Ниже приводятся правила, следуя которым в процессе лепки головы ребенка, можно избежать неточностей.




Теория пропорционирования Леонардо да Винчи

Рисунок и пояснения к нему иногда называют каноническими пропорциями. Значение этого рисунка в том, что только идеальные пропорции тела человека позволяют позицию с разведенными руками и ногами вписать в круг, а с разведенными руками и сведенными ногами – в квадрат. Однако сама теория пропорционирования (Леонардо да Винчи лишь воплотил ее в рисунке) была создана другим римским ученым и архитектором – Марком Витрувием Поллионом. Позднее эта теория получила распространение в изобразительном искусстве и архитектуре.

Согласно этой теории следующие соотношения характерны для идеальных пропорций тела человека:

· » длина от кончика самого длинного до самого низкого основания из четырех пальцев равна ладони

· » ступня равна четырем ладоням

· » локоть равен шести ладоням

· » высота человека составляет четыре локтя (и соответственно 24 кисти)

· » шаг равняется четырём локтям

· » размах человеческих рук равен его высоте

· » расстояние от линии волос до подбородка равняется 1/10 его высоты

· » расстояние от макушки до подбородка равняется 1/8 его высоты

· » расстояние от макушки до сосков составляет 1/4 его высоты

· » максимум ширины плеч составляет 1/4 его высоты

· » расстояние от локтя до кончика руки составляет 1/4 его высоты

· » расстояние от локтя до подмышки составляет 1/8 его высоты

· » длина руки составляет 2/5 его высоты

· » расстояние от подбородка до носа составляет 1/3 длины его лица

· » расстояние от линии волос до бровей 1/3 длины его лица

· » длина ушей 1/3 длины лица

Ребенок. Рост и пропорции тела

Разница в строении тел младенца и взрослого человека достаточно очевидна, однако происходящие из года в год изменения трудноуловимы. С первого взгляда может показаться, что шестилетний и двухлетний ребенок вообще ничем не различаются. На самом деле существует целый ряд отличий, которые должны учитываться.


Новорожденный отличается от взрослого человека относительно короткими конечностями, большим туловищем и большой голо вой. Высота головы новорожденного составляет 1/4 длины тулови ща, у ребенка 2 лет— 1/5, 6 лет—1/б, 12 лет—1/7 и у взрослых — 1/8. С возрастом рост головы замедляется, а рост конечностей уско ряется. До начала периода полового созревания половые различия в пропорциях тела отсутствуют, однако в период полового созревания у юношей конечности становятся длиннее, туловище короче, а таз уже, чем у девушек.

Можно отметить три периода различия пропорций между дли ной и шириной тела: от 4 до б лет, от б до 15 лет и от 16 лет до взрослого состояния.

Рост ребенка измеряется не в единицах высоты головы взрослого человека, а в единицах высоты головы, характерной для его собственного возраста.

Пропорции частей тела ребенка и взрослого также различаются. У ребенка с момента рождения до приблизительно двухлетнего возраста геометрический центр тела находится в районе пупка, в то время как геометрический центр тела взрослого человека расположен вблизи промежности. Под геометрическим центром здесь подразумевается точка половинной высоты тела. Таким образом, длина ног взрослого человека приблизительно равна расстоянию от промежности до макушки. Ноги младенца еще не несут никаких нагрузок и не участвуют в процессе движения, поэтому они имеют относительно меньшую длину.

Ребенок. Черты лица

Ниже приводятся правила, следуя которым в процессе лепки головы ребенка, можно избежать неточностей.

· Лицо младенца мало по сравнению с размерами его головы. Если глаза взрослого человека лежат на средней горизонтальной линии головы, то глаза ребенка расположены ниже аналогичной линии.

· Нижняя челюсть младенца расположена почти горизонтально вдоль нижнего края черепа. В процессе роста челюсть отклоняется вниз, в результате голова становится более вытянутой.

· У младенца маленький подбородок.

· Нос младенца обычно невелик и вздернут вверх, что дает ему возможность свободно дышать во время кормления. Переносица младенца более плоская, чем у взрослого.

· Задняя сторона головы младенца сильнее выступает по отношению к тыльной стороне шеи, чем у взрослого человека, при этом шея младенца гораздо тоньше шеи взрослого. (Настолько тоньше, что новорожденному младенцу обычно даже не хватает сил поддерживать свою собственную голову.)

· Поскольку у ребенка размер лица относительно головы меньше, чем у взрослого, кажется, что глаза ребенка отстоят друг от друга на большее расстояние.

· Радужная оболочка глаза ребенка выглядит большой по сравнению с глазом взрослого. В действительности радужная оболочка новорожденного имеет практически тот же размер, что и у взрослого человека, а вот глаза младенца раскрываются в меньшей степени. В процессе роста ребенка его глаза становятся все шире и шире, и кажется, что диаметр радужных оболочек уменьшается.

· Ресницы у ребенка кажутся более длинными, чем у взрослого. Это опять-таки происходит по причине различий в относительных размерах лиц.

· Брови ребенка тоньше.

· Верхняя губа ребенка имеет характерное отличие, из-за которого ее даже называют «молочной губой», представляющее собой маленький выступ в центре.

· Губы ребенка выглядят более пухлыми и выпуклыми и имеют в уголках значительные ямочки.

· Подбородок ребенка меньше, а его щеки — круглее, чем у взрослого.

· Самое характерное для детского лица-это большой лоб, маленький нос и подбородок и большие глаза(я имею в виду радужку и зрачек,так как само яблоко может быть не сильно видно). Глазное яблоко-это единственная часть нашего организма,которая не растет. И в сравнении с детскими пропорциями лица радужки кажутся большими, а на взрослом лице меньше.
Лоб у ребенка может занимать чуть ли не половину лица.А нос где-то половину лба. Можете даже проверить. Нарисуйте овал, приближенный к кругу,разделите его пополам и на нижней половине нарисуйте лицо с маленьким носом. Уже автоматически получится ребенок. А если овал вытянуть,глаза переместите выше,нос удлинить, получится взрослый.

 

Изображая детское личико нужно стремиться к нежным тонам. Никаких угловатых линий, темных резких теней. У ребенка все обтекаемо и округло. Бровки еле заметны (если, конечно, ребенок не жгучий брюнет).
У взрослого лица классические пропорции такие:лоб, нос и нижняя часть лица примерно равны. А уж форма носа глаз и прочее-это уже кому как угодно.
Это сухая теория.В искусстве нет ограничений.Но все должно подчиняться заложенной идее, выявлять образ и характер. Можно сделать и ребенка со старческим лицом,и инфантильного взрослого, лишь бы все было оправдано задумкой.

· 4. Пожилой человек. Рост и пропорции тела

С возрастом в теле человека происходит множество необратимых процессов. Позвоночник сжимается и укорачивается, поскольку хрящевые диски стареют и становятся тоньше. Различные возрастные болезни, типа остеопороза, вызывают сжатие и деформацию самих костей, в особенности позвонков. Позвоночник искривляется, человек становится сгорбленным.

Так как искривление позвоночника с возрастом увеличивается, возникает впечатление, что шея опускается вглубь грудной клетки. В результате этих процессов рост человека может сократиться на величину от половины до целой высоты головы. Такие изменения ведут к тому, что фигура человека приобретает болезненный вид.

Пожилой человек. Лицо

Те же процессы старения, которые вызывают обвислость и пятнистость кожи, способствуют образованию морщин на лице, руках и ладонях. Морщины, как правило, образуются в районе рта, глаз и на лбу, то есть на тех местах, которые участвуют в формировании выражения лица и поэтому наиболее подвержены изгибам. При смене выражения кожа на этих участках постоянно натягивается и расслабляется. Морщины не всегда проявляются в виде больших кожных складок или резких глубоких линий. Иногда они присутствуют на коже лишь в виде тонких штрихов или мелкой сетки. Такой вариант часто встречается у людей, кожа которых не слишком сильно растягивается и сжимается при изменении выражения лица. Морщины в виде сетки или штрихов характерны для кожи щек. С возрастом в углах рта появляются глубокие вертикальные линии, а шея, поскольку ее кожа теряет свою эластичность, оказывается густо покрытой морщинами. Глазные яблоки лежат на жировой подкладке в глазных впадинах, но с возрастом толщина этой подкладки уменьшается, а расположенные вокруг глаз мускулы начинают провисать. По мере того как мускулы лица становятся все более дряблыми, а жировая прослойка усыхает, сильнее начинает проступать расположенный под ними череп и глаза как бы погружаются в свои гнезда. Края глазных впадин сильнее выступают на поверхности лица. Поскольку кожа теряет эластичность, вокруг глаз появляются кожные складки, а под ними — мешки и морщины.


