Специфика математических занятий




МЕТОДИЧСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

К ПРОВЕДЕНИЮ ЗАНЯТИЙ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ЭЛЕМЕНТАРНЫХ МАТЕМАТИЧЕСКИХ ПРЕДСТВАВЛЕНИЙ

У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

 

 

Разработала преподаватель Кравченко О.Ю.

 

Полоцк,2017

ИППК ВГУ июнь -2017

Организация работы по формированию элементарных математических представлений у воспитанников учреждений дошкольного образования

 

I. Основные формы работы

II. Организация занятий

(требования, специфика,программное содержание)

III. Классификация занятий, форма проведения

IV. Требования к написанию конспекта занятий

V. Требования к проведению занятий, к речи воспитателя и детей

I.Основные формы работы

Для решения задач, определённых Учебной программой дошкольного образования в учреждениях дошкольного образования используются различные формы работы:

- повседневная деятельность (бытовые процессы, игры);

- трудовая деятельность (дежурства в уголке природы, по занятиям, по столовой);

- занятия по другим видам деятельность (музыкальные, физкультурные, по изобразительной деятельности);

- индивидуальная работа с детьми: на занятиях и вне занятий (с детьми, отстающими от других или опережающими других детей в математическом развитии);

- работа с родителями;

- специальные занятия, дидактические игры.

 

Дидактические игры проводятся во всех возрастных группах, начиная с первой младшей группы. Дидактические игры можно проводить индивидуально или с подгруппой детей:

Во второй младшей группе - 2 раза в неделю в предметно- игровой деятельности;

в средней группе - 4 раза в неделю в виде игры,

в старшей группе - ежедневно, 1 раз в неделю - как игровой комплекс.

Задачи математического развития дошкольников определены программой «Учебная программа дошкольного образования» (2013 г) в Направленииразвития « Познавательное развитие », Образовательная область – «Элементарные математические представления»,

которая вкаждой группе представлена образовательными компонентами: 1.Количество и счёт

2.Величина

3.Геометрические фигуры и форма предметов

4.Прространство

5.Время

первая младшая группа – стр 87

вторая младшая группа – стр 138,

средняя группа – стр 196,

старшая группа – стр 293 (в этой возрастной группе программа в программе определены задачи работы для детей 5-6 лет и 6-7лет).

 

II.Организация занятий (требования, специфика,программное содержание)

Работу необходимо начинать уже в группе в группах раннего возраста через различные виды деятельности: общение, познавательно-практическую, игровую, художественную, бытовую, трудовую. В возрасте 2-3 лет особое значение имеет общение, как вид деятельности, в значительной степени определяющий развитие ребенка.

Воспитатель выступает как организатор деятельности ребенка и источник получения новых впечатлений, новых знаний. Он показывает, как нужно действовать с предметами, помогает упражняться в закреплении знаний и умений. Затем программная задача проходит через другие виды деятельности, например, игровую, в которую входят и дидактические, и подвижные, и сюжетные игры. Кроме того, элементы математического развития детей включаются в еженедельные дидактические игры (длительностью 10 минут) по сенсорному воспитанию (задачи на различение величины, формы предметов, упражнения на формирование понятий: «много» – «один» – «ни одного»).

С детьми 4 года жизни со II квартала рекомендуется проведение дидактических игр-занятий математического содержания длительностью

до 15 минут. Такие занятия могут быть проведены на основе одной-двух дидактических игр (до 3 дидактических игр к концу года). В ходе игр- занятий решаются 2-3 задачи из разных образовательных компонентов программы. Входящие в структуру занятия игры могут быть объединены общим сюжетом или могут рассматриваться как игровой комплекс.

Начиная с 5 года жизни, в группе среднего дошкольного возраста, занятия по математическому развитию детей проводятся один раз в неделю длительностью до 20 минут:

- в первой половине года планируется программное содержание из 2 образовательных компонентов (3-4 дидактические задачи),

- во второй половине года – из 3 образовательных компонентов (до 6 дидактических задач).

В старшей группе также осуществляется еженедельное планирование математических занятий:

- с детьми 5-6 г.ж длительность занятия – 25 минут

- с детьми 6-7 лет – до 30 минут

В программное содержание включаются:

- для детей 5-6 лет – до 7-8 дидактических задач из 4-5 образовательных компонентов,

- для детей 6-7 лет – до 9 задач из разных образовательных компонентов, но не менее, чем из 4.

 

Специфика математических занятий

- решается большая часть задач умственного и математического развития;

- осуществляется комплексное решение задач из разных образовательных областей программы по математике (кроме «чисто» образовательных, ставятся также и задачи по развитию речи, мышления, воспитанию качеств личности и черт характера, т. е. разнообразные воспитательные и развивающие задачи);

- знания даются в определённой системе, последовательно;

- ведущая роль принадлежит воспитателю;

- решению каждой программной задачи посвящается несколько занятий, и затем, в целях закрепления, к ней неоднократно возвращаются в течение года.

 

Возрастн группа Количество структурных частей Способ организации Периодичность проведения Количество образовательных компонентов Количество задач
2 мл.гр 10-15 мин   1(в нач года)-2   подгруппа, индивид.   1 раз в 2 нед (черед. с сенс) в 1полуг- из 2 образоват комп во 2 полуг-из 3 образоват комп в течение года – 2-3 задачи
ср гр 15-20 м       2-3 подгруппа, группа   1 раз в неделю в теч года из 3- 4 образоват компонентов в 1полугод: 4-5 задач во 2 полугод: 5-6 задач
старш гр -25мин (6г.ж)   -30 мин (7 г.ж)   4-5     подгруппа, группа   1 раз в неделю     в течение года- из 4-5 образоват компонентов       в течение года до 7-8 задач   в течение года до 9 задач

 

Программное содержание занятий

Задачи, над которыми педагог будет работать с детьми, необходимо ранжировать при составлении программного содержания занятия по степени их сложности истепени освоенности детьми. В ходе проведения занятия должны быть выполнены дидактические (образовательные), развивающие и воспитательные задачи.

Первой среди дидактических задач всегда указывается задача, работа над которой только начинается. Формулировка этой задачи может быть записана как: «познакомить», «показать», «начать …». Далее указываются задачи на закрепление («повторить», «вспомнить», «закрепить») и совершенствование («отработать …», «совершенствовать», «продолжить работу по …») программных задач. Из общего количества задач только одна может быть новой.

Например: познакомить детей с составом числа из двух меньших на примере числа 5(1); закрепить навыки количественного(2) и порядкового счёта (3) в пределах 5; вспомнить названия и конфигурацию цифр от 1 до 5 (4); повторить названия и признаки основных геометрических форм (шар, куб, цилиндр, кирпичик, призму)(5); отработать навыки измерения параметров предметов (длины, ширины)(6); совершенствовать навыки ориентировки в пространстве от себя(7); продолжать работу по усвоению детьми названий дней недели(8).

В задачи развивающего характера следует включать задачи на развитие мыслительных и психических процессов: логического, абстрактного мышления, способностей к анализу, синтезу и сравнению, памяти, воображения. Обязательной в числе развивающих является речевая задача, которая может формулироваться как: «ввести в словарь детей…», «активизировать словарь детей …», «совершенствовать грамматический строй речи за счет использования сравнительных оборотов, сложных предложений …» и т.д.

Например: содействовать развитию у детей логического мышления, памяти, мышления, воображения;

ввести в пассивный словарь детей понятия: «четырёхугольник », «многоугольник»;

или: активизировать речь детей за счёт использования в речи названий дней недели;

или: совершенствовать грамматический строй речи за счет использования сравнительных оборотов при сопоставлении множеств.

К воспитательным задачам, решаемым на математических занятиях, следует отнести не только воспитание чувства коллективизма, взаимопомощи, но и формирование первоначальных навыков учебной деятельности, формирование интереса к данному виду занятий.

Например: формировать у детей навыки совместной учебной деятельности, умение действовать по указанию воспитателя, прививать интерес к занятиям по математике (НО НЕ «воспитывать любовь к математике»!!!.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-01-08 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: