Во время всего действия пьесы на сцене будет находиться одна странная личность, одетая во все серое. И именно эта личность будет как бы держать всю жизнь человека, самого обычного, в своих руках.
Эта свеча в руках серой личности – символ жизни, которая подобна именно этой вещи от начала рождения до конца смерти. Это личность как бы и хранитель этой жизни человека, но вместе с тем он – еще и свидетель, свидетель всех действий, которые производит в своей жизни это существо человеческое.
И сейчас этот человек находиться на этапе мужа, который волнуется за свою жену, рожающую на данный момент ребенка. Он волнуется, и даже в какой-то степени ненавидит этого младенца – за то, что он принес такие муки его жене, своей матери, а также ему, отцу его – ведь он мучился морально, волнуясь и переживая за обоих.
Вот так постепенно проходит жизнь этого Человека. А в это время, старухи хихикают и смеются все в уголке сгрудившись. Они также обсуждают и не обращают внимание, что иногда говорят слишком грубо и цинично. Потом становиться ясно, что родился человек. А сам отец человека, враз успокоившись, становиться более покладистым и уже не таким напряженным.
После этого, уже сами родители начинают обсуждать, как же назвать своего ребенка, только что родившегося. А также, остальные проблемы, которые связаны с питанием, здоровьем самого младенца.
М. Горький «На дне»
Главные герои:
· Михаил Иванович Костылёв — 54 года, содержатель ночлежки
· Василиса Карповна — его жена, 26 лет
· Наташа — её сестра, 20 лет
· Медведев — их дядя, полицейский, 50 лет
· Васька Пепел — 28 лет
· Клещ, Андрей Митрич – слесарь, 40 лет
· Анна — его жена, 30 лет
· Настя — девица, 24 года
|
· Квашня — торговка пельменями, под 40 лет
· Бубнов — картузник, 45 лет
· Барон — 33 года
· Сатин, Актёр — приблизительно одного возраста: лет под 40
· Лука — странник, 60 лет
· Алёшка — сапожник, 20 лет
· Кривой Зоб, Татарин — крючники
Господин Костылев и его жена Василиса содержат в своем доме ночлежку для бедных. В ночлежке живет множество бедняков: вор Васька Пепел, бывший чиновник Барон, шулер Сатин, слесарь Клещ и его больная жена Анна, спившийся Актер и другие. Злые, подлые Костылевы создают в ночлежке тяжелую атмосферу. 26-летняя Василиса обманывает своего 54-летнего мужа с вором Васькой Пеплом. Однако Пепел охладевает к ней и начинает ухаживать за ее 20-летней сестрой Наташей, доброй и милой девушкой. Василиса из ревности избивает сестру время от времени. Дядя девушек, полицейский Медведев, хорошо знает о зверствах Василисы, но ничего не предпринимает. Также дядя знает, что супруги Костылевы скупают краденое у вора Пепла, но прикрывает их "темные дела". Однажды в ночлежке поселяется новый жилец - старик Лука, беглый каторжник. Старик жалеет несчастных обитателей ночлежки и не говорит им жестокой правды об их жизни. Вместо этого старик дает соседям якобы мудрые советы, которые на самом деле только сбивают с толку. (Так, например, Лука лжет Актеру о существовании бесплатной лечебницы для алкоголиков; старик убеждает Наташу стать женой вора Пепла и т.д.). В конце концов советы Луки приводят к печальным последствиям: однажды в ночлежке происходит драка, в которой Васька Пепел убивает Костылева. После этого Пепел и Василиса попадают в тюрьму, изувеченная Наташа оказывается в больнице и пропадает без вести. Сам Лука бесследно исчезает сразу после трагедии. Пьяница Актер кончает жизнь самоубийством, так и не узнав от Луки адрес лечебницы. Остальные герои продолжают жить в ночлежке.
|
М. Горький «Мещане»
Главные герои:
· Бессемёнов, Василий Васильевич, 58 лет, зажиточный мещанин, старшина малярного цеха.
· Акулина Ивановна, жена его, 52 года.
· Пётр, бывший студент, 26 лет, его сын.
· Татьяна, школьная учительница, 28 лет, его дочь.
· Нил, воспитанник Бессемёнова, машинист, 27 лет.
Главный герой пьесы Бессеменов Василий Васильевич 58 – летний малярный мастер, он хочет стать депутатом, живет в большом доме с супругой Акулиной и сыном Петром. Сына отчислили из института за участие в запрещенных волнениях. Так же в доме проживают дочь Татьяна 28 лет, работающая преподавателем, Нил – работает машинистом, опекаемый Василием Васильевичем, студент Шишкин и певчий в церкви Тетерев.
Кривцова Елена Николаевна проживает в съемных комнатах в доме и является вдовой тюремного смотрителя. Она любит жизнь, но никак не может найти в ней свое место. Кухарка Степанида и ее помощница Поля делают всю домашнюю работу. Дом часто посещает подруга Татьяны, учительница Цветаева.
У Василия Ивановича постоянно происходят ссоры с детьми. Ему не нравится жизненная неустроенность его детей, а так же неуважение к нему, как к отцу. По его мнению, Петр обязан найти обеспеченную жену и работать вместе с отцом, а дочь перспективно выйти замуж. Но дети потеряли интерес и жизненные стремления, им ничего не нужно и не хотят. Учеба не пошла им на пользу, а только запутала Татьяну и Петра. Они далеко отошли от мещанских корней.
|
По мнению Тетерева у Петра есть перспектива встать на ноги. Ему лишь необходимо разойтись с Кривцовой, которую он любит наперекор отцу. А вот у Татьяны, влюбленной в Нила, перспектива незавидная. Нил взаимно влюблен в Полю. И Татьяна может остаться несчастной.
Тетерев тоже влюблен в Полю. Он видит в этом спасение от жизненной скуки и алкоголя. Тетерев физически и духовно большой человек и ему не подходит убогая жизнь, в которой хозяйничают люди похожие на Бессеменова. Но и жизнь с людьми как Нил тоже ему не подойдет. Он вечный изгнанник.
В конце пьесы происходит трагедия. Татьяна делает попытку покончить с собой. Это ей не удается, и она принимает, как данность быть ненужной среди людей.
М. Горький «Враги»
Действия разворачиваются в 1905 году на фабрике помещиков Бардиных и Скроботова. Скроботов недоволен либеральной политикой своего компаньона Захара Бардина и сетует на то, что народ стал «подавать голос». «У меня никто не смел пищать!», — говорит Скроботов. Он искренне считает, что рабочему классу не позволены развлечения, образование и права голоса. На фабрике действует социал-демократическая организация, активисты которой требуют отставки жестокого мастера-узурпатора Дичкова. Скроботов категорически отказывается идти на поводу у рабочих, считая, что даже если увольнение и справедливо, в данном случае справедливость — «пагубное дело». Споры между компаньонами ни к чему не приводят, на фабрике ситуация выходит из-под контроля. Скроботов прибегает к помощи жандармов. Проливается кровь. Один из разъяренных рабочих смертельно ранит Скроботова. Перед смертью он успевает сказать, что стрелявший был рыжим.
Начинаются прессинги и поиски убийцы. Жандармы раскрывают организацию и проходят массовые аресты. Но рабочий класс не сдаётся и проявляет железное спокойствие, хладнокровие и мужество. Бардин спивается. Рабочий Акимов признается в убийстве, но за него вступаются другие рабочие. И на просьбу Клеопатры, жены Скроботова, выгнать прочь, отвечает: «Нас — не вышвырнешь, нет! Будет, швыряли! Пожили мы в темноте беззаконья, довольно! Теперь сами загорелись — не погасишь! Не погасите нас никаким страхом, не погасите».
А. Блок
О, весна без конца и без краю —
Без конца и без краю мечта!
Узнаю тебя, жизнь! Принимаю!
И приветствую звоном щита!
Принимаю тебя, неудача,
И удача, тебе мой привет!
В заколдованной области плача,
В тайне смеха — позорного нет!
Принимаю бессонные споры,
Утро в завесах темных окна,
Чтоб мои воспаленные взоры
Раздражала, пьянила весна!
Принимаю пустынные веси!
И колодцы земных городов!
Осветленный простор поднебесий
И томления рабьих трудов!
И встречаю тебя у порога —
С буйным ветром в змеиных кудрях,
С неразгаданным именем бога
На холодных и сжатых губах…
Перед этой враждующей встречей
Никогда я не брошу щита…
Никогда не откроешь ты плечи…
Но над нами — хмельная мечта!
И смотрю, и вражду измеряю,
Ненавидя, кляня и любя:
За мученья, за гибель — я знаю —
Все равно: принимаю тебя
***
Ночь, улица, фонарь, аптека,
Безсмысленный и тусклый свѣтъ.
Живи еще хоть четверть вѣка —
Все будетъ такъ. Исхода нѣтъ.
Умрешь — начнешь опять сначала,
И повторится все, какъ встарь:
Ночь, ледяная рябь канала,
Аптека, улица, фонарь.
***
В. Брюсов
Записка самоубийцы
Завтра, когда мое тело найдут,
Плач и рыданья поднимутся тут.
Станут жалеть о судьбе дарований,
Смерть назовут и случайной и ранней,
И, свои прежние речи забыв,
Станут мечтать, как я был бы счастлив.
Только одни стебельки иммортели
Тихо шепнут о достигнутой цели.
***
А. Ахматова
Сжала руки под тёмной вуалью...
Сжала руки под тёмной вуалью...
«Отчего ты сегодня бледна?»
— Оттого, что я терпкой печалью
Напоила его допьяна.
Как забуду? Он вышел, шатаясь,
Искривился мучительно рот...
Я сбежала, перил не касаясь,
Я бежала за ним до ворот.
Задыхаясь, я крикнула: «Шутка
Всё, что было. Уйдешь, я умру.»
Улыбнулся спокойно и жутко
И сказал мне: «Не стой на ветру».
***
А ты думал, я тоже такая
А ты думал — я тоже такая,
Что можно забыть меня,
И что брошусь, моля и рыдая,
Под копыта гнедого коня.
Или стану просить у знахарок
В наговорной воде корешок
И пришлю тебе странный подарок —
Мой заветный душистый платок.
Будь же проклят. Ни стоном, ни взглядом
Окаянной души не коснусь,
Но клянусь тебе ангельским садом,
Чудотворной иконой клянусь,
И ночей наших пламенным чадом —
Я к тебе никогда не вернусь.