Признаки педагогической технологии




Вопросы

к зачету по предмету «Педтехнологии»

(для студентов ускоренной формы обучения)

 

1. Общие сведения о педагогических системах. Понятие и основные признаки педагогической системы.

Педагогическая система – это целостное единство всех факторов способствующих достижению поставленных целей обучения, воспитания и развития.

Под педагогической системой (ПС) В.П.Беспалько понимает определенную совокупность взаимосвязанных средств, методов и процессов, необходимых для создания организованного, целенаправленного и преднамеренного педагогического влияния на формирование личности с заданными качествами.

Педагогический процесс – это объединение в единое целое тех компонентов, которые способствуют развитию учащихся и педагогов в их непосредственном взаимодействии.

Педагогическая ситуация – это составная часть педагогического процесса, характеризующая его состояние в определенное время и в определенном пространстве.

Педагогическое моделирование – это разработка целей (общие идеи создания педагогических систем, процессов или ситуаций и основных путей их достижения).

Педагогическое проектирование – это дальнейшая разработка созданной модели и доведение ее до уровня практического использования.

Педагогическое конструирование – это дальнейшая детализация созданного проекта для использования в конкретных реальных условиях.

2. Сущность и структура педагогической системы НПО (ПУ).

Рассмотрим структуру педагогической системы, разработанную профессором В.П. Симоновым и дополненную профессором Л.Ф. Спириным7.

В каждой педагогической системе всегда есть девять основных компонентов: цель деятельности, субъект педагогической деятельности (тот, кто управляет системой), субъекто-объект деятельности (тот, кем управляют: ребенок, ученик, студент), взаимоотношения «субъект – субъекто-объект», содержание деятельности, способы деятельности, педагогические средства, организационные формы и результат деятельности. Все эти компоненты находятся во взаимосвязи и взаимодействии.

Каждая из педагогических систем возникает с определенными целями и выполняет определенные функции. Рассмотрим, например, цели создания малой педагогической системы – спортивной секции: укреплять здоровье учеников, развивать их физические качества – и большой педагогической системы – педагогического института: профессионально обучать человека, чтобы он овладел педагогической специальностью.

Значит, педагогические системы различаются прежде всего своими целями. В системе налицо управляющие педсистемы (учителя, воспитатели) и управляемые педсистемы (воспитуемые). Каждая личность воспитанника является не только объектом педагогической деятельности, но и субъектом собственной деятельности, саморазвития, самовоспитания. В учебно-воспитательном процессе школьники участвуют в конкретных видах деятельности (учебной, эстетической, трудовой, спортивной и т.д.). Именно в них реально осуществляется саморазвитие и формирование личности.

 

3. Понятие и причины возникновения педагогических технологий.


Педагогическая технология - это содержательная техника реализации учебного процесса (В.П.Беспалько).

• Педагогическая технология - это описание процесса достижения планируемых результатов обучения (И.П.Волков).

• Педагогическая технология — это продуманная во всех деталях модель совместной педагогической деятельности по проектированию, организации и проведению учебного процесса с безусловным обеспечением комфортных условий для учащихся и учителя (В.М.Монахов).

• Педагогическая технология - это системный метод создания, применения и определения всего процесса преподавания и усвоения знаний с учетом технических и человеческих ресурсов и их взаимодействия, ставящий своей задачей оптимизацию форм образования (ЮНЕСКО).

Педагогическая технологияэто систематичное воплощение на практике заранее спроецированного учебно-воспитательного процесса. Отличием педагогических технологий от любых других является то, что они способствуют более эффективному обучению за счет повышения интереса и мотивации к нему у учащихся. (Беспалько)

• Педагогическая технология означает системную совокупность и порядок функционирования всех личностных, инструментальных и методологических средств, используемых для достижения педагогических целей (М.В.Кларин)».

Сегодня каждая школа и каждый учитель ищут наиболее эффектив­ные пути совершенствования учебного процесса, повышения заинтересо­ванности учеников и роста успеваемости учащихся. Среди основных побу­дительных причин возникновения и практического исследования новых психолого-педагогических технологий можно выделить следующие:

- необходимость более глубокого учета и использование психофи­зиологических особенностей обучаемых;

- осознание настоятельной необходимости замены малоэффектив­ного вербального способа передачи знаний системно-деятельностным под­ходом;

- возможность проектирования учебного процесса, организацион­ных форм взаимодействия учителя и ученика, обеспечивающих гарантиро­ванные результаты обучения;

- потребность снизить негативные последствия работы малоквали­фицированного учителя.

4. Существенные признаки педагогической технологии.

Признаки педагогической технологии

Можно выделить основные признаки технологии:

- технология определяется как деятельность, деятельность учителя и учащихся

- эта деятельность обязательно опирается на педагогические законы и закономерности

- обучающая и учебная деятельность предварительно тщательно проектируются

- четкость и определенность в фиксации результата,

- наличие критериев его достижения,

- педагогическая идея, то есть определенная методологическая, философская позиция (технология процесса передачи знаний и технология развития личности);

- фиксированная последовательность педагогических действий, операций, коммуникаций выстраиваемая в соответствии с целевыми установками, конкретным ожидаемым результатом;

- процесс взаимодействия учителя и учащихся с учетом их индивидуальных характеристик и дидактических принципов обучения;

- воспроизводство любым учителем элемента педагогической технологии, что гарантирует достижение планируемых результатов (государственного стандарта) всеми школьниками;

- гарантированность результата.

5. Основные компоненты педагогической технологии.

 

6. Понятие и методика целеобразования в педагогических технологиях.

 

Целеобразование относится к формированию и разработке цели на конкретно-педагогическом уровне. Оно предполагает программирование целей воспитательной деятельности на разных его этапах.

“Целеполагание — процесс определения целей, идеально представленного результата

 

 

7. Понятие и методика мотивации УПД учащихся.

8. Понятие, основные виды и организация УПД учащихся.

9. Управление УПД учащихся.

10. Личностно-ориентированные технологии обучения.

11. Инновационные технологии обучения.

12. Подробная характеристика одной из педагогических технологий (на выбор).

13. Общие сведения о педагогическом проектировании (понятие, объекты, формы, этапы педагогического проектирования).

14. Технология педагогического проектирования.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-12-07 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: