МЕТОДИЧСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
К ПРОВЕДЕНИЮ ЗАНЯТИЙ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ЭЛЕМЕНТАРНЫХ МАТЕМАТИЧЕСКИХ ПРЕДСТВАВЛЕНИЙ
У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Разработала преподаватель Кравченко О.Ю.
Полоцк,2017
ИППК ВГУ июнь -2017
Организация работы по формированию элементарных математических представлений у воспитанников учреждений дошкольного образования
I. Основные формы работы
II. Организация занятий
(требования, специфика,программное содержание)
III. Классификация занятий, форма проведения
IV. Требования к написанию конспекта занятий
V. Требования к проведению занятий, к речи воспитателя и детей
I.Основные формы работы
Для решения задач, определённых Учебной программой дошкольного образования в учреждениях дошкольного образования используются различные формы работы:
- повседневная деятельность (бытовые процессы, игры);
- трудовая деятельность (дежурства в уголке природы, по занятиям, по столовой);
- занятия по другим видам деятельность (музыкальные, физкультурные, по изобразительной деятельности);
- индивидуальная работа с детьми: на занятиях и вне занятий (с детьми, отстающими от других или опережающими других детей в математическом развитии);
- работа с родителями;
- специальные занятия, дидактические игры.
Дидактические игры проводятся во всех возрастных группах, начиная с первой младшей группы. Дидактические игры можно проводить индивидуально или с подгруппой детей:
Во второй младшей группе - 2 раза в неделю в предметно- игровой деятельности;
в средней группе - 4 раза в неделю в виде игры,
в старшей группе - ежедневно, 1 раз в неделю - как игровой комплекс.
Задачи математического развития дошкольников определены программой «Учебная программа дошкольного образования» (2013 г) в Направленииразвития « Познавательное развитие », Образовательная область – «Элементарные математические представления»,
которая вкаждой группе представлена образовательными компонентами: 1.Количество и счёт
2.Величина
3.Геометрические фигуры и форма предметов
4.Прространство
5.Время
первая младшая группа – стр 87
вторая младшая группа – стр 138,
средняя группа – стр 196,
старшая группа – стр 293 (в этой возрастной группе программа в программе определены задачи работы для детей 5-6 лет и 6-7лет).
II.Организация занятий (требования, специфика,программное содержание)
Работу необходимо начинать уже в группе в группах раннего возраста через различные виды деятельности: общение, познавательно-практическую, игровую, художественную, бытовую, трудовую. В возрасте 2-3 лет особое значение имеет общение, как вид деятельности, в значительной степени определяющий развитие ребенка.
Воспитатель выступает как организатор деятельности ребенка и источник получения новых впечатлений, новых знаний. Он показывает, как нужно действовать с предметами, помогает упражняться в закреплении знаний и умений. Затем программная задача проходит через другие виды деятельности, например, игровую, в которую входят и дидактические, и подвижные, и сюжетные игры. Кроме того, элементы математического развития детей включаются в еженедельные дидактические игры (длительностью 10 минут) по сенсорному воспитанию (задачи на различение величины, формы предметов, упражнения на формирование понятий: «много» – «один» – «ни одного»).
С детьми 4 года жизни со II квартала рекомендуется проведение дидактических игр-занятий математического содержания длительностью
до 15 минут. Такие занятия могут быть проведены на основе одной-двух дидактических игр (до 3 дидактических игр к концу года). В ходе игр- занятий решаются 2-3 задачи из разных образовательных компонентов программы. Входящие в структуру занятия игры могут быть объединены общим сюжетом или могут рассматриваться как игровой комплекс.
Начиная с 5 года жизни, в группе среднего дошкольного возраста, занятия по математическому развитию детей проводятся один раз в неделю длительностью до 20 минут:
- в первой половине года планируется программное содержание из 2 образовательных компонентов (3-4 дидактические задачи),
- во второй половине года – из 3 образовательных компонентов (до 6 дидактических задач).
В старшей группе также осуществляется еженедельное планирование математических занятий:
- с детьми 5-6 г.ж длительность занятия – 25 минут
- с детьми 6-7 лет – до 30 минут
В программное содержание включаются:
- для детей 5-6 лет – до 7-8 дидактических задач из 4-5 образовательных компонентов,
- для детей 6-7 лет – до 9 задач из разных образовательных компонентов, но не менее, чем из 4.
Специфика математических занятий
- решается большая часть задач умственного и математического развития;
- осуществляется комплексное решение задач из разных образовательных областей программы по математике (кроме «чисто» образовательных, ставятся также и задачи по развитию речи, мышления, воспитанию качеств личности и черт характера, т. е. разнообразные воспитательные и развивающие задачи);
- знания даются в определённой системе, последовательно;
- ведущая роль принадлежит воспитателю;
- решению каждой программной задачи посвящается несколько занятий, и затем, в целях закрепления, к ней неоднократно возвращаются в течение года.
Возрастн группа | Количество структурных частей | Способ организации | Периодичность проведения | Количество образовательных компонентов | Количество задач |
2 мл.гр 10-15 мин | 1(в нач года)-2 | подгруппа, индивид. | 1 раз в 2 нед (черед. с сенс) | в 1полуг- из 2 образоват комп во 2 полуг-из 3 образоват комп | в течение года – 2-3 задачи |
ср гр 15-20 м | 2-3 | подгруппа, группа | 1 раз в неделю | в теч года из 3- 4 образоват компонентов | в 1полугод: 4-5 задач во 2 полугод: 5-6 задач |
старш гр -25мин (6г.ж) -30 мин (7 г.ж) | 4-5 | подгруппа, группа | 1 раз в неделю | в течение года- из 4-5 образоват компонентов | в течение года до 7-8 задач в течение года до 9 задач |
Программное содержание занятий
Задачи, над которыми педагог будет работать с детьми, необходимо ранжировать при составлении программного содержания занятия по степени их сложности истепени освоенности детьми. В ходе проведения занятия должны быть выполнены дидактические (образовательные), развивающие и воспитательные задачи.
Первой среди дидактических задач всегда указывается задача, работа над которой только начинается. Формулировка этой задачи может быть записана как: «познакомить», «показать», «начать …». Далее указываются задачи на закрепление («повторить», «вспомнить», «закрепить») и совершенствование («отработать …», «совершенствовать», «продолжить работу по …») программных задач. Из общего количества задач только одна может быть новой.
Например: познакомить детей с составом числа из двух меньших на примере числа 5(1); закрепить навыки количественного(2) и порядкового счёта (3) в пределах 5; вспомнить названия и конфигурацию цифр от 1 до 5 (4); повторить названия и признаки основных геометрических форм (шар, куб, цилиндр, кирпичик, призму)(5); отработать навыки измерения параметров предметов (длины, ширины)(6); совершенствовать навыки ориентировки в пространстве от себя(7); продолжать работу по усвоению детьми названий дней недели(8).
В задачи развивающего характера следует включать задачи на развитие мыслительных и психических процессов: логического, абстрактного мышления, способностей к анализу, синтезу и сравнению, памяти, воображения. Обязательной в числе развивающих является речевая задача, которая может формулироваться как: «ввести в словарь детей…», «активизировать словарь детей …», «совершенствовать грамматический строй речи за счет использования сравнительных оборотов, сложных предложений …» и т.д.
Например: содействовать развитию у детей логического мышления, памяти, мышления, воображения;
ввести в пассивный словарь детей понятия: «четырёхугольник », «многоугольник»;
или: активизировать речь детей за счёт использования в речи названий дней недели;
или: совершенствовать грамматический строй речи за счет использования сравнительных оборотов при сопоставлении множеств.
К воспитательным задачам, решаемым на математических занятиях, следует отнести не только воспитание чувства коллективизма, взаимопомощи, но и формирование первоначальных навыков учебной деятельности, формирование интереса к данному виду занятий.
Например: формировать у детей навыки совместной учебной деятельности, умение действовать по указанию воспитателя, прививать интерес к занятиям по математике (НО НЕ «воспитывать любовь к математике»!!!.