Л. Андреев «Жизнь человека»




Во время всего действия пьесы на сцене будет находиться одна странная личность, одетая во все серое. И именно эта личность будет как бы держать всю жизнь человека, самого обычного, в своих руках.

Эта свеча в руках серой личности – символ жизни, которая подобна именно этой вещи от начала рождения до конца смерти. Это личность как бы и хранитель этой жизни человека, но вместе с тем он – еще и свидетель, свидетель всех действий, которые производит в своей жизни это существо человеческое.

И сейчас этот человек находиться на этапе мужа, который волнуется за свою жену, рожающую на данный момент ребенка. Он волнуется, и даже в какой-то степени ненавидит этого младенца – за то, что он принес такие муки его жене, своей матери, а также ему, отцу его – ведь он мучился морально, волнуясь и переживая за обоих.

Вот так постепенно проходит жизнь этого Человека. А в это время, старухи хихикают и смеются все в уголке сгрудившись. Они также обсуждают и не обращают внимание, что иногда говорят слишком грубо и цинично. Потом становиться ясно, что родился человек. А сам отец человека, враз успокоившись, становиться более покладистым и уже не таким напряженным.

После этого, уже сами родители начинают обсуждать, как же назвать своего ребенка, только что родившегося. А также, остальные проблемы, которые связаны с питанием, здоровьем самого младенца.


М. Горький «На дне»

Главные герои:

· Михаил Иванович Костылёв — 54 года, содержатель ночлежки

· Василиса Карповна — его жена, 26 лет

· Наташа — её сестра, 20 лет

· Медведев — их дядя, полицейский, 50 лет

· Васька Пепел — 28 лет

· Клещ, Андрей Митрич – слесарь, 40 лет

· Анна — его жена, 30 лет

· Настя — девица, 24 года

· Квашня — торговка пельменями, под 40 лет

· Бубнов — картузник, 45 лет

· Барон — 33 года

· Сатин, Актёр — приблизительно одного возраста: лет под 40

· Лука — странник, 60 лет

· Алёшка — сапожник, 20 лет

· Кривой Зоб, Татарин — крючники


Господин Костылев и его жена Василиса содержат в своем доме ночлежку для бедных. В ночлежке живет множество бедняков: вор Васька Пепел, бывший чиновник Барон, шулер Сатин, слесарь Клещ и его больная жена Анна, спившийся Актер и другие. Злые, подлые Костылевы создают в ночлежке тяжелую атмосферу. 26-летняя Василиса обманывает своего 54-летнего мужа с вором Васькой Пеплом. Однако Пепел охладевает к ней и начинает ухаживать за ее 20-летней сестрой Наташей, доброй и милой девушкой. Василиса из ревности избивает сестру время от времени. Дядя девушек, полицейский Медведев, хорошо знает о зверствах Василисы, но ничего не предпринимает. Также дядя знает, что супруги Костылевы скупают краденое у вора Пепла, но прикрывает их "темные дела". Однажды в ночлежке поселяется новый жилец - старик Лука, беглый каторжник. Старик жалеет несчастных обитателей ночлежки и не говорит им жестокой правды об их жизни. Вместо этого старик дает соседям якобы мудрые советы, которые на самом деле только сбивают с толку. (Так, например, Лука лжет Актеру о существовании бесплатной лечебницы для алкоголиков; старик убеждает Наташу стать женой вора Пепла и т.д.). В конце концов советы Луки приводят к печальным последствиям: однажды в ночлежке происходит драка, в которой Васька Пепел убивает Костылева. После этого Пепел и Василиса попадают в тюрьму, изувеченная Наташа оказывается в больнице и пропадает без вести. Сам Лука бесследно исчезает сразу после трагедии. Пьяница Актер кончает жизнь самоубийством, так и не узнав от Луки адрес лечебницы. Остальные герои продолжают жить в ночлежке.

М. Горький «Мещане»

Главные герои:

· Бессемёнов, Василий Васильевич, 58 лет, зажиточный мещанин, старшина малярного цеха.

· Акулина Ивановна, жена его, 52 года.

· Пётр, бывший студент, 26 лет, его сын.

· Татьяна, школьная учительница, 28 лет, его дочь.

· Нил, воспитанник Бессемёнова, машинист, 27 лет.

Главный герой пьесы Бессеменов Василий Васильевич 58 – летний малярный мастер, он хочет стать депутатом, живет в большом доме с супругой Акулиной и сыном Петром. Сына отчислили из института за участие в запрещенных волнениях. Так же в доме проживают дочь Татьяна 28 лет, работающая преподавателем, Нил – работает машинистом, опекаемый Василием Васильевичем, студент Шишкин и певчий в церкви Тетерев.

Кривцова Елена Николаевна проживает в съемных комнатах в доме и является вдовой тюремного смотрителя. Она любит жизнь, но никак не может найти в ней свое место. Кухарка Степанида и ее помощница Поля делают всю домашнюю работу. Дом часто посещает подруга Татьяны, учительница Цветаева.

У Василия Ивановича постоянно происходят ссоры с детьми. Ему не нравится жизненная неустроенность его детей, а так же неуважение к нему, как к отцу. По его мнению, Петр обязан найти обеспеченную жену и работать вместе с отцом, а дочь перспективно выйти замуж. Но дети потеряли интерес и жизненные стремления, им ничего не нужно и не хотят. Учеба не пошла им на пользу, а только запутала Татьяну и Петра. Они далеко отошли от мещанских корней.

По мнению Тетерева у Петра есть перспектива встать на ноги. Ему лишь необходимо разойтись с Кривцовой, которую он любит наперекор отцу. А вот у Татьяны, влюбленной в Нила, перспектива незавидная. Нил взаимно влюблен в Полю. И Татьяна может остаться несчастной.

Тетерев тоже влюблен в Полю. Он видит в этом спасение от жизненной скуки и алкоголя. Тетерев физически и духовно большой человек и ему не подходит убогая жизнь, в которой хозяйничают люди похожие на Бессеменова. Но и жизнь с людьми как Нил тоже ему не подойдет. Он вечный изгнанник.

В конце пьесы происходит трагедия. Татьяна делает попытку покончить с собой. Это ей не удается, и она принимает, как данность быть ненужной среди людей.

М. Горький «Враги»

Действия разворачиваются в 1905 году на фабрике помещиков Бардиных и Скроботова. Скроботов недоволен либеральной политикой своего компаньона Захара Бардина и сетует на то, что народ стал «подавать голос». «У меня никто не смел пищать!», — говорит Скроботов. Он искренне считает, что рабочему классу не позволены развлечения, образование и права голоса. На фабрике действует социал-демократическая организация, активисты которой требуют отставки жестокого мастера-узурпатора Дичкова. Скроботов категорически отказывается идти на поводу у рабочих, считая, что даже если увольнение и справедливо, в данном случае справедливость — «пагубное дело». Споры между компаньонами ни к чему не приводят, на фабрике ситуация выходит из-под контроля. Скроботов прибегает к помощи жандармов. Проливается кровь. Один из разъяренных рабочих смертельно ранит Скроботова. Перед смертью он успевает сказать, что стрелявший был рыжим.

Начинаются прессинги и поиски убийцы. Жандармы раскрывают организацию и проходят массовые аресты. Но рабочий класс не сдаётся и проявляет железное спокойствие, хладнокровие и мужество. Бардин спивается. Рабочий Акимов признается в убийстве, но за него вступаются другие рабочие. И на просьбу Клеопатры, жены Скроботова, выгнать прочь, отвечает: «Нас — не вышвырнешь, нет! Будет, швыряли! Пожили мы в темноте беззаконья, довольно! Теперь сами загорелись — не погасишь! Не погасите нас никаким страхом, не погасите».

 


 

А. Блок

О, весна без конца и без краю —

Без конца и без краю мечта!

Узнаю тебя, жизнь! Принимаю!

И приветствую звоном щита!

Принимаю тебя, неудача,

И удача, тебе мой привет!

В заколдованной области плача,

В тайне смеха — позорного нет!

Принимаю бессонные споры,

Утро в завесах темных окна,

Чтоб мои воспаленные взоры

Раздражала, пьянила весна!

Принимаю пустынные веси!

И колодцы земных городов!

Осветленный простор поднебесий

И томления рабьих трудов!

И встречаю тебя у порога —

С буйным ветром в змеиных кудрях,

С неразгаданным именем бога

На холодных и сжатых губах…

Перед этой враждующей встречей

Никогда я не брошу щита…

Никогда не откроешь ты плечи…

Но над нами — хмельная мечта!

И смотрю, и вражду измеряю,

Ненавидя, кляня и любя:

За мученья, за гибель — я знаю —

Все равно: принимаю тебя

***

Ночь, улица, фонарь, аптека,
Безсмысленный и тусклый свѣтъ.
Живи еще хоть четверть вѣка —
Все будетъ такъ. Исхода нѣтъ.

Умрешь — начнешь опять сначала,
И повторится все, какъ встарь:
Ночь, ледяная рябь канала,
Аптека, улица, фонарь.

***

В. Брюсов

Записка самоубийцы

Завтра, когда мое тело найдут,
Плач и рыданья поднимутся тут.

Станут жалеть о судьбе дарований,
Смерть назовут и случайной и ранней,

И, свои прежние речи забыв,
Станут мечтать, как я был бы счастлив.

Только одни стебельки иммортели
Тихо шепнут о достигнутой цели.

 

***

А. Ахматова

Сжала руки под тёмной вуалью...

Сжала руки под тёмной вуалью...
«Отчего ты сегодня бледна?»
— Оттого, что я терпкой печалью
Напоила его допьяна.

Как забуду? Он вышел, шатаясь,
Искривился мучительно рот...
Я сбежала, перил не касаясь,
Я бежала за ним до ворот.

Задыхаясь, я крикнула: «Шутка
Всё, что было. Уйдешь, я умру.»
Улыбнулся спокойно и жутко
И сказал мне: «Не стой на ветру».

***

А ты думал, я тоже такая

А ты думал — я тоже такая,
Что можно забыть меня,
И что брошусь, моля и рыдая,
Под копыта гнедого коня.

Или стану просить у знахарок
В наговорной воде корешок
И пришлю тебе странный подарок —
Мой заветный душистый платок.

Будь же проклят. Ни стоном, ни взглядом
Окаянной души не коснусь,
Но клянусь тебе ангельским садом,
Чудотворной иконой клянусь,
И ночей наших пламенным чадом —
Я к тебе никогда не вернусь.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-02-06 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: