Вопросы
к зачету по предмету «Педтехнологии»
(для студентов ускоренной формы обучения)
1. Общие сведения о педагогических системах. Понятие и основные признаки педагогической системы.
Педагогическая система – это целостное единство всех факторов способствующих достижению поставленных целей обучения, воспитания и развития.
Под педагогической системой (ПС) В.П.Беспалько понимает определенную совокупность взаимосвязанных средств, методов и процессов, необходимых для создания организованного, целенаправленного и преднамеренного педагогического влияния на формирование личности с заданными качествами.
Педагогический процесс – это объединение в единое целое тех компонентов, которые способствуют развитию учащихся и педагогов в их непосредственном взаимодействии.
Педагогическая ситуация – это составная часть педагогического процесса, характеризующая его состояние в определенное время и в определенном пространстве.
Педагогическое моделирование – это разработка целей (общие идеи создания педагогических систем, процессов или ситуаций и основных путей их достижения).
Педагогическое проектирование – это дальнейшая разработка созданной модели и доведение ее до уровня практического использования.
Педагогическое конструирование – это дальнейшая детализация созданного проекта для использования в конкретных реальных условиях.
2. Сущность и структура педагогической системы НПО (ПУ).
Рассмотрим структуру педагогической системы, разработанную профессором В.П. Симоновым и дополненную профессором Л.Ф. Спириным7.
В каждой педагогической системе всегда есть девять основных компонентов: цель деятельности, субъект педагогической деятельности (тот, кто управляет системой), субъекто-объект деятельности (тот, кем управляют: ребенок, ученик, студент), взаимоотношения «субъект – субъекто-объект», содержание деятельности, способы деятельности, педагогические средства, организационные формы и результат деятельности. Все эти компоненты находятся во взаимосвязи и взаимодействии.
Каждая из педагогических систем возникает с определенными целями и выполняет определенные функции. Рассмотрим, например, цели создания малой педагогической системы – спортивной секции: укреплять здоровье учеников, развивать их физические качества – и большой педагогической системы – педагогического института: профессионально обучать человека, чтобы он овладел педагогической специальностью.
Значит, педагогические системы различаются прежде всего своими целями. В системе налицо управляющие педсистемы (учителя, воспитатели) и управляемые педсистемы (воспитуемые). Каждая личность воспитанника является не только объектом педагогической деятельности, но и субъектом собственной деятельности, саморазвития, самовоспитания. В учебно-воспитательном процессе школьники участвуют в конкретных видах деятельности (учебной, эстетической, трудовой, спортивной и т.д.). Именно в них реально осуществляется саморазвитие и формирование личности.
3. Понятие и причины возникновения педагогических технологий.
Педагогическая технология - это содержательная техника реализации учебного процесса (В.П.Беспалько).
• Педагогическая технология - это описание процесса достижения планируемых результатов обучения (И.П.Волков).
• Педагогическая технология — это продуманная во всех деталях модель совместной педагогической деятельности по проектированию, организации и проведению учебного процесса с безусловным обеспечением комфортных условий для учащихся и учителя (В.М.Монахов).
• Педагогическая технология - это системный метод создания, применения и определения всего процесса преподавания и усвоения знаний с учетом технических и человеческих ресурсов и их взаимодействия, ставящий своей задачей оптимизацию форм образования (ЮНЕСКО).
Педагогическая технология – это систематичное воплощение на практике заранее спроецированного учебно-воспитательного процесса. Отличием педагогических технологий от любых других является то, что они способствуют более эффективному обучению за счет повышения интереса и мотивации к нему у учащихся. (Беспалько)
• Педагогическая технология означает системную совокупность и порядок функционирования всех личностных, инструментальных и методологических средств, используемых для достижения педагогических целей (М.В.Кларин)».
Сегодня каждая школа и каждый учитель ищут наиболее эффективные пути совершенствования учебного процесса, повышения заинтересованности учеников и роста успеваемости учащихся. Среди основных побудительных причин возникновения и практического исследования новых психолого-педагогических технологий можно выделить следующие:
- необходимость более глубокого учета и использование психофизиологических особенностей обучаемых;
- осознание настоятельной необходимости замены малоэффективного вербального способа передачи знаний системно-деятельностным подходом;
- возможность проектирования учебного процесса, организационных форм взаимодействия учителя и ученика, обеспечивающих гарантированные результаты обучения;
- потребность снизить негативные последствия работы малоквалифицированного учителя.
4. Существенные признаки педагогической технологии.
Признаки педагогической технологии
Можно выделить основные признаки технологии:
- технология определяется как деятельность, деятельность учителя и учащихся
- эта деятельность обязательно опирается на педагогические законы и закономерности
- обучающая и учебная деятельность предварительно тщательно проектируются
- четкость и определенность в фиксации результата,
- наличие критериев его достижения,
- педагогическая идея, то есть определенная методологическая, философская позиция (технология процесса передачи знаний и технология развития личности);
- фиксированная последовательность педагогических действий, операций, коммуникаций выстраиваемая в соответствии с целевыми установками, конкретным ожидаемым результатом;
- процесс взаимодействия учителя и учащихся с учетом их индивидуальных характеристик и дидактических принципов обучения;
- воспроизводство любым учителем элемента педагогической технологии, что гарантирует достижение планируемых результатов (государственного стандарта) всеми школьниками;
- гарантированность результата.
5. Основные компоненты педагогической технологии.
6. Понятие и методика целеобразования в педагогических технологиях.
Целеобразование относится к формированию и разработке цели на конкретно-педагогическом уровне. Оно предполагает программирование целей воспитательной деятельности на разных его этапах.
“Целеполагание — процесс определения целей, идеально представленного результата
7. Понятие и методика мотивации УПД учащихся.
8. Понятие, основные виды и организация УПД учащихся.
9. Управление УПД учащихся.
10. Личностно-ориентированные технологии обучения.
11. Инновационные технологии обучения.
12. Подробная характеристика одной из педагогических технологий (на выбор).
13. Общие сведения о педагогическом проектировании (понятие, объекты, формы, этапы педагогического проектирования).
14. Технология педагогического проектирования.