Цвет глаз в процессе взросления многократно изменяется. Белки глаз теряют белизну, приобретая желтоватый или красноватый оттенок в зависимости от возраста и наличия разных болезней. Радужная оболочка выцветает, становясь постепенно почти прозрачной, кроме случаев развития катаракты, которая проявляется в виде замутнения. Старые глаза выглядят совсем не так, как молодые!

Вот как можно обобщить изменения, происходящие с возрастом:

· Позвоночник искривляется, и фигура приобретает сгорбленный вид.

· Шея становится тоньше и как бы погружается в грудную клетку.

· В связи с сильным изгибом позвоночника голова сильнее выдается вперед.

· Волосы с возрастом становятся реже, часто голова просто лысеет. Это касается и женщин.

· Седея, волосы приобретают белый или серый цвет, иногда с желтоватым оттенком.

· Волосы грубеют.

· Брови становятся более редкими и тонкими.

· Волосы начинают расти на ушах и в других местах, где их раньше не было.

· В районе висков могут появиться небольшие впадины.

· Виски и веки глаз приобретают слабый голубоватый оттенок из-за того, что вены начинают просвечивать сквозь тонкую кожу.

· Так как запас жира на лице истощается, череп сильнее проступает из-под плоти лица. Кости щек, орбиты глаз и кости подбородка выдаются наружу.

· Плоть рук и ног становится тоньше и прилегает к костям менее плотно.

· Некоторые очень старые люди с их тощими руками и ногами могут просто походить на скелет, так как запас их телесного жира полностью израсходован.

· Женская грудь обвисает, поскольку мускулы груди теряют тонус.

· У мужчин по мере уменьшения выработки тестостерона появляется тенденция к накоплению жира в грудной клетке.

Безрадостная картина "осени жизни"!

6. Мужчины и женщины. Различия фигур

Основные различия наблюдаются в пропорциях и массе. Кроме того, существуют небольшие отличия в строении скелета, например, в тазовой области. Как правило, все размеры тела женщины, за исключением ширины бедер, меньше, чем у мужчины.


Пропорции женщины

Пропорции мужчины

 

 

 

Вот некоторые простые соотношения, которые следует запомнить:

 

· Плечи мужчин обычно шире. Ширина плеч составляет две высоты головы для мужчин и две ширины головы для женщин.

· Мужчины имеют более узкие бедра, в две ширины головы, а женщины — в две с половиной ширины головы.

· Если вы хотите сделать женскую фигуру ниже, обычно следует уменьшать высоту бедер (на величину до половины высоты головы) и верхнюю часть рук (до одной трети высоты головы).

· Локоть обычно располагается как раз над талией. (Вспомните, как выглядит обезьяна с ее достающими до пола руками!)

· Кисти рук расположены на уровне промежности.

· Голова и торс вместе составляют обычно половину длины тела.

· Длина кисти руки от основания ладони до конца среднего пальца равна расстоянию от подбородка до середины лба.

· Предплечье от внутренней стороны локтя до запястья имеет ту же длину, что и ступня.

· Ширина головы обычно равна пятикратной ширине глаза.

 

Женщина обладает более толстым жировым слоем, покрывающим поверхность скелета. В результате ее тело менее угловато и более округло.

Голова женщины также более гладкая и округлая. Брови на женском лице выступают меньше и над носом нет резкого костного выступа. В целом черты женского лица обычно мельче мужских, хотя губы женщин часто оказываются полнее. Шея и плечи женщины выглядят более тонко и изящно. Это особенно сильно проявляется в размере и форме плеч. У женщины они меньше, а ее ключицы, как правило, сильнее наклонены вниз по направлению к грудине. В результате этого женские плечи выглядят более округлыми. У мужчины ключицы расположены ближе к горизонтали, а его плечи шире. В итоге мужское тело выглядит более угловатым.

Относительная длина торса женщины несколько больше мужского в сравнении с общим размером тела. Ее грудная клетка меньше, округлее и служит опорой для развитой груди. Таз женщины короче, но шире и глубже. Для облегчения родов он немного наклонен вперед. В результате этого поясничный отдел позвоночника женщины изогнут сильнее.

Ноги и руки у женщин обычно короче, чем у мужчин.

Самые значительные отличия в длинах частей тела мужчин и женщин наблюдаются в области плечевой кости руки и по всей длине ноги. В среднем верхняя часть женской руки короче, в результате чего ее локоть располагается немного выше по отношению к торсу, чем у мужчин. Женские запястья и ладони также меньше. Бедра женщины короче мужских, потому что ее бедренные кости расходятся от более широкого таза под большим углом. По этой же причине женские бедра по направлению к коленям выглядят более округло.

Не забудьте про то, что нижняя часть ног у женщины также немного короче, чем у мужчины. Благодаря слою подкожного жира женские ноги выглядят более гладкими, а икры выступают не так рельефно. Женские лодыжки округлее и менее рельефны, чем мужские, а ступни женщин меньше и уже.

7. Расовые отличия во внешности

Рассмотрим особенности внешности только трех рас: европеоидной, монголоидной и негроидной, хотя на деле существует множество различных подтипов. Сконцентрируем внимание на тех чертах, которые дают визуальный ключ к определению расовой принадлежности. Это тип волос, цвет кожи, форма головы, силуэт лица, а также такие элементы, как глаза, нос и губы.

 


Европейцы

Представителей европеоидной расы обычно характеризуют как людей с белым или светлым цветом кожи. Цвет глаз и волос европейцев может быть совершенно различным. Волосы у них, как правило, волнистые, но могут быть какими угодно, от совершенно прямых до очень кудрявых.При взгляде в профиль можно заметить, что голова типичного европейца имеет средний размер, а подбородок обычно выдается вперед меньше, чем нос. Нос европейца — высокий, а губы — относительно тонкие.

Монголоиды

Монголоидное лицо обычно известно своей особенной формой глаз. Разрез глаз монголоидов может обладать или не обладать раскосостью, характеризуемой наклоном глаз вниз к центру лица, в зависимости от расовой подгруппы конкретного субъекта. Когда глаза открыты, верхние веки почти исчезают из-за наличия кожной складки, которая немного заходит за нижний край глаза в районе слезного протока, а иногда может перекрывать нижний край и на внешней стороне глаз.

Другой характерной особенностью монголоидных глаз является уплощенность области их орбит. Поскольку переносица у монголоидов низкая, а глаза выпуклые, глубина посадки глаз на лице оказывается незначительной. Важно отметить, что их брови обычно немного развернуты вверх к наружным краям лица и могут внезапно обрываться на концах.

Кожа монголоидов, как правило, отливает желтым или коричневым цветом, а цвет глаз в большинстве случаев коричневый. Волосы у монголоидов черные и прямые. Типичный подбородок лица монголоидного типа выступает вперед немного дальше носа, но не так сильно как на лице негроида. Нос низкий, но не плоский, а губы имеют среднюю толщину.

Негроиды

Представителей негроидной расы обычно называют чернокожими, имея в виду людей с цветом кожи от коричневого до темно-коричневого. Их волосы, как правило, более густые, чем у европейцев, и обычно очень кудрявые. У африканцев преобладают темно-коричневые или черные глаза и волосы.

Если посмотреть сбоку, то заметно, что подбородок негроидов выступает вперед дальше носа, а их нос приплюснут. Губы обычно сравнительно толстые. Именно черты лица негроидного типа будут определять верный вариант внешности и не позволят сказать, что изображен просто европеец с черным цветом кожи.

Искажения пропорций

Замечено, что если слепить фигуру человека, руководствуясь идеальными пропорциями, она будет «резать» глаз. Все дело в том, что художник, соблюдая основные правила и каноны пропорций человеческого тела, всегда немного (а иногда и значительно) искажает пропорции.

Удлините тело, и его форма станет более элегантной. Если высота типового тела составляет около восьми размеров головы, то рост элегантной модели может быть увеличен до пятнадцати размеров головы в зависимости от того, какой эффект нужно получить.

Исследователи творчества Микеланджело установили, что он придавал своим скульптурам необычные пропорции, делая их рост равным девяти, десяти, а иногда даже двенадцати размерам головы в целях достижения гармонии и грации, отсутствующих в природе. Именно Микеланджело приписывают высказывание о том, что нужно иметь направляющий компас в глазах, а не в руках.

В противоположность Микеланджело некоторые фигуры Рафаэля имеют высоту всего лишь в шесть размеров головы.

На иконах тела обычно имеют удлиненные пропорции, и соотношение голова/тело обычно 1/9, а у Дионисия - даже 1/11. Это придает изображаемому выражение одухотворенности. Но иногда голова представала и непропорционально большой, как бы подчиняющей себе все остальное. Интересна точка зрения, что стремление выделиться крупной головой привело к возникновению у туркмен и кавказских горцев обычая носить большие шапки, фуражки.

Если красота — субъективное понятие, зависящее от того, каким взглядом смотрит на творение зритель, то вы, как создатель своих персонажей, обязаны уметь реализовывать тот тип «красоты», который требуется. Освоив основы анатомии и пропорций, следует воспользоваться собственными художественными способностями, чтобы придать персонажам желательный облик

 

 

Рисование человеческого тела   Основные правила рисования фигуры пропорции человеческого тела в фас и профиль, структуру мышц и равновесие тела.   Идеальные пропорции тела используются для изучения анатомии, которая является одним из важных этапов процесса обучения рисования тела (упрощает очень сложный предмет для студентов). Однако это не означает, что идеальные пропорции должны соблюдаться все время, так как они незначительно отличаются от реальности. После того как вы поймете основные принципы, вы сможете развивать собственный стиль, - однако не рекомендую забегать вперед. Понимание основ в первую очередь это ключ к знанию, как изменить пропорции тела, не искажая его.   I. Общие положения Перед тем как рисовать человеческое тело, сперва, необходимо сделать набросок основных объемов. Окружностями и линиями наметьте жесты и положение тела. Никогда не начинайте детализировать детали с головы, а потом постепенно опускаться вниз. Необходимо работать со всей фигурой переходя от грубой формы к мелким деталям. Это поможет четко видеть пропорции тела и вовремя предотвратить ошибку, прежде чем вы потратите слишком много времени на детали, а в конечном итоге не сможете больше ничего изменять. Для наглядности ниже показаны три этапа рисования тела:     II. Пропорции человеческого тела Единица измерения человеческого тела – это голова. В западном искусстве, у мужчин обычно 8 голов в высоту, а у женщин немного меньше, 7,5 голов. В действительности строение человека, как правило, ближе к 7 головам, не говоря уже о других типах строения, ведь пропорции могут быть самыми разными. Тем не менее, 8-головая модель (показана на рисунке) очень полезна для новичков, потому что она позволяет легко запомнить основные части:   1. Голова 2. Соски 3. Пупок и локти 4. Промежности и запястья 5. Пальцы и бедра 6. Нижняя часть коленных чашек 7. Нижняя часть икроножных мышц 8. Подошвы ног     Ниже расписаны основные различия между мужским и женским пропорциональным телом.   Женское строение тела:   1. Туловище состоит из овала, мягкая форма. 2. Плечи уже бедер (тазобедренные суставы находятся вне области таза). 3. Локти на уровне талии. 4. Пальцы на середине бедра. 5. Ноги конусом внутрь от бедер (более выраженный конус, чем у мужчин).   Мужское строение тела:   1. Локти на уровне талии, но талия мужчины выглядит значительно ниже. 2. Пальцы на середине бедра. 3. Ноги конусом внутрь от бедер (менее выраженный конус). 4. Мужчины, как правило, выше женщин. 5. Туловище состоит из трапеции, угловатые формы. 6. Плечи шире бедер (тазобедренные суставы находятся внутри области таза).     III Небольшое напоминание   Вот несколько рисунков, с помощью которых вы сможете запомнить пропорции. Визуализация поможет вам, когда вы подойдете к масштабированию суставов и конечностей.   Уровень колена равен уровню локтя, а уровень пальцев равен уровню пятки.   От плеча до ягодиц. Плечо на одном уровне с коленом, пальцы начинаются от уровня ягодицы. На каблуках никогда не выступают за линию ягодиц.     Ладонь руки дотягивается до плеча.   Когда рука согнута, размер ладони помещается от запястья до сгиба руки.     Когда рука вытянута, размер стопы помещается от запястья до локтя.       Пропорции руки и ноги относительно мужского и женского лица   1. Мужское лицо Ступня и ладонь занимают большую часть лица.   2. Женское лицо Обратите внимание, что ступня и ладонь занимают меньшую часть лица.     В нижнем рисунке (рисунок с головой) все измерения будут равны расстоянию от конца большого пальца до конца указательного (рисунок с рукой).   1. ухо 2. зрачок к зрачку 3. внутренний угол глаза к внешнему углу 4. линия волос 5. брови 6. нос 7. подбородок   IV. Мышцы   Понимание структуры мышц дает огромное преимущество в создании человеческого тела. Поэтому в этом разделе мы рассмотрим некоторые структуры. И не смотря на то, что описание будет упрощенно, его будет достаточно для большинства рисунков. Мышцы или выступающие кости будут показаны как области разных цветов, черный контур – линию мышц, которая видна на теле. Для того что бы вы лучше разобрались, мышцы на примерах ярко выражены. Поэтому помните, что такое строение встречается в основном у спортсменов, а у простых людей мышцы менее выражены. Также помните, что у женщин мышцы более изящные и менее громоздкие, чем мужчин.   Туловище Вид спереди:   1. Сосцевидная мышца. 2. Кости ключицы. 3. Дельтовидная мышца. 4. Грудные. 5. Пресс.     Вид сзади:   1. Дельтовидная мышца. 2. Широчайшие мышцы спины 3. Дельты.   1. Шея не должна походить на прямой цилиндр.   2. Линия плеча не должна быть прямой горизонтальной линией.   1. К низу шея сужается   2. Переход от шеи к плечам рисуется с помощью трапециевидной формы.   Руки Большую роль в поведение мышц на руке играет само ее положение, поэтому я предлагаю рассмотреть разные виды. Обратите внимание, как проявляются мышцы в разных ситуациях.   Прямая рука, согнутая ладонь (внутренняя сторона) 1. Лучевой сгибатель запястья 2. Лучевой разгибатель запястья 3. Локоть "пик" 4. Круглый пронатор 5. Линия перехода к туловищу     Расслабленная (внешняя сторона)

Баммес Г. Изображение фигуры человека / Пер. с нем. В. А. Виталса. – М.: «Сварог и К», 1999. – 336 с.

Ростовцев Н. Н. Академический рисунок: Учеб. для студентов худож.-граф. фак. пед. институтов. – 3-е изд., доп. и перераб. – М.: Просвещение, Владос, 1995. – 239 с.

 

Полезный урок по пропорциям человеческой головы

 

Для того чтобы научиться рисовать человеческую голову карандашом, необходимо выучить необходимые пропорции.

Мужская голова: определение пропорций

Использование сетки для правильного построения головы и уточнения пропорций особенно полезно для начинающих. Несмотря на разнообразие лиц основные пропорции применимы практически для любой расы.

Голова анфас – 5 клеток по горизонтали на 7 клеток по вертикали. Центральная вертикальная линия симметрии.

Горизонтальная шкала

1.Ширина глаза составляет 1/5 всей ширины головы и равняется 1 клетке.
2.Расстояние между глазами равняется 1 клетке
3.Расстояние от края головы до внешнего уголка глаза равняется 1 клетке.
4.Ширина глаза равняется 1 клетке
5.Расстояние от внешнего уголка правого глаза до абриса лица составляет 1 клетку.
6.В одну центральную клетку во вертикали вписывается нос, а также линия основания подбородка

Вертикальная шкала: анфас

1.Глаза: располагаются посередине всей высоты головы.
2.Линия волос: 1 клетка от верхней границы головы.
3.Нос: 1,5 клетки вниз от уровня глаз.

4.Граница нижней губы: 1 клетка вверх от нижней точки подбородка
5.Уши: от кончика носа до бровей – 2 клетки.

 

Горизонтальная шкала: профиль

.Голова в профиль: длина 7 клеток и ширина 7 клеток
2. Расстояние между передней границей глаза и кончиком носа составляет 1 клетку.
3. Ширина уха составляет 1 клетку. Его фронтальная часть расположена на 5 клеток дальше от кончика носа и на 2 клетки от границы головы.
4. Нос выступает на полклетки от основной формы черепа, размер которого приблизительно составляет 6,5 клеток.

Женские пропорции такие же, как и у мужчин.

Рисуем голову и черты лица — упражнения

Вид в профиль:
Нос выступает сильнее по сравнению с другими чертами лица
Челюсть выступает не более чем лоб
Ухо расположено значительно дальше срединной линии профиля
В этом ракурсе линия рта довольно короткая
Изучите форму глаза

Вид в три четверти оборота
Дальний глаз имеет укороченную форму по сравнению с ближним, потому что мы не видим его внутренний уголок.
Дальняя половина рта короче, чем ближняя
Эти же наблюдения относятся к бровям.

Вид анфас
Глаза расположены относительно друг друга на расстоянии длины одного глаза.
Одна сторона головы является зеркальным отображением другой.
Наиболее широкая часть головы – выше ушей.
Наиболее широкая часть лица – на уровне скул.
При таком ракурсе форма ушей менее выразительна.

Черты лица «крупным планом»

Глаза

Вид в профиль
Веки должны быть чуть больше глазного яблока – иначе глаз не смог бы закрыться.
2.Вид в три четверти оборота
Обратите внимание на значительную разницу форм. Форма дальнего глаза напоминает вид в профиль, а ближнего представляется более завершенной благодаря тому, что хорошо виден внутренний уголок. Дальняя бровная дуга кажется короче ближней.
3.Вид анфас
При данном виде глаза являются зеркальным отражением друг друга. Расстояние между ними равняется длине одного глаза. Обратите внимание на то, что, как правило, приблизительно на 1/8 или ¼ радужная оболочка глаза оказывается скрыта под верхним веком, а нижняя граница оболочки почти касается нижнего века.

НОС

В различных ракурсах, нос имеет разные формы.
1. Вид в профиль
Обратите внимание на форму ноздри и определите ее расстояние по отношению к кончику носа.
2. Вид в три четверти оборота.
По-прежнему остается очевидным профильный абрис носа; однако обратите внимание, как меняется расстояние от ноздри до кончика носа.
3.Вид анфас
Выраженными здесь являются лишь длина носа и его кончик. Ноздри также очерчены и акцентированы – не забывайте прорабатывать тоновые соотношения.

Рот

1.Вид в профиль
В данном ракурсе линия смыкания губ – наиболее короткая.
2. Вид в три четверти оборота
Ближайшая к нам сторона губ напоминает вид рта анфас, в то время как удаленная сторона оказывается укороченной из-за перспективного сокращения.
3.Вид анфас
Нам хорошо знаком именно этот ракурс. Очень важно точно и правильно нарисовать линию смыкания губ, в противном случае, вы не добьетесь точного воспроизведения формы рта.

Уши – существуют различные конфигурации, здесь представлены только некоторые из них.

Определение черт лица.
Глаза имеют первостепенное значение, поскольку очень часто именно они определяют выражение лица человека и делают его столь узнаваемым для нас. Следующими по значимости элементами являются рот и нос.

Линия смыкания губ – строго прямая.
Улыбка: изгиб линии вверх.
Печаль: изгиб линии вниз

Губы – тонкие или полные?
Веки – узкие или широкие?
Бровные дуги – изогнутые или прямые?

Пропорции без сетки

1.Уровень глаз.
2.Центральная ось и линия уровня глаз под прямым углом к центральной оси.
3.Кончик носа находится чуть ближе к глазам, на расстоянии чуть большем третьей части, но меньшем половины.
4.Центральная линия рта. Приблизительно на одной трети расстояния от кончика носа до подбородка.
5.Расстояние между глазами – равно ширине одного глаза.
6.Опустив прямые линии от внутренних уголков глаз они соприкоснутся с краями ноздрей.
7.Опустив прямые линии из центра глазных зрачков – они соприкоснутся с внешними уголками рта.
8.Переместив карандаш по горизонтальной линии на уровне глаз – определите верхние кончики ушей.
9.Проведя линию от нижних кончиков ушей – вы попадете в пространство между носом и ртом. Уши больше чем вы думаете.
10.Ширина шеи.
Расстояние от уровня глаз до подбородка равняется расстоянию от внешнего уголка глаза до заднего края уха.

Упражнения

Ну что же, теперь попробуем нарисовать портрет на основе полученных знаний. Для начала сделаем женский портрет — все таки дамы)

Сперва обозначьте общую форму головы и убедитесь в том, что она правильно соотносится с формой шеи. Форма головы может быть округлой, вытянутой и суженной. Но какой бы она ни была, вы должны определить ее в самом начале работы.

Представьте и решите, каким образом волосы покрывают голову и как они соотносятся с ее общей формой. Обозначьте только их положение.

Теперь разметьте основную форму головы, начиная с линии глаз. Их уровень и размер должны быть выверены, как и расположение бровей.

Затем приступайте к наброску общей формы носа обусловленной его анклоном и степенью выступа относительно общей поверхности лица.
Определите длину и ширину рта, убедитесь что вы правильно арсположили его по отношению к подбородку.

На данном этапе четче прорисуйте форму головы и черты лица. Затем выберите тоновый диапазон и наметьте участки теней.

Теперь проработайте над светотенью лица, исходя из положения головы относительно источника света и выбранного ракурса. При проработке обращайте внимание на плавный переход темных валеров в светлые. В конце выделите глаза.

Ваш портрет готов!

А теперь попробуем нарисовать мужской портрет.

Существует также альтернативный метод написания портрета: работу следует начинать с центральной линии, делящей лицо на две симметричные части. Затем относительно нее намечаются черты лица вплоть до внешних границ. Этот метод используют как опытные художники так и новички.
Для выполнения упражнения выберем положение в три четверти оборота. Сперва проведите на листе бумаги вертикальную линию, а затем двумя легкими засечками наметьте общую высоту головы.

Уточните пропорции.
1.Прорисуйте форму глаз и бровные дуги, следя за правильностью их соотношений. Обратите внимание что ближайший к вам глаз будет чуть больше дальнего. Определите точку пересечения дальней бровной дуги с контуром лица.
2. Теперь изобразите нос. Схематичными легкими штрихами постарайтесь как можно точнее передать тени на неосвещенных участках.
3. Уточните высоту уха – при фронтальном расположении головы оно такого же размера что и расстояние между линиями глаз и носа. Однако при рисовании портрета в три четверти оборота возникает перспективное сокращение. Поэтому не забывайте чуть укорачивать ухо и располагать его под небольшим углом. Определите положение уха относительно овала лица и уточните его форму.
4. Наметьте форму рта. Из-за того же перспективного сокращения дальняя половинка рта должна быть меньше, чем ближняя. Носогубная складка должна расширяться от ноздрей к середине рта. Покажите заостренную форму подбородка.

Обозначьте черты лица
1.Проведите горизонтальную линию расположения глаз – она должна проходить точно посередине между верхней и нижней отметками. Затем покажите на ней расположение и форму глаз.
2. Верхнюю часть головы поделите еще пополам и наметьте линию волос.
3. Также обозначьте нижнюю часть носа – она находится ровно посередине между линией глаз и нижней точки подбородка. Теперь схематично, несколькими штрихами передайте форму носа.
4.Определяем положение рта. Обратите внимание, что рот находится ближе к носу, чем к подбородку, поэтому не делайте типичную ошибку: не располагайте рот ровно посередине расстояния между ними.

Покажите участки теней
1.Несколькими легкими штрихами покажите теневые участки на обращенной к вам стороне головы. Затем наметьте легкий теневой контур, ведя карандашом ото лба вдоль скуловой кости к нижней губе и подбородку. Обозначьте участок шеи и контуры падающих теней.
2.Выделите тенями объем глаз, носа и рта. Положите мягкую тень легкой штриховкой по линии роста волос. Зат<



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-12-28 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: