Условные обозначения и изображения на судостроительных чертежах (Продолжение)
Ещё раз повторим сокращенные обозначения на судостроительных чертежах.
Таблица 1. Сокращенное обозначение наименований в документации
Условные графические обозначения (знаки и линии) элементов корпусных конструкций (стыков и пазов листов, профилей, секций; основного набора, различных связей, переборок, настилов и т. п.) показаны на рис. 5 и 6.
Рис. 5. Условные графические обозначения на чертежах корпусных конструкций:
а — стыки и пазы листов, изображаемых в профиль (7 — знак-стрелка; 2 — пример); б — монтажные стыки и пазы секций (3 — короткие штрихи по линии соединения смежных секций; 4 — знак с номером секции; 5 —пример); в — стыки' простых и составных профилей (6 — знак; 7 — стыки видимые; #— стыки невидимые; при наличии обозначений сварки стыков набора или номера позиции стыкуемого набора допускается знак не проставлять); г — накладные листы (9 — штриховка кромок накладных листов; УС —пример); д — обозначение пиллерсов на плане (11 — под палубой окружностью или квадратом, 12 — на палубе зачерненным кружком или квадратом, 13 — на палубе и под палубой окружностью с концентрическим кружком или квадратом с внутренним зачерненным квадратом).
Рис. 6. Линии на чертежах корпусных конструкций; а — штрихпунктирная тонкая линия и б — штриховая тонкая линия (основной набор— шпангоуты, бимсы, стойки, ребра, жесткости); в — штрихпунктирная утолщенная линия с двумя точками и г — штрихпунктирная утолщенная линия (рамные поддерживающие связи — карлингсы, бимсы, шпангоуты, стойки, шельфы, бортовые стрингеры, днищевой набор при отсутствии второго дна); д — сплошная основная линия и е — штриховая утолщенная (прочные и легкие переборки, палубы, платформы, настил и набор второго дна); ж—штрихпунктирная тонкая линия вдоль оси гофров по всей их длине и с нанесением сечения гофра (для вертикальных гофров показывается вид сверху, для горизонтальных — вид слева) из — аналогично ж с дополнительным указанием расстояний от кромок листа до конца гофров; и, к — концы профилей набора (указывают стрелками по линии условного обозначения набора).
|
Изготовление узлов, секций и блоков секций корпуса
Разбивка корпуса на узлы и секции. Их классификация
Металлический корпус современного судна формируется на построечном месте из крупных частей, называемых секциями или блоками секций, которые предварительно изготовляются в специальных сборочно-сварочных цехах.
Применение крупных сборочных элементов позволяет резко сократить стапельный период постройки судна за счет переноса значительного объема работ со стапелей в другие цехи.
В настоящее время принято подразделять корпус судна на следующие части (сборочные элементы):
деталь — неделимая часть корпусной конструкции, получаемая в результате обработки листового или профильного проката;
узел — технологически законченная часть корпусной конструкции, состоящая из двух или более деталей;
секция — технологически законченная часть корпуса судна или одной из его основных конструкций (днища, борта, палубы и т. п.), собираемая из ряда узлов и отдельных деталей;
блок секций — значительная часть корпуса судна, отсеченная одной или двумя плоскостями, параллельными плоскости мидель-шпангоута, а у крупных судов часто и плоскостями, параллельными диаметральной плоскости или основной плоскости. Собираются из нескольких секций, отдельных узлов и деталей.
|
Большое разнообразие предварительно изготовляемых узлов корпусных конструкций принято объединять по конструктивно-технологическим признакам в следующие основные группы:
I. Тавровые и Г-образные балки длиной более 2,5 м. Эти узлы широко применяются в составе корпусных конструкций и, в свою очередь, могут быть разделены на две подгруппы (рис. 12.1, а): прямолинейные и криволинейные.
Рис. 12.1. Узлы корпусных конструкций: а — тавро вые балки; б — днищевые стрингеры; в — флоры.
II. Короткие тавры, бракеты и кницы с поясками. Узлы этой группы, особенно на судах некоторых проектов, встречаются в большом количестве и весьма разнообразны по размерам и форме.
III. Широкие полосы с продольными (поперечными) ребрами жесткости или поясками. К этой группе относятся узлы днищевого набора — стрингеры (рис. 12,6), вертикальный киль, флоры (рис. 12, в), а также рамного набора. Могут быть как прямолинейными, так и криволинейными.
IV. Полотнища. Весьма распространенный тип узлов. Могут быть разделены на две подгруппы: плоские и гофрированные.
V. Объемные узлы небольшой протяженности. К ним относятся фундаменты, патрубки, коробки и пр. Узлы этой группы широко представлены на судах разных проектов и отличаются большим разнообразием в размерах и конструкции.
VI. Прочие узлы. К ним могут быть отнесены сравнительно редко встречающиеся или немногочисленные узлы корпусных конструкций, например пиллерсы с кницами, рамки из полос и профилей, кронштейны различного вида, сварные изделия судовых устройств, узлы мачт и др.
|
Секции корпуса различают двух видов:
плоскостные — это части днища, борта, палубы, переборки й т. п., состоящие из плоского (или с небольшой кривизной) полотнища и набора (рис. 12.2);
объемные — это части корпуса или отдельных конструкций преимущественно криволинейных обводов, образующие замкнутые (полностью или частично) отсеки. К ним относятся днищевые секции со вторым дном или платформой; секции борта, включающие бортовые отсеки; секции оконечностей, секции ярусов надстроек и т. п. (рис. 12.3).
Рис. 12.2. Плоскостные секции: а — плоская секция с набором одного направления; б — то же с набором двух направлений; 3 в — гофрированная секция с набором (переборка); г — бортовая секция с криволинейными обводами.
Рис. 12.3. Объемные секции: а — днищевая секция; б — секция кормовой оконечности; б — секция яруса надстройки (показана палубой вниз); г — фундамент под ГТЗА (в положении сборки).
Контрольные вопросы:
Рис. 6
1. стыки и пазы листов, изображаемых в профиль?
2. Какой линией обозначается основной набор (ребра жесткости, не рамные шпангоуты и т.п.)?
3. Линии обозначения рамного набора?
Рис. 12.1
4. Возможные профили тавровых и Г-образных балок?
5. Какие еще виды узлов вы знаете?
Рис 12.2 и 12.3
6. Основные два вида секций корпуса?
7. Приведите пример каждого из двух типов секций.