Проблема социальной ответственности в современных отечественных организациях




 

В начале 2000-х годов, после выхода российской экономики из кризиса, на повестку дня встал вопрос о социальной ответственности российского бизнеса.

В это время, с одной стороны, крупный российский бизнес инициировал ряд социальных программ. С другой, российская власть предъявила свой счет бизнесу, потребовав от него более активного участия в решении социальных проблем.

Это отразило сложившееся в обществе представление о том, что организации (прежде всего крупные) должен поделиться с обществом частью доходов, полученных от использования приватизированной собственности. Бизнес долгое время успешно уходил от выполнения формальных обязательств по соблюдению законодательства (трудового, экологического), уплате налогов, инвестициям в национальную экономику, созданию рабочих мест и т. д.

На региональном уровне социальная ответственность организаций приобретает несколько иное значение. Федеральная власть пошла по пути раздачи различным группам населения социальных льгот, смягчающих бремя острого трансформационного кризиса. При этом обязанность финансирования этих льгот была спущена на региональные и местные бюджеты. Правительство, решая проблему балансирования государственного бюджета, перетянуло в центр более устойчивые налоги и снизило долю региональных и местных бюджетов в консолидированном бюджете.

В 1990-х годах федеральная власть дала губернаторам и мэрам городов свободу в установлении налогов. В итоге начали вводиться экзотические целевые сборы: на содержание школ и больниц, милиции и пожарников, городской футбольной команды, налоги на строительство мостов и обустройство городских парков.

В настоящее время социальная ответственность бизнеса возрождается в России в разных формах, среди которых можно выделить две основные.

Формальная социальная ответственность основывается на том, что целью бизнеса является извлечение прибыли в рамках действующего законодательства. Обязательства бизнеса перед обществом состоят в соблюдении законодательства (трудового, природоохранного, фискального и т. п.) в процессе ведения предпринимательской деятельности, направленной на производство конкурентоспособных товаров и услуг. В этом аспекте очень важна попытка перехода российского бизнеса на "белые" схемы ведения дел, отказ от широкого использования даже законных способов сокращения уплачиваемого государству налога.

Неформальная социальная ответственность основывается на гражданской и этической позиции предпринимателя и добровольном отвлечении ресурсов бизнеса на социальные программы в виде благотворительности, меценатства, спонсорства. Кроме того, широко практикуется добровольно-принудительная неформальная социальная ответственность, основанная на отвлечении ресурсов бизнеса на инициируемые властью инфраструктурные и социальные программы. Подобные затраты по своей сути являются вложениями фирм в стабилизацию внешней среды бизнеса: в улучшение инфраструктуры, отношений с местным сообществом и с властью.

В среде предпринимателей пока не сформировался единый подход к проблеме социальной ответственности перед обществом и государством. Так, вице-президент Российского союза промышленников и предпринимателей И. Юргенс видит социальную ответственность российского бизнеса в выполнении формальных обязательств перед потребителями (по качеству товаров и услуг, в справедливом ценообразовании); перед обществом - за состояние окружающей среды и отношение к правам человека (недопущение дискриминации, принудительного труда, соблюдение прав человека в деятельности организации). Неформальные обязательства бизнеса — "соучастие бизнеса в социально-экономическом развитии территорий по направлениям, затрагивающим основную деятельность компаний или не относящимся к основной деятельности (включая благотворительность, программы социального и культурного развития); в поддержании общественных инициатив, институтов гражданского общества"3. Однако акцент сделан на реализации программ социально-экономического развития территорий, затрагивающих интересы самого бизнеса, на развитие структур гражданского общества.

Президент Торгово-промышленной палаты РФ Е. М. Примаков считает, что выполнение бизнесом формальных социальных обязательств заключается в решении проблем трудовых отношений, контрафактной и фальсифицированной продукции, взятии на себя ответственности за общую экологическую ситуацию. Неформальные социальные обязательства: участие в борьбе с бедностью и адресная поддержка бедных слоев населения, в том числе через использование механизма целевых социальных фондов; активное

Модели эффективного сотрудничества", обнародованные в октябре 2003 г. на сайте Ассоциации менеджеров России www.amr.ru). В данном контексте напрашивается хорошо известный автору настоящего сообщения пример одной из компаний, в которой социальная ответственность реализуется не только на уровне каждой из функциональных стратегий, но и является интегральной составляющей общекорпоративной стратегии развития. Это — ОАО "ГАК "ТОНАР" (аббревиатура расшифровывается как "товары — народу"), в своей практической деятельности нацеленное на производство потребительских товаров и передовых технологий, на решение социальных проблем Московского региона. Фактически все разрабатываемые и выполняемые корпорацией проекты носят социально, в том числе экологически, ориентированный характер (один из них — создание комплекса по переработке и утилизации твердых бытовых и промышленных отходов в поселке Тимохово).

Конкретные элементы проводимой "ТОВАРОМ" стратегии социальной ответственности и получаемые (планируемые) от нее эффекты заслуживают, думается, особого анализа и специальной публикации. Однако нельзя не отметить, что проявления социальной ответственности названной корпорации перед ее персоналом — обеспечение последнему пакетов социальных услуг и создание собственной (корпоративной) пенсионной системы — уже привели к серьезному росту производительности труда.

Решив проявить заботу об окружающей среде, руководство крупной корпорации распорядилось закрыть один из своих заводов. Однако местное население выступило резко против, поскольку в такой ситуации множество людей лишались рабочих мест. Социальная ответственность оказалась палкой о двух концах...

Любая компания стремится к максимальной эффективности, которая позволяет производить и продавать качественную продукцию, выплачивать дивиденды акционерам и т.п. Однако деятельность коммерческих организаций имеет также ярко выраженную социальную составляющую. Социальная ответственность бизнеса в экономике - это должное качество товаров и услуг, высокий уровень безопасности производства, нормальные условия работы персонала и т. д.

Пока в зарубежной управленческой теории еще нет классического определения социальной ответственности бизнеса. Смысл данной концепции во многих случаях воспринимается очень субъективно, однако можно выделить ее основные характеристики. В отличие от юридической, социальная ответственность не предполагает жестких норм. Это добровольная обязанность бизнесменов проводить такую политику, принимать такие решения и следовать таким направлениям деятельности, которые желательны с точки зрения целей и ценностей общества. Иными словами, это своеобразный общественный договор между предпринимателями, населением и государством, цель которого - способствовать благу всего общества.

Администрация Кемеровской области заключила со всеми крупными организациями соглашения о социально-экономическом сотрудничестве, в которых зафиксированы их обязательства перед работниками (по сохранению и созданию рабочих мест, заработной плате, социальным гарантиям и т. п.), перед местным сообществом (по финансированию ЖКХ, социальных объектов), перед властью (инвестиционные программы).

Показательно соглашение о социально-экономическом партнерстве между администрацией Кемеровской области и ОАО "Угольная компания "Кузбассразрезуголь"". Компания взяла на себя содержание ЖКХ поселков Бачаты, Кедровка, Красный Брод. Соглашение предусматривает инвестиции в развитие компании и закрепляет участие "Кузбассразрезугля" в социальных программах, в том числе в строительстве жилья, завершении строительства школы в Красном Броде, обеспечении углем по льготным ценам, оздоровлении работников, в организации детского отдыха и т. д. На содержание объектов социальной сферы в 2004 г. компания должна выделить 105 млн руб. Средняя зарплата работников должна составить 10 тыс. руб.

Кроме того, областная администрация периодически обращается к крупным компаниям с просьбами помочь в решении тех или иных проблем. Внезапные дополнительные траты могут быть связаны с ликвидацией последствий стихийных бедствий, с проблемами снабжения ЖКХ топливом и прочим.

Вливания крупного бизнеса вносят основной вклад в решение проблем дополнительного финансирования территорий. Например, соглашение 2004 г. о сотрудничестве и социальном партнерстве между областной администрацией и "СУЭКом" не только устанавливает обязательства компании по финансированию социальных программ (на сумму не менее 30 млн руб.), но и предусматривает подписание дополнительного соглашения по г. Киселевску.

Соглашения с администрацией по сути фиксируют одностороннюю ответственность крупных организаций.

В Татарстане действует внебюджетный жилищный фонд при президенте М. Ш. Шаймиеве, куда все юридические лица ежемесячно должны перечислять не менее 1% от выручки. В Петрозаводске частные перевозчики ежемесячно с каждой "маршрутки" обязаны перечислять 150 руб. на ремонт дорог и установку дорожных знаков.

В целом проведенное исследование показывает, что у предпринимателей появляется современное представление о направлениях социальной ответственности. Также формируется потребность в стабильных "правилах игры", удовлетворить которую должно государство. Прежде всего оно должно обеспечить четкое разграничение функций и ответственности между властью и бизнесом, между уровнями власти - федеральной, региональной и местной. До тех пор, пока будет существовать проблема недостаточного финансирования территорий, будет воспроизводиться добровольно-принудительное отвлечение финансов на эти цели со стороны организаций, отодвигающее на второй план более зрелые формы социальной ответственности российского бизнеса.

 


Заключение

 

Подводя итог в своей работе хочу сделать несколько выводов.

1. Социальная ответственность — обязательства организации приносить пользу обществу через использование прибылей от частного бизнеса.

2. Кроме того, основные экономические проблемы, решаемые в производстве социальных аспектов данных проблем, в зависимости от мотивов и намерений человека, ответственного за принятие решений. Например, некоторые менеджеры утверждают, что, максимизируя прибыль и создавая большее количество рабочих мест, их фирмы участвуют в процессе социальных преобразований, снижая уровень безработицы. Таким образом, эти фирмы вовлечены в сферу социальной ответственности, так как существуют различные, а иногда взаимонеприемлемые, подходы к сущности понятия социальной ответственности.

3. Менеджеры должны четко осознавать, какой подход приемлем для их фирмы. И когда будет определена главная идея, которой фирма будет придерживаться в своей деятельности, тогда уже менеджер сможет просчитывать свои собственные действия соответственно этой идее.

4. Проблема развития социальной ответственности бизнеса в России сегодня особенно актуальна. Это связано с тем, что у нас весьма своеобразно прошел процесс первоначального накопления капитала.

5. Приватизация проводилась одновременно с формированием государства, когда еще не действовали законы рыночной экономики. Все это сопровождалось ростом коррупции и криминализацией общества. Следствием этого стало то, что отечественный бизнес приобрел негативный имидж как на Западе, так и в России. В результате за счет крайне низкой оценки нематериальных активов российские компании оказались недокапитализированы.

6. К сожалению, исследований, посвященных тематике социальной ответственности бизнеса, на русском языке крайне мало. Представление о ней пока размыто и требует серьезного уточнения, недостаточно изучена и история развития социальной ответственности бизнеса в России. Не обобщен пока и накопленный российский опыт, который хотя и не афишируется, но уже есть в достаточном для анализа количестве.

7. Очевидно, что весьма полезным было бы изучение зарубежного опыта в этой области. Однако при этом он должен быть соотнесен с российскими реалиями. Западные экономические институты необходимо вписать в совершенно непохожие исторические и культурные условия. Можно предположить, что сложнейший процесс внедрения сможет облегчить комплексное изучение социальной ответственности бизнеса.

 


Список использованной литературы

 

1. Основы менеджмента: Учебник для вузов \ Д.Д. Вачугов, Т.Е. Березкина, Н.А. Кислякова и др..; Под ред. Д.Д. Вачугова. -М.: Высшая школа, 2002.-364 с.

2. Коэн С. Искусство переговоров для менеджеров/ Стивен Коэн – Пер. с англ. А. Успенского, - М.: ФАИР-ПРЕСС, 2003.-288с.

3. Большаков А.С., Михайлов В.И. Совершенный менеджмент теория и практика – СПб: Питер, 2000.- 416 с.

4. Г.Б.Поляк, И.А. Акодис, Т.А. Краева и др., Финансовый менеджмент: Учебник для вузов/ Под ред. проф. Г.Б.Поляка. - М.: Финансы, ЮНИТИ, 1997.-518 с.

5. Друкер, Питер, Ф Энциклопедия менеджмента.: пер. с англ.- М.: Издательский дом "Вильямс", 2004. – 432 с.

6. введение в специальность "Менеджмент организации" Учебное пособие для вузов / С.Д. Резник, И.А. Игошина, В.С. Резник Под общей ред. Э.М. Короткова и С.Д. Резник. "Логос", 2004.- 320с.

7. Н.В. Колчина, Финансы предприятий: Учебник для вузов: -2-ое. изд.; переработанное и дополненное. – М.: ЮНИТИ ДИАНА, 2001. – 448 с.

8. Финансы предприятия: Учебник для вузов/ Под ред..В.Колчиной. – М.: Финансы ЮНИТИ, 2000.- 414 с.

9. Крейкина М.Н.: Финансовый менеджмент/ Учебное пособие. – М.: Издательство "Дело и сервис", 1998. 304 с.

10. Уткин Э.А.: Финансовый менеджмент. Учебник для вузов.-М.: Издательство "Зерцало". 1998 г.-272 с.

11. Балабанов И.Т. Основы финансового менеджмента.: Учебное пособие - М.: Финансы и статистика, 1997. – 480 с.

12. Финансовый менеджмент: Учебник для студ. сред. проф. учеб. завед. / Н.И. Бензон, В.И. Горелый, В.Д. Газман и др.; Плд ред. Н.и. Бензона. – М.: Издательский центр "академия", 2003.-336с

13. Зайцева О.А., Радугин А.А., Радугин К.А., Рогачева Н.И. Основы менеджмента: Учебное пособие для вузов \ Научный редактор А.А. Радугин. – М.: Центр, 1998. – 432с.

14. Л.М. Андронов. О концепции и стратегиях ответственности корпоративного бизнеса. \\ Российский экономический журнал. - 2004, №11-12. – 119 с.

15. Яковлев Р. Как нацелить политику заработной платы на преодоление бедности?// Российский экономический журнал. — 2001. — № 8. — С. 50.

16. М.В. Курбатова, С.Н. Левин. Социальная ответственность российского бизнеса. \ \ "ЭКО".- 2005. №4(370), - 58-60 с.

17. Е. Ляховецкая. Социально ответственный бизнес: за и против \\ "Консультант", N 13, июль 2005 г.- 12 с.

18. Социальная направленность бизнеса // Кузбасс. 7 мая 2004 г.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-08-04 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: