Исследовательская работа предполагает выбор проблемы, ее теоретическое изучение, опытно-экспериментальную деятельность, обоснование научно-методических выводов и рекомендаций.
В университете ее организуют кафедры по специальным программам учебно-научной исследовательской работы студентов. Преподаватели или принимают предложения студентов, или предлагают темы, входящие в общую проблему научной работы лаборатории, кафедры. Последний вариант отличается большей возможностью базового, организационного и материального (приборы, оборудование) обеспечения. Материалы исследований вводятся преподавателями в лекции, семинары, практикумы, включаются в программы спецкурсов, экспериментов и др.
Подготовка к исследовательской работе интенсифицируется на старших курсах, когда студенты выбирают специализацию, тему курсовых и дипломной работы и начинают сбор материала к исследованию. Совместно с руководителем составляются общая программа деятельности, план-проспект дипломной работы, ведется подбор литературы. Программа рассчитана на три года. Сначала студент изучает литературу и делает историко-теоретический обзор, выделяя тенденции развития изучаемого объекта, описывает состояние изученности избранной проблемы. Далее конкретизируется план опытно-экспериментальной работы, создается теоретическая модель исследуемого процесса, определяются критерии и показатели его эффективности на основе сравнения первоначального и последующих срезов и комплексного анализа достигнутых результатов. В ходе всех видов учебной практики ознакомительной, производственной и преддипломной – происходит сбор исследовательского материала путем разных видов наблюдения за объектом, опросов, обобщений.
|
В любом случае составляется программа собственно опытно-экспериментальной работы, включающей констатирующий, формирующий и корректирующий этапы, по каждому из которых определяются его цель, задачи, содержание, методы, база.
На первом этапе ведется включенное наблюдение за экспериментальной и контрольной группами; проводятся начальные срезы уровня развития, например, тех качеств, которые необходимо сформировать; разрабатываются методики исследования.
На следующем этапе идет поиск путей совершенствования изучаемого процесса: его содержания, форм и методов организации, познавательной деятельности учащихся. Студент-исследователь прежде всего знакомится с программно-методическими материалами – Законом об образовании (1994); Государственными стандартами по общеобразовательной школе; учебниками и учебными пособиями по предмету. Совместно с учителем-экспериментатором проводится апробация рабочих материалов – программ сквозных курсов по предметам, пособий, хрестоматий, конспектов уроков, материалов для учащихся, дневников наблюдений и др. В условиях активной практики (8 недель) студент-исследователь может не только посетить занятия товарищей, но и опробовать свои идеи, применяя комплексные методики и технологии, отрабатывая коллективные и индивидуальные формы работы.
Корректирующий этап эксперимента позволяет проверить по выделенным критериям и показателям результаты сделанного, внести уточнения в предлагаемые рекомендации, сделать общие выводы.
|
Заключение
Студентам необходима разноплановая педагогическая поддержка в поиске и овладении ими приемами и способами эффективной самостоятельной учебной работы.
Самостоятельная учебно-познавательная деятельность включает смысловой, целевой и исполнительский компоненты. Овладевая все более сложными интеллектуальными действиями, студент приходит к активной смысловой ориентировке, позволяющей ему отрабатывать собственные подходы к решению проблемы самообразования. Целевой и исполнительский компоненты включают в себя постановку цели, определение задач, планирование действий, выбора способов и средств их выполнения, самоанализ и самоконтроль результатов, коррекцию перспектив дальнейшей деятельности.
Условно выделяются две функции анализа педагогом организации деятельности по самообразованию студентов:
Ø позитивно-творческая – соответствие собственных действий преподавателя требованиям современной вузовской педагогики, прежде всего умение выделить разные теоретические концепции и тенденции массового опыта;
Ø практически-действенная – критическое осознание причин своих трудностей и неудач, приведение своих педагогических приемов в соответствие с конкретными условиями работы – с данной группой студентов в зависимости от ее специфики.
Подобный самоанализ стимулирует умение сочетать теоретические знания с обращением к практическим ситуациям, введение задач, приближенных к актуальным проблемам современности, использование контекстного подхода к обучению, ориентирующего студента на решение профессиональных задач.
|
Правильно, когда при подготовке контрольных и курсовых работ, творческих рефератов в комплексные задания включаются преподаватели родственных дисциплин: использование межпредметных связей позволяет студентам полнее раскрыть свое видение проблемы. Значимы консультации, групповые и индивидуальные: они приобщают к самим знаниям. В любом случае важна помощь студенту в определении возможностей его самосовершенствования, правильном и своевременном осознании своей индивидуальности – способностей и склонностей, характера ценностных ориентации, потребностей и мотивов, интересов, темпов обучаемости и уровня интеллектуального развития, особенностей эмоциональной и волевой сферы.
Итак, самостоятельная работа студента – это особым образом организованная деятельность, включающая в свою структуру такие компоненты, как:
Ø уяснение цели и поставленной учебной задачи;
Ø четкое и системное планирование самостоятельной работы;
Ø поиск необходимой учебной и научной информации;
Ø освоение собственной информации и ее логическая переработка;
Ø использование методов исследовательской, научно-исследовательской работы для решения поставленных задач;
Ø выработка собственной позиции по поводу полученной задачи;
Ø представление, обоснование и защита полученного решения;
Ø проведение самоанализа и самоконтроля.
Чтобы стимулировать и постоянно поддерживать у студентов интерес к получению новых знаний, нужно больше обращать внимание на обучение их системе самообразования. Студенты должны овладеть основными и отдельными конкретными составляющими элементами труда учителя: работать с научной, методической и учебной литературой; излагать учебный материал, составлять систему дифференцированных упражнений и управлять ею в процессе решения задачи; использовать приемы постановки вопроса, формулировать организующие и управляющие вопросы, а также варианты одного и того же вопроса; быстро и адекватно реагировать на возникшую учебную ситуацию; уметь контролировать и оценивать знания и т.д.
Список использованнОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Андреев В. И. Педагогика творчества саморазвития. – М., 1996.
2. Барышникова 3.А. Организация самостоятельной познавательной деятельности студентов-заочников. – М., 2000.
3. Барышникова 3.А. Психолого-педагогическая практика: Учебно-методическое пособие. – М., 1998.
4. Кондрашова Л.В. Внеаудиторная работа по педагогике в педагогическом институте. – М.: «Педагогика», 1988.
5. Натанзон Э. Ш. Приемы педагогического воздействия. – М., 1972.
6. Педагогическая практика. / Под ред. Коджаспировой Т.М., Бориковой Л.В. – М., 1998.
7. Самостоятельная работа студента. // Педагогика в системе многоуровневого образования. Часть 1. Введение в педагогическую профессию: Программа и методические материалы / Сост.: Ф.К. Савина, Н.М. Борытко, О.Г. Нагибина и др. – Волгоград: «Перемена», 1998. – С. 7-18.
8. Соболевская Г.В. Система планирования самостоятельной работы студентов. // Начальная школа. – №11. – 96. – С. 27-28.
9. Субъектное становление специалиста как цель профессионального воспитания студентов вуза. // Материалы Второй межрегион. науч.-методич. конф. 16-17 апр. 2002 г. Воронеж, 2002. – С. 39-42.
[1] Кондрашова Л.В. Внеаудиторная работа по педагогике в педагогическом институте. – М.: «Педагогика», 1988. С. 56.
[2] Соболевская Г.В. Система планирования самостоятельной работы студентов. // Начальная школа. – №11. – 96. – С. 27-28.
[3] Барышникова 3.А. Организация самостоятельной познавательной деятельности студентов-заочников. – М., 2000. С. 110-112.
[4] Барышникова 3.А. Психолого-педагогическая практика: Учебно-методическое пособие. – М., 1998. С. 74-75.