1. Определяем количество слогов в строке. Для этого подчеркиваем все гласные буквы.
2. Произносим строку нараспев и расставляем ударения.
3. Проверяем, через какое количество слогов повторяется ударение:
а) если ударение повторяется каждые 2 слога, это двусложный размер: хорей или ямб;
б) если повторяется каждые 3 слога, это трехсложный размер: дактиль, амфибрахий или анапест.
4. Объединяем слоги в строке в стопы (по два или три слога) и определяем размер стихотворения.
(Например: четырехстопный хорей или пятистопный ямб и т.д..)
Ознакомиться с опорным конспектом
Литературные направления
Класси-цизм | Направление в европейской литературе и искусстве XVII-нач. XIX в.в. Особенности: обращение к образам и формам античных литературы и искусства как идеальному эстетическому эталону; в основу эстетики положены принципы рационализма; образы лишены индивидуальных черт; строгая иерархия жанров, которые делятся на «высокие» и «низкие»; принцип «единства места, времени и действия». Характерные особенности развития данного направления в России:сатирическая направленность; преобладание национально-исторической тематики над античной; высокий уровень развития жанра оды; общий патриотический пафос. |
Сентимен-тализм | Течение в европейской литературе и искусстве XVIII в., подготовленное кризисом Просвещения и его завершающий этап. Хронологически предшествовал романтизму, передав ему ряд своих черт. Основные признаки:идеал нормативной личности; доминанта «человеческой природы» – чувство, а не разум; условие формирования идеальной личности – не «разумное переустройство мира», а высвобождение и совершенствование «естественных чувств»; герой более индивидуализирован: по происхождению (или убеждениям) он демократ, простолюдин с богатым духовным миром. Характерные особенности развития данного направления в России:четкое выражение рационалистических тенденций; дидактическая (нравоучительная) установка; просветительские тенденции; совершенствование литературного языка и обращение к разговорным нормам просторечия. |
Романтизм | Одно из крупнейших направлений в литературе конца XVIII-первой половины XIX века, получившее всемирное значение и распространение. Основные признаки: антипросветительская направленность (т.е. против идеологии Просвещения); пессимистическая направленность; вера во всемогущество духа человека, в его способность к обновлению; в центре – сильная, исключительная личность, противостоящая обществу; «двоемирие» – разделение мира на реальный и идеальный, которые противопоставляются друг другу; «местный колорит» (противостоящая обществу личность чувствует духовную близость с природой). В России: зарождение связано с общественно-идеологической атмосферой русской жизни – общенациональным подъемом после войны 1812 г. |
Натура-лизм | Литературное направление, сложившееся в последней трети XIX в. в Европе и США. Характерные особенности: Стремление к объективному, точному и бесстрастному изображению реальности и человеческого характера, обусловленного физиологической природой и средой, понимаемой преимущественно как непосредственное бытовое и материальное окружение, но не исключающей социально-исторических факторов. Художественное произведение рассматривалось как «человеческий документ», а основным эстетическим критерием считалась полнота осуществленного в нем познавательного акта. Особое развитие данное направление получило во Франции (Г. Флобер, Э. Золя), а вот в России оно не получило широкого распространения. |
Реализм | Литературное и художественное направление XIX-XX в.в. Основные черты:литература – средство познания человеком себя и окружающего мира; познание действительности через образы, создаваемые посредством типизации фактов действительности («типические характеры в типической обстановке»); типизация характеров осуществляется через «правдивость деталей» в «конкретностях» условий бытия персонажей. В России представители направления обогатили мировую литературу новыми принципами построения социально-психологического романа, философской и моральной проблематикой, новыми способами раскрытия человеческой психики в ее глубинных пластах. Обостренный социально-критический пафос – одна из основных отличительных черт данного направления в России. |
Файлы, фото, сканкопии выполненных заданий высылаем на эл. почту учителя.
|
|