Классификация ошибок при оптических нарушениях письма




1. Замены букв при графомоторных нарушениях

• Замены букв по наличию одинаковых элементов и по наличию разного количества элементов: (к-п-н; и-ш; п-т-г; л-м; о-а; ш-щ; х-эк; и-ц; ц-щ; у-д-з; с-х; с-е; Л-М; Л-Я; Н-К; П-Т-Г; Х-Ж; И-Ц; И-Щ; Ш-Щ).

• Пропуск элементов, особенно при соединении букв, вклю­чающих одинаковые элементы (ау-а; ши-ши; му-лм) и лишние элементы (ш-ши; уи-уш; ми-мш).

2. Замены букв, смешиваемые при оптико-пространственных нарушениях

• Замены по пространственному расположению элементов (в-д; т-ш; б-д; и-у; р-п-г; с-э; У-Ч).

• Зеркальное написание встречается у левшей при органических поражениях головного мозга, когда слова, буквы, элементы букв пишутся справа налево; неправильное расположение элементов (х-сс т-пп). В тяжелых случаях оптической дисграфии учащиеся пишут только отдельные буквы.

Порядок работы над оптически сходными буквами

1.Знакомство с буквой:

• звукобуквенная связь;

• соотнесение буквы с небуквенным образом (развитие ассоциативных связей);

• уточнение количества элементов и их расположения в пространстве (смотри приложение);

• письмо буквы в воздухе;

• конструирование буквы из элементов и реконструирование букв при их дифференциации;

• письмо элементов буквы по заданию логопеда, развитие буквенного гнозиса и прописывание буквы (и букв при их дифференциации).

2.Автоматизация графокинетического образа буквы (букв при дифференциации) на материале:

• слогов;

• слов и словосочетаний;

• предложений и текста.

Далее идет работа по дифференциации смешиваемых букв по этой же схеме (смотри порядок работы над оптически сходными буквами).

Примерная структура уроков

Урок 1. Строчная, прописная буква х.

1. Организационный момент. Развитие пространственных представлений.

2. Показ предметной картинки «хлеб». Выделение начального звука / Х /. Уточнение артикуляции, акустических признаков.

3. Соотнесение звука (x) с буквой х Сравнение буквы х: с изображением хлеба на картинке. Вписывание буквы х: в силуэт изображения хлеба. Конструирование буквы х из элементов.

4. Выборочный диктант.

5. Графический диктант. Выписать из слова слог с буквой х.

6. Записать слова с буквой х в три столбика по родам. Изменение имен существительных по родам.

7. Итог.

Урок 2. Строчная, прописная буква ж.

1. Организационный момент. Развитие зрительного внимания.

2. Загадка. Отгадай, назови слово - отгадку «жук». Выделение начального звука (ж). Уточнение артикуляции [ж], его характеристика: согласный, звонкий, твердый.

3. Соотнесение звука [ж] с буквой ж. Сравнение ж с жуком. Развитие ассоциативных связей. Конструирование буквы ж из элементов.

4. Выбрать из текста и записать в строчку слова с буквой «ж». Указать над буквой количество элементов цифрой 3.

5. Отгадать загадки, разделить слово - отгадку на слоги и «зашифровать» его слогом, в котором есть буква ж.

6. Образование формы множественного числа, записать слова парами: еж - ежи, морж -моржи.

Повторить правило: жи - пиши с буквой и.

7. Итог.

Урок 3. Дифференциация строчных, прописных букв х - ж.

1. Организационный момент. Развитие пространственных представлений и зрительно - пространственной ориентировки в схеме тела.

2. Развитие внимания и памяти. Задания «Что изменилось?», «Где спрятались буквы?». Сообщение темы.

3. Развитие тактильных ощущений. Ощупывание букв. Конструирование и реконструкция букв х - ж. Зрительный анализ букв х-ж.

4. Графический узор. Закрепление кинетического восприятия прописных строчных букв х-ж.

5. Развитие ассоциативных связей. На что (кого) похожа буква ж - на жука, х: - на хлеб и т. д. Вписывание букв в картинки схемы. Сравнение букв по количеству элементов.

6. Графический диктант. «Шифровальщики». Записать слово буквой или слогом с дифференцируемыми буквами.

7. Восстановление деформированного текста. Списать слова, вставить пропущенные буквы. Отметить букву х цифрой 2, букву ж цифрой 3 (по количеству элементов).

8. Расставить картинки в два ряда по наличию в них букв х-ж и записать их названия в два столбика.

9. Словоизменение. Употребление слов с буквами х-ж в форме винительного падежа.

10. Подведение итогов.

Список литературы

1. Логопедия / Под ред. Л.С. Волковой. - М.: Просвещение, 1989.

2. Корнев А.Н. Нарушения чтения и письма у детей. - СПб.: ИД«МиМ», 1997.

3. Макарьев И. Если ваш ребенок - левша. - СПб.: Лань, 1995.

4. Лопухина И.С. Логопедия, 550 занимательных упражнений для развития речи. - М.: Аквариум, 1995.

5. Городилова В.И., Кудрявцева М.З. Чтение и письмо. -СПб.: Дельта, 1995.

6. Городилова В.И., Кудрявцева М.З. Диктанты и упражнения по русскому языку для начальной школы. - СПб.: Дельта, 2001.

7. Милосердое К, Ульянов В. Сборник диктантов и упражнений для начальной школы. - СПб.: Мигус, 1994.

8. Юрова Е.В. 200 упражнений для развития письменной речи. Начальное обучение. - М.: Аквариум ЛТД, 2000.

9. Ефименкова Л.К, Мисаренко Г.Г. Организация и методы коррекционной работы логопеда на школьном логопункте. - М.: Просвещение, 1991.

 

10. Парамонова Л.Г. Русский язык. Правописание и грамматика.-СПб.: Дельта, 2001.

11. Огаркова Н.Г. Русская графика. - М.: Просвещение, 1997.

12. Ястребова А.В. Коррекция нарушений речи у учащихся общеобразовательной школы. -М.: Просвещение, 1984.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-05-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: