Список обязательной литературы на лето для 9-го класса
| Автор произведения | Название |
| «Слово о полку Игореве» | |
| Фонвизин Д.И. | «Недоросль» |
| Радищев А.Н. | «Путешествие из Петербурга в Москву» |
| Карамзин Н.М. | «Бедная Лиза» |
| Грибоедов А.С. | «Горе от ума» |
| Гончаров И.А. | «Мильон терзаний» |
| Пушкин А.С. | «Евгений Онегин» |
| Лермонтов М.Ю. | «Герой нашего времени» |
| Гоголь Н.В. | «Мертвые души» |
| Островский A.H» | «Бедность не порок» |
| Тургенев И»С» | «Первая любовь» |
| Толстой Л»Н» | «Юность» |
| Достоевский Ф.М. | «Белые ночи» |
| Чехов А.П. | «Анна на шее» |
| Бунин И.А. | «Темные аллеи» |
| Булгаков М.А. | «Собачье сердце» |
| Шолохов М.А. | «Судьба человека» |
| Абрамов Ф.А. | «Пелагея», «Алька», «Деревянные кони» |
| Белов В. | «Лад» |
| Шекспир У. | «Гамлет» |
| Мольер Ж.-Б. | «Мещанин во дворянстве» |
Кроме списка литературы на лето для 9-го класса обязательного для прочтения, есть список дополнительной литературы для чтения. Следующие произведения дополняют школьную программу, но в классе не разбираются.
Список дополнительной литературы на лето для 9-го класса
| Автор произведения | Название |
| – | «Повесть временных лет» |
| – | «Повесть о Петре и Февронии Муромских» |
| – | «Хождение Богородицы по мукам» |
| – | «Сказание о Вавилонском царстве» |
| – | «Житие протопопа Аввакума» |
| Ломоносов М.В. | Оды. Стихотворения |
| Фонвизин Д.И. | «Бригадир» |
| Радищев А.Н. | «Вольность» |
| Державин Г.Р. | Оды. Стихотворения |
| Карамзин Н.М. | «История государства Российского» |
| Батюшков К.Н. | Стихотворения |
| Рылеев К.Ф. | Стихотворения |
| Баратынский Е.А. | Стихотворения |
| Одоевский В.Ф. | «Русские ночи», «Последний квартет Бетховена» |
| Герцен А.И. | «Сорока-воровка», «Доктор Крупов» |
| Пушкин А.С. | «Пиковая дама», «Выстрел», «Метель», «Гробовщик», «Бахчисарайский фонтан», «Борис Годунов», «Маленькие трагедии». Лирика |
| Лермонтов М.Ю. | «Демон». Лирика |
| Белинский В.Г. | Статьи о Пушкине, Лермонтове |
| Гоголь Н.В. | «Миргород», «Женитьба» |
| Некрасов Н.А. | Стихотворения |
| Тютчев Ф.И. | Стихотворения |
| Фет А.А. | Стихотворения |
| Майков А.Н. | Стихотворения |
| Полонский Я.П. | Стихотворения |
| Островский A.H. | «Не все коту масленица» |
| Тургенев И.С. | Стихотворения |
| Толстой Л.Н. | «Отрочество» |
| Чехов А.П. | Рассказы. Водевили |
| Бунин И.А. | Рассказы. Стихотворения. «Жизнь Арсеньева» |
| Горький А.М. | «Мои университеты» |
| Блок А.А. | Стихотворения |
| Есенин С.А. | Стихотворения |
| Маяковский В.В. | Стихотворения |
| Цветаева М.И. | Стихотворения |
| Ахматова А.А. | Стихотворения |
| Аверченко А.Т. | Рассказы |
| Тэффи | Рассказы |
| Зощенко М.М. | Рассказы |
| Ильф И. и Петров Е. | «Двенадцать стульев» |
| Заболоцкий Н.А. | Стихотворения |
| Твардовский А.Т. | «Василий Теркин». Стихотворения |
| Рубцов Н.М. | Стихотворения |
| Евтушенко Е.А. | Стихотворения |
| Вознесенский А.А. | Стихотворения |
| Слуцкий Б.А. | Стихотворения |
| Бродский И.А. | Стихотворения |
| Булгаков М.А. | «Дни Турбиных», «Кабала святош». Рассказы |
| Паустовский К.Г. | Рассказы |
| Трифонов Ю. | Рассказы |
| Астафьев В.П. | Рассказы |
| Быков В.В. | «Обелиск», «Сотников» |
| Розов В.С. | «Вечно живые», «В добрый час!», «В поисках радости», «Кабанчик» |
| Гомер | «Илиада» |
| Эсхил | «Прометей прикованный», «Орестея» |
| Софокл | «Антигона», «Царь Эдип» |
| «Сенека», «Нравственные письма к Луциллию» | |
| Апулей | «Метаморфозы, или Золотой осел» |
| Роттердамский Эразм | «Похвала глупости» |
| – | Библия. Ветхий и Новый Завет в пересказе для детей (Детская Библия) |
| Руставели Ш. | «Витязь в тигровой шкуре» |
| Данте Алигьери | «Божественная комедия» |
| Шекспир У. | «Король Лир», «Много шума из ничего» |
| Байрон Дж. Г. | «Паломничество Чайльд-Гарольда», «Корсар» |
| Бальзак О. | «Шагреневая кожа» |
| Гюго В. | «Собор Парижской Богоматери», «Отверженные» |
| Флобер Г. | «Воспитание чувств», «Госпожа Бовари» |
| Олдингтон Р. | «Портрет бунтаря» |
| Ануй Ж. | «Медея», «Антигона» |
| Радзинский Э. | «Театр времен Нерона и Сенеки», «Беседы с Сократом» |
| Сенкевич Г. | «Камо грядеши» |
| Дрюон М. | Серия «Проклятые короли» |
| Бах Р. | «Чайка по имени Джонатан Ливингстон» |

Тема.По дорогам литературы в 9 классе. Повторение: литературные роды и жанры.
Цели урока: познакомить учащихся с учебником, программой и задачами курса литературы в 9 классе; начать повторение литературных родов и жанров, обобщить и систематизировать изученное в 8 классе.
Ход урока:
- Слово учителя об особенностях УМК А.Г.Кутузова и аппарате учебной хрестоматии для 9 класса. Учебная цель: интерпретация текстов. Ведущая теоретико-литературная проблема: автор – образ – читатель.
- Что нового в содержании учебника?
- По какому принципу расположен учебный материал? (хронология)
- Произведения каких писателей и жанров вызывают интерес?
- Повторение пройденного:
- работа с учебником (ч.1, с.7-10);
- беседа по вопросам (см. методическое пособие под редакцией И.Е.Витвиновой, с.9) – презентация «Литературные роды и жанры;
- Обобщение. Что такое литература?
- Дайте определение понятия «литература» (искусство слова).
- Что такое классическая литература? Приведите примеры классики 18 -19 вв.
- К какому литературному роду и жанру относятся произведения А.С.Пушкина:«Зимнее утро», «Песнь о вещем Олеге», «Сказка о царе Салтане», «Дубровский», «Станционный смотритель»?
- Вспомните сюжет прочитанной и понравившейся вам книги или прочитайте несколько строк любимого стихотворения. Почему вы помните их?
- Итоги урока. В чем сила и потенциал литературы? Почему чтение книг стало сегодня редким явлением? Попробуйте дать оценку этой ситуации.
- рассказ учащихся о происхождении и особенностях лирических жанров (по заданию «не для всех» учебника, с.14);
- «Мой литературный герой» - устное эссе по прочитанным ранее произведениям;
- дополнительные вопросы (по содержанию предыдущего урока).
- Введение нового теоретического материала.
Рассказывая о литературных героях, вы по-своему интерпретировали содержание прочитанных произведений. Что же такое ИНТЕРПРЕТАЦИЯ? Сегодня мы попробуем первоначально разобраться в данном понятии.
Что поможет нам в выяснении значения этого слова? (работа со словарем).
Итак, ИНТЕРПРЕТАЦИЯ – это истолкование смысла художественного произведения. (Запись опр-я в тетрадь).
Интерпретация состоит и следующих этапов…(см. Метод. пособие Л.Серёгиной, 9 класс с.12).
- Работа с текстом ст-я А.С.Пушкина «Памятник»:
- выразительное чтение, выяснение значения непонятных слов;
- вдумайтесь в текст и скажите, кому адресовано стихотворение и чему оно посвящено;
- вывод: одинакова интерпретация стихотворения? Почему мнения расходятся или похожи?
- Литературная традиция.
Стихотворения «Памятник» есть в творчестве нескольких писателей.
Сравним ст-я Г.Р.Державина и А.С.Пушкина.
- Какая идея объединяет оба стихотворения? (творчество вечно, именно оно служит настоящим памятником творцу).
- Какова причина обращения поэтов к такой форме диалога с читателями, потомками?
- Приведите аналогичные литературные примеры («Пророк» Пушкина и Лермонтова, «Молитва» из Библии, А.П.Сумарокова, М.Ю.Лермонтова; жанры романа-эпопеи: «Война и мир», «Тихий Дон»; тема «маленького человека» в тв-ве Пушкина, Гоголя, Чехова и т.д.).
Початок форми