирана в своей деятельности практически абстрагируется от исламских норм, используя для регулирования движения капитала главным образом уровень ставок по депозитам и кредитам.

Вероятно, более трудным для исламского руководства страной является разрешение на работу банков, работающих на общемировых принципах. Хотя иранские банки постепенно трансформируют свой инструментарий в сторону приближения его к обычным светским банкам, тем не менее, они в большей степени соответствуют принципам работы инвестиционных банков, и продолжают сдерживать деятельность коммерческих банков. Кроме того, необходимо признать, что исламские принципы работы банков не привели пока к значительной мобилизации капитала, способного обеспечить модернизацию экономики. Исламские нормы затрудняют также сотрудничество с иностранными банками и инвестиционными компаниями. Фактически иранские банки превращены в холдинги государственных предприятий, заняты обслуживанием государственных структур, при банках созданы инвестиционные компании, которые с начала 2000-х гг. активно скупают акции приватизируемых предприятий. Но провести прямую зависимость такого положения с исламскими принципами у нас нет оснований, такова ситуация и во многих других странах, например, в светской Турции. Своеобразным инструментом модернизации являются в Иране свободные экономические зоны, где создаются максимально благоприятные условия для деятельности иностранного и частного капитала.

Таким образом, сами исламские принципы, даже первичные, как, например, запрет на банковский процент, смогли всего за 15 лет после начала рыночных реформ, в достаточной степени приспособится к современным реалиям хозяйствования.

Но как на это смотрит исламское правление, допускающее эти изменения? Ведь с точки зрения экономического роста, именно эти изменения позволили сделать экономический рост достаточно устойчивым, повысился общий жизненный уровень населения. ВВП по ППС достиг в 2005 г. 8,1 тыс. долл. (в Пакистане –2,35 тыс. долл., в Турции – 8,4 тыс. долл.). А это отвечает основному принципу социальной и экономической справедливости цели исламской экономики. Следовательно, экономическая модернизация на основе общемировых норм дозволена и полезна. Но, с другой стороны, произошло расслоение общества, выгоды от экономического развития все получили очень неодинаково. Поэтому достаточно серьезное внимание исламская власть при проводимой модернизации уделяет развитию мелкого производства, поддержке кооперативов в разных отраслях хозяйства. Значительная часть бюджетных средств выделяется на благоустройство малых городов и деревень, на строительство дешевого муниципального жилья, на дотации основных продовольственных товаров, топлива и электроэнергии. За 25 лет вырос уровень грамотности, продолжительность жизни. Для того, чтобы обеспечивать благополучие «обездоленных» (для чего и делалась революция) в Иране создана и поддерживается довольно эффективная система социальной защиты. Большую помощь получают беднейшие слои населения, а также семьи шахидов и военнопленных от исламских фондов, вакфов и мечетей. Такая социальная политика ассоциируется у населения с исламскими принципами, с традиционными для иранского общества способами поддержки населения, способствует поддержанию равновесия в обществе.

Сейчас перед Ираном стоит задача завершить переходный к рыночной экономике период. Необходима скорейшая модернизация экономики, максимальное использование конкретных рыночных механизмов, без этого экономика не сможет выдержать демографического давления, образовавшееся в результате резкого прироста населения в первое десятилетие после установления исламской власти. А значит, необходима и дальнейшая модернизация исламских принципов ведения хозяйства, механизмов их применения. Иран ставит задачу использовать выгоды от глобализации в виде расширения рынка для своих товаров, притока необходимых технологий, но при этом в качестве исламской компоненты упор будет сделан на меры по строительству более социально справедливой рыночной системы. Вероятно, можно говорить об иранской модели экономической модернизации как модели рыночной, но с приоритетом на социальную ориентацию. Но говорить о прорыве в социальной модернизации, социальной политике, отличающейся по качеству от европейских стран, оснований нет.

В какой мере можно говорить о политической модернизации? Да, самая древняя монархия в мире была свергнута. И это была не монархия, подобная нынешним европейским монархиям, где данный институт придает лишь некий колорит сохранению национальных традиций. В Иране в руках монарха находились основные рычаги власти, власть по-настоящему представляла собой диктаторский режим. Именно поэтому к оппозиционному движению духовенства и его организаций примкнули практически все демократические силы, включая коммунистические партии разного толка. Образование на основе референдума 1 апреля 1979 г. исламской республики с точки зрения замены диктаторского режима шаха воспринималось как модернизация политической структуры.

Однако в процессе борьбы различных точек зрения на структуру и характер политической власти, которая велась после революции, победила идея Хомейни о «велаяте факих». Возникла своеобразная форма республиканского правления, при котором решающие позиции в руководстве страной заняло шиитское духовенство. Глава страны – рахбар наделен значительными по объему полномочиями государственной власти. Кроме того, что он непосредственно назначает главу судебной власти (моджтахеда), он через Наблюдательный Совет и Ассамблею по определению целесообразности оказывает влияние на законодательную власть. Можно сказать, что рахбар – это своеобразный вариант института монархии, хотя он – лицо выборное. Менее непосредственно влияние рахбара на исполнительную власть, главой которой является президент, тем не менее, оно значительно. Рахбар по конституции осуществляет главное командование Вооруженными силами страны, назначает главнокомандующих отдельными видами вооруженных сил, подписывает указ о назначении президента, ему подчиняется государственные радиокомпания и телекомпания, Высший Совет культурной революции, который занимается выработкой идеологических основ системы образования. Все большее значение в системе принятия решений исполнительной власти начинают играть центры стратегических исследований, созданные при Совете экспертов и Ассамблеи по целесообразности (которые он сам и формирует), являющиеся инструментами влияния рахбара. Под контролем рахбара находится деятельность исламских фондов, также обеспечивающих не только экономическое влияние духовенства, но и оказывающих влияние на решения исполнительной власти. Дуалистичный характер власти пытался модернизировать Хатами, усилив полномочия республиканских структур (президента), однако предложенные им законопроекты не были приняты.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-08-04 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: