Эскиз зубчатого колеса
Рисунок 3 – Эскиз зубчатого колеса
Результаты расчета геометрии зубчатых колёс
dш(1) =113,728 мм; dш(2) =444,249 мм.
da = d +2 m;
da1 =113,728+2 =120,728 мм; da2 =444,249+2 =451,249 мм.
df = d −2,5 m;
df1 =113,728−2,5 =104,978 мм; df2 =444,249−2,5 =435,499 мм.
bш =121 мм; bк =113 мм.
δ =(2,5÷4) m ≥8,75-14 мм.
dст=(1,6 1,8) dв=1,7 75=127,5мм.
lст=(1,2 1,5) dв=1,3 75=97,5 мм.
De=df - 2 ; De=435,499-2 =415,499 мм.
4. ЭСКИЗНАЯ КОМПОНОВКА ПРОЕКТИРУЕМОГОРЕДУКТОРА
4.1 Определяем геометрические размеры валов исходя из условия прочности на кручение
Wp –полярный момент сопротивления вала
Wp =
[τ]=20…25 МПа
4.1 Определим диаметр хвостовика вала по чистому кручению.
4.2 Определим диаметр шеек шипов
dШ1=dХВ1+(0…10)=49+6=55мм
dШ2=dХВ2+(0…10)=72+3=75 мм
Так как для компоновки применяем подшипник качения, то диаметр шеек и шипов должны быть кратными 0 или 5, потому что внутренний диаметр отверстия кратен 0 ли 5 поэтому принимаем подшипники средней серии.
dШ1=55 мм подшипник №311
dШ2=75 мм подшипник №215
dВ1=dШ1+(5…10)=55+5=60 мм
dВ2=dШ2+(5…10)=75+5=80 мм
4.3 Смазка подшипников.
При Vзац<2.5 устанавливаем маслоотражающие шайбы или мазеудерживающие кольца с внутренней стороны редуктора на 10 мм.
4.4 Исходные данные
1) Межосевое расстояние
3) Диаметральные размеры валов
dХВ1=49мм dХВ2=72 мм dШ1=55 мм dШ2=75 мм dВ1=60 мм dВ2=80 мм
4) Размеры подшипников
№ 311 № 215
d = 55 мм d = 75 мм
D = 120 мм D = 130 мм
B = 29мм B = 25 мм
C = 71,5кН C = 66,3 кН
Co = 41,5кН Co = 41,0кН
r=3 мм r=2,5мм
Масса: 1,375 кг Масса: 1,179 кг
Где d – внутренний диаметр подшипника;
D – наружный диаметр подшипника;
В - ширина подшипника;
С – динамическая грузоподъемность;
Со – статическая грузоподъемность;
r – радиус монтажной фаски подшипника
|
5) Утопление подшипников с внутренней стороны редуктора
На 10 мм при VЗАЦ<2,5 м/с
Установка мазеудерживающих колец с внутренней стороны редуктора.
Рисунок 6 – Крышка с подшипником
5. РАСЧЕТ ВАЛОВ
Расчет произведен в APMTrans.
Ведущий вал.
Таблица: Нагрузки
Радиальные силы
N | Расстояние от левого конца вала, мм | Модуль, Н | Угол, град |
123.00 | 8621.60 | 20.57 |
Моменты изгиба
N | Расстояние от левого конца вала, мм | Модуль, Нxм | Угол, град |
313.00 | 8621.60 | 159.43 |
Осевыесилы
N | Расстояние от левого конца вала, мм | Значение, Н |
112.00 | -448.03 | |
309.00 | 448.03 |
Моментыкручения
N | Расстояние от левого конца вала, мм | Значение, Нxм |
124.00 | 452.00 | |
313.00 | -452.00 |
Реакции в опорах
N | Расстояние от левого конца вала, мм | Реакция верт., Н | Реакция гориз., Н | Реакция осевая, Н | Модуль, Н | Угол, град |
17.00 | 36124.20 | 13555.52 | 0.00 | 38583.80 | 69.43 | |
219.00 | -44196.20 | -16584.52 | -0.00 | 47205.41 | -110.57 |
Ведомый вал.
Таблица: Нагрузки
Радиальные силы
N | Расстояние от левого конца вала, мм | Модуль, Н | Угол, град |
248.00 | 8621.60 | 69.43 |
Моментыизгиба
N | Расстояние от левого конца вала, мм | Модуль, Нxм | Угол, град |
248.00 | 452.06 | 90.00 |
Осевыесилы
N | Расстояние от левого конца вала, мм | Значение, Н |
53.00 | -1423.00 | |
248.00 | 1423.00 |
Моментыкручения
N | Расстояние от левого конца вала, мм | Значение, Нxм |
54.00 | -1793.00 | |
249.00 | 1793.00 |
Реакции в опорах
N | Расстояние от левого конца вала, мм | Реакция верт., Н | Реакция гориз., Н | Реакция осевая, Н | Модуль, Н | Угол, град |
163.00 | -1735.21 | -2352.50 | 0.00 | 2923.22 | -143.59 | |
362.00 | -1293.79 | -5719.50 | 0.00 | 5864.00 | -167.25 |
|
6. ПОДБОР ПОДШИПНИКОВ КАЧЕНИЯ
Расчет произведен в программе APMBear.
На ведомом валу:
Шариковый радиальный подшипник (Подшипник 215 ГОСТ 8338-75)
Исходные данные
Геометрия
Внешний диаметр | 130.000 | мм |
Внутренний диаметр | 75.000 | мм |
Диаметр тела качения | 17.460 | мм |
Число тел качения | 11.000 | |
Число рядов тел качения | 1.000 |
Точность
Радиальные биения внешн. кольца | 0.040 | мм |
Радиальные биения внутр. кольца | 0.020 | мм |
Условия работы
Радиальная сила | 3029.000 | Н |
Скорость вращения | 52.590 | об/мин |
Коэфф. динамичности | 1.500 | |
Тип нагрузки | Постоянная |
Резюме:
Средняя долговечность | 978434.716 | час |
Максимальное контактное напряжение | 1720.620 | Н/кв.мм |
Выделение тепла | 1499.937 | Дж/час |
Динамическая грузоподъемность | 66158.547 | Н |
Радиальные биения | 33.074 | мкм |
Боковые биения | -1.885 | мкм |
Момент трения | 0.076 | Н x м |
Потери мощности | 0.417 | Вт |
Момент трения, (Н x м)
Математическое ожидание | 0.076 |
Дисперсия | 0.001 |
Стандартное отклонение | 0.028 |
0.006 | 0.097 | 0.081 | 0.061 | 0.098 |
0.092 | 0.055 | 0.087 | 0.070 | 0.058 |
0.078 | 0.089 | 0.026 | 0.073 | 0.110 |
0.108 | 0.098 | 0.100 | 0.036 | 0.083 |
0.090 | 0.044 | 0.116 | 0.071 | 0.081 |
0.067 | 0.068 | 0.033 | 0.143 | 0.060 |
0.032 | 0.085 | 0.105 | 0.045 | 0.088 |
0.025 | 0.144 | 0.113 | 0.045 | 0.100 |
0.026 | 0.120 | 0.043 | 0.054 | 0.075 |
0.114 | 0.054 | 0.077 | 0.082 | 0.090 |
0.076 | 0.033 | 0.091 | 0.055 | 0.132 |
0.069 | 0.064 | 0.044 | 0.075 | 0.043 |
0.125 | 0.105 | 0.051 | 0.101 | 0.066 |
0.054 | 0.101 | 0.058 | 0.091 | 0.073 |
0.117 | 0.097 | 0.061 | 0.083 | 0.047 |
0.022 | 0.107 | 0.040 | 0.135 | 0.065 |
0.087 | 0.048 | 0.094 | 0.071 | 0.043 |
0.066 | 0.063 | 0.093 | 0.087 | 0.085 |
0.065 | 0.080 | 0.096 | 0.030 | 0.098 |
0.078 | 0.070 | 0.075 | 0.106 | 0.049 |
|
Потери мощности (Вт)
Математическое ожидание | 0.417 |
Дисперсия | 0.025 |
Стандартное отклонение | 0.157 |
0.030 | 0.537 | 0.444 | 0.334 | 0.539 |
0.505 | 0.304 | 0.479 | 0.383 | 0.320 |
0.430 | 0.491 | 0.145 | 0.404 | 0.606 |
0.596 | 0.539 | 0.549 | 0.199 | 0.457 |
0.496 | 0.244 | 0.638 | 0.390 | 0.444 |
0.369 | 0.373 | 0.183 | 0.788 | 0.330 |
0.177 | 0.471 | 0.580 | 0.246 | 0.486 |
0.139 | 0.794 | 0.624 | 0.246 | 0.552 |
0.143 | 0.662 | 0.239 | 0.297 | 0.413 |
0.627 | 0.297 | 0.426 | 0.454 | 0.497 |
0.419 | 0.181 | 0.502 | 0.301 | 0.729 |
0.381 | 0.354 | 0.240 | 0.412 | 0.238 |
0.687 | 0.576 | 0.282 | 0.557 | 0.361 |
0.298 | 0.559 | 0.318 | 0.500 | 0.404 |
0.645 | 0.537 | 0.338 | 0.459 | 0.256 |
0.121 | 0.589 | 0.218 | 0.744 | 0.359 |
0.481 | 0.266 | 0.518 | 0.392 | 0.236 |
0.366 | 0.346 | 0.512 | 0.478 | 0.468 |
0.359 | 0.442 | 0.531 | 0.165 | 0.541 |
0.431 | 0.388 | 0.411 | 0.586 | 0.271 |
Радиальные биения, (мкм)
Математическое ожидание | 33.074 |
Дисперсия | 45.703 |
Стандартное отклонение | 6.727 |
29.853 | 42.423 | 39.281 | 32.996 | 34.567 |
36.138 | 28.282 | 25.140 | 28.282 | 23.568 |
29.853 | 29.853 | 31.425 | 43.994 | 51.850 |
28.282 | 26.711 | 32.996 | 20.426 | 25.140 |
36.138 | 37.709 | 37.709 | 26.711 | 34.567 |
29.853 | 39.281 | 31.425 | 34.567 | 21.997 |
26.711 | 32.996 | 34.567 | 21.997 | 28.282 |
29.853 | 42.423 | 31.425 | 23.568 | 26.711 |
20.426 | 31.425 | 21.997 | 26.711 | 43.994 |
43.994 | 34.567 | 29.853 | 34.567 | 34.567 |
32.996 | 40.852 | 32.996 | 29.853 | 34.567 |
25.140 | 37.709 | 40.852 | 29.853 | 42.423 |
43.994 | 29.853 | 23.568 | 32.996 | 28.282 |
39.281 | 36.138 | 25.140 | 36.138 | 23.568 |
37.709 | 32.996 | 28.282 | 28.282 | 28.282 |
32.996 | 37.709 | 42.423 | 45.566 | 21.997 |
42.423 | 40.852 | 37.709 | 32.996 | 31.425 |
40.852 | 37.709 | 48.708 | 36.138 | 36.138 |
45.566 | 28.282 | 32.996 | 25.140 | 39.281 |
32.996 | 29.853 | 37.709 | 28.282 | 28.282 |
Боковые биения
Математическое ожидание | -1.885 |
Дисперсия | 353.904 |
Стандартное отклонение | 18.718 |
-78.561 | -29.853 | -17.283 | -21.997 | -1.571 |
10.999 | 1.571 | 3.142 | 7.856 | -3.142 |
1.571 | 6.285 | -50.279 | -45.566 | -15.712 |
9.427 | 14.141 | 25.140 | 3.142 | 6.285 |
6.285 | -10.999 | 4.714 | 4.714 | 10.999 |
6.285 | 4.714 | -47.137 | 23.568 | 10.999 |
-14.141 | -7.856 | 20.426 | 1.571 | 15.712 |
-12.570 | 14.141 | 25.140 | 6.285 | 23.568 |
-7.856 | 20.426 | 0.000 | -14.141 | -12.570 |
3.142 | -20.426 | -15.712 | -6.285 | 9.427 |
6.285 | -29.853 | -14.141 | -32.996 | 18.855 |
15.712 | 9.427 | -7.856 | -6.285 | -36.138 |
1.571 | 17.283 | 4.714 | 15.712 | 12.570 |
0.000 | 15.712 | 4.714 | 4.714 | 1.571 |
15.712 | 21.997 | 10.999 | 14.141 | -3.142 |
-53.422 | -9.427 | -47.137 | 9.427 | 3.142 |
4.714 | -18.855 | 6.285 | 3.142 | -14.141 |
-15.712 | -21.997 | -1.571 | 3.142 | 6.285 |
0.000 | 0.000 | 14.141 | -10.999 | 4.714 |
1.571 | -3.142 | -7.856 | 21.997 | 7.856 |
На ведущем валу: