Основные направления развития дистанционного обучения в Казахстане




Процесс развития дистанционного обучения в Казахстане сдерживается традиционными причинами - отсутствием хорошего материально-технического обеспечения, дефицитом компьютерной техники, несмотря на то, что процесс компьютеризации школ прошел и правила организации деятельности вузов эту форму обучения узаконили В Казахстане становление дистанционного образования как инновационного метода находится на стадии развития. Подтверждением этому является наличие большого числа различий в подходах к ДО, разнообразие форм и методов обучения, наличие различных педагогических школ и программ, разночтение в базовых понятиях. При этом механизмы обобщения, интеграции всего лучшего, конструктивного, преодоления противоречий в идеологии развития дистанционного образования (ДО) четко не сформулированы. Причины этого – в отсутствии нормативно-правовой базы, научных исследований в области ДО, отсутствии обобщения уже имеющегося опыта в виде научно-методических пособий, аналитических обзоров, регулярных семинаров, конференций и т.д. Хотя как раз на данный момент можно отметить тот факт, что данному вопросу стало уделяться гораздо больше внимания. В «Законе об образовании» РК дистанционное образование рассматривается наряду с другими формами обучения. Многие ведущие университеты нашей Республики уделяют много внимания развитию дистанционного обучения в своих стенах.

В последние годы наметилась четкая тенденция в увеличении спроса населения на получение непрерывного образования и профессиональной переподготовки. Это требует уже вближайшие годы решения двух проблем. Во-первых, в связи с появлением большого количества новых образовательных учреждений все более актуальной становится проблема переподготовки преподавателей. Во-вторых, подготовка и переподготовка специалистов в силу их социального статуса требует использования различных форм и методов обучения.

Развитие телекоммуникаций и внедрение в образование информационных технологий сделали возможным построение открытой образовательной системы, основанной на принципах открытого информационного пространства. В основе открытой системы образования лежит глобальная информационная инфраструктура, вовлекающая в образовательный процесс всех членов мирового сообщества.

Для нашего государства, характеризующегося пока еще не настолько развитой информацион­ной инфраструктурой и небольшим количеством научных и образователь­ных центров, возможность получения профессионального образования и повышения квалификации является исключительно важным. Действующая система очного и заочного обучения в силу ряда причин и обстоятельств не способна удовлетворить существующую потребность людей в получении желаемого профессионального образования.

В то же время сегодня значительная часть молодежи не имеет доступа к дополнительному образованию и просвещению в силу ограниченности материальной и социальной базы существующих вузов. Эта проблема в государственном масштабе с учетом ее сложности может быть решена путем формирования Системы дистанционного образования.

Проиллюстрируем положительный опыт внедрения ДО в нашей республике на проекте, заслуживающем особого внимания, так как он является международным. Что особенно важно в период глобализации всех процессов, в том числе и образовательных.

Одним из важнейших международных проектов, направленных на решение проблем, является создание Томским государственным университетом совместно с Казахским женским педагогическим институтом Казахстанско-Российского университета дистанционного образования (КРУДО). КРУДО – совместный проект Министерства образования России и Министерства образования и науки Республики Казахстан, целью которого является разработка и создание системы дистанционного образования на территории нашей республики для осуществления международных образовательных программ подготовки дипломированных специалистов на основе технологий дистанционного обучения.

Анализ технологий ДО показывает, что, в Казахстане толькотри вуза – Российско-Казахстанский Современный гуманитарный университет (РК СГУ), Атырауский Открытый Университет и созданный на базе КазГосЖенПИ совместно с Томским государственным университетом Казахстанско-Российский университет дистанционного образования – перешли на эту технологию, из которых первыедва используют кейсовую. Ряд вузов (КазУМОиМЯ им. Абылай хана, КазНГУ им. Аль-Фараби, АЭИ, КазНТУ, ВКГУ, ВКГТУ, СКГУ, КарГТУ, КарГУ и др.) используют технологию ДО в рамках традиционных форм обучения (самостоятельная работа студентов, индивидуальные, лабораторные и семинарские занятия, на которых используются электронные учебники, аудио-, видеокассеты). Кейс-технология характеризуется тем, что учащиесядо начала занятий получают необходимое учебно-методическое обеспечение, которым пользуются на определенном этапе обучения(печатная продукция, аудио-,видеопродукция). Об опыте внедрения дистанционного обучения в СКГУ мы поговорим несколько позже.

Томскийгосударственный университет использует интерактивные методы обучения (электронные учебники, мультимедиа, Интернет, чат-консультации, чат-сессию, телеконференции, электронную почту, электроннуюбиблиотеку, электронные обучающие и контролирующие системы). Студенты, находясь в Алматы (Казахстан), получают всю необходимуюучебную информацию из ТГУ (Россия) не только в виде статичныхучебных материалов, но и посредством сети Интернет. Образноговоря, студент виртуально находится в учебных аудиториях ТГУ и общается с профессорско-преподавательским составом ТГУ.

Основныеотличия этих двух названных технологий обучения представлены в таблице 1.

Кейс в данном случае – комплект учебно-методических материалов (программы курсов, учебные планы, учебные задания, материалы курса, как правило, в полиграфическом виде, но могут быть представлены в виде аудио- и видеопродукции), предназначенный для самостоятельного обучения в заочной форме. Кейс-технология – дидактическая основа заочного обучения.

В ее основе лежит опосредованная форма общения преподавателя со студентом, с отлаженной обратной связью, то есть off-line технология. В качестве средства связи выступают обычная почта, факс и электронная почта.

В эксперименте, проводимом ТГУ совместно с КазГосЖенПИ, разработаны принципы организации и осуществления образовательных программ подготовки дипломированных специалистов с применением интерактивных технологий дистанционного обучения, основанных на:

мультимедиапредставлении учебного материала;

распределенном характере обучения;

участии авторов курса в учебном процессе.

Разработанные педагогические методы и технологии дистанционного обучения предполагают самостоятельную работу студента как основную форму деятельности. Основным дидактическим средством являются обучающие программы с мультимедиаприложениями, реализующими основные формы учебной деятельности. Интерактивные средства позволяют без потери качества обучения частично компенсировать отсутствие преподавателя.

Участие преподавателя в учебном процессе реализуется при помощи on-line- и off-line- технологий организации учебного процесса (телеконференции, чат-сессии, чат-консультации, электронная почта). Для реализации этой цели проведено полное необходимое техническое оснащение института дистанционного образования ТГУ и КазГосЖенПИ компьютерным оборудованием, обеспечен доступ в Интернет, как показано на рис. 3

Для автоматизированного управления учебным процессом создано аппаратно-программное обеспечение "Электронная кафедра". Эта программа осуществляет оперативную доставку учебного материала, организует учебный диалог, администрирует учебный процесс. Для организации документооборота использован пакет Lotus Notes. Кроме того, создано программное обеспечение "Электронный университет", позволяющее организовать единый учебный процесс с участием преподавателей разныхвузов по индивидуальной образовательной траекториивсоответствии с требованиямиобразовательных стандартов и потребностями обучаемого.

В 2002 учебном году был осуществлен набор студентов в г. Алматы на первый курс по специальностям "Юриспруденция" и "Мировая экономика". Всего было принято 10 человек на обучение: по специальности «Мировая экономика» - 7 и по «Юриспруденции» - 3. Три студента учатся на подготовительном отделении. Анализ результатов зимней сессии позволяет заключить, что процесс обучения идет успешно. Студенты справляются не только с учебной программой, но и хорошо владеют компьютерными технологиями, свободно пользуются сетью Интернет.

Результаты, полученные в ходе выполнения эксперимента, будут важны в дальнейшем для разработки образовательных программ по технологиям дистанционного обучения, способных обеспечить высокое качество обучения. Последнее обстоятельство определяет социальную значимость эксперимента. В настоящих экономических условиях населению важно качество знаний, которые могут обеспечить выпускнику вуза высокую конкурентоспособность при трудоустройстве после получения диплома. В начале мая получена лицензия на образовательную деятельность Томским государственным университетом на базе КазГосЖенПИ по 12 специальностям, причем в лицензии записана дистанционная форма обучения, реализуемая как в очном, так и в заочном режиме.

В октябре 2002 года в Алматы, на 2-м Международном форуме «Информатизация образования Казахстана и стран СНГ», состоялась встреча представителей Института ЮНЕСКО по информационным технологиям в образовании (ИИТО Москва) и Алматинского бюро ЮНЕСКО с партнерами проекта в целях интеграции сети опорных пунктов ИИТО и сети учреждений дистанционного образования в Центральной Азии. В ходе форума было достигнуто соглашение о совместной деятельности по реализации проекта «Усиление развития сетей дистанционного образования в Центральной Азии».

В проекте участвовали:

Кластерное бюро ЮНЕСКО в Алматы по Казахстану, Кыргызстану, Таджикистану и Узбекистану; Институт ЮНЕСКО по информационным технологиям в образовании (ИИТО); Республиканский научно-методический Центр информатизации образования (РЦИО), Казахстан; НПО «Ассоциация выпускников международных исследовательских программ» (ARA); Институт Интеграции международных образовательных программ Кыргызского Национального Университета (ИИМОП КНУ), Кыргызстан; Опорный пункт ИИТО ЮНЕСКО в Международном университете Кыргызстана.

18-20 ноября 2002 года, в Алматы, Дистанционная Учебная Сеть (DLN) провела первую конференцию для вузов-членов консорциума DLN (список приведен ниже) с целью установления основополагающих принципов деятельности Дистанционной Учебной Сети. Миссия данной сети заключалась в оказании помощи по созданию в Центральной Азии благоприятной среды для разработки программ дистанционного образования [103].

Эта встреча была первым шагом по созданию структуры участников, в которой местным вузам отводится основная роль в развитии структуры управления DLN, разработке стратегического плана, соглашения о сотрудничестве, которое даст возможность разрабатывать и распределять ресурсы и строить планы на будущее для Центральной Азии, по мере развития представлений о масштабах цифрового метода обучения.
Вузы-члены DLN:

Американский университет в Кыргызстане (Бишкек,Кыргызстан)

Международный университет Кыргызстана (Бишкек,Кыргызстан)

КИМЭП (Алматы, Казахстан)

Северо-Казахстанский государственный университет (Петропавловск, Казахстан)

Евразийский институт языков и менеджмента (Уральск,Казахстан)

Технологический университет Таджикистана (Душанбе,Таджикистан)

Гулистанский государственный университет (Гулистан,Таджикистан)

Университет информационных технологий (Ташкент,Узбекистан)

Карагандинский государственный технический Университет (Караганда, Казахстан)

Технологический университет Таджикистана – филиал в Худжанде (Худжанд, Таджикистан)

На рисунке 4 представлено географическое расположение вузов- участников дистанционной образовательной сети DLN

Образовательная Сеть (EdNet) выступила инициатором создания проекта Дистанционная Учебная Сеть (DLN) с тем, чтобы помочь вузам Центральной Азии определить и установить жизнеспособный и устойчивый рынок для ресурсов и программ дистанционного обучения. DLN начнет работу как консорциум, состоящий из примерно 10 членов – вузов, которые, при совместном использовании ресурсов, будут предоставлять электронные продукты высокого качества, развивая тем самым рынок электронного обучения в регионе и являясь частью мирового рынка электронного обучения. Главной целью DLN является развитие потенциала вузов-членов DLN, обеспечение профессионально разработанными программами и методами дистанционного обучения, разработка электронного курса и обучение персонала вуза работе в системе он-лайн являются частью стратегии DLN. DLN предлагает учебные планы дистанционного обучения, разработанные EdNet, а также учебные курсы, разработанные и преподаваемые преподавателями вузов – членов DLN.
EdNet и DLN имеют целью развитие устойчивой сети между провайдерами и пользователями дистанционного обучения. По мнению сотрудников EdNet, регион Центральной Азии обладает мощным интеллектуальным потенциалом, приверженностью к высоким образовательным стандартам и наличием творческих работников среди преподавательского состава, администрации и студентов вузов. Развитие такого потенциала ограничивают современные экономические условия, структура построения организаций и недостаточный объем знаний и навыков по применению дистанционного образования и развития рынка в целом. Мы также считаем, что в регионе потенциально существует гигантский рынок по предоставлению дистанционных, компьютерных форм обучения и образования, отвечающий потребностям традиционного образования, повышения квалификации и обучения на производстве.
Успех проекта обусловлен созданием высококачественных образовательных продуктов мирового класса, способных удовлетворить спрос регионального мирового рынка. Вопросы устойчивости проекта и освоения рынка тесно связаны между собой и зависят от уровня развития технологических, педагогических, производственных, рыночных, управленческих и предпринимательских навыков членов DLN.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В настоящее время невозможно сосредоточить в каждом учебном заведении все мировые информационные ресурсы, накопленные человечеством в научном и образовательном пространстве. Поэтому необходимо из каждой географической точки планеты, где организован процесс обучения, дистанционно обеспечить доступ к информационным ресурсам, расположенным в любой другой географической точке. Дистанционное обучение делает распределенные по различным территориям информационные ресурсы активными. В этом и состоит концептуальное обоснование и идеология необходимости развития дистанционного обучения.

Актуальность создания в Казахстане системы дистанционного обучения в настоящее время обусловлена многими факторами. Это - огромные территории и сосредоточие научно-технических центров в крупных городах, формирование новых потребностей населения по отношению к содержанию и технологиям образования, развитие рыночной экономики, усиление миграции населения и др. Однако на пути развития дистанционного обучения в Казахстане существуют проблемы:

- уровень компьютерной грамотности в стране оставляет желать много лучшего;

- еще недостаточно людей, имеющих в свободном распоряжении компьютер, подключенный к глобальной сети;

- преподаватели привыкли к традиционным формам обучения и еще не готовы к технологиям дистанционного преподавания учебных дисциплин;

- отсутствие компьютерных систем обучения и тестирования надлежащего масштаба и качества;

- дистанционное обучение требует иной организации учебного процесса, других методов обучения, нежели традиционная система;

- необходимо время, чтобы научить преподавательский состав использованию новых педагогических технологий;

- крайне низкая теоретическая проработка проблемы дистанционного обучения. Это проявляется в отсутствии четко выраженных целей обучения и необходимых начальных требований к обучаемому для работы в этой системе, слабом уровне системы контроля его знаний;

Выявленные проблемы в системе дистанционного обучения необходимо решать. А именно:

- необходимо более четко определить черты, принципы и особенности, характеризующие именно дистанционную форму обучения;

- охарактеризовать дидактические принципы и методики такого обучения;

- необходимо определить требования к содержанию, формам, к учебно-методическому обеспечению дистанционного обучения;

- обосновать защиту авторских прав разработчиков учебных электронных разработок;

- изложить принципы организации и управления образовательным процессом;

- разработать требования к материально-техническому обеспечению;

- требуется определить экономические механизмы дистанционного обучения;

- совершенствовать нормативно-правовую базу;

- разработать требования к технологии обучения в среде Интернет, требования к телекоммуникационной среде;

- сертификация самих институтов (университетов) дистанционного образования, виртуальных университетов;

- должно быть учтено - то обстоятельство, что не по всем специальностям можно проводить подготовку специалистов полностью по дистанционным технологиям.

Дистанционное обучение – это новая форма обучения в Казахстане, которая существует в настоящее время наряду с другими формами обучения – очной, заочной, экстернатом в системе непрерывного образования; дистанционное обучение – это система и процесс обучения, в котором преподаватель и студент находятся на расстоянии друг от друга, и потому опираются на электронные средства и печатные пособия для организации учебного процесса.

Исследовав дистанционное обучение как процесс и как систему, мы считаем, что дистанционное обучение это открытая система образования, где все взаимосвязано и взаимодействует. Только последовательная реализация всех этапов и элементов системы дистанционного обучения гарантирует качественную подготовку будущих специалистов. Открытость системы подтверждает ее универсальность, которая базируется на использовании широкого спектра традиционных, а также новых информационных и телекоммуникационных технологий и технических средств, которые создают условия для обучаемого, для свободного выбора образовательных дисциплин, соответствующих стандартам, диалогового обмена с преподавателем, и при этом процесс обучения не зависит от расположения обучаемого в пространстве и во времени.

Согласно нормативно-правовым актам регулирующие дистанционное обучение следует, что дистанционное обучение должно стать стратегическим направлением в развитии системы образования Казахстана. Необходимо продолжить практику проведения экспериментов в области дистанционного обучения с целью исследования факторов, определяющих интенсификацию многовариантного развития дистанционного образования в Республике

Казахстан при обеспечении его высокого качества, а также его интеграцию в рамках национального и общемирового образовательного процесса в условиях глобализации рынка и международной конкуренции в этой области.

За последнее десятилетие реальная практика показала, что в Казахстане создается мощная система дистанционного обучения, особенно в вузах, где уделяется серьезное внимание реформированию существующей системы обучения.

Проблема качества дистанционного обучения все больше волнует

широкие слои населения. Бытует мнение, что дистанционное обучение – это дешевое, но не качественное обучение. Мы можем с полной уверенностью сказать, что это не так. Критериями оценки качества подготовленных специалистов являются знания, умения, навыки, приобретенные в процессе обучения. Данные критерии чрезвычайно важны, так как они характеризуют обучающихся как состоявшихся специалистов.

В современных экономических условиях проблема эффективности дистанционного обучения очень актуальна. Эффективность можно определить, как соотношение между результатами и затратами. Понятие эффективности учебного процесса, организованного по дистанционной форме, определяется степенью достижения образовательных и воспитательных целей в сопоставлении с материальными, финансовыми, интеллектуальными затратами на их обеспечение.

Важным шагом для решения управленческих задач на пути к введению дистанционного обучения является создание внутренней информационной среды вуза, развитие внутренних средств телекоммуникаций.

В процессе осуществления данного шага на пути к реализации ДО -информатизации учебного процесса приоритетными являются следующие направления:

- разработка и внедрение научно-методического и учебно-методического обеспечения для обучения новым информационным технологиям;

- разработка и внедрение технологической базы для создания компьютерных курсов учебного назначения;

- разработка и внедрение эффективных средств компьютерного обучения;

- сертификация и оценка качества программных средств, придание им коммерческих свойств.

Дистанционное обучение на современном этапе развития экономики, науки и техники актуально и своевременно. Система дистанционного обучения не должна стоять на одном месте. Необходимо развивать и совершенствовать ее в различных организационных направлениях, начиная с системы обучения и заканчивая методами контроля и мотивации.

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Amadco A. Distance education without high costs // Learning fnd leading with technology, 1995, vol 22, № 8, р. 12-13.

2. Andreev A.A., Barabanshikov A.V., Tarakanov G.V. State and long term researches of distance education problems in Military University // Proceedings of the ICDED’96. v. II.

3. Chute A.G., Balthazar L.B. and Poston C.O. Learning from Teletraining. // TheAmerican Journal of Distance Education, 2 (3), p. 55-63, 1988.

4. Holtbeng B. Growth and structure of distance education. - L.: Groom Helm, 1986, - p. 163. Запад-восток.// Американо-российская газета. 014. 1996.

5. Holtbeng B. Status and trends of distance education. - L.: Kogan Page, 1981 p. 200

6. Keegan D. The foundation of distance education. - L.: Groom Helm, 1986, p. 276.

7. Verduin J.R. and Clark T.A. Distance education: The foundations of effective practice. San Francisco, CA: Jossey-Bass Publishers, 1991.137

8. Ахметова Д.З. Дистанционное обучение: от идеи до реализации. – Казань: Издательство «Познание» Института экономики, управления и права, 2009. - 176 с.

9. Бершадский А.М., Кревский И.Г. К вопросу организации управления дистанционным образованием // Высокие технологии в региональной информатике: Тез. докл. Всеросс. совещания-семинара, часть 2. 17-19 июня 1998 г. - Воронеж: ВГТУ, 1998. - С.58-59.

10. Закон РК «Об образовании» от 7.06.1999г. №389-1. Закон РК «О внесении изменений и дополнений в Закон РК «Об образовании» от 9.07.2004г. №597-11.

11. Караев Ж.А., Балафанов Е.К., Есбосынов М. Анализ и тенденция развития дистанционного образования // Высшая школа Казахстана, 1998, №6. – С. 140-148.

12. Кинелев В.Г. Тенденция развития высшего образования на пороге XXI века //Бюллетень АРВ, 1996, Спец. нов. выпуск.

13. Лобанов Ю.И., Крюкова О.П., Тартарашвили Т.А. и др. Дистанционное обучение. Опыт, проблемы, перспективы. - М., 1996. - 108 с.

14. Материалы 1 организационной конференции DLN, Алматы, 18-20 ноября 2002г.

15. Материалы конференции «Дистанционное обучение в Казахстане», Алматы, 25.11.2004г.

16. Митин В.С., Мануйлов В.Ф. Инженерное образование на пороге XXI века, М.: Изд. дом Русанова, 1996 г.

17. Овсянников В.И., Густырь А.В. Введение в дистанционное образование. Учебное пособие для системы повышения квалификации и профессиональной переподготовки специалистов. - Москва: Библиотека дистанционного образования.

18. Педагогический энциклопедический словарь - «Большая Российская энциклопедия» - М., 2002 - 172 с. Тусубаева Ж.М. Методика организации дистанционной формы обучения в системе высшего профессионального образования // Диссертация на соискание ученой степени кандидата педагогических наук. – Алматы, 2004. – 172 с.

19. Полат Е.С., Буханкина М.Ю., Моисеева М.В. Теория и практика дистанционного обучения. – М.: Академия, 2004. – 416 с.

20. Правила организации деятельности высших учебных заведений. Приказ МОН РК №151 от 11.03.2001г., п.17.

21. Пралиев С. Дистанционное обучение и его реализация в Казахстане на примере КазГосЖенПИ/ Высшая школа Казахстана, №6, 2000г.

22. Роберт И.В. Современные информационные технологии в образовании: дидактические проблемы, перспективы использования. – М.: «Школа –Пресс», 1994. - 205 с.

23. Сиговцев Г. С., Чарута М. А. О классификации и оценке цифровых образовательных ресурсов // Дистанционное и виртуальное обучение, 2009, №11. - C. 24-33.

24. Тихонов А.Н. Стратегия и пути перехода от информатизации образования к информатизации регионов России и общества в целом //Бюллетень “Проблемы информатизации высшей школы”, 1995 г., вып. 4.

25. Тукачев А.А. О дистанционном обучении. /Вестник Северо-Казахстанского университета, №4-1999г./

26. Фокин Ю.Г. Пути совершенствавания методов обучения в ВШ. - М.:НИИВО, 1990.

27. Хуторской А.В. Эвристическое обучение. - М.: МПА, 1998. - 266 с.

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ

Рис. 1. Динамика роста количества образовательных учреждений, использующих ДО

 

Рис.2. Количество образовательных учреждений, использующих технологии ДО, где: 1. Ближний восток, 2. Центральная Америка, 3. Латинская Америка, 4. Австралия, 5. Азия, 6. Россия, 7. Африка, 8. Северная Америка, 9. Европа.

Таблица 1. Отличия двух технологий ДО

Признаки Кейс-технология (Портфель заочника) Мультимедиа-технология (Виртуальный вуз)
1.Представление материала Статичное(печатная продукция, аудио- и видеопродукция) Динамичное(электронная информация, поставляемая через сеть Интернет)
2. Наличие мультимедиа-приложений Нет Звук, видео, анимация (движение в виде мультипликации)
3.Интерактивность (возможность взаимодействия) Нет Да
4. Носитель информации Книга, аудио- и видеокассеты Электронные носители (звуковые и видеокассеты, компактдиски (CD), DVD – диски, WWW – серверы и др.)
5. Доступ к Информации Почта, факс, электронная почта Почта, эл. почта, off-line (прерывная связь) и on-line (непрерывная связь), доступ к источнику информации через Интернет
6. Скорость доступа Неоперативная Оперативная
7. Методы обучения Неактивные Активные

 

 

Рис. 3. Процесс ДО в КазГосЖенПИ

 

Рис.4 Страны Центрально-Азиатского региона

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-12-07 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: