1. Замены букв при графомоторных нарушениях
• Замены букв по наличию одинаковых элементов и по наличию разного количества элементов: (к-п-н; и-ш; п-т-г; л-м; о-а; ш-щ; х-эк; и-ц; ц-щ; у-д-з; с-х; с-е; Л-М; Л-Я; Н-К; П-Т-Г; Х-Ж; И-Ц; И-Щ; Ш-Щ).
• Пропуск элементов, особенно при соединении букв, включающих одинаковые элементы (ау-а; ши-ши; му-лм) и лишние элементы (ш-ши; уи-уш; ми-мш).
2. Замены букв, смешиваемые при оптико-пространственных нарушениях
• Замены по пространственному расположению элементов (в-д; т-ш; б-д; и-у; р-п-г; с-э; У-Ч).
• Зеркальное написание встречается у левшей при органических поражениях головного мозга, когда слова, буквы, элементы букв пишутся справа налево; неправильное расположение элементов (х-сс т-пп). В тяжелых случаях оптической дисграфии учащиеся пишут только отдельные буквы.
Порядок работы над оптически сходными буквами
1.Знакомство с буквой:
• звукобуквенная связь;
• соотнесение буквы с небуквенным образом (развитие ассоциативных связей);
• уточнение количества элементов и их расположения в пространстве (смотри приложение);
• письмо буквы в воздухе;
• конструирование буквы из элементов и реконструирование букв при их дифференциации;
• письмо элементов буквы по заданию логопеда, развитие буквенного гнозиса и прописывание буквы (и букв при их дифференциации).
2.Автоматизация графокинетического образа буквы (букв при дифференциации) на материале:
• слогов;
• слов и словосочетаний;
• предложений и текста.
Далее идет работа по дифференциации смешиваемых букв по этой же схеме (смотри порядок работы над оптически сходными буквами).
Примерная структура уроков
Урок 1. Строчная, прописная буква х.
|
1. Организационный момент. Развитие пространственных представлений.
2. Показ предметной картинки «хлеб». Выделение начального звука / Х /. Уточнение артикуляции, акустических признаков.
3. Соотнесение звука (x) с буквой х Сравнение буквы х: с изображением хлеба на картинке. Вписывание буквы х: в силуэт изображения хлеба. Конструирование буквы х из элементов.
4. Выборочный диктант.
5. Графический диктант. Выписать из слова слог с буквой х.
6. Записать слова с буквой х в три столбика по родам. Изменение имен существительных по родам.
7. Итог.
Урок 2. Строчная, прописная буква ж.
1. Организационный момент. Развитие зрительного внимания.
2. Загадка. Отгадай, назови слово - отгадку «жук». Выделение начального звука (ж). Уточнение артикуляции [ж], его характеристика: согласный, звонкий, твердый.
3. Соотнесение звука [ж] с буквой ж. Сравнение ж с жуком. Развитие ассоциативных связей. Конструирование буквы ж из элементов.
4. Выбрать из текста и записать в строчку слова с буквой «ж». Указать над буквой количество элементов цифрой 3.
5. Отгадать загадки, разделить слово - отгадку на слоги и «зашифровать» его слогом, в котором есть буква ж.
6. Образование формы множественного числа, записать слова парами: еж - ежи, морж -моржи.
Повторить правило: жи - пиши с буквой и.
7. Итог.
Урок 3. Дифференциация строчных, прописных букв х - ж.
1. Организационный момент. Развитие пространственных представлений и зрительно - пространственной ориентировки в схеме тела.
2. Развитие внимания и памяти. Задания «Что изменилось?», «Где спрятались буквы?». Сообщение темы.
|
3. Развитие тактильных ощущений. Ощупывание букв. Конструирование и реконструкция букв х - ж. Зрительный анализ букв х-ж.
4. Графический узор. Закрепление кинетического восприятия прописных строчных букв х-ж.
5. Развитие ассоциативных связей. На что (кого) похожа буква ж - на жука, х: - на хлеб и т. д. Вписывание букв в картинки схемы. Сравнение букв по количеству элементов.
6. Графический диктант. «Шифровальщики». Записать слово буквой или слогом с дифференцируемыми буквами.
7. Восстановление деформированного текста. Списать слова, вставить пропущенные буквы. Отметить букву х цифрой 2, букву ж цифрой 3 (по количеству элементов).
8. Расставить картинки в два ряда по наличию в них букв х-ж и записать их названия в два столбика.
9. Словоизменение. Употребление слов с буквами х-ж в форме винительного падежа.
10. Подведение итогов.
Список литературы
1. Логопедия / Под ред. Л.С. Волковой. - М.: Просвещение, 1989.
2. Корнев А.Н. Нарушения чтения и письма у детей. - СПб.: ИД«МиМ», 1997.
3. Макарьев И. Если ваш ребенок - левша. - СПб.: Лань, 1995.
4. Лопухина И.С. Логопедия, 550 занимательных упражнений для развития речи. - М.: Аквариум, 1995.
5. Городилова В.И., Кудрявцева М.З. Чтение и письмо. -СПб.: Дельта, 1995.
6. Городилова В.И., Кудрявцева М.З. Диктанты и упражнения по русскому языку для начальной школы. - СПб.: Дельта, 2001.
7. Милосердое К, Ульянов В. Сборник диктантов и упражнений для начальной школы. - СПб.: Мигус, 1994.
8. Юрова Е.В. 200 упражнений для развития письменной речи. Начальное обучение. - М.: Аквариум ЛТД, 2000.
9. Ефименкова Л.К, Мисаренко Г.Г. Организация и методы коррекционной работы логопеда на школьном логопункте. - М.: Просвещение, 1991.
10. Парамонова Л.Г. Русский язык. Правописание и грамматика.-СПб.: Дельта, 2001.
11. Огаркова Н.Г. Русская графика. - М.: Просвещение, 1997.
12. Ястребова А.В. Коррекция нарушений речи у учащихся общеобразовательной школы. -М.: Просвещение, 1984.