перспективы сотрудничества




Роль семьи в формировании образовательной среды школы,

“Семья – это место,

куда приходят отдыхать

победные силы человека”

(А.С. Макаренко)

Действительно, семья – место отдыха от тревог и невзгод внешнего мира, место обретения гармонии, силы и любви. Семья очень значима для детей – это и трудовой коллектив и моральная опора, и высшие человеческие привязанности (любовь, дружба) и пространство для отдыха, и школа доброты, и многообразная система отношений с родителями, братьями, сестрами, родными и знакомыми.

“Только вместе с родителями,

общими усилиями, учителя

могут дать детям большое

человеческое счастье.

(В.А.Сухомлинский)

Вчитываясь в высказывание Василия Александровича Сухомлинского, невольно думаешь о том, что необходимость и важность сотрудничества семьи и школы никогда не ставились под сомнение в педагогической науке и практике. От согласованности их действий всегда зависит эффективность всего образовательного и воспитательного процесса, а успех сотрудничества с родителями во многом зависит от согласованности действий всего педагогического коллектива и наличие обратной связи с родительской общественностью. Новая образовательная парадигма провозгласила родителей субъектами образовательного и воспитательного процесса, а значит, возложила на них ответственность за качество образования, за все процессы, происходящие в школе.

Социальное партнёрство школы с семьёй (педагоги – дети – родители) есть стратегическая связь, обусловленная равностью миссии и равностью ответственности перед государством за воспитание будущего поколения.

В Государственном образовательном стандарте школа призвана обеспечить единство педагогов и родителей, она обязана помочь семье каждого ребенка реализовать свой потенциал.

Необходимость и важность взаимодействия школы и семьи очевидны. Успешность достижений ребенка зависит от того, кто и как влияет на его развитие. Большую часть времени ребенок проводит в школе и дома, поэтому важно, чтобы взаимодействие педагогов и родителей не противоречили друг другу, а положительно и активно воспринимались ребёнком. Это осуществимо, если педагоги и родители станут союзниками и единомышленниками, заинтересованно и согласовано будут решать проблемы воспитания.

Ни для кого не секрет, что деятельность школы в разы превышает интенсивность деятельности семьи. Но иначе и быть не может, так как именно педагоги являются специалистами в области образования, а потому именно мы должны инициировать взаимодействие с родителями, приводящее обе стороны к сотрудничеству.

Возникает необходимость в создании модели взаимодействия с семьёй на основе сотрудничества и взаимопомощи. Нужно научиться выстраивать отношения с родителями с учётом их запросов, степени активности и уровня психолого-педагогической компетентности. Надо стремиться развивать и обучать родителей, так как от их компетентности будет во многом зависеть и качество образовательного процесса.

Макаренко подчеркивал: “Воспитание есть процесс социальный в самом широком смысле. Воспитывает все: люди, вещи, явления, но прежде всего и больше всего – люди. Из них на первом месте – родители и педагоги”. Но школа не может, ни заменить, ни полностью компенсировать то, что получает формирующаяся личность от родителей. Мы можем и должны педагогически целенаправить, обогатить, усилить положительные внешкольные влияния, включить их в систему своей воспитательной деятельности, а также в допустимых пределах нейтрализовать отрицательные влияния, используя профессиональные возможности.

 

Взаимоотношения семьи и школы важны не только в первые годы пребывания ребенка в школе. Актуальными они остаются и в старшем возрасте, ведь очень часто именно в школе у ребенка появляется шанс для самовыражения, проявления своих талантов. Школа ставит перед собой много задач: и воспитательные, и учебные, и просветительские. Школа может помочь родителям в решении многих вопросов воспитания детей, но она никогда не сможет конкурировать с семьей. Именно семья является самым мощным средством в формировании личности ребенка. Жизнь и наука доказали, что все беды у детей, а потом и у взрослых, объясняются ошибками семейного воспитания, главные из которых - отсутствие любви и неумение хвалить и поддерживать своих детей. Самое важное для ребенка – чтобы его любили таким, какой он есть.

Сегодня одна из главных задач школы – создание педагогической системы, основанной на взаимодействии педагогического, ученического и родительского коллективов как равноправных партнеров.

Вопрос взаимодействия семьи и школы весьма актуален, так как сегодня многие семьи беспокоит, прежде всего экономическое благополучие, родители большую часть дня проводят на работе, и дома предпочитают обсуждать денежные проблемы, все чаще уклоняясь от воспитания ребенка, перекладывая эту миссию на педагогов школы.

Следовательно, в сложных современных условиях семье требуется систематическая и квалифицированная помощь со стороны образовательного учреждения. Только в процессе взаимодействия педагогов и родителей можно успешно решать вопросы образовательной среды. Процесс взаимодействия семьи и образовательного учреждения должен быть направлен на активное включение родителей в образовательную среду, во внеурочную досуговую деятельность, сотрудничество с детьми и педагогами. Успешность ребенка в школе во многом зависит от того, насколько родители хотят, стремятся, могут помочь ребенку, поддержать его.

Роль школы в воспитании подрастающего поколения тоже велика.

Для повышения педагогической культуры родителей и для совместной работы педагогического коллектива и родителей в воспитании подрастающего поколения в нашей школе большая работа проводится по педагогическому просвещению родителей.

Эффективность этого процесса зависит от взаимодействия педагогов и родителей.

Школа ставит перед собой следующие задачи в вопросе взаимодействия:

  • Психолого-педагогическое просвещение родителей по вопросам воспитания детей.
  • Вовлечение родителей в совместную деятельность с детьми для повышения воспитательного потенциала внеурочной работы, улучшения взаимодействия учителей, родителей и детей.
  • Корректировка воспитания в семьях отдельных учащихся:

- оказание психолого-педагогической помощи в воспитании талантливых, одаренных учащихся;

- оказание родителям психолого-педагогической помощи в решении трудных вопросов воспитания;

- индивидуальная работа с неблагополучными семьями.

  • Взаимодействие с общественными организациями родителей: родительскими комитетами, школьными советами и т.д

К основным направлениям деятельности педагогов и родителей относится:

  • познавательная сфера жизни;
  • поддержка физического здоровья обучающихся;
  • развитие творческого потенциала;
  • поддержка одаренных детей;
  • социальная поддержка и профилактика безнадзорности.

В создании союза родителей и педагогов важнейшая роль принадлежит классным руководителя.

В течение всей своей практической деятельности они пытаются сделать родителей настоящими и искренними помощниками педагогического коллектива, проявляющими к школе уважение и оказывающими ей поддержку. Ведь от того, как относятся к школе родители, зависит и отношение к ней их детей. Если родители педагогам доверяют, значит, и дети школе доверяют тоже. А это очень хороший фундамент для сотрудничества, для общего успеха.

Важную роль в системе взаимодействия с семьями играют школьные традиции: общешкольные и классные ключевые дела (традиционные новогодние представления, концерты, праздники, экскурсии):

«Первый звонок»

«Прощай, Букварь!»

«Все порадуйтесь за нас, перешли мы в 5 класс!»

«Праздник бабушек и мам»

«Новогодние праздники», «Конкурс новогодней игрушки»

«Как хорошо в гостях у осени»

«День Победы»

«Бессмертный полк»

«Последний звонок»

Информационная среда школы (стенды, уголки для родителей, сайт школы).

В основу взаимодействия положены ценности творчества, здоровья, мира, толерантности, взаимной открытости, диалога и сотрудничества, направленные на совместную помощь ребенку в становлении личности. Родители организуют экскурсии, помогают в оборудовании кабинетов, в ремонте. Огромную помощь родители оказывают в подготовке костюмов, декораций, записи фонограмм и т.д. А также участие в различных конкурсах, фестивалях, олимпиадах, турнирах, экскурсиях, турах выходного дня. Без родительской поддержки, без понимания родителями того, что это все расширяет кругозор ребенка, повышает его образовательный уровень, конечно, и не было бы успешности ребенка.

В работе классного руководителя и педагогического коллектива главное, чтобы родители поверили педагогам, школе, и вместе с ними выстроили бы единое школьное сообщество единомышленников, социальных партнёров, способных дать образование ребёнку, воспитать его счастливым человеком и самим быть счастливым и успешным от общения.

Что же можно сказать в заключение? Суть взаимодействия школы и семьи заключается в том, что обе стороны должны быть заинтересованы в изучении ребенка, раскрытии и развитии в нем лучших качеств и свойств.

Совместная деятельность педагогов, родителей и детей может быть успешной, если все положительно настроены на совместную работу, действуют сообща, осуществляют совместное планирование, подводят итоги деятельности.

Такое взаимодействие предполагает единство требований к ребенку и организацию совместной деятельности, изучение ребенка в семье и в школе с помощью специальных методик и составления программ его развития.

«Нельзя, чтобы ребенок взрослел, обновлял свою жизнь только в школе, или только в семье. Если мы хотим воспитать в нем личность, то все его окружение, все люди, которые направляют этот процесс, должны составлять целеустремленную воспитывающую среду», - Ш.Амонашвили.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-12-14 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: