Общие требования:
Техническое состояние тракторов, самоходных шасси, самоходных и специализированных машин и орудий (в дальнейшем — машины) должно соответствовать ДСТУ 3158-95, ГОСТ 12.2. 019, ГОСТ 12.2.042, ГОСТ 12.2.120 и другим стандартам.
Машины, предназначенные для уборки зерновых и лубяных культур, сена и других легковоспламеняющихся культур и соломы, а также использующиеся при обмолоте, должны быть оборудованы соответственно требованиям пункта 7.9.1.1 Правил пожарной безопасности в Украине и пункта 1.8 ГОСТ 12.2.019.
Движущиеся части машин и передаточные механизмы (карданные, цепные, ременные, зубчатые передачи и т. п.) должны быть огорожены защитными кожухами, обеспечивающими безопасность обслуживающего персонала.
Перед началом работы следует обновить (в случае необходимости) надписи, предупреждающие обслуживающий персонал об опасности, на защитных ограждениях, а также около узлов машин, опасных для обслуживания. Внутренние поверхности защитных ограждений, которые открываются, должны быть окрашены в красный или желтый цвет.
Тракторы, самоходные шасси и тракторные прицепы должны иметь государственные номерные знаки.
Установка дополнительного сиденья на самоходные навесные и прицепные машины и орудия запрещается.
Двигатель:
Двигатель не должен иметь подтекания топлива, масла и воды, пропуска отработанных газов.
Боковые щиты капота двигателя должны иметь амортизирующие прокладки и исправные замки.
Лопасти крыльчатки вентилятора должны быть окрашены в цвет, отличный от цвета двигателя.
Рычаги механизмов пускового двигателя должны легко и надежно переключаться.
Система блокировки запуска двигателя при включенной передаче должна быть исправна. Машины с отсутствующей или неисправной системой блокировки эксплуатировать не разрешается.
|
Кабина:
Машины со снятыми защитными кабинами или внешними защитными каркасами к эксплуатации не допускаются.
Кабины машин должны быть исправными и отвечать следующим требованиям:
- в сварных соединениях кабин или защитных каркасов не допускается наличие трещин, раковин, ненадежного соединения кабины с рамой машины, а также деформация каркаса;
- передние, задние и боковые стекла кабин не должны иметь трещин и затемнений, ухудшающих видимость; устанавливать нестандартные стекла или непрозрачные материалы вместо стекол не разрешается;
- стеклоподъемный механизм бокового стекла кабины должен обеспечивать легкое и плавное перемещение стекла и его фиксацию в установленном положении;
- замки дверей кабины должны исключать их самопроизвольное открывание;
- устройство для фиксации двери в открытом положении должно исключать ее самопроизвольное закрывание;
- стеклоочистители должны обеспечивать качественную очистку стекол;
- устройство по нормализации микроклимата в кабине, системы контроля, сигнализации и освещения должны быть исправны;
- в верхней части кабины должен быть установлен предусмотренный конструкцией солнцезащитный щиток;
- пол кабины нужно закрывать рифленым ковриком из масло- и бензостойкого материала, а в местах прохождения рычагов и педалей — устанавливать уплотнители для предотвращения проникновения пыли в кабину;
- на подушке и спинке сиденья не допускаются острые углы, провалы и выступающие пружины;
|
- не разрешается при ремонте или замене подушек и спинок сидений менять их форму и размеры;
- регулируемое сиденье должно надежно фиксироваться в установленном положении;
- кабины должны иметь исправное зеркало заднего вида.
Рычаги и педали управления рабочими органами машин и орудий должны легко перемещаться и иметь надежные фиксирующие устройства.
Опоры (подножки и лестницы) и поручни (перила и ручки) следует содержать в исправном состоянии.
Кабины и рабочие площадки машин нужно держать в чистоте, не допускать их захламления посторонними предметами.
Тормозная система:
Тормозные системы должны отвечать таким требованиям: тормозной путь колесных машин и тракторных поездов, составленных на базе колесных тракторов, при однократном нажатиина педаль рабочего тормоза должен соответствовать ГОСТ 12.2.019;
- при отпущенной педали тормоза колеса должны полностью растормаживаться;
- тормоза должны быть отрегулированными на одновременное торможение колес при сблокированных педалях, при этом педали правого и левого тормозов должны иметь одинаковую величину хода;
- компрессор системы пневматических тормозов должен обеспечивать установленное для данной машины давление;
- при включенном в течение 30 мин компрессоре и невключенных органах торможения или при включенных органах торможения, но не работающем в течение 15 минут компрессоре падение давления больше чем на 0,05 МПа (0,5 атм.) не допускается;
- манометр системы пневматических тормозов должен быть исправным;
|
- в механическом приводе тормозов не допускается заедание рычагов и колодок, расшплинтовка соединений и наличие трещин;
- не допускается подтекание тормозной жидкости в цилиндрах, шлангах, трубках и соединениях гидравлического привода тормозов;
- тормозные колодки и ленты у постоянно разомкнутого типа тормозов не должны касаться барабанов, а зазор между ними должен отвечать условиям эксплуатационной документации;
- рабочие и стояночные тормоза должны надежно удерживать машину или машинно-тракторный агрегат на уклоне 20° (36 %).
Тормозные накладки (ленты) нужно заменить, если расстояние от поверхности накладок тормозных колодок или ленты до головок заклепок меньше 0,5 мм, причем заменять следует одновременно все накладки обоих тормозов.
Не допускается попадание смазочного масла на накладки или ленты тормозов. Замасленные накладки или ленты, нужно промыть.
Эффективность тормозов необходимо проверять по величине свободного или полного хода тормозных педалей, а для энергонасыщенных тракторов — по величине хода штоков тормозных камер, которые не должны превышать величин, указанных в эксплуатационной документации.
Машины с неисправной тормозной системой к эксплуатации не допускаются.
Рулевое управление:
В системе рулевого управления колесных маши не допускается:
- наличие масла ниже уровня в корпусе усилителя;
- нарушение регулировки предохранительного клапана;
- повышенная утечка масла в насосе;
- заедание в зацеплении червяк-сектор;
- повышенная вибрация рулевого колеса;
- ослабление затяжки гайки червяка, крепления сошки или поворотных рычагов;
- повышенный люфт в конических подшипниках передних колес или в шарнирах тяг рулевого управления;
- нарушение сходимости передних колес;
- увеличение осевого перемещения поворотного вала;
- увеличение зазора в зацеплении червяк-сектор;
- повышенный люфт в соединениях, карданных муфт рулевого колеса;
- люфт рулевого колеса при работающем двигателе более 25°;
- сила сопротивления повороту рулевого колеса при ручном воздействии более 60 Н с гидроусилителем, 100 Н — без гидроусилителя;
- установка деталей со следами остаточной деформации, трещинами и другими дефектами, а также деталей и рабочих жидкостей, не предусмотренных для данной марки машины или не соответствующие требованиям завода-изготовителя.
Соединительные пальцы рулевых тяг должны быть зашплинтованы стандартными, не бывшими в пользовании шплинтами.
В системе управления гусеничных тракторов не допускаются:
- неисправность тяг и их соединений с рычагами;
- свободный ход рукояток рычагов механизма управления тормозами планетарного механизма поворота, превышающий значения, указанные в эксплуатационной документации;
- неполное торможение барабана планетарного механизма поворота при полном перемещении рычагов управления на себя;
- различная величина хода педалей тормоза.
Ходовая часть:
Машины с неисправной ходовой частью к эксплуатации не допускаются.
Шины не должны иметь повреждений (порезы, разрывы и т. д.) обнажающих корд, расслоения каркаса, отслоения протектора и боковины, а также полного износа (стирания) рисунка протектора.
Колеса должны надежно крепиться к ступице. Не допускается отсутствие даже одной гайки для крепления колеса к ступице. Диски колес не должны иметь трещин, а сборные диски должны соединяться всеми гайками.
Давление в шинах должно соответствовать величинам, указанным в эксплуатационной документации.
При съемке и монтировании колес со сборными дисками не разрешается:
- снимать со ступицы колесо и откручивать гайки болтов крепления дисков обода колеса, пока в шине есть давление;
- накачивать шины, пока не закручены все гайки болтов крепления дисков обода.
Сходимость управляемых колес должна быть в пределах, установленных экслутадионной документацией.
Гусеничная цепь не должна иметь звеньев с порванными проушинами. Пальцы гусениц нужно шплинтовать заводскими или изготовленными по образцу шплинтами.
Отсутствие крыльев над колесами у колесных тракторов и щитов над гусеницами у гусеничных тракторов не допускается.
Силовая передача:
Машины с неисправностями в силовой передаче к эксплуатации не допускаются.
Силовая передача должна отвечать следующим требованиям:
- муфта сцепления должна плавно включаться, передавая полный крутящий момент, и выключаться;
- свободный ход педали (рычага) выключения, усилие выключения, зазор между выжимным подшипником и отжимными рычагами должны отвечать величинам, указанным в эксплуатационной документации;
- рычаги КПП должны включаться легко, без скрежета и посторонних звуков, и не должны самопроизвольно выключаться;
- у тракторов с гидромеханической системой коробки перемены передач масляный насос должен обеспечивать установленное давление масла в каналах систем, подающих его на управление гидроподжимными муфтами.
Не допускаются пробуксовка муфты сцепления в включенном положении, ее ведение — при выключенном, и подтекание жидкости из магистрали гидравлического привода.
Уровень масла в агрегатах силовой передачи должен быть в пределах, установленных заводом-изготовителем.
Электрооборудование:
Электрооборудование должно обеспечивать нормальную работу стартера, приборов освещения, сигнализации и электрических контрольно-измерительных приборов, а также не допускать искрообразования.
Электропровода должны быть защищены от механических повреждений, попадания масла, топлива и от горячих частей двигателя.
Клеммы генератора, аккумулятора, стартера и другого электрооборудования должны быть защищены колпачками, а крыльчатка генератора — кожухом.
Звуковой сигнал, сигналы поворотов и торможения, габаритные огни и фары должны быть исправными.
Аккумуляторные батареи должны быть исправны, надежно укреплены, закрыты крышкой и не иметь подтекания электролита. Они должны находиться в местах, предусмотренных конструкцией. Вентиляционные отверстия пробок должны фыть прочищены.
Состояние системы освещения тракторов и машин должно отвечать ГОСТ 12.2.019.
Механизм навески и система гидроуправления:
Отверстия в прицепной серьге трактора и прицепных устройствах сельскохозяйственных машин не должны быть овальными. Штырь должен шплинтоваться, а его прочность сооответствовать тяговой нагрузке.
Автосцепка, прицепное или буксировочное устройство, а также гидрофицированный прицепной крюк и система гидроуправления навеской должны быть в исправном состоянии.
Соединение шлангов гидросистемы должно быть надежным и не допускать подтекания масла в гидросистеме.
Гидравлические шланги должны быть размещены и закреплены так, чтобы во время работы они не касались подвижных частей машин, не перегибались и не натягивались.
Реверсивный механизм рабочих органов уборочных машин и вибратор бункера зерноуборочных комбайнов должны быть исправны.