Развитие дистанционного обучения в странах дальнего зарубежья




 

Дистанционное образование не ново. По меньшей мере 100 лет назад небольшое количество студентов училось для получения высшего образования, работая дома с книгами и материалами, которые высылались им по почте. Около 50 лет назад в Америке увеличилось число студентов, начавших обучение с помощью лекций, транслируемых по телевидению.

Опыт в области дистанционного образования собирался в течение многих лет, опыт дистанционного образования на базе информационных технологий собирается уже более 10 лет. В 90-е годы были сформулированы важнейшие идеи дистанционного образования, его стратегия, технологии. Так, важнейшей стратегией развития дистанционного образования является определение способа организации процесса обучения, с тем чтобы при ограниченных затратах он гарантировал максимальное качество обучающихся, минимизируя стоимость образования при условии, что прогнозируемое качество обучения будет не ниже заданного.

Стратегией UNESCO на 1996-2001 годы был намечен особый фокус приложения коммуникационных и информационных технологий в 21 столетии для развития, демократизации и мира. В докладе Международной Комиссии UNESCO по образованию Education: Hidden Treasure (1997) утверждалось, что наиболее многообещающая область использования коммуникационных технологий – развитие дистанционного образования.

На Всемирной конференции UNESCO по высшему образованию (Париж, 1998) было подчеркнуто, что «формы открытого образования, дистанционного обучения и новых информационных и коммуникационных технологий обеспечивают широкий доступ к высшему образованию, в особенности новым социальным группам. Очень важно использовать их потенциал в образовании. Как государственные, так и образовательные учреждения обязаны развивать и применять соответствующую философию».

На 30 сессии Генеральная конференция использовала доклад Международной Комиссии по образованию на 21 столетие как главный источник вдохновения. Там было заявлено, что UNESCO будет продолжать содействовать совершенствованию передовых стратегий для достижения цели непрерывного обучения. Акцент был сделан на проблемах современной информации и общества знания, на концепции «знания без границ» и системах открытого обучения. Эта задача была возложена на институты UNESCO, в частности, Институт Образования UNESCO (UIE), Международное Бюро Образования (IBE), Международный Институт Образовательного Планирования (IIEP) и Институт Информационных Технологий в Образовании (IITE).

UNESCO применил две программы, которые очень важны для разработки образовательных сетей. Первая, UNITWIN, направлена на стимулирование сотрудничества преподавателей и деятелей науки в образовании и исследованиях. Другая, «знания без границ», рассматривала организацию глобальной системы дистанционного образования с доступом к большинству информационных сетей. Современные системы дистанционного образования, предшественником которых была последняя инициатива, «знания без границ», потенциально могут сделать знания доступными в различных частях мира. Более того, подобные проекты могут поддерживать диалог – главный фактор эффективного обучения – между учащимися и источниками обучения.

Другие важные инициативы включают «объединенную инициативу UNESCO по дистанционному образованию в девяти наиболее густонаселенных странах». В этих девяти странах живет половина населения мира и почти три четверти неграмотных мира. Кроме того, в проекте UNESCO «Региональная информационная сеть Африки» (RINAF) с целью организации электронной почты для формирования части региональной компьютерной сети участвуют несколько африканских стран.

В настоящее время дистанционное образование в мире развивается в основном на основе университетов, которые, в свою очередь, занимаются трансляцией образовательных программ на более низкие ступени образования – колледжи и школы. Это следует рассматривать как создание непрерывного образовательного процесса. Поэтому интерес представляет создание систем дистанционного образования именно на базе университетов.

Дистанционное образование в развитых странах Запада имеет свои отличия [79]. В первую очередь можно выделить две концепции организации СДО: североамериканскую и европейскую. За последние тридцать с лишним лет в зарубежных системах образования произошли существенные структурные изменения, обусловленные развитием возрастающего всестороннего воздействия научно-технического прогресса на жизнедеятельность общества.

По данным зарубежных экспертов, в настоящее время практически каждый работающий нуждается в высшем образовании, т.е. в минимальном уровне образования, необходимом для выживания человечества. Обучение такой массы студентов по очной (дневной) форме вряд ли выдержат бюджеты даже самых благополучных стран. В последние десятилетия численность обучающихся по нетрадиционным технологиям растет быстрее числа студентов дневных отделений. Мировая тенденция перехода к нетрадиционным формам образования прослеживается и в росте числа вузов, ведущих подготовку по этим технологиям. В мире за период 1900-1960 г. г. их было создано 79, за 1960-1970 г. г. – 70, а только за 1970-1980 г. г. – 187. Долговременная цель развития дистанционного образования в мире – дать возможность любому обучающемуся в любом месте пройти курс обучения любого колледжа или университета. Это предполагает переход от ограниченной концепции физического перемещения обучающегося из страны в страну к концепции мобильных идей, знаний и обучения с целью распределения знаний посредством обмена образовательными ресурсами. Глобальное распространение коммуникационных каналов может обеспечить выполнение этой задачи.

В настоящее время в мире накоплен значительный опыт реализации систем дистанционного обучения (СДО). В целом мировая тенденция перехода к нетрадиционным формам образования прослеживается в росте числа вузов, ведущих подготовку по новым информационным технологиям. Динамика распространения ДО показана на рисунке 1.

Анализ многочисленных источников и обработка данных отдела статистики Министерства общего и профессионального образования РФ [84] позволили выстроить диаграмму (рис.2), на которой приведено географическое распределение образовательных учреждений, предлагающих ДО в той или иной разновидности.

В США в системе ДО обучается около 1 миллиона человек. Так, Национальный Технологический Университет, который представляет консорциум из 40 инженерных школ, еще в начале 90-х годов обеспечил подготовку более 1100 студентов с помощью дистанционных методов на степень магистра.

Для ДО в США широко используется телевидение. В рамках системы публичного телевещания PBS-TV обучается более миллиона студентов. Программа обучения взрослых включает в себя курсы науки, бизнеса, управления. Более 20 лет функционирует Национальный Университет ДО (UNED) в Испании. Он включает в себя 58 учебных центров внутри страны и 9 за рубежом. Национальный Центр ДО во Франции обеспечивает дистанционное обучение 35000 пользователей в 120 странах мира. В подготовке 2500 учебных курсов принимает участие 5000 преподавателей. Балтийский Университет в Швеции объединяет усилия более чем пятидесяти университетов балтийского региона.

ДО развивается и в других регионах мира. В качестве примеров мега - университетов, развивающих ДО, можно привести Китайский телеуниверситет (Китай), Национальный открытый университет им. Индиры Ганди (Индия), Университет Пайнам Ноор (Иран), Корейский национальный открытый университет (Корея), Университет Южной Африки, Открытый Университет Сукотай Тампариат (Таиланд), Университет Анадолу (Турция) [86]. В некоторых странах, например, в Турции и Индии, сотни тысяч студентов брали курсы университетов по телевидению. В Китае в настоящее время 800000 студентов обучаются с помощью таких курсов дистанционного обучения.

Обращает на себя внимание тот факт, что в странах Ближнего Востока и Центральной Америки, где уровень образованности населения наиболее низкий и техническая оснащенность образовательного процесса недостаточна, развитие ДО заметно отстает от развития ДО в других регионах.

Важно отметить, что ДО развивается не только в рамках национальных систем образования, но и отдельными коммерческими компаниями с преимущественной ориентацией на подготовку в области бизнеса, которая составляет четвертую часть всех программ высшего образования. Частные корпоративные образовательные сети созданы такими компаниями как IBM, General Motors, Ford и др. Многие из этих образовательных систем намного опережают системы, созданные в университетах, как по сложности, так и по количеству.

Сегодня многие компании пересматривают статус образовательных подразделений в своих структурах. Руководство предприятий все больше рассматривает инвестиции в обучение наравне с инвестициями в научно-исследовательские разработки. Традиционная система обучения, которая предполагает отвлечение служащего на определенный период от рабочего места, и, следовательно, ведет к потерям для компании, оказывается все более неприемлемой. Крупные предприятия часто имеют подразделения, филиалы во всем мире и должны обучать персонал в разных странах. Кроме того, обучение должно происходить быстрыми темпами, чтобы не сдерживать процесс внедрения и реализации новых товаров на рынке. Услуги по обучению персонала должны предоставляться одновременно с появлением новых разработок предприятия. Это приводит к необходимости децентрализации обучения, которое осуществляет предприятие. Оно позволяет избежать перемещения персонала в центр обучения и тем самым получить выигрыш во времени, экономию затрат на транспорт и отвлечение персонала от работы. Таким образом, применение ДО – это шанс для крупного предприятия обеспечить быстрое внедрение на рынок новых товаров в условии постоянной модернизации производства.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-12-07 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: