Повторить опорный конспект




Роды и жанры литературы

 

Роды литературы – наиболее обобщающее, исторически устойчивое деление литературных произведений в соответствии с тремя формами изображения человеческой личности.

В литературе определяют три рода: эпос, лирика, драма

Эпос – (в переводе с древнегреческого – слово, повествование) - объективное изображение действительности, повествование о событиях, судьбе героев, их поступках и приключениях, изображение внешней стороны происходящего. Текст имеет в основном описательно-повествовательную структуру. Автор прямо выражает свое отношение к изображаемым событиям.

Лирика (от древнегреческого «исполняемый под звуки лиры, чувствительный») - род литературы, служащий для изображения чувств, внутреннего мира, эмоционального состояния; чувство становится главным событием; внешняя жизнь подаётся субъективно, через восприятие лирического героя. Лирика имеет особую языковую организацию (ритм, рифма, размер).

Драма - (от древнегреческого - действие) - изображение событий и отношений между героями на сцене в действиях, столкновениях, конфликтах; особенностями являются: выражение авторской позиции через ремарки (пояснения), характеры создаются за счёт реплик героев, монологической и диалогической речи.

Каждый род литературы в свою очередь включает набор жанров.

 

Жанр - (от фр. genre – род, вид) – форма, в которой проявляются основные роды литературы, т.е. эпос, лирика, драма, в их разновидности. Это исторически сложившаяся группа произведений, объединенных общими признаками содержания и формы. Литературные жанры подразделяются на эпические, драматические и лирические.

Эпические жанры

1. Малые:

§ рассказ - малый эпический жанр: прозаическое произведение небольшого объема, в котором, как правило, изображаются одно или несколько событий жизни героя, обычно имеет одну сюжетную линию.

§ новелла - (от от итал. novella - новость) - один из малых эпических жанров: близкая к рассказу жанровая форма, возникшая в эпоху Возрождения. В отличие от рассказа, в новелле большее внимание уделяется фабуле, которая, как правило, отличается динамичностью событий, неожиданностью их развития и развязки.

§ очерк - эпический жанр: прозаическое произведение, основанное на фактах, документах, личных впечатлениях автора, то есть, в отличие от собственно рассказа, лишенное элементов вымысла. О. может включать в себя не только описание (портрет, пейзаж, интерьер), но и повествование о событиях и персонажах. Для жанра О. характерны также свободное построение и открытость авторской позиции.

§ притча - жанр эпоса: небольшое повествовательное произведение назидательного характера, содержащее религиозное или моральное поучение в иносказательной (аллегорической) форме. Близка к басне, но отличается от нее широтой обобщения, значимостью заключенной идеи.

2. Средние:

§ повесть – средний (между рассказом и романом) эпический жанр, в котором представлен ряд эпизодов из жизни героя (героев). По объему повесть больше рассказа и шире изображает действительность, рисуя цепь эпизодов, составляющих определенный период жизни главного персонажа, в ней больше событий и действующих лиц, однако, в отличие от романа, имеет как правило, одну - две сюжетные линии.

3. Крупные:

§ роман – большое эпическое произведение, в котором всесторонне изображается жизнь людей в определенный период времени или в течение целой человеческой жизни. Для романа характерны многолинейность сюжета, охватывающего судьбы ряда действующих лиц, наличие системы равнозначных персонажей, охват большого круга жизненных явлений, постановка общественно значимых проблем, значительная временная протяженность действия.

§ роман-эпопея – произведение, в центре художественного внимания которого находится судьба народа во взаимосвязи историческими событиями, а не отдельного человека.

Также к эпосу относятся фольклорные жанры: сказка, былина, историческая песня.

Драматические жанры

§ трагедия – (от греч. tragodia - козлиная песнь) - один из основных жанров драмы: пьеса, в которой изображаются крайне острые, зачастую неразрешимые жизненные противоречия. В основе сюжета трагедии - непримиримый конфликт героя, сильной личности, с внешними силами (судьбой, государством, стихией и др.) или с самим собой. В этой борьбе герой, как правило, погибает, но одерживает нравственную победу.

§ комедия - (от греч. от komos - веселая толпа и odie - песня) - один из ведущих жанров драмы: произведение, в основе которого лежит осмеяние общественного и человеческого несовершенства.

§ драма – один из ведущих жанров драматургии; литературное произведение, написанное в форме диалога действующих лиц. Предназначается для исполнения на сцене. Ориентирована на зрелищную выразительность. Взаимоотношения людей, возникающие между ними конфликты раскрываются через поступки героев и получают воплощение в монолого-диалогической форме. В отличие от трагедии, драма не завершается катарсисом.

Лирические жанры

§ ода - (от греч. oide - песня) - жанр лирики, торжественное стихотворение восторженного характера, призванное воспеть какого-либо человека, явление или событие.

§ элегия – (греч. elegeia < от elegos - жалобная песня) - жанр лирики: стихотворение медитативного (от лат. meditatio - углубленное размышление) или эмоционального содержания, передающее глубоко личные, интимные переживания человека, как правило, проникнутые настроениями грусти, светлой печали. Чаще всего написано от первого лица.

§ сонет - (от итал. sonette - песенка) - стихотворение из 14-ти строк, состоящее из двух четверостиший (катренов) и двух трехстиший (терцетов).

§ песня – стихотворение, предназначенное для пения, состоящее из нескольких куплетов и припева.

§ послание – стихотворное письмо, произведение, написанное в форме обращения к кому-либо и содержащее призывы, просьбы, пожелания и т. п.

§ эпиграмма, эпиталама, мадригал, эпитафия и проч., - малые формы меткие короткие стихи, посвященные определённым целям сочинителя.

Лиро-эпические жанры

Это произведения, сочетающие в себе элементы лирики и эпоса:

§ баллада – (от франц. ballade - танцевальная песня) - жанр лиро-эпической поэзии: повествовательная песня или стихотворение относительно небольшого объема, с динамичным развитием сюжета, основой которого является необычайный случай. Часто в балладе присутствует элемент загадочного, фантастического, необъяснимого, недоговоренного, даже трагически неразрешимого.

§ поэма – (от греч. poiema - творение) - лиро-эпический жанр: крупное или среднее по объему стихотворное произведение (стихотворная повесть), основными чертами которого являются наличие сюжета (как в эпосе) и образа лирического героя (как в лирике).

§ роман в стихах – роман в стихотворной форме.

Жанры, будучи категориями историческими, появляются, развиваются и со временем «уходят» из «активного запаса» художников в зависимости от исторической эпохи: античные лирики не знали сонета; в наше время архаическим жанром стала родившаяся еще в древности и популярная в XVII-XVIII веках ода; романтизм XIX века вызвал к жизни элегию, ведущим жанром реализма был роман и т.д.

 

 

Повторить опорный конспект

Стихотворные размеры

 

Стихотворный размер - это порядок (правило) чередования ударных и безудорных слогов.
Размер принято определять как последовательность нескольких стоп.

Стихотворные размеры никогда не выполняются в стихотворении точно, и часто бывают отступления от заданной схемы.
Пропуск ударения, то есть замена ударного слога безударным, называется пиррихием, замена же безударного слога ударным называется спондеем.

 

 

Условные обозначения

__/ - ударный слог __ - безударный слог

 

Стихотворные размеры

(в силлабо-тонической системе стихосложения)

 

1. Двусложные стихотворные размеры:

__/__ - стопа Хорея

Хорей – двусложный размер стиха, в котором на первом месте стоит ударный слог, на втором безударный.

Для запоминания:

Мча́тся ту́чи, вью́тся ту́чи,
На хорей они летят

 


__ __/ - стопа Ямба

Ямб - двусложный размер стиха, в котором первый слог безударный, второй ударный.

 

2. Трехсложные стихотворные размеры:

__/__ __ - стопа Дактиля

Дактиль – трехсложный размер стиха, в котором первый слог ударный, остальные – безударные.

Для запоминания:

Вы́рыта д а́ктилем я́ма глубо́кая

 


__ __/__ - стопа Амфибрахия

Амфибрахий - трехсложный размер стиха, в котором второй слог ударный, остальные – безударные.


__ __ __/ - стопа Анапеста

Анапест - трехсложный размер стиха, в котором третий слог ударный, остальные – безударные.

 

Чтобы запомнить названия трёхсложных размеров стихотворений нужно выучить слово ДАМА.

ДАМА расшифровывается так:
Д - дактиль - ударение на первый слог,
АМ - амфибрахий - ударение на второй слог,
А - анапест - ударение ударение на третий слог.

Примеры

Стихотворение (псевдоударные (со вторичным ударением в слове) слоги выделены ЗАГЛАВНЫМИ буквами) Стихотворный размер
Пример четырехстопного хорея: Бу́ря мгло́́ю не́бо кро́ет __/ ____/ ____/ ____/ __ Ви́хри сне́жныЕ крутя́; __/ __ __/ __ __ ____/(А.С. Пушкин)   Разбор: · Здесь после ударного слога следует один безударный – всего получается два слога. То есть это двусложный размер. · После ударного слога могут следовать два безударных – тогда это трехсложный размер. · В строке четыре группы ударно-безударных слогов. То есть в ней четыре стопы. Хорей __/__
Пример пятистопного хорея: ВЫхожу́ оди́н я нА доро́гу; __ ____/____/____ ____/__ СквОзь тума́н кремни́стый пу́ть блести́т; ___ ___ __/ ____ __/ ___ __/ _____ __/ НОчь тиха́. Пусты́ня вне́млет Бо́гу, ___ ___ __/ _____/ __ __/ _____/ __ И звезда́ с звездо́ю гОвори́т. __ ____/ _______/____ ___/(М.Ю. Лермонтов) Хорей __/__
Пример трехстопного хорея: Ла́сточкИ пропа́ли, __/ __ __ __ __/ __ А вчера́ заре́й __/ ____/ ____/ Всё грачи́ лета́ли __/ __ __/ ____/ __ Да, как се́ть, мелька́ли __/ __ __/ __ __/ __ Во́н над то́й горо́й. __/ __ __/ __ __/(А. Фет) Хорей __/__
 
Пример четырехстопного ямба: Мой дя́дя са́мых че́стных пра́вил, __ __/ __ __/__ __/ __ __/ __ Когда́ не в шу́тку зАнемо́г, __ __/ __ __/__ __ __ __/ Он Уважа́ть себя́ заста́вил __ ____ __/__ __/__ __/__ И лу́чше вы́думАть не мо́г. __ __/__ __/__ __ __ __/ (А.С. Пушкин) Ямб __ __/
Пример четырехстопного ямба: Я по́мню чу́дноЕ мгнове́нье __ __/ __ __/__ __ __ __/__ ПерЕдо мно́й яви́лась ты́ __ ____ __/__ __/__ __/ Как мИмоле́тноЕ виде́нье __ ____ __/__ ____ __/__ Как ге́ний чи́стой крАсоты́ __ __/__ __/ __ ____ __/(А.С. Пушкин) Ямб __ __/
Пример пятистопного ямба: Наря́женЫмы вме́сте го́род ве́дать, __ __/__ __ __ __/__ __/ __ __/ __ Но, ка́жетсЯ, нам не́ за кЕм смотре́ть… __ __/ __ __ __ __/ __ __ __ __/ (А.С. Пушкин) Ямб __ __/
Пример пятистопного ямба: Ты пОгрусти́, когда́ умрЁт поэ́т, __ __ __ __/ __ __/__ __/__ __/ Поку́да зво́н ближа́йшей и́з церкве́й __ __/__ __/ __ __/ __ __/ __ __/ Не вОзвести́т, что э́тот ни́зкий све́т __ __ __ __/ __ __/__ __/ __ __/ Я прОменя́л на ни́зший ми́р черве́й. __ __ __ __/ __ __/ __ __/ __ __/ (Шекспир; перевод С.Я. Маршак) Ямб __ __/
Пример трехстопного дактиля: Кто́ бы ни зва́л - не хочу́ __/ __ ____/ __ ____/ На́ суетли́вую не́жность __/ __ ____/ __ ____/ __ Я́ променя́ть безнаде́жность __/ __ ____/ __ ____/ __ И́, замыка́ясь, молчу́. __/ __ ____/ __ __ __/ (А. Блок) Дактиль __/__ __
Пример четырехстопного дактиля: Ту́чки небе́сные, ве́чные стра́нники! __/ __ ____/ __ ____/ __ __ __/ __ __ Сте́пью лазу́рною, це́пью жемчу́жною… __/ __ __ __/ __ ____/ __ __ __/ __ __(М.Ю. Лермонтов) Дактиль __/__ __
Пример четырехстопного дактиля: Сла́вная о́сень! Здоро́вый, ядре́ный __/ __ ____/ __ ___ __/ __ __ __/ __ Во́здух уста́лые си́лы бодри́т… __/ __ ____/ __ ____/ __ __ __/(Н.А. Некрасов) Дактиль __/__ __
 
Пример трёхстопного амфибрахия: Не ве́тер бушу́ет над бо́ром, __ __/ __ __ __/ __ __ __/ __ Не с го́р побежа́ли ручьи́ - __ __/ __ __ __/ ____ __/ Моро́з-воево́да дозо́ром __ __/ __ __ __/ ____ __/ __ Обхо́дит владе́нья свои́. __ __/ __ __ __/ __ __ __/ (Н.А. Некрасов) Амфибрахий __ __/__
Пример четырехстопного амфибрахия: Доро́же отчи́зны — не зна́л ничего́ __ __/ __ __ __/ __ ___ __/ ___ __ __/ Бое́ц, не люби́вший поко́я. __ __/ __ __ __/ ___ __ __/ __(Н.А. Некрасов) Амфибрахий __ __/__
Пример трехстопного амфибрахия: Есть же́нщины в ру́сских селе́ньях __ ___/ __ __ __/ ___ __ __/ ___ С споко́йною ва́жностью ли́ц, ___ ___/ ____ __/ ___ __ __/ С краси́вою си́лой в движе́ньях, ___ ___/ ____ __/ ___ __ __/ __ С похо́дкой, со взгля́дом цари́ц. __ __/ __ ___ ___/ ___ __ __/ (Н.А. Некрасов) Амфибрахий __ __/__
Пример трехстопного амфибрахия: Средь шу́много ба́ла случа́йно, __ ___/ __ __ __/ __ __ __/ __ В трево́ге мирско́й суеты́, __ __/ __ __ __/ ____ __/ Тебя́ я уви́дел, но та́йна, __ __/ ____ __/ ____ __/ __ Твои́ покрыва́ла черты́. __ __/ __ __ __/ ____ __/(А.К. Толстой) Амфибрахий __ __/__
Пример трёхстопного анапеста: О, весна́ без конца́ и без кра́ю — __ __ __/ __ __ __/ __ __ __/__ Без конца́ и без кра́ю мечта́! __ __ __/ __ __ __/__ __ __/ Узнаю́ тебя, жи́знь! Принима́ю! __ __ __/__ __ __/ __ __ __/__ И приве́тствую зво́ном щита́! __ __ __/ __ __ __/ __ __ __/(А. Блок) Анапест __ __ __/
Пример трёхстопного анапеста: Есть в напе́вах твои́х сокрове́нных ___ __ __/ __ __ __/ __ __ __/ __ Рокова́я о ги́бели ве́сть. __ __ __/__ __ __/__ __ __/ Есть прокля́тье заве́тов свяще́нных, ___ __ __/ __ __ __/ __ __ __/ __ Поруга́ние сча́стия е́сть. __ __ __/__ __ __/__ __ __/(А. Блок) Анапест __ __ __/
Пример трёхстопного анапеста: Пропаду́ от тоски́ я и ле́ни, __ __ __/ __ __ __/__ __ __/__ Одино́кая жи́знь не мила́, __ __ __/__ __ __/__ __ __/ Сердце но́ет, слабе́ют коле́ни, __ __ __/ __ __ __/__ __ __/__ В каждый гво́здик души́стой сире́ни, __ __ __/ __ __ __/ __ __ __/__ Распева́я, вполза́ет пчела́. __ __ __/__ __ __/ __ __ __/(А. Фет) Анапест __ __ __/
Пример (разностопный размер) поочерёдно дактиль, амфибрахий и анапест: Во́все не сло́жные __/ __ __ __/ __ __ /дактиль/ Разме́ры трёхсло́жные, __ __/ __ __ __/ __ __ /амфибрахий/ Всё зави́сит от си́льных в них ме́ст. __ __ __/ __ __ __/ __ __ __/ /анапест/ Да́ктиль - он пе́рвый, __/ __ __ __/ __ /дактиль/ Второ́й - амфибра́хий, __ __/ __ __ __/ __ /амфибрахий/ Ну а тре́тий уже анапе́ст! __ __ __/ __ __ __/__ __ __/ /анапест/ (В.В. Онуфриев)   Дактиль __/__ __ Амфибрахий __ __/__ Анапест __ __ __/

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-07-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: