Нормативно-правовые акты в области таможенного оформления




 

Как и все таможенные процедуры, таможенное оформление имеет свою правовую основу, регулирующую порядок совершения отдельных таможенных операций и таможенных процедур в области таможенного оформления. Под правовой основой таможенного оформления согласно ст. 59 ТК РФ понимается Таможенный Кодекс РФ и принимаемыми в соответствии с ним иные правовые акты РФ, нормативно-правовыми актами федерального министерства, уполномоченного в области таможенного дела, и правовые актами Федеральной Таможенной Службы. Данная статья определяет верховенство Таможенного Кодекса над иными таможенно-правовыми нормами, регулирующими отношения в области таможенного оформления. Таможенно-правовая норма - это юридически обязательное правило, установленное и санкционированное государством в соответствующих правовых актах, которое регулирует определенный "блок" (либо его часть) в сфере таможенного дела и неисполнение (нарушение) которого влечет за собой ответственность, установленную и обеспечиваемую государством.

Все нормативно-правовые акты в области таможенного дела условно можно разделить по юридической силе на:

- законы (нормативно-правовые акты, издаваемые законодательным органом). Например, Таможенный Кодекс Российской Федерации Федеральный закон от 28 мая 2003 года № 61-ФЗ;

- международные договоры (международное соглашение, заключенное между государствами в письменной форме, регулирующие тот или иной вид международных отношений). Например, Международная Конвенция об упрощении и гармонизации таможенных процедур;

- подзаконные акты (принимаются на основании законов федеральной службой, уполномоченной в области таможенного дела). Например, приказ ФТС России от 08.08.2006 № 743 «О классификаторах и перечнях нормативно-справочной информации, используемых для таможенных целей».

Данная классификация является основополагающей и имеет важное значение, потому что позволяет рассматривать все нормативно-правовые акты в 3-х аспектах, а это в свою очередь способствует более всестороннему их анализу.

Ключевое место в списке рассматриваемых нормативно-правовых актов в области таможенного оформления занимает Таможенный кодекс Российской Федерации. Действующий Таможенный кодекс не дает определение понятию таможенное оформление. В Таможенном Кодексе 1993 года таможенное оформление определялось как процедура помещения товаров и транспортных средств под определенный таможенный режим и завершения действия этого режима в соответствии с требованиями и положениями настоящего Кодекса. Используя имеющиеся подходы, с учетом положения статьи 60 действующего Таможенного кодекса РФ, под таможенным оформлением следует понимать процедуру, начинающуюся с момента представления таможенному органу предварительной таможенной декларации, либо документов и сведений, обязательных к представлению при прибытии товаров и транспортных средств на таможенную территорию Российской Федерации (в зависимости от того, какое действие совершается ранее), а в некоторых случаях - устного заявления либо совершения иных действий, свидетельствующих о намерении лица осуществить таможенное оформление и завершающуюся совершением таможенных операций, необходимых в соответствии с настоящим Кодексом для применения к товарам таможенных процедур, для помещения товаров под таможенный режим или для завершения действия этого режима, если такой таможенный режим действует в течение определенного срока, а также для исчисления и взимания таможенных платежей.

Исходя из приведенной формулировки, представляется возможным сделать вывод, что таможенное оформление товара начинается уже с момента, когда перевозчик представил документы в пункте пропуска, а заканчивается выполнением каких-то операций, необходимых для помещения товаров под таможенный режим или для исчисления и взимания таможенных платежей. То есть, получается, что уже непосредственно сам процесс выпуска товара в соответствии с выбранным таможенным режимом - с проверкой ГТД, списанием денежных средств и т.д. не является процессом таможенного оформления.

На многочисленных обсуждениях (в рамках конференций, семинаров) правоприменения действующего Таможенного Кодекса РФ представители деловых кругов отметили, что по многим направлениям новые, позитивные положения Таможенного Кодекса РФ еще не начали работать. Среди конкретных направлений, по которым необходима доработка правой базы таможенного оформления, важнейшее место занимает проблема документов и сведений, необходимых для таможенного оформления. Статья 63 ТК РФ устанавливает четкую норму, говорящую о том, что таможенные органы вправе требовать при производстве таможенного оформления только те документы, которые необходимы для соблюдения таможенного законодательства РФ и представление которыхпредусмотрено Таможенным Кодексом РФ. При этом Таможенный Кодекс РФ рекомендует сокращать число документов и сведений, необходимых для таможенного оформления. Однако названные рекомендации руководством к действию пока еще не стали. Одно из важных новшеств Таможенного Кодекса РФ - возможность применения упрощенных процедур таможенного оформления для отдельных лиц. Статья 68 ТК РФ предоставляет право устанавливать упрощенные процедуры. Однако Таможенный Кодекс РФ не установил какого-либо регламента допуска к упрощенным процедурам. В результате это важное направление по снятию излишних административных процедур и упрощению таможенного оформления не работает.

Не реализовано и другое важное новшество Таможенного Кодекса РФ - использование электронного декларирования товаров (статья 63 ТК РФ). Таможенный Кодекс РФ разрешает представление документов в электронной форме. Однако до настоящего времени полный перечень документов, которые могут быть поданы в электронном виде и формы электронных документов не установлены. Отсутствует необходимый объем программных и аппаратных средств, имеющихся у таможенных органов.

Определенную тревогу вызывает то, что в российской таможенной практике стала складываться система, при которой таможенные власти требуют документ на бумажном носителе и одновременно – представление его электронной копии. Такая практика не упрощает и не удешевляет, а усложняет и удорожает документооборот.

Названные выше проблемы в применении отдельных статей Таможенного Кодекса РФ, регулирующих таможенное оформление, свидетельствуют о том, что развитие правовой базы в этом направлении еще не завершено.

Разрешить вышеназванные проблемы действующего Таможенного Кодекса РФ можно путем дальнейшего развития таможенного законодательства России. Считается, что этот узел можно распутать только

при унификации российского таможенного законодательства в соответствии с международными стандартами и правилами в таможенной сфере. Действующий Таможенный Кодекс РФ создавался с прицелом на действующие международные документы, на международную практику. Однако он не мог все в себя вобрать, поэтому развивать его надо по мере необходимости решения насущных вопросов. В случае с таможенным оформлением, необходимо совершенствовать положения Таможенного Кодекса РФ, регулирующие эту процедуру. В этом направлении важное значение имеет законопроект о присоединении России к Международной конвенции об упрощении и гармонизации таможенных процедур (Киотской конвенции).

Принятие международных стандартов таможенных процедур для Российской Федерации имеет двоякое значение. С одной стороны решаются формальные задачи юридического соответствия уже действующих положений Таможенного Кодекса РФ. С другой стороны, российский законодатель получает ориентиры таможенного нормотворчества на ближайшие три года для развития и совершенствования отдельных таможенных операций и процедур. При этом будущие изменения в таможенном законодательстве не затронут основных принципов перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу РФ, а также самой структуры Таможенного Кодекса РФ, что обеспечит стабильность в таможенных правоотношениях.

Обязательным условием присоединения к Киотской Конвенции выступает принятие ее основного текста и Генерального приложения. Принятие одного или более Специальных приложений Конвенции, а также одной или более их глав осуществляется по усмотрению заинтересованной стороны. Основные цели Киотской конвенции – гармонизация и упрощение таможенных процедур, содействие развитию международной торговли, внедрение таможенных принципов, сформулированных в ГАТТ (1994 год) и в соглашениях Всемирной торговой организации, относящихся к таможенномуделу.

Чтобы показать, как соотносятся положения Киотской конвенции и Таможенного Кодекса РФ, регулирующие таможенное оформление, ниже будет приведен краткий сравнительный анализ Генерального приложения и Специальных приложений Киотской конвенции с положениями Таможенного Кодекса РФ.

Процедура таможенного оформления закреплена в главе 3 Генерального соглашения Киотской конвенции. В этой главе описывается процедура подачи и проверки декларации на товары, включая такие составляющие ее элементы, как место, время, формы (бумажная, электронная) и особенности декларирования (предварительное, неполное), льготы, а также возможность применения упрощенных процедур для отдельной категории лиц. Все положения таможенного оформления Генерального приложения соответствуют содержанию одноименного института ТК РФ.

Следующие важное положение, касающееся таможенного оформления, глава 7 Генерального приложения Киотской конвенции, устанавливающая применение информационных технологий. На данный момент такое положение отсутствует в Таможенном Кодексе РФ в качестве самостоятельной главы или параграфа применительно к институту таможенного оформления товаров. Тем не менее, отдельные статьи Таможенного Кодекса РФ[9] и ряд подзаконных нормативных правовых актов[10] уже сейчас позволяют таможенной службе применять информационные технологии при совершении таможенных операций и проведении таможенного контроля. Например, по состоянию на середину марта 2006 г. более 90 таможенных постов подключено к системе электронного декларирования. Таким образом, уже сейчас, частично выполняются стандартные правила Главы 7 Генерального приложения.

Из Специальных приложений Киотской конвенции, регулирующих таможенное оформление, хотелось бы рассмотреть Специальные приложения «А» и «В». Специальное приложение «А» регламентирует прибытие товаров на таможенную территорию. Оно состоит из двух глав. Данные главы не содержат каких-либо дополнений для российского таможенного законодательства. Более того, условия и порядок ввоза товаров на территорию РФ, во-первых, детализируются Таможенным Кодексом РФ (пересечение товарами таможенной границы, транспортировка товаров в место прибытия, внутренний таможенный транзит до места подачи таможенной декларации на товары), а во-вторых, не предусматривают уплаты каких-либо таможенных сборов за совершение таможенных формальностей, предшествующих подаче таможенной декларации на товары.

Специальное приложение «В» Киотской конвенции регламентирует ввоз товаров. Оно состоит из трех глав. Порядок ввоза товаров в РФ отвечает требованиям данных глав, при соблюдении основного правила об оставлении ввезенных в РФ товаров без обязательств обратного вывоза. Российским законодательством предусмотрены также возможности условного выпуска товаров с предоставлением освобождений от уплаты таможенных пошлин, налогов (гуманитарная помощь, ввоз в уставный капитал) и применения различных форм таможенного декларирования (подача письменной, электронной таможенной декларации).

Кроме того на основании Киотской конвенции в Таможенный Кодекс РФ будет внесена поправка, которая позволит Правительству РФ вводить обязательное предварительное информирование в отношении определенных видов товаров. Предварительное информирование необходимо не в целях контроля, а в целях ускорения таможенного оформления, для того чтобы быстрее пропустить товар через границу. Предварительное информирование заключается в том, что таможенный инспектор сможет заранее получить информацию, практически аналогичную той, которая содержится в декларации, по крайней мере, по основным параметрам. Например, машину можно будет оформить всего за несколько минут, потому что к моменту поступления груза инспектор уже изучит всю необходимую информацию. А если у него появятся сомнения, будет произведен досмотр. Таким образом, это позволит снизить очереди на границах, увеличить пропускную способность пунктов пропуска.

Процедура таможенного оформления наряду с Таможенным Кодексом РФ и международными договорами регулируется также нормативно-правовыми актами федеральной службы, уполномоченной в области таможенного дела, которые расширяют и дополняют основные положения действующего кодекса.

Основным нормативно-правовым актом, определяющим порядок производства таможенного оформления, является инструкция о действиях должностных лиц таможенных органов, осуществляющих таможенное оформление и таможенный контроль при декларировании и выпуске товаров, установленная приказом ГТК РФ № 1356 от 28.11.2003 «Об утверждении инструкции о действиях должностных лиц таможенного органа, осуществляющих таможенное оформление и таможенный контроль при декларировании и выпуске товаров».

Этот приказ определяет порядок выполнения различных действий таможенными органами при осуществлении таможенного оформления и таможенного контроля товаров, заявленных декларантами под тот или иной режим. Например, в соответствии с этим приказом должностные лица таможенных органов при осуществлении таможенного оформления и таможенного контроля товаров в режиме выпуска для внутреннего потребления осуществляют фиксирование факта подачи таможенной декларации и документов, контроль соблюдения условий принятия таможенной декларации, проверку соответствия сведений, заявленных в таможенной декларации о наименовании товаров, их количественных данных (количество мест, вес и пр.), со сведениями, содержащимися в документах, представленных в таможенный орган при декларировании товаров, а также в электронных копиях таможенных документов, контроль правильности определения классификационного кода товара по ТН ВЭД России и т.д.

Этим приказом также регламентируется время проведения отдельных операций должностными лицами таможенного органа. Например, на подготовку и принятие решения о приостановлении выпуска товаров должностным лицам таможенного органа отведено всего 1,5 часа[11].

Зачастую нормативно-правовые акты федеральной службы, уполномоченной в области таможенного дела, дополняя основные положения Таможенного кодекса РФ, противоречат или не согласуются с ними. Если рассматривать правовую базу таможенного оформления, то в качестве примера можно привести приказ ГТК РФ от 16.09.2003 №1022 «Об утверждении перечня документов и сведений, необходимых для таможенного оформления товаров».

Пункт 1 Приказа говорит о том, что помимо 18 обобщенных пунктов, содержащих требования о документах, таможенные власти могут потребовать иные документы и сведения, не вошедшие в настоящий перечень, представление которых таможенным органам требуется в соответствии с иными нормативными правовыми актами ФТС РФ. Это не только противоречит таможенному законодательству России, но и превращает перечень требуемых документов в труднопреодолимый нетарифный барьер.

В нормативных актах ФТС (ГТК) РФ, в нарушение таможенного законодательства, содержится перечень новых документов, которые не обозначены в таможенном кодексе. В частности, в приказе ГТК РФ от21.10.1999 № 714 «О контроле таможенной стоимости отдельных товаров, ввозимых на таможенную территорию Российской Федерации» содержится форма документа под названием «Пояснения по условиям продажи, которые могли повлиять на цену сделки». Этот документ требует ответа на 154 пункта. Его общий объем свыше 15 страниц. Есть аналогичные требования такого же характера о представлении других новых документов и в других актах ГТК РФ.

Вопрос о документах помимо бюрократической стороны имеет еще и экономическое содержание[12]. Подготовка одного документа обходится в 10-15 долларов США. Таможенное оформление одной внешнеторговой сделки может потребовать как минимум 15-20 документов, стоимость которых составит 250-300 долларов США. Таким образом, стоимость подготовки таможенных документов для малых и средних предприятий сопоставима с размерами таможенных пошлин.

Очевидно, что положение пункта 1 статьи 63 ТК РФ о том, что таможенные органы вправе требовать представления только документов и сведений, представление которых предусмотрено в соответствии с настоящим кодексом должно неукоснительно соблюдаться.

Таким образом, правовая база таможенного оформления требует доработки и совершенствования. Необходимо добиться ясности, четкости и однозначности понимания основных нормативно-правовых актов в области таможенного оформления, а также согласования основных их положений с международными правилами и стандартами в таможенной сфере.

 




Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-08-04 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: