Формы СН
Основная форма СН – отчетность. Она необходима для:
а)повседневного контроля за выполнением планов и программ;
б)управления экономикой;
в)принятия управленческих решений;
г)научных исследований.
Отчетность бывает:
1. Срочная – по основным показателям хозяйственной деятельности (объем реализации, товарные запасы и т.д.). Короткая периодичность представления: 5-дневная, декадная, 15-дневная.
2. Текущая – более подробная, имеет развернутый круг показателей. Предоставляется за месяц и квартал.
3. Годовая – дает полную, подробную законченную характеристику состояния деятельности предприятия. Уточняет данные месячной и квартальной отчетности. Позволяет дать углубленный анализ работы предприятия.
Специальные СН – проводятся, когда необходимо получить сведения по показателям, не предусмотренным статистической отчетностью (источники доходов населения, виды расходов и т.д.)
Виды СН
По времени регистрации:
1.Текущее СН – ведется систематически, непрерывно, по мере возникновения явлений. Например: регистрация рождаемости, смертности - ЗАГСами, учет выпуска продукции, явки и неявки на работу – предприятиями.
2.Прерывное – отражает состояние изучаемого явления в данный момент времени. Оно бывает:
а)периодическое – проводится через равные промежутки времени. Например, ежегодный учет контингента обучающихся в учебном заведении на 1 октября, ежемесячный учет отработанного времени на предприятии;
б)единовременное – проводится 1 раз для решения какой – либо задачи или через неопределенный промежуток времени, по мере надобности, например, перепись населения.
По характеру охвата единиц совокупности:
|
1.Сплошное – регистрируются все без исключения единицы совокупности (перепись населения, отчетность предприятий)
2.Несплошное – позволяет обследовать только часть единиц изучаемой совокупности, результаты наблюдения распространяются на всю совокупность (исследование нескольких единиц продукции из всей партии товара)
бывает:
а)обследование основного массива – из всей совокупности единиц для обследования отбирается наиболее значимая часть;
б)выборочное – отбор единиц для обследования осуществляется строго на научной основе с помощью специальных методов и приемов (контроль качества продукции, изучение спроса населения на товары и услуги, оценки общественного мнения);
в)монографическое – подробное изучение и описание отдельных единиц совокупности или их небольших групп, характерных (типичных) в каком-либо отношении. Например, исследование работы фирмы, добившейся высоких показателей с целью освоения ее методов работы.
Способы СН
1. Способ непосредственного наблюдения – информация учитывается представителями органов гос.статистики или др. организаций, которые лично осуществляют осмотр, пересчет, измерение или взвешивание единиц наблюдения, после чего регистрируют полученные сведения. Например, учет пассажиров, оценка графика движения пассажирского транспорта.
2. Документальный способ – источником сведений служат различные формы, заполняемые предприятиями при составлении статистической отчетности. Способ обеспечивает большую точность сведений, т.к. источником при их составлении является статистическое наблюдение.
|
3. Опрос – источником сведений являются ответы опрашиваемых лиц. Бывает:
а)экспедиционный (устный опрос респондентов) – опрашивается обследуемое лицо и с его слов заносятся полученные сведения в бланк наблюдения. Большая трудоемкость и стоимость, т.к. требуется большое количество подготовленных счетчиков-регистраторов. Материал высокого качества;
б)корреспондентский – на принципе добровольности: сведения поступают от добровольных корреспондентов. Не требует больших затрат, но и не обеспечивает высокого качества материалов;
в)анкетный – добровольное периодическое заполнение адресатами анкет (листов опроса). Недостатки: невозможно заранее определить число респондентов (заполненных анкет возвращается меньше, чем рассылается). Способ может применяться тогда, когда не требуется высокая точность сведений, а нужны лишь приближенные характеристики.
Способы контроля СН
Полученные в результате СН материалы необходимо проверить с точки зрения правильности заполнения бланков и форм, полноты охвата всех единиц совокупности наблюдения, выявить возможные ошибки и предпринять действия по их устранению.
Контроль бывает следующих видов:
1.Синтаксический:
-правильность заполнения структурных элементов статистической формы в соответствии с правилами;
-наличие всех обязательных реквизитов;
-полнота заполнения необходимых полей формуляров
2.Логический: сопоставление ответов на взаимосвязанные между собой вопросы программы наблюдения.
|
3.Арифметический (счетный): проверка общих и групповых цифровых итогов и их сопоставление. Главная задача – выявление неверных итогов числовых показателей. Найденные ошибки подлежат исправлению. Если их нельзя логически объяснить и исправить, проводится дополнительное обследование, что усложняет и задерживает статистическое исследование.
Контрольные вопросы
1.Приведите примеры сфер общественной жизни, изучаемых статистикой (5-7 примеров).
2.В чем сущность и особенности статистического наблюдения?
3. Приведите несколько своих примеров статистического наблюдения.
4.Какие показатели можно выделить в учебном заведении для статистического изучения?
5.Какими показателями можно охарактеризовать совокупность жителей города, поселка?
6.Назовите этапы статистического наблюдения.
7.Назовите основные принципы составления программы наблюдения.
8.Что такое объект наблюдения?
9.Что такое единица наблюдения?
10. Как называется отчетность, имеющая развернутый круг показателей и предоставляющаяся за месяц и квартал?
11. Проводится статистическое наблюдение. Ответы на вопросы формуляра наблюдения записываются на основании документов, содержащих соответствующие сведения. Как называется такого рода наблюдение?
12. В городское управление гос.статистики поступил от предприятия «Отчет о выполнении плана по труду» за февраль текущего года. Все необходимые сведения в нем имеются, но нет подписей должностных лиц. Можно ли отправить этот отчет в разработку? Обоснуйте ответ.
13. Проверьте с помощью арифметического контроля следующие данные, полученные от колледжа:
а)всего детей в колледже - 346
б)в том числе на 1 курсе – 85, на 2-96, на 3-73, на 4-87
в) из всего числа детей мальчиков206, девочек – 135
Если вы установили несоответствие (какое), то считаете ли вы достаточными основания для внесения соответствующей поправки?