Основные компоненты бизнес-модели.




Введение

Экономика – один из наиболее важных аспектов описания развития человеческого коллективного разума. Распределение ограниченных ресурсов между огромным количеством людей, потребности и желания которых не имеют предела, в мире, постоянно претерпевающем разного рода изменения – задача не из легких. В условиях развития науки и технологий и различных изменений в жизни людей, вызванных этими процессами, экономика также переживает трансформацию, дабы удовлетворять неумолимо возрастающие запросы человечества.

В настоящее время приоритетом большинства стран является курс на цифровизацию экономики, которая охватит все сферы жизни: работу и обучение, общение, быт и досуг. Несомненно, это отразится и на бизнесе. Активное внедрение цифровых технологий в нашу жизнь бросит вызов текущей ситуации на рынке, поставит перед необходимостью совершенствовать способы создания ценности, вносить кардинальные изменения в существующие или даже придумывать новые инструменты ведения бизнеса. Одним из таких инструментов как раз является бизнес-модель предприятия, изучению и практическому применению которой посвящены океаны научной и не только литературы. Автор ставит себе целью разобраться, что такое бизнес-модель, каковы ее типы и разновидности, а также как повлияет на традиционную бизнес-модель предприятия процесс всеобщей цифровой интеграции.

1. Что такое бизнес-модель?

Понятие «бизнес-модель предприятия» имеет множество различных определений и трактовок, являясь одним из наименее однозначных терминов в экономической литературе. Например, П. Тиммерс в статье «Бизнес-модели электронных рынков» определяет бизнес-модель

А) как архитектуру ценности (продукта), сервиса и информационных потоков, включающую в себя описание различных субъектов бизнеса и их роли;

Б) как описание потенциальных выгод для различных участников бизнеса;

В) и как описание источников доходов [1].

Более абстрактно бизнес-модель можно охарактеризовать как способ, которым компания создаёт ценность для клиентов и получает от этого прибыль [2].

По мнению автора, данный термин в наибольшей степени раскрыт с прикладной точки зрения в определении А. Сливотски. Так, согласно ему, бизнес-модель – это то, как компания выбирает потребителя, формулирует и разграничивает свои предложения, распределяет ресурсы, определяет, какие задачи она сможет выполнить своими силами и для каких придется привлекать специалистов со стороны, выходит на рынок, создает ценность для потребителя и получает от этого прибыль; компании могут предлагать продукты, услуги или технологии, но это предложение основывается на комплексной системе действий и взаимоотношений, которая представляет собой бизнес-модель компании [3].

Таким образом, бизнес-модель представляет собой важный инструмент при создании компании, формирующий логику бизнеса и позволяющий ему функционировать, в то время как создание предприятия наобум чревато крахом в самом начале его существования.

 

 

Основные компоненты бизнес-модели.

В ходе многочисленных, как правило, эмпирических исследований в области практического применения бизнес-моделирования сформировалось немало мнений по поводу выделения ключевых составляющих в бизнес-модели компании, выявления «опорных точек», упрощающих её анализ.

В качестве примера рассмотрим модель Остервальдера [4], согласно которой выделяется 9 компонентов бизнес-модели:

1) Потребительские сегменты

В данном компоненте определяются те группы людей и организации, которые предприятие планирует привлекать и обслуживать. Клиенты представляют различные сегменты, если различия в их запросах создают различия в предложениях, взаимодействие осуществляется по разным каналам сбыта и др.

2) Предложение ценности

Данный структурный блок содержит описание товаров и услуг, представляющих ценность для выбранного потребительского сегмента. Ценностное предложение есть причина, почему клиенты отдают предпочтение одной компании перед другой.

3) Каналы распределения

Компонент представляет собой описание взаимодействия компании с сегментами потребителей и того, как компания доносит до них свои ценностные предложения.

4) Взаимоотношения с клиентами

Данный компонент содержит описание типов отношений, которые устанавливаются у компании с отдельными потребительскими сегментами и продиктованы различными мотивами, например, приобретение или удержание клиентов, увеличение продаж и т.п. Можно выделить несколько типов взаимоотношений с клиентами: персональная поддержка, самообслуживание, автоматизированное обслуживание, совместное создание ценности и др.

5) Потоки доходов

Материальная прибыль, которую компания получает от каждого потребительского сегмента (чистая прибыль есть разность доходов и издержек)

6) Ключевые ресурсы

Данный компонент содержит описание наиболее важных активов, необходимых для нормального функционирования всей бизнес-модели. Ключевые ресурсы подразделяются на материальные, финансовые, интеллектуальные или человеческие (персонал) ресурсы. Они могут быть в собственности компании, взяты в наем или получены от ключевых партнеров.

7) Ключевые виды деятельности

Различные действия компании, которые необходимы для реализации ее бизнес-модели: производство, разрешение проблем, платформы/сети (для БМ, основанных на платформе как ключевом ресурсе) и т.д.

8) Ключевые партнеры

Сеть поставщиков и партнеров, благодаря которым функционирует бизнес-модель.

9) Структура издержек

Расходы, связанные с функционированием бизнес-модели.

Помимо рассмотренной модели Остервальдера, существуют и другие способы упорядочить анализ бизнес-модели. Например, стоит упомянуть подход Г. Чесбро и Р. Розенблума, которые предлагают следующие ее основные компоненты: предложение ценности, сегмент рынка, структура цепочки создания ценности, структура издержек и прибыли, позиция внутри цепочки создания ценности и конкурентная стратегия.

3. Классификация бизнес-моделей.

Систематические исследования бизнес-моделей опираются на выявленные их разновидности и типы в зависимости от широкого спектра различных классификационных признаков.

Автор предлагает к рассмотрению классификацию бизнес-моделей, разработанную в 2004 г. специалистами Массачусетского технологического института (MIT) (обобщено в [5]), в основе которой лежат два фундаментальных измерения бизнеса любой компании:

1) Права на активы, которые продаются компанией (владение активом, использование актива и его передача)

Данный признак дает четыре базовые бизнес-модели: Создатель (Creator), Дистрибьютор (Distributor), Владелец (Landlord) и Брокер (Broker). Стоит уточнить, что ключевое различие между создателями и дистрибьюторами заключается в том, что создатель проектирует продукт, который затем производит и продает, а дистрибьютор обычно лишь привносит добавленную ценность, например, дополнительно упаковывая продукт или обеспечивая обслуживание клиентов.

2) Вовлеченность активов в бизнес

Выделяют 4 основных типа активов: физические, финансовые, нематериальные (юридически защищенная интеллектуальная собственность, знания, репутация и т. д.) и человеческие активы.

На стыке двух измерений бизнеса образуются 16 типов характеристических бизнес-моделей (табл. 1).

(таблица 1)

Данная классификация дает возможность в самом начале анализа бизнес-модели определить ее архетип и оценить соответствующую ему структуру ключевых компетенций и ресурсов, а также роль субъекта в цепочке создания ценности. Однако она позволяет анализировать бизнес-модели лишь крупных корпораций, состоящих из большого числа бизнес-единиц, и не может дать ответ на вопросы, связанные с изменением организации бизнеса внутри конкретного предприятия. Помимо разобранной классификации 16 архетипов MIT заслуживает внимания подход Г. Чесбро [6], показывающий виды бизнес-моделей в зависимости от модели инновационного процесса и вытекающих из него отношений компании с внешней средой, также существуют классификации К. Маркидеса [7], М. Раппа [8] и др.

 

 

4. Традиционная бизнес-модель производственного предприятия.

Деятельность традиционного промышленного предприятия заключается в трансформации одного типа материальных благ (сырья, материалов, полуфабрикатов и пр.) в другой (готовый продукт). Алгоритм реализации бизнес-модели предприятия в самом общем виде можно предложить в виде схемы 1:

Стратегическое долговременное планирование, выявление перспективных направлений и их анализ Производство продукции Хранение готовой продукции Планировка, доставка и контроль Продажа через торговые точки (магазины)

(схема 1)

Иными словами, процесс создания и передачи ценности от производителя к потребителю является линейным, односторонним и включает множество посредников.

К наиболее значимым характеристикам можно отнести ресурсную специфику и производственную локализацию. Сегодня из-за высокого порога минимального эффективного выпуска продукции традиционные промышленные предприятия – это, чаще всего, крупные предприятия [10]. Помимо этого, многие промышленные предприятия имеют богатое историческое наследие. Возраст и размер компании в совокупности с внушительной материальной производственной базой не дают использовать набор общеизвестных инструментов, позволяющих быстро менять стратегический вектор и границы бизнеса (речь идет о серьезном влиянии траектории предшествующего развития). Иначе говоря, эти компании не в состоянии быстро и эффективно создать бизнес-модель нового формата, поскольку излишне отягощены багажом прежних «полезных» знаний и навыков, одним из которых является выстраивание рыночных взаимодействий по цепочке, от одной технологической стадии к другой. На сегодняшний день такая линейная форма организации бизнеса, а с ней и весьма высокая зависимость от ряда ресурсов являются, на взгляд автора, являются основными факторами снижения эффективности традиционных промышленных предприятий.

5. Цифровая бизнес-модель.

Модели ведения бизнеса за последние десятилетия претерпели значительные идейные и структурные изменения на фоне постепенного повсеместного внедрения в экономику цифровых технологий. Становится очевидным, что на сегодняшний день классические бизнес-модели промышленных предприятий теряют свою актуальность и вытесняются более совершенными, эффективными и удобными бизнес-моделями, основанными на использовании цифровых платформ – систем алгоритмизированных взаимоотношений значимого количества участников рынка, объединенных единой информационной средой, приводящих к снижению транзакционных издержек, за счет применения пакета цифровых технологий и изменения системы разделения труда [11].

Платформенные бизнес-модели создают ценность для потребителя за счет использования цифровых технологий, позволяющих взаимодействовать различным участникам экономики в реальном времени с помощью использования электронно-цифровых каналов связи, которые обеспечивают равный доступ всех участников к информации и, что немаловажно, ее достоверность. Таким образом, резко сокращаются возможности для злоупотреблений монопольным положением, недобросовестной конкуренции, и в экономику возвращается доверие.

Платформы обеспечили доступ производителей к максимальному числу потребителей и их многообразным предпочтениям, и предоставили возможность клиентам вводить свои заказы в систему управления предприятием. Сие ознаменовало новый виток развития систем управления, заключающийся в том, что теперь в создании ценности участие принимают и конечные потребители. За счет предсказательной аналитики и больших данных платформенный подход позволяет объединить территориально распределенных участников процессов проектирования и производства, повысить уровень гибкости и кастомизации с учетом требований потребителей.

Основными критериями выделения платформенных бизнес-моделей, по мнению автора, можно считать:

1) временной критерий: быстрое непосредственное (без посредников-агентов) взаимодействие участников рыночных отношений в режиме реального времени;

2) финансовый критерий: низкие транзакционные издержки взаимодействия пользователей платформы;

3) пространственный критерий: отсутствие барьеров входа в систему.

Свободный доступ к информации выгоден не только потребителям, которые могут сравнить характеристики и цены товаров различных компаний. Информационные технологии позволяют сохранять и накапливать полученную в результате обменов информацию о потребителях, их вкусах и предпочтениях, становится возможным более индивидуальный подход к обслуживанию потребителей. Это снижает уровень неопределенности спроса и устраняет потери компаний от этой неопределенности. Наличие и открытость информации также позволяют продавцам устанавливать максимальную приемлемую для покупателей цену.

Трансформация традиционного производства в цифровое на отраслевом уровне характеризуется сведением участия человека в производственном процессе к минимуму и переходом к эффективному управлению на основе данных. Технологии, способствующие этой трансформации и характеризующиеся полным цифровым включением производственных и логистических цепочек, а также цепочек поставок, помимо широкого внедрения ERP решений, включают в себя:

1) компьютерное проектирование, инжиниринг, математическое моделирование, а также разработка «умных» виртуальных моделей и «умных» цифровых двойников;

2) промышленный интернет вещей;

3) виртуальная, дополненная и смешанная реальность;

4) промышленная робототехника;

5) аддитивные технологии;

6) искусственный интеллект и т.д. [12]

Следует понимать, что ни одна из передовых производственных технологий, взятая в отдельности, не способна предоставить долгосрочного конкурентного преимущества на рынке, поэтому очевидна необходимость системы комплексных технологических решений.

Заключение

Таким образом, цифровые способы построения бизнеса на наших глазах переходят из мира научной фантастики в реальную экономику. Современный уровень науки и технологий, позволяющих существенно расширять масштабы рынка без значительных капитальных вложений, сокращать транзакционные издержки, ускорять процесс обслуживания и в целом поставить вопрос о цифровизации всего жизненного цикла производимых благ, становится двигателем развития новых идей создания ценности и получения взамен дохода.

Платформенные технологии позволяют соединить преимущества использования эффекта масштаба с индивидуальным подходом к каждому клиенту, обеспечивая тем самым преимущество в скорости обслуживания клиентов и издержках за счет устранения посредников. Область применения платформенных бизнес-моделей – это отрасли с высокой долей информации по отношению к другим факторам производства. В таких отраслях конкуренция между фирмами стремительно заменяется конкуренцией между бизнес-платформами, оставляя для фирм с традиционной бизнес-моделью лишь узкие рыночные ниши.

Следует отметить, что цифровые бизнес-модели — это не просто организационные инновации. В современных условиях инновационные бизнес-модели становятся важнейшим фактором роста стоимости и конкурентоспособности бизнеса. При этом бизнес-модель может выступать как интегрирующая инновация, объединяющая в различных сочетаниях инновации процессов (технологий), продуктов и способов организации бизнеса.

 

Список литературы и электронных ресурсов:

1. Timmers P. (1998) Business Models for Electronic Markets // Journal on Electronic Markets. Vol. 8, N2. P. 3-8.

2. Сооляттэ А.Ю. Бизнес-модель – ключ к развитию бизнеса на основе инноваций // Менеджмент инноваций. - 2010. - №1 (09).

3. Сливотски А. Миграция ценности. Что будет с вашим бизнесом послезавтра? - М: «Манн, Иванов и Фербер», 2006. – 432 с

4. А. Остервальдер, И. Пинье. Построение бизнес-моделей: настольная книга стратега и новатора / А. Остервальдер, И. Пинье; пер. с англ. М. Кульнева. – 3-е изд. – М.: Альпина Паблишер; Сколково: Московская школа упр., 2013. – 287 с.

5. Юлдашева О.У. Создание клиентоориентированных бизнес-моделей предпринимательской деятельности / О.У. Юлдашева // Модернизация экономики и общества. – 2013. – №1. – С. 311–318.

6. Чесборо Г. Открытые бизнес-модели: IP – менеджмент. – М.: Поколение, 2008. – 352 с.

7. Маркидес К. Новая модель бизнеса: Стратегии безболезненных инноваций. – М.: Альпина Паблишер: Юрайт, 2010. – 304 с.

8. Rappa M. Business models on the web [Electronic resource] // Managing the Digital Enterprise. – URL: https://www.digitalenterprise.org/models/models.html (дата обращения 08.02.21).

9. Гарифуллин Б. М., Зябриков В.В. Виды бизнес-моделей компаний в цифровой экономике // Креативная экономика. – 2019. – Том 13. – №1. – С. 83–92.

10. Орехова С. В. Промышленные предприятия: электронная vs традиционная бизнес-модель // Terra Economicus. – 2018. – Том 16. – №4 – С. 77–94.

11. Шклярук М.С. Государство как платформа: люди и технологии. – М.: РАНХиГС, 2019. – С. 111.

12. Гукасян З. О. Преобразование стекольной промышленности: переход от традиционных бизнес-моделей к новым цифровым платформам // Вестник академии знаний. - 2019. - №33 (4). – С. 94–99.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-07-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: